Оглавление
Введение
Анализ влияния транспортного шума на экологическую безопасность
Расчет уровня шума в населенном пункте
Таблица 1
Затраты на установку звукоизоляционных окон.
Заключение
Список библиографических ссылок
Аннотация
Автомобильный транспорт - объект экологической опасности. Основная форма его негативного воздействия на человека, кроме загрязнения водных ресурсов и почвы, является гибель и телесные повреждения в дорожных авариях, ухудшение трудовых условий и отдыха из-за вредного атмосферного воздуха с пылью, выхлопных газов, транспортного шума, вибрации от автомобилей.
Целью исследования является определение фактического уровня шума от движения автомобильного транспорта в населенном пункте, соответствия его допустимым требованиям, подбор способов защиты от шумового загрязнения, как одного из факторов, наиболее отрицательно влияющих на экологию.
Влияние шумового загрязнения изучалось на примере поселка Васильевка Буинского района республики Татарстан, где, согласно результатам исследований, фактический уровень шума в 76,5 дБА у фасадов жилых зданий оказался намного выше допустимого. Наиболее технологичным и экономически эффективным, согласно расчетам, определен способ устройства звукоизоляционных конструкций.
Шумовое загрязнение является одной из причин возникновения многочисленных болезней и появления глухоты. Как показали исследования, обеспечение допустимого уровня шума возможно даже в стесненных условиях населенных пунктов, если оградить людей от влияния шумового загрязнения установкой звукоизоляционных окон и других конструкций.
Ключевые слова: шумовое загрязнение, автомобильный транспорт, автомобильная дорога, транспортный поток, эквивалентный уровень шума, шумозащитные экраны.
Введение
XXI век для России характерен взрывными темпами автомобилизации, и, как следствие, высоким уровнем шумового загрязнения. Транспортный шум или как его еще называют шумовое загрязнение - один из наиболее опасных факторов, относящихся к нарушениям окружающей среды. Современным крупным городам, да и другим населенным пунктам характерно высокое шумовое загрязнение, уровень которого чаще всего выше допустимых требований.
Отметим, что в таких городах, как Рим, Мехико, Париж, Москва эквивалентные уровни звука достигают 75-80 дБА при нормативном 45-55 дБА [5]. Как показывает практика, ежегодный рост числа автомобилей повышает уровень шума в населенных пунктах на 0,5-1,0 дБА, несмотря на ужесточение норм к транспортным средствам в части снижения шумового загрязнения [1] и требованиям к созданию «тихих» автомобилей.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена ужесточением требований к шумовому загрязнению населенных пунктов, через которые проходят автомобильные дороги, от транспортных средств, наиболее отрицательно влияющих на экологию. Задачами исследования являются подбор возможных способов защиты от шумового загрязнения для обеспечения комфортного проживания жителей и соответствия экологических норм и параметров с учетом технологичности и экономической целесообразности их устройства на территории населенного пункта.
Таким образом, влияние автомобильного транспорта на окружающую среду обуславливается большой популярностью и становлением его одним из составляющих «образа жизни» населения: почти каждый обладает автомобилем, поэтому объемы выброса вредоносных веществ в воздух и шумового загрязнение будут только увеличиваться. На автомобильной дороге федерального значения Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск, проходящей через поселок Васильевка Буинского района, где жилая застройка находятся в 5-8 метрах от бровки, по нормам допустимый уровень звука у жилых домов не должен превышать 45 дБА в ночное и 55дБА в дневное время [3]. В соответствии проведенных измерений фактического уровня шумового загрязнения у жилых домов поселка показатель шума доходит до 76,5 дБА, что превышает санитарные нормы на 46,5 дБА ночью, и на 36,5 дБА в дневное время, при допустимых значениях шум в жилой комнате должен иметь значения 30 дБА - ночью, 40 дБА - днем.
Как отмечают нормативные документы, шум свыше 80 дБА вреден для человеческого организма и акустическое раздражение накапливаясь, может вызвать необратимые последствия: неврологические заболевания; головокружение; оглушение; рассеянность; болезни сердца, печени. Отметим, что влияние шума на вестибулярный аппарат снижает рефлексы, из-за чего происходят несчастные случаи, в том числе и дорожно-транспортные происшествия.
Основываясь на результатах исследования, в качестве средства, снижающего шум внутри жилых домов, наиболее эффективной оказалась замена обычных окон на окна повышенной звукоизоляции. Затраты на это мероприятие составят порядка 8 125 000 руб.
1. Васильев А. В. Шум как фактор экологического риска в условиях
урбанизированных территорий, NOISE Theory and Practice 2015, стр. 27-40.
2. Куприянов В.Н. /. Проектирование защиты от шума: Учебное пособие. - Казань: КГАСУ, 2010. - 112с.
3. ОДМ 218.011-98 Автомобильные дороги общего пользования «Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог». [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200006888 (дата обращения: 12.11.19).
4. ОДМ 218.2.013-2011 «Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам». [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200096658 (дата обращения: 12.11.19).
5. ОДН 218.5.016-2002 Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги . [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kigan.ru/content/view/7/2/ (дата обращения: 11.11.19).
6. Пластиковые окна. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.panokna.ru/plastikovye-okna/rehau/blitz/ (дата обращения: 11.11.19).
7. Пластиковые окна. Остекление. Звукоизоляция. [Электронный ресурс]. - URL: https://okna-blitz.ru/svoimi-rukami/klass-zvukoizolyatsii-okon-pvh-kak-podobrat-okna-ot- shuma.html (дата обращения: 11.11.19)
8. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/4174553/ (дата обращения: 11.11.19).
9. Can you hear us? Why it is finally time for the EU to tackler the problem of
noisefrom road and rail traffic,/T&E-European Federation for Transport and Enviroment publications, 2008, T&E 08/1, 12p. [Электронный ресурс]. - URL:
https://docplayer.net/17126308-Can-you-hear-us-why-it-is-finally-time-for-the-eu-to-tackle-the- problem-of-noise-from-road-and-rail-traffic.html (дата обращения: 11.11.19).
References
1. Vasilyev A. V. Noise as a factor of ecological risk in the conditions of urbanized territories, NOISE Theory and Practice 2015, pp. 27-40.
2. Kupriyanov V.N./. Noise protection design: Tutorial. - Kazan: KGASU, 2010. - 112c.
3. IRT 218.011-98 Public Roads "Methodological Recommendations on Road Greening." [Electronic Resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200006888 (contact date: 12.11.19).
4. IRT 218.2.013-2011 "Methodological Recommendations for Protection against Transport Noise of Areas Adjacent to Roads." [Electronic Resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200096658 (contact date: 12.11.19).
5. IRR 218.5.016-2002 Road safety indicators and standards. [Electronic resource]. - URL: http://www.kigan.ru/content/view/7/2/(date of the address: 11.11.19).
6. Plastic windows. [Electronic resource]. - URL: https://www.panokna.ru/plastikovye- okna/rehau/blitz/(date of the address: 11.11.19).
7. Plastic windows. Glazing. Sound insulation. [Electronic resource]. - URL: https://okna- blitz.ru/svoimi-rukami/klass-zvukoizolyatsii-okon-pvh-kak-podobrat-okna-ot-shuma.html (date of the address: 11.11.19)
8. Sanitary standards SN 2.2.4/2.1.8.562-96 "Noise at workplaces, in premises of residential, public buildings and on the territory of residential development." [Electronic resource]. - URL: http://base.garant.ru/4174553/(date of the address: 11.11.19).
9. Can you hear us? Why it is finally time for the EU to tackler the problem of noisefrom road and rail traffic,/T&E-European Federation for Transport and Enviroment publications, 2008, T&E 08/1, 12p. [Electronic resource]. - URL: https://docplayer.net/17126308 - Can - you - hear - us - why - IT is-finally-time-for-the-EU-to-tackle-the-problem-of-noise-from-road-and-rail-traffic. html (date of the address: 11.11.19).