ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Сущность и факторы формирования конкурентоспособности торговой организации
1.2. Специфика формирования конкурентоспособности торговых предприятий
1.3. Методика коۡмۡпۡлеۡксۡноۡй оценки
уровня коۡнۡкуреۡнтосۡпособۡностۡи торгового преۡдۡпрۡиۡятۡиۡя
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАО «ТАНДЕР» МАГАЗИН «МАГНИТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Аۡнۡаۡлۡиз внешней и вۡнутреۡнۡнеۡй среды ЗۡАО «Тандер».
2.3. Срۡаۡвۡнۡитеۡлۡьۡнۡыۡй анализ ЗۡАО «Тандер» «ۡМۡаۡгۡнۡит»
с осۡноۡвۡнۡыۡмۡи конкурентами
3.ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «ТАНДЕР» «МК ЖОЛИ» МАГАЗИН «МАГНИТ» Г. РЯЖСК
3.1. Пробۡлеۡмۡы и осۡноۡвۡнۡые направления рۡазۡвۡитۡиۡя конкурентоспособного преۡдۡпрۡиۡятۡиۡя
3.2. Расчет эффективностипредложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современных экономических условиях деятельность каждого торгового предприятия является предметом внимания большого круга участников рыночных отношений, заинтересованных в эффективности его функционирования.
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной дви¬жущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто спосо¬бен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предо¬ставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показате¬лей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возник¬новение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых техноло¬гий.
Тремя «слонами», на которых покоится розничная торговля, являются конку¬ренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты.
Следует отметить, что сам термин «конкурентоспособность» незаметно, но дос¬таточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В на¬стоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регио-нов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и норма¬тивных актов.
В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособ¬ности торгового предприятия. Более детальная прора¬ботка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приори¬тетов в нелегком деле повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений.
Рыночная экономика в России набирает всё большую силу, а значит, происходит усиление конкуренции. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, специалистам необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние не только своего предприятия, но и существующих прямых и потенциальных конкурентов. Изучение конкурентов имеет огромное значение. Контроль позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и качественней других компаний. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Таким образом, руководители находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и способов повышения конкурентоспособности. Это обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – ЗАО «Тандер магазин «Магнит».
Предмет – торгово-розничная деятельность торгового предприятия.
Цель – оценка конкурентоспособности торгового предприятия на примере ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» в г. Ряжске, разработка мероприятий по дальнейшему развитию.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- изучить общетеоретические подходы к методике оценки конкурентоспособности торговых предприятий;
- охарактеризовать экономику предприятия;
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду;
- провести сравнительный анализ деятельности исследуемого предприятия и его конкурентов;
- выявить проблемы в финансово-хозяйственной деятельности и предложить методы их решения.
Неустойчивое экономическое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономичпеской у тойчивости предприятия требует полного использования внутренних и внешних факторов развития. Практическое решение этих вопросов должно опиратьсян а всесторонние научные исследования и разработки.
В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература по вопросам оценки конкурентоспособности продукции.Основным источником информации для анализа эффективности деятельности предприятия служит бухгалтерский отчёт«МК ЖОЛИ» магазин «Магнит» в г. Ряжске, Рязанская область, за период 2013-2015 гг.
Проведение оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке. В условиях конкуренции основной целью предприятий розничной торговли является получение оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и снижения издержек по оказанию услуг. Преобладающая часть предприятий розничной торговли, стремясь увеличить прибыль за счет снижения издержек, ухудшают качество торгового обслуживания, тогда как снижение конкурентоспособности предприятия ведет к снижению эффективности его деятельности. Именно поэтому подход к оценке конкурентоспособности предполагает оперативность, объективность и должен быть комплексным, включая в себя
ряд этапов, учитывающих специфические особенности розничной торговли и полное раскрытие сущности и содержания деятельности предприятия.
Проведя анализ внутренней и внешней среды торгового предприятия «МК ЖОЛИ» «Магнит» в г. Ряжске, изучив его организационно-экономическую характеристику стало понятно, что в целом «МК ЖОЛИ» является стабильным предприятиям, в котором наблюдается тенденция повышения эффективности деятельности. Однако, в организации имеются отрицательные стороны, которые препятствуют дальнейшему развитию эффективности деятельности и конкурентоспособности соответственно. Изучив бухгалтерский баланс и др. документацию организации за 2013-2015 гг., мы выяснили, что произошло увеличение выручки от реализации продукции на 72,17% в 2015 г. по сравнению с 2013 г., в то же время, себестоимость продукции возросла. Это повлияло на сокращение валовой прибыли на 7,92%. Также за период 2014-2015 гг. наблюдается положительная динамика в финансовых показателях «МК ЖОЛИ», - выручка увеличилась на 26,5%, а прибыль от продаж выросла в 4,2 раза. В то же время производительность труда персонала снизилась на 33,4 %.
Вместе с тем, в организации имеется ряд конкурентных преимуществ, которые позволяют предприятию не снижать свою конкурентоспособность. Для повышения эффективности деятельности торговой сети, следует обозначить проблемы и предложить оптимальные решения.
Мы предложили ряд мероприятий для повышения конкурентоспособности и развития эффективности деятельности.
Анализ результатов показал, что проведенная работа была эффективна. Так, экономический эффект от введения дисконтных программ составил 39153,45 руб., а в результате внедрения интернет-торговли – выручка увеличилась на 8 %. Самое сложное в своей реализации мероприятие по точности расчетов было «стимулирование и мотивация персонала». Мы просчитали основные затраты и опустили мелкие. В результате годовая экономия от снижения текучести кадров 2314618,5 руб.Суммарный годовой экономический эффект составляет 72790618,5 рублей.
Подводя итог можно отметить, что «Магнит» «МК ЖОЛИ» существует в достаточно стабильных условиях, однако для получения дополнительных конкурентных преимуществ компании следует в полной мере воспользоваться потенциалом развития интернет-услуг, а именно создать на базе гипермаркета систему интернет-заказов, при этом сотрудничать с социальной службой для доставки товаров нуждающимся людям. Это позволит увеличить объемы продаж и привлечь новых клиентов.
Также для продвижения торговой сети среди предприятий-конкурентов необходим более тщательный подбор персонала, его обучение и стимулирование – от этого напрямую зависит эффективность деятельности всей торговой сети. С этой целью было предложен ряд мероприятий по работе с сотрудниками организации.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.
Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ: офиц. Текст. – М: Проспект, 2015. – 32 с.
2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: офиц. Текст.- М.: Проспект, КноРус, 2016. - 944 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300 – 1 (ред. От 03.07.16) «О защите прав потребителей» : Справочно-правовая система Консультантплюс. – 2016.
Учебная и научная литература
4. Андреева О. Д. Технология бизнеса: Маркетинг: учебное пособие. – М.: Дело, 2013. – 224 с.
5. Арженовский И.В. Маркетинг регионов: учебное. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 135 с.
6. Бизнес-энциклопедия "Платежные карты"/Библиотека Центра Исследований Платежных Систем и Расчетов ; ред.-сост. А.С. Воронин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС :ЦИПСиР, 2014. - 558 с.
7. Буклова М.А., Марьянкова А.В., Скорниченко Н.Н. Исследование конкурентоспособности предприятия с учетом влияния внешних и внутренних факторов // Школа университетской науки. - 2012. № 2. - С. 11-14.
8. Галачиева С.В., Алиханов А.В. Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности промышленного производства // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 12. - С. 126-129.
9. ДрогобыцкийИ. Н. Системный анализ в экономике: учебник; рекомендовано УМО "Профессиональный учебник" для студентов вузов / И. Н. Дрогобыцкий. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 423 с.
10. Иган Джон, Маркетинг взаимоотношений: анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений : учебник. - 2-е изд. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 375 с.
11. Карташов К.А. Развитие маркетинга на предприятии как способ повышения конкурентоспособности продукции // Экономические науки. - 2013. - № 105. - С. 80
12. Каячев Г.Ф. Стратегия промышленной фирмы на основе реальных. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 108 с.
13. Криворотов В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 351 с.
14. Курбанов В.В. Конкурентоспособность российских предприятий в мировой экономике. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 239 с.
15. Махов С.Ю. Стратегия безопасности: учебно-методическое пособие. - Орел : МАБИВ, 2014. - 114 с.
16. Медведева Е. Оценка конкурентоспособности организации на основе данных сегментарной отчетности // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 4. - С. 232-237.
17. Минько Э.В. Маркетинг: учебное. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с.
18. Нацубидзе А.С. Внедрение стратегической системы управления конкурентоспособностью в деятельность современных российских предприятий // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 1. - С. 298-301.
19. Некрасов Н.Е. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 149 с.
20. Пантелеев А. В. Конкурентоспособность организации: учебное пособие. - Минск :Вышэйшая школа, 2012. - 320 с.
21. Подборнова Е. Методические подходы к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 1. - С. 96.
22. Портер М. Конкуренция / Пер. О. Пелявский, Е. Усенко, И. Шишкина. - М.: Вильямс, 2010. - 592 с.
23. Селезнева Е. В. Лидерство: учебник для бакалавров; допущено УМО высшего образования / Е. В. Селезнева. - М.: Юрайт, 2013. - 429 с.
24. Сергеев В.С. Маркетинговая деятельность в обеспечении конкурентоспособности предприятия. - М. : Лаборатория книги, 2013. - 162 с.
25. Соловьев Б.А., Мешков А.А.,Мусатов Б.В. Маркетинг. - М.: Инфра-М, 2011. - 336 с.
26. Спиридонова Е.И. Применение современных рыночных инструментов как способ обеспечения конкурентоспособности предприятий // Вестник ПВГУС. - 2010. - № 3. - С. 140-144.
27. Старикова Л.Н. Технологии оценки собственности: учебное. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 252 с.
28. Степанов К.В. Конкурентоспособность торговой фирмы. - М.: Лаборатория книги, 2015. - 141 с.
29. Суслов К.В. Конкурентоспособность как экономическое явление // Вестник РЕАН. - 2011. - № 1. - С. 103-105.
30. Технологии будущего: экономика, право, образование: материалы Международной молодёжной научно-практической конференции : сборник материалов. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 337 с.
31. Титова Л.Г. Технологии делового общения: учебное. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 239 с.
32. Титова Н.А. Формирование и оценка конкурентоспособности предприятия розничной торговли: учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2013. - 100 с.
33. Тультаев Т.А. Маркетинг товаров и услуг: учебно-практическое пособие. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 318 с.
34. Федоренко К.П. Система принципов управления конкурентоспособностью фирмы на промышленном рынке // Промышленный и b2b маркетинг. - 2013. - № 3. - С. 202.
35. Фиров Н.В. Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 22. - С. 2-9.
36. Фокина Е.В. Оценка конкурентоспособности предприятия и характеристика ее уровня // Учет и статистика. - 2011. - № 23. - С. 53-60.
37. Химич Ю.С. Методические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 111-113.
38. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций): Теория и методология : учебное. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 799 с.
39. Черников А.В., Радьков В.А. Современные инновационные инструменты повышения конкурентоспособности компании // Вестник Московского университета. Экономика. - 2011. - № 5. - С. 41-44.
40. Шихабахов Т.А., Акежев А.А. Формирование стратегии как фактора конкурентоспособности предприятия // Экономические науки. - 2012. - № 1. - С. 157.
41. Щетинина И.В. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции // Экономинфо. - 2012. - № 18. - С. 52-53.
Ресурсы Интернет
42. Административно-управленческий портал [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m961/, свободный.- Загл. с экрана.
43. Официальный сайт магазина «Магнит» [электронный ресурс] Режим доступа: magnit-info.ru, свободный. – Загл. с экрана.
44. Официальный сайт магазина «Пятерочка» [электронный ресурс] Режим доступа: http://5ka.ru, свободный. – Загл. с экрана.
45. Электронная библиотека диссертаций [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/, свободный. – Загл. с экрана.