ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Содержание маркетинга и его роль в системе управления
предприятием 9
1.2 Методология оценки эффективности маркетинговой деятельности
предприятия 14
1.3 Методы и инструменты управления маркетинговой деятельностью, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия 24
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «АЛЛЮР-ЗЛАТ» 32
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия 32
2.2 Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия ... 39
2.3 Идентификация маркетинговых мероприятий, направленных на
повышение конкурентоспособности предприятия 54
2.4 Оценка экономического эффекта от внедрения маркетинговых
мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. В современных экономических условиях высокой рыночной конкуренции происходит повышение роли маркетинга, как стратегического инструмента, а также значительно возрастает и умение предприятий отвечать на вызовы рынка, что позволяет им стабильно развиваться. Маркетинг играет важную роль в деятельности любого предприятия, потому что он позволяет установить оптимальную взаимосвязь между предприятием и внешней средой, частью которой оно является. В современном представлении маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на долговременное существование предприятия, на его устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка, повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг, товаров.
Организация сбыта продукции в комплексе маркетинга занимает одно из центральных мест, т.к. именно в системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности. Производство продукции с самого начала должно ориентироваться на определенные формы и методы сбыта, позволяющие наращивать объемы продаж, при повышении конкурентоспособности продукции. Совершенствование маркетинговой и сбытовой деятельности является одним из важнейших элементов развития предприятия, что позволяет ему быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и получать существенные преимущества в конкурентной борьбе. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия на основе маркетингового подхода необходима продуманная политика проведении комплексных маркетинговых мероприятий которые бы охватывали все стороны деятельности предприятия и были бы взаимосвязаны с другими его функциональным подсистемами.
Объект исследования - ООО «Аллюр-Злат», которое специализируется на производстве конской упряжи, товаров для служебных собак и изделий из кожи.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность предприятия.
Цель работы - разработать маркетинговые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия.
2) Провести анализ и дать оценку эффективности маркетинговой деятельности в ООО «Аллюр-Злат».
3) Разработать маркетинговые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Аллюр-Злат», оценить эффект от их внедрения.
Теоретической основой работы послужили учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга. Содержание и роль маркетинга довольно обширно освещены в работах таких авторов как Белоусова
С.Н., Герасимов Б.И., Герчикова И.Н., Голубков Е.В., Дихтель Е., Егошин А.П., Котлер Ф., Лукичева Т.А. и других. Методы и инструменты маркетинговой деятельности предприятий рассматриваются в работах Гладких И.В., Ефимовой С.А., Матанцева А.Н., Моисеевой Н.К., Санникова А.А., Соловьева Б.А. и многих других исследователей.
Методической основой работы являлась методология анализа эффективности маркетинговой деятельности предприятий авторов Бахотского В.В., Беленова О.Н., Беста Р., Соловьева Д.В., Судника В. и других авторов. Методические аспекты применения маркетинговых инструментов нашли свое отражение в работах Амблера Т., Афанасьева М.П., Быковой Е.В., Муромкиной И.И., Стояновой Е.С., Хруцкого В.Е. и других авторов.
Информационной базой исследования являлась финансовая отчетность и данные отдела сбыта ООО «Аллюр-Злат» за 2014-2016 годы.
Практическая значимость работы заключает в том, что разработанные в ней маркетинговые мероприятия достаточно обоснованы и могут быть предложены руководству ООО «Аллюр-Злат» для рассмотрения.
Выпускная квалификационная работа посвящена раскрытию теоретических и методологических аспектов управления маркетинговой деятельностью, а также разработке управленческих решений, позволяющих повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятия как фактора повышения его конкурентоспособности.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает общество с ограниченной ответственностью «Аллюр-Злат», основным видом деятельности которого является производство и реализация упряжи для лошадей, товаров для служебных собак и других изделий из кожи.
Цель исследования - разработать маркетинговые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
Исследуемое предприятие ООО «Аллюр-Злат» за период 2014-2016 годы увеличило объемы продаж своей продукции почти на 90%. Колебания рыночного спроса вносили коррективы в структуру продаж как по группам производимых товаров, так и по регионам сбыта. Однако за период 2015-2016 гг. произошло ухудшение финансовых результатов деятельности предприятия, в частности, прибыль от продаж снизилась более чем на 37%, рентабельность продаж с 9% до 5%. При этом предприятие испытывало достаточно сильную зависит от заемных средств (собственный капитал в структуре источников финансирования составлял менее 15%) и трудности в погашении своих финансовых обязательств.
Результаты анализа маркетинговой деятельности ООО «Аллюр-Злат» показали ее недостаточную эффективность, что подтверждено следующими выводами:
1) Затраты на маркетинг и сбыт продукции возрастали на протяжении всего анализируемого периода и по темпам динамки опережали выручку от реализации продукции (в 2016 г. при темпе прироста маркетингово-сбытовых расходов порядка 25%, выручка от продаж увеличилась чуть более чем на 8%). То есть дополнительные затраты на маркетинг и сбыт не дали адекватного результата в
виде прироста объемов продаж.
2) Предприятие реализует свою продукцию по двум каналам (прямые продажи и через посредников), причем отмечается повышение эффективности продаж через посредников - рентабельность продукции, реализованной через посредников возросла за период 2014-2016 гг. с 2,79% до 5,70% на фоне общего снижения рентабельности продаж в целом по предприятию за этот период.
3) Анализ конкурентоспособности предприятия и его основных конкурентов (ООО «Студия Хорс» и ООО «АгроСервис») показал, что исследуемое предприятие в соответствии с суммарной рейтинговой оценкой занимает 2-е место среди компаний-конкурентов. Предприятие уступает лидеру рынка по таким параметрам как широта ассортимента, условия кредитования покупателей, система продвижения продукции на рынок.
4) Интегральная оценка конкурентоспособности показала снижение конкурентоспособности предприятия за период 2015-2016 гг. по показателям эффективности производственной деятельности, финансового положения и эффективности организации сбыта и продвижения продукции.
5) Итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой и сбытовой деятельности предприятия ухудшался на протяжении 2014-2016 гг. Это означает, что предприятие теряло свои конкурентные позиции в результате осуществления недостаточно эффективной маркетинговой и сбытовой деятельности, сокращая свою рыночную долю.
6) Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия показала, что за период 2015-2016 гг. происходило снижение маркетинговой рентабельности продаж (с 0,94% до 0,85%) и маркетинговой рентабельности инвестиций (с 61,67% до 48,08%). А это позволят говорить о снижении доли чистой прибыли от маркетинга в выручке от продаж и эффективности издержек на маркетинг.
Проведенное исследование позволило систематизировать проблемы маркетинговой деятельности ООО «Аллюр-Злат». В частности, это:
- снижение эффективности вложения средств в маркетинговую деятельность;
- снижение конкурентоспособности предприятия по отношению к основным конкурентам в организации сбыта и продвижения продукции;
- сокращение рыночной доли предприятия.
Для решения данных проблем в маркетинговой деятельности с целью повышения конкурентоспособности ООО «Аллюр-Злат» предложены и экономически обоснованы следующие мероприятия:
1) Проведение глубоких маркетинговых исследований с целью формирования информационной базы для разработки и принятия управленческих решений, направленных на снижение рисков предприятия и уровня неопределенности на рынке. Для проведения маркетинговых исследований рассмотрены два варианта: введение в штат специалиста-маркетолога и передача функций на аутсорсинг специализированной консалтинговой компании. Расчеты показали выгоду в использовании аутсорсинга, т.к. затраты по данному варианту существенно ниже (стоимость специалиста по аутсорсингу более чем на 50% ниже стоимости штатного специалиста) при более высокой квалификации специалиста, который помимо маркетинговых исследований будет консультировать в области стратегий продвижения на рынок. Экономическая оценка предлагаемого мероприятия показала, что проведение маркетинговых исследований позволит предприятию предотвратить возможные потери и упущенные выгоды и увеличить выручку от продаж почти на 12%. Каждый рубль затрат, вложенный на проведение маркетинговых исследований, принесет предприятию 4,03 руб. дохода.
2) Совершенствование материального стимулирования сотрудников отдела сбыта предприятия за счет внедрения системы премирования в виде комиссионных выплат, при которой размер заработной платы ставится в прямую зависимость от роста объемов реализованной продукции, что дает значительные стимулы для результативной работы. В результате внедрения предлагаемой системы материального стимулирования прогнозируется увеличение выручки от реализации продукции на 1337 тыс. руб. или на 14%.
3) Стимулирование сбыта за счет введения системы скидок покупателям продукции. В результате экономического обоснования скидки установлено, что для обеспечения требуемого уровня прибыли размер скидки с цены продукции не должен превышать 10%, исходя из чего предложена дифференцированная система скидок. За счет изменение условий расчетов с покупателями (введение системы скидок) планируется увеличение выручки от реализации продукции более чем на 6%.
Оценка экономического результата от разработанных маркетинговых мероприятий в ООО «Аллюр-Злат» позволила сделать вывод об их эффективности:
- происходит увеличение абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия: выручки от продаж порядка 32%, прибыли от продаж порядка 70%.
- происходит увеличение рентабельности продаж на 1,65 пункта, которая прогнозируется в 7,03%;
- маркетинговая рентабельность продаж, показывающая удельный вес чистой прибыли от маркетинга в выручке от продажи продукции, увеличивается на 18,69 пункта и прогнозируется на уровне 19,27%;
- рентабельность инвестиций в маркетинг также повышается (на 338,88 пункта), что позволяет говорить о повышении эффективности издержек на маркетинг.
Следовательно, разработанные мероприятия будут способствовать повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО «Аллюр-Злат» и его конкурентоспособности.