ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА) 7
1.1. Понятие связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методических подходов к развитию связной речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА) 33
2.1 Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.2. Направления и приемы развития связной речи старших дошкольников
(на примере повествовательного текста) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА) 7
1.1. Понятие связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методических подходов к развитию связной речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА) 33
2.1 Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.2. Направления и приемы развития связной речи старших дошкольников
(на примере повествовательного текста) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Развитие связной речи, а именно повествовательной монологической речи - одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая хорошо развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений.
В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова считают, что предпосылками к овладению повествовательной монологической речью являются не только высокий уровень развития лексического и грамматического строя речи, но и сформированные психологические процессы, такие как: память, внимание, мышление и воображение.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и в частности навыком повествовательного рассказывания.
Как отмечают И.Н. Александрина, В.К. Воробьева, В. П. Глухов, Е.Д. Сафронова, Н.Д. Судакова, Г.Л. Шадрина и другие для высказыванийдетей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение связности и
последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи, Самостоятельное рассказывание у таких детей характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова, нарушением порядка слов в предложении. В повествовательных рассказах дети с ОНР часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Вопросами разработки методики формирования связной речи, в том числе навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников занимались Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, В.И.Тихеева, Е.А.Флерина,
О.С. Ушакова.
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР, а именно навыка повествовательного рассказывания занимались такие ученые как: А.М.Бородич, В.К. Воробьева,Т.И. Гирзик, В.П.Глухов, Е.Д. Сафронова и многие другие. Несмотря на достаточную разработанность методических аспектов формирования связной речи у дошкольников с ОНР в практическом плане существуют качественные недоработки, устранив которые можно значительно улучшить всю логопедическую работу в данном направлении. Поэтому выбранную нами тему дипломной работы «Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествоватеьного текста)» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
Цель исследования: определить направления и приемы
логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
Объект исследования: особенности навыка повествовательного рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: направления и приемы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой коррекциоонная работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
1. будут своевременно выявлены особенности развития связной речи устарших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. в содержание образования детей старшего дошкольного возраста собщим недоразвитием речи будет включена коррекционная программа по развитию связной речи.
В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы теоретически обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
2. организовать изучениесвязной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
3. определить направления работы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области изучения особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи дошкольников Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой Г.В. Чиркиной, труды по разработке содержания и методов работы с детьми с ОНР дошкольного и школьного возраста Г.В. Чиркиной, труды по проблеме овладения связной речью детьми дошкольного возраста с ОНР В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Э.П. Коротковой, работы в области формирования навыка повествовательного рассказывания у дошкольников О.С. Ушаковой, Т.А. Ткаченко.
Для решения поставленной цели и задач в данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Короча, Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова считают, что предпосылками к овладению повествовательной монологической речью являются не только высокий уровень развития лексического и грамматического строя речи, но и сформированные психологические процессы, такие как: память, внимание, мышление и воображение.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и в частности навыком повествовательного рассказывания.
Как отмечают И.Н. Александрина, В.К. Воробьева, В. П. Глухов, Е.Д. Сафронова, Н.Д. Судакова, Г.Л. Шадрина и другие для высказыванийдетей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение связности и
последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи, Самостоятельное рассказывание у таких детей характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова, нарушением порядка слов в предложении. В повествовательных рассказах дети с ОНР часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Вопросами разработки методики формирования связной речи, в том числе навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников занимались Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, В.И.Тихеева, Е.А.Флерина,
О.С. Ушакова.
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР, а именно навыка повествовательного рассказывания занимались такие ученые как: А.М.Бородич, В.К. Воробьева,Т.И. Гирзик, В.П.Глухов, Е.Д. Сафронова и многие другие. Несмотря на достаточную разработанность методических аспектов формирования связной речи у дошкольников с ОНР в практическом плане существуют качественные недоработки, устранив которые можно значительно улучшить всю логопедическую работу в данном направлении. Поэтому выбранную нами тему дипломной работы «Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествоватеьного текста)» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
Цель исследования: определить направления и приемы
логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
Объект исследования: особенности навыка повествовательного рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: направления и приемы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой коррекциоонная работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
1. будут своевременно выявлены особенности развития связной речи устарших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. в содержание образования детей старшего дошкольного возраста собщим недоразвитием речи будет включена коррекционная программа по развитию связной речи.
В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы теоретически обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
2. организовать изучениесвязной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
3. определить направления работы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области изучения особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи дошкольников Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой Г.В. Чиркиной, труды по разработке содержания и методов работы с детьми с ОНР дошкольного и школьного возраста Г.В. Чиркиной, труды по проблеме овладения связной речью детьми дошкольного возраста с ОНР В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Э.П. Коротковой, работы в области формирования навыка повествовательного рассказывания у дошкольников О.С. Ушаковой, Т.А. Ткаченко.
Для решения поставленной цели и задач в данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Короча, Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления дошкольника, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно, образно.
Ряд исследователей В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.А.Фотекова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др. утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их дальнейшего обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи дошкольников развивается их мышление, память, восприятие, наблюдательность.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа- описания, фрагментарном запоминании словесного материала, трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности, недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
По мнению педагогов и психологов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. Поскольку в дошкольном возрасте преобладающем видом мышления является наглядно-образное, поэтому очень важно применять моделирование в процессе связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Поэтому анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам провести коррекционно-педагогическую работу на базе МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г. Короча, которое проходило в три этапа. На констатирующем этапе эксперимента для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта мы использовали серию заданий для исследования связной речи и выявления нарушений связной речи детей с ОНР нами были использованы методики В.П.Глухова,, была направлена на изучение связной повествовательной речи и «Тестовой методики
диагностики устной речи Т.А.Фотековой». Анализ полученных результатов показал, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием. Рассказы детей характеризуются непоследовательностью, бессвязностью, бедностью лексики, неумением соблюдать структуру описания и грамматически правильно строить предложения. Полученные позволили нам сделать вывод о необходимости проведения коррекционно - педагогической работы с детьми данной категории необходимо организовывать работу по формированию и совершенствованию навыков описания предмета. Коррекционно-педагогическая работа проводилась на втором этапе педагогического эксперимента, она заключалась в применении системы интегрированных занятий с использованием наглядного моделирования и в процессе режимных моментов.
Таким образом, важной задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи, а применение метода моделирования помогает решать следующие задачи: знакомит дошкольников с графическим способом представления информации; формирует навык самостоятельного моделирования.
Ряд исследователей В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.А.Фотекова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др. утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их дальнейшего обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи дошкольников развивается их мышление, память, восприятие, наблюдательность.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа- описания, фрагментарном запоминании словесного материала, трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности, недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
По мнению педагогов и психологов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. Поскольку в дошкольном возрасте преобладающем видом мышления является наглядно-образное, поэтому очень важно применять моделирование в процессе связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Поэтому анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам провести коррекционно-педагогическую работу на базе МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г. Короча, которое проходило в три этапа. На констатирующем этапе эксперимента для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта мы использовали серию заданий для исследования связной речи и выявления нарушений связной речи детей с ОНР нами были использованы методики В.П.Глухова,, была направлена на изучение связной повествовательной речи и «Тестовой методики
диагностики устной речи Т.А.Фотековой». Анализ полученных результатов показал, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием. Рассказы детей характеризуются непоследовательностью, бессвязностью, бедностью лексики, неумением соблюдать структуру описания и грамматически правильно строить предложения. Полученные позволили нам сделать вывод о необходимости проведения коррекционно - педагогической работы с детьми данной категории необходимо организовывать работу по формированию и совершенствованию навыков описания предмета. Коррекционно-педагогическая работа проводилась на втором этапе педагогического эксперимента, она заключалась в применении системы интегрированных занятий с использованием наглядного моделирования и в процессе режимных моментов.
Таким образом, важной задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи, а применение метода моделирования помогает решать следующие задачи: знакомит дошкольников с графическим способом представления информации; формирует навык самостоятельного моделирования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСКАЗА)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Развития связной речи в процессе общения со сверстниками
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Технология формирования мелодико-интонационной стороны речи у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию навыков составления
описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование интонационной выразительности речи у
дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018




