Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Гендерные особенности менеджмента в социально-культурной сфере»

Работа №65427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования гендера, менеджмента и
социально-культурной сферы 7
1.1 Терминологические особенности и основные компоненты гендерной теории 7
1.2 Современный менеджмент: теоретические подходы к анализу 10
1.3 Понятие и структура социально-культурной сферы 14
Глава 2. Гендерные особенности в системе управления 20
2.1 Гендерная сегрегация на рынке труда 20
2.2 Теоретические аспекты анализа стилей управления 24
2.3 Гендерные особенности управленческой деятельности в социально-культурной
сфере 27
Глава 3. Эмпирическое исследование гендерных особенностей управления в социально-культурной сфере 32
3.1 Программа эмпирического исследования 32
3.2 Аналитическая часть эмпирического исследования 35
3.3 Выводы 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 56


Введение
В условиях постиндустриального общества услуги стали одной из значимых составляющих экономики. С повышением уровня жизни растут и потребности в услугах в различных отраслях, в том числе и в социально-культурной сфере. Услуги, предоставляемые в данной сфере, направлены на удовлетворение социальных и культурных потребностей людей. По данным Международной Организации Труда, на 2016 г. в глобальной сфере услуг работает 42,6% всех мужчин и больше половины всех женщин. В России на 2015 г. 70% работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности - женщины.
Анализ изменений, происходящих в современном менеджменте, показывает, что соотношение количества мужчин и женщин на управленческих должностях стремительно изменяется. На протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения (в настоящее время доля женщин в России составляет примерно 54%). Не смотря на то, что женщины на протяжении нескольких десятилетий опережают мужчин в охвате высшим образованием, гендерный разрыв на высших должностях продолжает существовать. В нашей стране благодаря более высоким достижениям в образовании шанс женщины стать топ менеджером организации в 1,4 раза выше. Тем не менее, руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций в России на 61% - мужчины.
Тема гендерных особенностей менеджмента в социально-культурной сфере, по нашему мнению, вызывает огромный интерес с социологической точки зрения. Складывается ситуация, когда женщины не могут или не хотят использовать свое преимущество в уровне образования и занять высокие позиции в сфере управления организации, в том числе и в социально-культурной сфере. Этим фактом обусловлена научная актуальность проблемы нашего исследования. С практической точки зрения гендерные аспекты менеджмента в социально-культурной сфере также вызывают интерес, т.к. город Санкт-Петербург занимает первое место в рейтинге «10 лучших туристических направлений по России» , что влечет за собой высокий уровень конкуренции среди организаций, занятых в данной сфере. Следовательно, привлечение женщин-специалистов в эту сферу могло бы положительно повлиять на ситуацию.
Степень разработанности проблемы исследования. Плюрализм взглядов социологов, менеджеров, психологов на гендерные особенности менеджмента позволил всесторонне рассмотреть эту проблему. Социологическим исследованиям проблем личности, её ценностных ориентаций и социальных установок посвящены работы М.Вебера, Е.Ильина, Т.Парсонса, Р Оуэна, П.Сорокина, В.А. Ядова. Гендерные различия в управленческой деятельности выделяются при анализе таких специфических для менеджмента ситуаций и характеристик, как мотивация достижений и мотивация избегания успеха (Дж. Аткинсон, Д. МакКлеланд, М. Хорнер, Г.А.Турецкая), атрибутирование профессиональной успешности (К. Доу, С. Кислер), управленческий стиль (Дж.Роузнер, А.Е.Чирикова, М.Хеннинг, А.Жарден), модель поведения, доминирующая в организационной культуре (Ф.Герцберг, Г.Хофстед, Д.Боллинже, А.И.Наумов), взаимодействие во властной структуре организации (С.Чаффнис и др.).
Целью данной работы является выявление на основе теоретического и эмпирического анализа гендерных особенностей менеджмента в социально-культурной сфере и определение рекомендаций по их оптимальному использованию.
Объектом исследования в нашей работе являются мужчины и женщины- менеджеры среднего и высшего звена.
Предмет выпускной квалификационной работы - гендерные особенности и различия в стилях управления в организации.
В процессе работы над дипломной работой для успешной реализации поставленной цели и наиболее полного рассмотрения объекта и предмета мной были поставлены следующие задачи:
• изучить понятийный аппарат и основные компоненты гендерной теории, менеджмента и социально-культурной сферы
• изучить подходы к гендерной сегрегации на рынке труда
• рассмотреть основные стили руководства в организации
• изучить стили управления организациями
• выявить гендерные отличия в управленческой деятельности в социально-культурной сфере
• провести эмпирическое исследование по данной проблематике
Гипотезами исследования стали:
• стиль руководства менеджера социально-культурной сферы подвержен влиянию гендера;
• менеджер социально-культурной сферы обладает в большей части феминным гендером;
• изменение уровня менеджмента в социально-культурной сфере влияет на гендер управленца: с повышением уровня менеджмента увеличиваются маскулинные качества управленца
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть рекомендованы к внедрению в организации, а также могут быть использованы и в других направлениях социально-культурной сферы.
В рамках отечественной и зарубежной литературы разработано немалое количество теорий гендера, управления и взаимосвязи этих понятий, также описаны результаты многочисленных экспериментальных исследований как в социологии, так и в менеджменте. В данной работе предпринята попытка изучения гендерных особенностей менеджмента на примере исследования социально-культурной сферы.
В качестве теоретической и методологической основ выпускной квалификационной работы выступают работы теоретиков Дж. Митчелл, Г. Рубин, Б. Фридан, К. Миллет, X. Хартман и др., которые проанализировали отношения между полами с точки зрения власти и дискриминации по признаку пола. Среди первых российских исследователей гендерных отношений можно назвать A.M. Коллонтай, И.Арманд. В советской науке основное внимание уделялось профессиональной деятельности женщин и сочетанию их общественных и семейных ролей. В настоящее время проблема гендерной идентификации и дифференциации активно разрабатывается такими российскими исследователями как Чирикова А.Е., Бодина Ю.Н, Кажаева А.А., Хоткина З.А, Здравомыслова.
Феномен лидерства изучался многими исследователями (Р. Стогдилл, Т.В. Бендас, Е.С. Яхонтова и др.). Каждого лидера, руководителя отличает определенный стиль управления, авторами концепций стиля управления являются К. Левин, Р Лайкерт, Р Бэйлис, Ф. Фрайдлер, У Реддин, Р Блейк, Дж. Моутон, А.А. Русалинова и др .
Различия между мужским и женским стилем управления исследуют Э. Игли, Б. Джонсон, А. Стетам, Дж. Липман-Блюмен, Э. Мишель-Альдер, среди отечественных исследователей - А.Е. Чирикова, Е. Балабанова, Г.Г. Силласте, И.Н. Тартаковская , Е.
Гвоздева, В. Герчиков, Н.Д. Стрекалова, O.K. Самарцева , Т.А. Фомина, С.Ю. Барсукова и др.
Методы исследования: анализ научной литературы, интерпретационный анализ, методы научного анализа, синтеза и обобщения полученной информации. В практическом разделе выпускной квалификационной работы в качестве эмпирических методов исследования гендерных особенностей менеджмента были использованы анкетный опрос, интервью и включенное наблюдение.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав (9 параграфов), заключения, списка литературы и двух приложений. Соответственно, в первой главе будет акцент на теоретические аспекты гендера, менеджмента, социально-культурной сферы, во второй главе будет рассмотрено их взаимодействие, а в последней главе будут представлены результаты практического исследования данной проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Вопросы, связанные с особенностями пола человека, а также его ценностными ориентациями, входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В настоящее время изучение гендерных отношений становится одним из элементов осмысления социальных преобразований. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Современное общество значительно отличается от того, которое было еще век назад. Если раньше лидерская роль в семье и публичной сфере принадлежала мужчинам, то сейчас любой человек имеет возможность выбирать вид деятельности для самореализации. Происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию одинаковых условий для реализации личности независимо от социального положения, национальности, возраста и пола. Однако сознанию обоих полов присущи стереотипные представления о роли в жизни, положении, статусе, различные ценностные ориентации. Гендерные стереотипы прочно закрепляются в нашем сознании с раннего детства, они кажутся нам настолько очевидными, что мы зачастую даже не осознаём того, как они влияют на наше восприятие мира и своего в нём места. Эти стереотипы откладывают свой отпечаток при желании реализоваться как личность. В сфере управленческих отношений гендерные стереотипы проявляются в виде гендерной ассиметрии. Стереотипы и мифы о женщинах- управленцах не признают за женщинами, в отличие от мужчин, самостоятельной способности к управлению.
Долгое время роль женщин в различных социальных сферах игнорировалась и не изучалась. С выходом женщин на рынок труда, с началом участия женщин в политике и научной деятельности, доказательством своей полной состоятельности развиваться в этих сферах, встал вопрос о равенстве прав и возможностей для мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни.
Сейчас особое значение уделяется поиску новых путей повышения эффективности производства, одним из аспектов которого полагается учет гендерной специфики функций управления. И, как следствие, одним из важных факторов, который будет способствовать положительному решению поставленной проблемы, является активное внедрение женщин в сферу управления и руководства. Все больше женщин активно включается в социально-экономическую сферу, причем преуспевают, что противоречит идеалам женственности и стереотипам о неспособности женщин занимать лидерские позиции и управлять в силу их гендерных характеристик, которые считаются противоположными характеристикам лидера. Стремление женщин к лидерским позициям является моделью активной адаптации к изменениям в социально-экономической системе, когда появилась возможность самореализации в любых сферах деятельности и необходимость материального обеспечения.
Социально-культурная сфера выступает как открытая система, взаимодействующая с другими социальными институтами и подверженная внутренним и внешним трансформациям, следовательно, ее изучение является важнейшей задачей социологической науки. Достойный образ жизни и свободное, всестороннее развитие человека невозможно без хорошо отлаженной системы здравоохранения, образования, культуры и т.п. Исторически сложилось так, что социально-культурная сфера по большей части занята женщинами. Считается, что данная сфера нуждается в традиционно женском умении проявить заботу и поддержать уют: она создает, сохраняет, распределяет культурные ценности и приобщает к ним разные слои населения; в ресторанном и гостиничном хозяйстве женщина выступает в роли хранительницы очага; аналогичная ситуация наблюдается и в таких сферах, как образование и здравоохранение. Однако на деле, занятость женщинами данной сферы скорее можно объяснить большой рутинной работой и маленькой заработной платой.
Социально-культурная сфера имеет феминный гендер, но менеджер данной сферы на любом уровне должен проявлять сильные качества. Тезис о наличии или отсутствии различий в стилях управления мужчин и женщин остается дискуссионным. Про женщин говорят, что они следуют более мягкому, заботливому и консультативному стилю, поощряют демократию и участие подчиненных в процессах управления. Наше исследование опровергает этот стереотип. Мужчины и женщины могут выбрать любой из стилей управления или даже использовать смешанный стиль. Выбор стиля руководства и женщины, и мужчины опирается не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. Гендерный фактор влияет на процесс формирования, мотивацию деятельности менеджеров и использование стилей управления в руководстве, однако не является основополагающим. Традиционный взгляд на то, что женский стиль руководства ориентирован на отношения, так как они по природе эмоционально ориентированы, а мужской - ориентирован на задачу, так как он характеризуются настойчивостью и целеустремленностью исчерпал себя. В основе выбора определенного стиля руководства лежит специфика лидерской позиции конкретного руководителя. Мужчины и женщины могут и должны занимать равновесные позиции в управленческой деятельности, вне зависимости от сферы.


Список литературы
1. «Гендерное неравенство в трудовой сфере» [электронный ресурс] http://spb- egida.ru (дата доступа 30.04.2017)
2. «У женщин больше шансов стать начальниками» от 28 ноября 2016, источник: Известия [электронный ресурс] https://news.mail.ru/society/27934913/?frommail=10 (дата доступа 05.02.2017)
3. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. [электронный ресурс] http://web.bvu.edu/faculty/ goodfriend/documents/surveys/Sex%20Role%20Inventory/ccp-42-2-155.pdf (дата доступа 20.04.2017)
4. Bitner M. J. Servicescapes: The Impact of Physical Surroundings on Customers and Employees. // Journal of Marketing , 1992
5. Mead M. «Sex and temperament in three primitive societies», [электронный ресурс] https://personalwebs.coloradocollege.edu/~mduncombe/WS%20110/Mead, %20Sex%20and%20Temperament.pdf (дата доступа 20.04.2017)
6. Pleck J. The Male Sex Role: Definitions, Problems, and Sources of Change [электронный ресурс] https://www.researchgate.net/profile/Joseph Pleck/publication/ 229946925 The Male Sex Role Definitions Problems and Sources of Change/ links/545fa4ac0cf27487b450a8ef/The-Male-Sex-Role-Definitions-Problems-and- Sources-of-Change.pdf (дата доступа 25.04.2017)
7. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии, М. 2005
8. Анкер Р Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - “Русская панорама”, 2002
9. Асанова Э.С. Социально-культурный сервис современной России: генезис и тенденции развития [электронный ресурс] http://cyberl eninka.ru/arti cl e/n/sotsialno- kulturnyy-servis-sovremennoy-rossii-genezis-i-tendentsii-razvitiya (дата доступа 05.04.2017)
10. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2005
11. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000
12. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие, СПб., Питер, 2008
13. Берн Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн 2-е междунар. изд. — М. ; СПб.: Олма-
Пресс: прайм-Еврознак : Нева, 2002
14. Боровкова И. В. Изменение социальных ролей мужчин и женщин, как феномен в современной культуре // Молодой ученый. — 2012
15. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.Сфера услуг: экономика. - М. : КНОРУС, 2007
16. Вайншток С.М. Социальная роль руководителя в системе организационно-управленческих процессов отраслевых структур, М., 2002
17. Веснин В. Р Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики, 2003
18. Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории // THESIS, 1994
19. Вяткина Н.В. Социально-статусные характеристики управленческой деятельности как детерминанты формирования информационного общества, [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-statusnye-harakteristiki- upravlencheskoy-deyatelnosti-kak-determinanty-formirovaniya-innovatsionnogo- obschestva (дата доступа 16.04.2017)
20. Гвоздева Е. С. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. 2000.№ 3
21. Гелих О.Я., Минина В.Н. Управление и власть: материалы междисциплинарного научного семинара СПб., 2004
22. Герчикова И.Н. Менеджмент: 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2000
23. Глазунова В. С. Женщина-лидер под влиянием гендерных стереотипов, Сборник материалов Ген. чтений, Ростов, 2016
24. Голоколенова М. А. Институт сервиса в современной России как объект социологического исследования [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/ n/institut-servisa-v-sovremennoy-rossii-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения 06.04.2017)
25. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2001
26. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Хащенко Н.Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива М. ИПАН, 1989
27. ЗахаровМетодика определения стиля руководства трудовым коллективом [электронный ресурс] http://azps.ru/tests/3/test7.html (дата доступа 05.04.2017)
28. Иванов В. А. Сервисная деятельность / В. А. Иванов. - М. : Просвещение, 2006
29. Кажаева А.А. Смысл жизни глазами женщины, Сборник материалов Ген. чтений, Ростов, 2016
30. Карнаухова В. К. Сервисная деятельность / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. - М. : ИКЦ «МарТ», 2006
31. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУКИ, 2004
32. Козина И.М. «Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда», [электронный ресурс] http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-02koz.htm (дата доступа 23.04.2017)
33. Кон И. С. «Психология половых различий» [электронный ресурс] http:// www.psychology-online.net/articles/doc-175.html (дата доступа 04.04.2017)
34. Коробкова С. И. Сервисная деятельность / С. И. Коробкова, В. И. Кравченко, С. В. Орлов, И. П. Павлова. - СПБ. : Питер Ком, 2005
35. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм : учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боу- эн, Дж. Мейкенз. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТА-ДАНА, 2002
36. Кузнецова Ю.В., Полесных В.И. Менеджмент: Учебн. пособие для ВУЗов.
[электронный ресус] http://books.ifmo.ru/book/66/menedzhment/
uchebnoe posobie..htm (дата доступа 28.03.2017)
37. Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегия : пер. с англ. / К. Лавлок. - 4-е изд. - М. : Изд. дом «Вильямс», 2005
38. Лялин А.М. Менеджеры, которые нам необходимы // Высшее образование сегодня. - 2010
39. Мальцева И.О., Рощин С.ЮНаучное издание «Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда»
40. Мезенцева Е. Гендерная проблематика в экономической теории [электронный ресурс] http://www.owl.rU/win/books/articles/mezenzeva.htm#8 (дата доступа 30.04.2017)
41. Мескон M.X. Основы менеджмента/ M.X. Мескон, M. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002
42. Михеева Н.А. Социально-культурная сфера в системе социального управления, [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-sfera-v- sisteme-sotsialnogo-upravleniya (дата доступа 03.05.2017)
43. Михеева Н.А. Социально-культурная сфера в системе социального управления, [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-sfera-v- sisteme-sotsialnogo-upravleniya (дата доступа 03.05.2017)
44. Н. И. Данилова Содержание и принципы гендерного управления, [элктронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-printsipy-gendernogo-upravleniya (дата доступа 03.05.2017)
45. Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований". Под ред.,. -М.: МЦГИ/ МВШСЭН, 2000
46. Найссер У Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981
47. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга [электронный ресурс] https://gov.spb.ru/gov/otrasl/c tourism/news/104110/ (дата доступа 20.05.2017)
48. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002
49. Попов С., Подволкий Г. Стиль и методы руководства: Сборник /сост., - М.: 2005.
50. Самарцева O.K. Мужчина и женщина в сфере бизнеса/ O.K. Самарцева, Т.А. Фомина // Социологические исследования. - 2000. - №3/4.
51. Силласте Г. Г. Социально-психологический облик россиянок: доклад на 3-й Международной гендерной конференции «Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы». 14-16 октября 1997. М., 1997
52. Словарь гендерных терминов [электронный ресурс] http://www.owl.ru/gender/ 010.htm (дата доступа 04.04.2017)
53. Сташ С.М. Социологическое изучение социально-культурной сферы [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskoe-izuchenie-sotsialno- kulturnoy-sfery (дата доступа 04.05. 2017)
54. Т.А. Фролова Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. [электронный ресурс] http:// www.aup.ru/books/m204/1 4.htm (дата доступа 05.04.2017)
55. Тартаковская И. Н. Мужская работа, женская работа... // Рубеж. 2001№ 16-17
56. Тартаковская И.Н. Карьера женщины в индустрии/ И.Н. Тартаковская// Человеческие ресурсы. - 2001
57. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А.Ворониной. — М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. С 83
58. Тихонов А.В.От социологии менеджмента к социологии управления как научно исследовательской программе [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/ ot-sotsiologii-menedzhmenta-k-sotsiologii-upravleniya-kak-nauchno-issledovatelskoy- programme (дата доступа 14.04.2017)
59. Токаренко Г.С. Организация контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Финансовый менеджмент №1. - 2005 [электронный ресурс] http://dis.ru/library/detail.php?ID=25488 (дата доступа 28.03.2017)
60. Турецкая Г. Социально-психологические типы деловой активности женщин. Канд. диссертация. М. Институт психологии РАН 1999
61. Федеральная служба государственной статистики; Женщины и мужчины России -
2016 г [электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b16 50/Main.htm (дата
доступа 01.05.2017)
62. Федеральная служба государственной статистики; Женщины и мужчины России 2016; статистический сборник
63. Фокина О. А. Сервисная деятельность как особый вид социальной практики [электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/servisnaya-deyatelnost-kak- osobyy-vid-sotsialnoy-praktiki (дата доступа 05.04.2017)
64. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. -2001., №2.
65. Чирикова А. Е. Мужчина и женщина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования. 2003. № 1.
66. Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ менеджер Российских компаний: новый взгляд на старую проблему, Сборник материалов Ген. чтений, Ростов, 2016
67. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. - М.: ТЕИС, 2002



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ