ВВЕДЕНИЕ 10
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Структура и основные характеристики доходов и расходов бюджета
городских округов 13
1.2 Содержание и факторы устойчивости бюджета муниципального
образования 27
1.3. Методика анализа оценки устойчивости бюджета 34
2. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА 44
2.1.Оценка доходов бюджета 44
2.2. Анализ расходов и устойчивости бюджета Копейского городского округа 54
3 УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 69
3.1 Основные причины неустойчивости обеспечения доходами муниципального
образования 69
3.2 Предложения и рекомендации по сохранению устойчивого бюджетного
обеспечения полномочий Копейского городского округа 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы работы связана с тем, что в условиях кризисных явлений связанных с санкциями ЕС И США, наложенных на РФ и слабой финансовой обеспеченности муниципальных образований в Российской Федерации сложно выстраивать сбалансированные муниципальные бюджеты, поскольку необходимые расходы для развития и поддержания в нормальном состоянии муниципальных объектов часто значительно выше средств, возможных к получению в качестве доходов муниципального образования. Тем более, в современных условиях все сложнее найти источники дополнительных поступлений в бюджет муниципальных образований, поскольку за муниципальными бюджетами (бюджетами городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, внутригородских районов) закреплена не столь часть федеральных и региональных налогов, поступления от местных налогов же, как правило, невелики, а рост неналоговых поступлений требует значительных усилий в управлении имущественным комплексом, что также сложно реализовать на муниципальном уровне. В результате доходы многих бюджетов муниципальных образований финансируются в большой доле за счет дотаций из вышестоящих бюджетов, увеличивают муниципальный долг, что ведет их к неустойчивости.
Конечно, в последнее время действенным направлением становится поиск оптимизации расходов бюджета, который реализуется через контроль за использованием ряда расходов бюджетных средств с точки зрения выполнения целевых показателей по направлениям, когда достигается повышение результативности бюджетных расходов (при выполнении поставленных администрацией муниципального образования целей), еще лучше - когда осуществленные расходы в будущем могут окупиться и приносить собственные неналоговые доходы в местный бюджет. Но в условиях девальвации и резкого роста цен в последние 2 года и это направление реализовать сложно.
Объектом дипломной работы является бюджет Копейского городского округа как муниципального образования.
Предметом исследования выступает устойчивость бюджета Копейского городского округа как его состояние (характеризуемое долей дотаций и уровнем муниципального долга).
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по повышению устойчивости бюджета Копейского городского округа.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- описать структуру и основные характеристики доходов и расходов бюджета городских округов;
- описать содержание и факторы устойчивости бюджета муниципального образования;
- рассмотреть методику анализа оценки устойчивости бюджета;
- произвести оценку доходов бюджета;
- осуществит анализ расходов и устойчивости бюджета Копейского городского округа;
- рассмотреть основные причины неустойчивости обеспечения доходами муниципального образования;
- разработать предложения и рекомендации по сохранению устойчивого бюджетного обеспечения полномочий Копейского городского округа.
Работа состоит из введения, заключения, трёх взаимосвязанных глав и библиографического списка. В первой главе работы выявлена сущность устойчивости бюджета муниципального образования, описаны методы ее оценки. Во второй главе работы проведен анализ доходов, расходов и устойчивости муниципального бюджета Копейского городского округа. В третьей главе работы разработаны рекомендации по повышению устойчивости бюджета Копейского городского округа, определен экономический эффект от внедрения этих рекомендаций.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в Российской Федерации, Копейском городском округе, справочная и учебная литература, статьи из периодики по данному вопросу.
В качестве практической базой использованы данные Администрации Копейского городского округа по исполнению бюджетов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования и предлагаемые мероприятия могут быть использованы для работы Финансовым управлением Администрации КГО для целей повышения устойчивости бюджета Копейского городского округа благодаря внедренным мероприятиям.
Решение поставленных в работе цели и задач позволило сделать следующие основные выводы.
Рассмотрены особенности формирования доходов и расходов городских округов. Бюджет городского округа как вида муниципального образования, формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений (в сумме они, кроме субвенций, составляют собственные доходы), а также за счет перераспределяемых, заемных и привлеченных доходов. Для выполнения муниципальным образованием отдельных государственных функций, установленных федеральными законами, осуществляется только на основе перераспределяемых средств из бюджета вышестоящего уровня. Расходование средств предполагается на исполнение расходных обязательств муниципального образования как в связи с собственными полномочиями как муниципального образования, так и в связи с выполнением отдельных государственных функций. Необходимо обеспечивать
сбалансированность бюджета, соответствие расходов получаемым доходам.
Охарактеризованы содержание и факторы устойчивости бюджета муниципального образования. устойчивость местного бюджета связана с его сбалансированностью, долей в доходах собственных доходов (налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений за вычетом субвенций) и конкретно налоговых и неналоговых доходов (чем они выше, чем бюджет более устойчив). При этом, несбалансированность бюджетов и превышение необходимых расходов в местном бюджете часто покрывается предоставлением трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Дотации, несмотря на то, что они включаются в собственные доходы местного бюджета, являются фактически не теми доходами, которые «зарабатывает» муниципальное образование, потому, чем их уровень выше, тем в меньшей мере бюджет является сбалансированным. Рассматривая устойчивость бюджета муниципального образования, необходимо рассматривать
не только уровень его собственных доходов, уровень налоговых и неналоговых доходов, а также сбалансированность, но и относительный размер дефицита (к расходам), относительный размер муниципального долга (к расходам), бюджетную обеспеченность, а также эластичность социально значимых расходов к доходам бюджета муниципального образования.
Разработана и представлена методика оценки устойчивости бюджета муниципального образования. При анализе устойчивости местного бюджета исследуется динамика, структура самих расходов и доходов, обеспечивающих доходы и расходы. Собственно оценка устойчивости местных бюджетов осуществляется с использованием бюджетных коэффициентов - показателей состояния бюджетов, рассчитанных как отношение абсолютных бюджетных показателей друг к другу. Кроме того, исследуется изменение доли собственных доходов, дотаций, субвенций в доходах бюджета, а также дефицит бюджета, его соотношения с доходами и источники его финансирования, муниципальный долг и его сопоставление с доходами бюджета..
Копейский городской округ один из крупнейших Челябинской области, единственный город в области, имеющий высокую награду - Орден Красного Знамени за героизм шахтеров в годы гражданской войны.
Учитывая результаты проведенного анализа, можно сделать вывод, что с 2013 года происходило снижение сбалансированности бюджета Копейского городского округа, что наглядно демонстрирует изменение динамики значения рейтинговой оценки устойчивости бюджета. Кроме того, проведенная оценка устойчивости и сбалансированности бюджета Копейского городского округа позволила подтвердить выводы относительно состояния региональных финансов, ранее сформулированных, выявить проблемы бюджетного управления:
- снижение темпов роста налоговых доходов в бюджет городского округа;
- низкая доля неналоговых доходов в объеме доходов бюджета.
Перечисленные факторы создают угрозы финансовой и бюджетной стабильности городского округа, оказывают негативное влияние на возможность экономического развития региона.
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем и недостатков действующего бюджетного процесса на уровне муниципальных образований.
Решением выявленных проблем могут послужить следующие меры:
1. Создание и поддержание системы стимулирования местных органов власти в вопросах социально-экономического развития.
2. Совершенствование мер по собираемости налогов.
3. Поиск новых источников доходов местных бюджетов.
4. Оптимизация контроля расходов и управления дефицитом местного бюджета.
5. Обеспечение связи бюджетной политики города со стратегией его развития.
6. Повышение качества финансового менеджмента.
Проведенные расчеты показали высокую эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы формирования доходов бюджета Копейского городского округа. В результате пересмотра нормативов отчислений налоговых доходов и введения новых видов отчислений от региональных налогов местный бюджет может быть увеличен на 25%. Таким образом, данные мероприятия свидетельствуют об эффективности их проведения как в Копейского городского округа Челябинской области, так и в других муниципальных образованиях России.
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. - Сайт: Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru
2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.04.2016) [Электронный ресурс]. - Сайт: Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. - 1993 - 25 декабря.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовой портал «Гарант»: [электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/875964215/.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 28.12.2016), ст. 1,2 [Электронный ресурс]. - Сайт: Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru
6. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановл. Правительства Рос. Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 // СЗ РФ от 31 мая 2004 г. № 22 ст. 2180 (в ред. от 6 апреля 2013 г.); Рос. газ. - 2004 - 1 июня.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №310 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. //Финансы. - 2016. - №12. - С. 4-6
9. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2014. - 486 с.
10. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие / Л.Ф. Курченко.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 252 с.
11. Бюджетная система России: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮРАЙТ, 2015. - 621 с.
12. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2014. - 486 с.
13. Багров М.В., Сорочайкин А.Н. Совершенствование бюджетного процесса на уровне муниципальных образований // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7(108). С. 55-59.
14. Говорушина, Т. К. Формирование доходов бюджетов муниципальных образований / Т. К. Говорушина // Царскосельские чтения. — 2014. — № XVIII / том III. — С. 84-87, с. 87
15. Ермакова Е.А., Болякина О.В. Подходы к определению финансовой
самостоятельности местных бюджетов России // Финансы и кредит. 2015. - № 12. С. 2-8.
16. Коротина Н.Ю. Внутренние резервы роста поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. - № 38. С. 11-15.
17. Коротина Н.Ю. Принципы классификации собственных доходов местных бюджетов // Социум и власть. 2014. - № 5. С. 101-105.
18. Коротина Н.Ю. Финансовая самостоятельность муниципальных образований и проблемы ее обеспечения // Инновационное развитие экономики и образования на современном этапе развития России. ред. колл. А.А. Якушев, А.В. Дубынина. Челябинск: ГУФК, 2014. - 396 с.
19. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы. 2014. - № 2. С. 15-19.
20. Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений // Финансовое право. - 2014. - № 10., с. 98
21. Макарова С.Н. Методика финансового анализа и оценки программных расходов бюджета публично-правового образования // Аудит и финансовый анализ. 2015. - № 6.
22. Мишустин М.В. Информационно-аналитические аспекты администрирования имущественных налогов: монография. М: ЮНИТИ, 2015. - 259 с.
23. Моргунов В.И., Власов С.А. Об управлении остатками средств на счетах органов государственного управления в России // Деньги и кредит. 2014. - № 2. С. 47-51.
24. Павлов, П. Финансовое право: курс лекций / П. Павлов. - М.: Омега-Л, 2014. - 320 с.
25. Парыгина, В.А. Бюджетная система России: Учебник. / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц, А.А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2016. - 286 с.
26. Пешкова, Х.В. К вопросу о субъектном составе межбюджетных отношений. / Х.В. Пешкова // Финансовое право. - 2015. - № 9. - С.75-81.
27. Пешкова, Х.В. Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты. / Х.В. Пешкова // Финансовое право. - 2015. - № 11. - С. 45-51.
28. Родионова В.М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты // Финансы. 2014. - № 4. С. 54-60.
29. Свищева, В.А. Государственные и муниципальные финансы: учебник / В.А. Свищева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 464 с.
30. Солянникова, С. П. Бюджеты территорий. / С.П. Солянникова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 212 с.
31. Суглобов, А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 263 с.
32. Тедеев, А.А. Бюджетное право РФ: учебное пособие. / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, С.И. Мельников. - М.: Приор, 2014.- 318 с.
33. Фетисов В.Д. Бюджетное устройство Российской Федерации. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 367 с., с. 77
34. Финансы в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2014. - 487 с.
35. Финансовое обеспечение местного самоуправления: тенденции и перспективы. //Бюджет. - 2017. - № 1. - С. 76-80
36. Христенко, В.Б. Новый этап реформы межбюджетных отношений /
В.Б. Христенко, А.М. Лавров // Финансы. - 2015. - № 12. - С. 3-9.
37. Фетисов В.Д. Бюджетное устройство Российской Федерации. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 367 с.
38. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. - № 5. С. 154-166.
39. Яшина Н.И., Ясенев А.В., Ясенев В.Н. Совершенствование методов оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. - № 1. С. 253-259.