ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ
ФИНАНСОВОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Понятие, значение и задачи финансовой стратегии предприятия 9
1.2 Принципы и этапы разработки финансовой стратегии
предприятия 15
1.3 Стратегический финансовый анализ, методы осуществления 24
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СТРОЙТЕХНИКА»... 33
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия 33
2.2 Финансовый анализ предприятия 40
2.2 Оценка стратегической позиции ООО «Стройтехника» 54
2.4 Мероприятия по повышению эффективности стратегии
финансового роста ООО «Стройтехника» и оценка их
эффективности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В современных экономических условиях финансовая стратегия предприятия играет главную роль в обеспечении эффективности финансовой деятельности, так как, прежде всего, она направлена на основные цели: управление финансовыми ресурсами, координация финансовых потоков, обеспечение роста рыночной стоимости предприятия и благосостояния его собственников. Отсутствие или неэффективная финансовая стратегия предприятия приводит к тому, что управленческие решения отдельных подразделений носят несогласованный и разнонаправленный характер, что приводит к противоречивости в управленческих решениях, снижает адаптацию хозяйствующего субъекта к изменениям внешней среды и способствует увеличению финансовых рисков.
Финансовая стратегия является мощным инструментом достижения приоритетных финансовых целей предприятия и его собственников. Определение основного стратегического вектора развития в управлении финансами предприятия основано на проведении исследования, которое предполагает раскрытие сущности и содержания финансовой стратегии как экономического понятия, функций, этапов разработки, методов и инструментов управления, а также факторов, оказывающих воздействие на ее формирование и постановку стратегических целей [20, с. 3].
Кроме того, актуальность темы выпускной работы определяется и тем, что в нестабильной финансовой среде происходят изменения в финансовой и производственной деятельности предприятий, что, как правило, связано с появлением и реализацией новых коммерческих проектов.
Диверсификация финансовой деятельности должна носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной финансовой стратегии.
Цель работы - разработка стратегии финансового роста ООО «Стройтехника».
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические и методические основы стратегии финансового роста предприятия;
- исследовать особенности и обобщить различные подходы к анализу финансового состояния предприятия;
- раскрыть методику стратегического финансового анализа и методы его проведения;
- провести анализ и дать оценку финансового положения предприятия ООО «Стройтехника»;
- дать рекомендации по разработке стратегии финансового роста предприятия ООО «Стройтехника» и рассчитать эффект от её внедрения.
Объектом работы является ООО «Стройтехника», которое занимается производством и реализацией строительной продукции.
Предметом исследования является финансовая стратегия предприятия ООО «Стройтехника».
Степень разработанности. При написании работы использовались следующие методы исследования: группировка, сравнение, метод абсолютных и относительных разниц, метод цепных подстановок.
Теоретической и методической основой для данной работы послужили постановления Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, труды российских ученых по проблемам оценки финансовой стратегии организации.
Особенную ценность представили труды Ковалева В.В., Шеремета А.Д., Селезневой Н.Н., Савицкой Г.В., Турманидзе Т.У. и других.
Практическая значимость работы состоит в том, что использование разработанных предложений и рекомендаций может быть применено в деятельности ООО «Стройтехника».
Информационная база - бухгалтерская отчетность ООО «Стройтехника» за 2014-2016 гг.
Основной стратегической целью ООО «Стройтехника» является стремление стать лидером и расширить географический диапазон своей деятельности. У ООО «Стройтехника» основное предназначение товара - материалы и оборудование для строительства, перспективы развития большие, выбор товаров- новинок - средний, ассортимент товаров по сравнению с конкурентами - средний. Качество предлагаемых товаров высокое при высоких ценах. Таким образом, конкурентная стратегия тем эффективнее, чем больше она обеспечивает защиту от конкурентных сил, способствует созданию дополнительного конкурентного преимущества.
За 2015 год выручка от реализации продукции ООО «Стройтехника» возросла на 12,13 % или на 7256 тысяч рублей. Но в связи со снижением объема заключенных договоров на поставку продукции ООО «Стройтехника» за 2016 год выявлено снижение выручки на 13,1 % или на 8786 тыс. руб. Себестоимость продукции также изменяется, увеличиваясь в 2015 году на 9,37 % ( 4344 тыс. руб.) и снижаясь на 10,49 % ( 5319 тыс. руб.) в 2016 году. Изменение выручки и себестоимости оказывает непосредственное влияние на валовую прибыль, которая за 2015 год увеличилась на 2910 тыс. руб. ( 21,64 %) и снизилась в 2016 году на 3467 тыс. руб. ( 21,19 %). Прибыль от продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась на 800 тысяч рублей (на 9,91 %), и на 500 тысяч рублей в 2016 году по сравнению с 2015 годом (или на 6,88 %). За три года, с 2014 по 2016 годы, произошло снижение прибыли от продаж на 1300 тысяч рублей, что составляет 16,11 %.
Численность работников в 2015 году снизилась на 5 человек по сравнению с 2014, а производительность одного работника увеличилась на 109,72 тысяч рублей или на 18,09 %. За счет снижения производительности труда, который за 2016 год составил 677,58 тыс. руб. и за счет снижения
объемов заказа средняя заработная плата в 2016 году не повышалась, и составила в среднем 18 000 руб.
Темп роста средней заработной платы не опережает темп роста производительности труда, это говорит о положительной динамики производительности труда. Коммерческие расходы увеличиваются в 2015 году на 3710 тыс. руб. (68,96 %), а за 2016 год снижаются на 2967 тыс. руб. ( - 32,64 %).
Снижение себестоимости в 2016 году позволило ООО «Стройтехника» остаться в зоне прибыли, а не убытка, рентабельность производства при этом хоть и снизилась с 5,70 % до 1,29 %. Динамика рассмотренных показателей нестабильна, но всё же предприятию удалось сохранить безубыточность деятельности и получить чистую прибыль в размере 754 тыс. руб.
Рентабельность продаж в динамике за последние три года снизилась; так в 2014 г. рентабельность составляла 13,49 %; в 2015 г. 10,84 %; в 2016 г. 9,92 %, снижение рентабельности произошло за счет увеличения суммы расходов предприятия.
Основная гарантия стабильного спроса на строительную технику от ООО «Стройтехника» высокое качество. Но ООО «Стройтехника» из-за невысокой производительности не может обеспечить растущий спрос клиентов и от данного фактора теряет часть своих заказчиков.
Таким образом, нами были предложены мероприятия в рамках стратегии финансовой поддержки ускоренного роста, эта стратегия направлена на обеспечение высоких темпов его операционной деятельности, в первую очередь, - объемов производства и реализации продукции. В этих условиях существенно увеличивается потребность в финансовых ресурсах, направляемых на прирост оборотных и внеоборотных активов предприятия.
Приоритетным направлением стратегического финансового развития ООО «Стройтехника» является увеличение потенциала формирования финансовых ресурсов. Далее предлагаем использовать стратегию горизонтальной диверсификации, которая заключается в поиске возможности роста на существующих рынках за счет выпуска новой продук¬ции, которая отличается от уже имеющейся. При этом новое оборудование ориентируется на прежних (постоянных) заказчиков. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка пред¬приятием собственных возможностей в производстве новых товаров, продуктов и услуг.
Таким образом, вследствие внедрения новой финансовой стратегии ожидается рост объема продаж за счет возможности роста на существующих рынках и выпуска новой продукции и эффективного управления собственными финансовыми ресурсами (дебиторской задолженностью и затратами). Вследствие выше перечисленного, результатом реализации мероприятий является рост доходов на 13 188,15 тыс. руб.:
1) Введение коммерческого векселя позволит увеличить величину оборотных средств за счет снижения дебиторской задолженности на 388,15 тысяч рублей, получить прочие доходы за предоставленный коммерческий кредит в сумме 3,22 тыс. руб., и, уплатив налог на прибыль с прочих доходов, получить общую величину оборотного капитала в сумме 390,73 тыс. руб.
2) Вследствие выведения на рынок нового товара - станков для производства арбалитовых блоков ООО «Стройтехника», дополнительная выручка составит 12800 тыс. руб., дополнительный доход от стратегии горизонтальной диверсификации 1273,47 тыс. руб.
3) Дополнительный доход от ценовой стратегии 3742,0 тыс. руб.
Рост себестоимости на 7 281,44 тыс. руб. (производство новых станков).
Таким образом, за счет внедрения предложенных мероприятий выручка увеличивается на 13 188,15 тыс. руб., прочие доходы на 3,22 тыс. руб. за счет вексельной оплаты за продукцию, прочие расходы на 503,4 тыс. руб. за счет процентных выплат банку Снежинский. Рост валовой прибыли составит 5906,71 тыс. руб., а чистая прибыль увеличится на 4325,18 тыс. руб., рентабельность производства увеличивается на 4,18, что подтверждает целесообразность внедрения предложенных мероприятий.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 23.05.2016).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 06.07.2016).
3 Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 03.07.2016 № 197- ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).
4 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н (в ред. от 06.04.2015 г.).
5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н (в ред. от 06.04.2015 г.).
6 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 03.07.2016 г.)».
7 Абрютина, М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М.С. Абрютина. - М: Дело и сервис, 2015. - 270 с
8 Бурмистрова, Л.М. Финансы торговой организации: учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 240 с.
9 Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
10 Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
11 Владимирова, Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля): учебник / Л.П. Владимирова. - М: Дашков и К°, 2013. - 617 с.
12 Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: учебно-практическое пособие./ Р.П. Валевич, Г.А.Давыдова: Высшая школа, 2015. - 370 с.
13 Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2015. - 296 с.
14 Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Еремин. - М.: КноРУс, 2014. - 648 с.
15 Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / Г.Г. Иванов. - Москва: Академия, 2015. - 317 с.
16 Короленок, Г. А. Менеджмент в торговле: учебник / Г. А. Короленок, Г.Г. Гоцкий. - Минск: БГЭУ, 2015. - 543 с.
17 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения: учебник для ВУЗов. / Н.Л. Карданская - М.: ЮНИТИ, 2015. - 407 с.
18 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л.И. Кравченко. - Минск: Новое знание, 2014. - 649 с.
19 Кеннеди, Дэн. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди; [пер. с англ. А.Яковенко]. - М.: ГИППО, 2016. - 203 с.
20 Оводков, Д.А. Финансовая стратегия предприятия и механизм ее разработки: Монография/ В.В. Гаврилов, Д.А. Оводков. - Воронеж: Институт ИТОУР, 2014. - 9,5 п.л.
21 Любушин, Н.П. Финансовый анализ: учебник / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. - М.: Эксмо, 2015. - 589 с.
22 Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес- процессов в цепях поставок: учебник / В. В. Дыбская. - М.: Эксмо, 2015. - 939 с.
23 Логистика складирования: учебник / В. В. Дыбская. - М.: Инфра-М, 2014. - 557 с.
24 Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник для вузов / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. - М.: Геотар-Медиа, 2014. - 208 с.
25 Мельников, В.П. Логистика: учебник для вузов / В.П. Мельников,
A. Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
26 Модели и методы теории логистики: пособие по специальностям /
B. С. Лукинский - СПб.: Питер Пресс, 2013. - 288 с.
27 Маркетинг: учебник для магистров и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / И. М. Синяева. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
28 Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебное пособие / В. Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 с.
29 Неруш, Ю.М. Логистика: учебное пособие / Ю.М. Неруд, А.Ю. Неруш
- М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 304 с.
30 Николаева, Т.П. Финансы предприятий: учебно-методический
комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2013. - 305 с.
31 Плоткин, Б.К. Основы логистики. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2015.- 315 с.
32 Подольная, С.И. Особенности организации и анализа процесса товародвижения торговых сетей // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 304¬307.
33 Перчикова, Н.И. Менеджмент: учебник / Н.И. Перчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 571 с.
34 Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / Н. В. Егарева. - М: КноРус, 2013. - 536 с.
35 Сорокина, М. В. Менеджмент в торговле: учебник / М. В. Сорокина. - СПб: Бизнес-пресса, 2014. - 577с.
36 Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: Новое знание, 2013. - 589с.
37 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2015. - 688 с.
38 Управление маркетингом: учебник для вузов: перевод с английского / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 832 с.
39 Финансовый маркетинг: теория и практика: учебник для магистров / Артемьева О.А. Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации.
- Москва : Юрайт, 2013. - 424 с.
40 Чернов, В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельно¬сти / под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2014. - 876 с.
41 Финансовый менеджмент: учебник / под. ред. А.М. Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 553 с.
42 Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А.М. Фридман. - М: Дашков и К, 2014. - 612с.
43 Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М: Дашков и К°, 2015. - 506с.
44 Экономика торгового предприятия: торговое дело: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Л.А. Брагин. - Москва: Инфра-М, 2014. - 412с.
45 Экономика организаций торговли: учебное пособие / Р.П. Валевич, Г. А. Давыдова. - Минск: БГЭУ, 2014. - 208с.
46 Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / С.Н. Лебедева, Н.А. Сныткова, А.В. Гавриков. - Минск: Новое знание , 2016. - 471с.
47 Экономика торгового предприятия: учеб. пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ / Авт. сост. М.Н. Греховодова. Ростов - на - Дану: Феникс, 2014. - 190 с.
48 Экономика предприятий: учебное пособие / Т.И. Николаева. - М: КноРус, 2014. - 576 с.
49 Экономика торговли: учебное пособие / Н. И. Саталкина, Б. И. Герасимов, Г.И. Терехова. - М: Форум, 2014. - 450 с.
50 Экономика и планирование на предприятиях: учебник для вузов / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М: Дашков и К°, 2014. - 272 с
51 Экономика предприятия: в сфере товарного обращения: учебное пособие / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, Т.И. Марченко. - Москва: КноРус, 2015. - 298 с.
5 2 http://www.vedomosti.ru/busines s/articles/2015/12/25/622565-seti-narastili- dolyu