ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения PR-деятельности градообразующего предприятия 7
1.1. Функции пресс-службы производственного предприятия 7
1.2. Социально-экономическая система «город-градообразующее предприятие» 11
1.3. PR-деятельность градообразующего предприятия и корпоративная социальная ответственность 14
1.4. Корпоративные социальные программы как инструмент формирования информационных поводов 18
Глава II. Исследование PR-деятельности градообразующего предприятия ОАО «Лебединский ГОК» 24
2.1. Общая характеристика компании «Металлоинвест» и её дочернего предприятия ОАО «Лебединский ГОК» 24
2.2. Корпоративная социальная ответственность компании
«Металлоинвест» и ОАО «Лебединский ГОК» 32
2.3. Корпоративные социальные программы ОАО «Лебединский ГОК»: генерация общегородских новостных поводов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
В условиях современного общества из вспомогательного инструмента информация превратилась в один из ключевых продуктов, способных обеспечивать как индивидуальный комфорт, так и прогрессивную динамику общества в целом.
Данная ситуация предполагает нарастание серьезной конкурентной борьбы буквально на всех видах рынков – политическом, экономическом, культурном и т.д. – в первую очередь за то, чей информационный продукт будет востребован. Независимо от целей и задач предприятия, процесс использования информации начинается с простого ознакомления пользователя с ней. Информационное обеспечение СМИ рассматривается как один из инструментов осуществления PR-деятельности и одна из основных функций современной пресс-службы. Успех в данном случае зависит от того, попадёт ли сообщение в СМИ и в каком объёме. Авангардом будущего корпоративных коммуникаций в настоящее время уже выступают корпоративные медиа.
Именно от того, насколько у предприятия развита система связей с общественностью, во многом зависит его дальнейшая судьба. Деятельность PR-компонента предприятия оказывает влияние на его потенциальных клиентов, количество партнеров, имидж, элементарный интерес к производственной жизни. Особенно тесная связь между предприятием и обществом возникает в том случае, когда предприятие существует как градообразующее, в частности, в условиях «моногородов». Здесь, чтобы удержать свою аудиторию, без PR невозможно обойтись. Кроме того, от деятельности градообразующего предприятия зависит жизнь города, что подразумевает его социальную ориентированность. Предприятие должно быть заинтересовано в содействии социально-экономическому развитию территории присутствия.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в разработку методологии исследований городских территориальных образований внесли труды Бочарова Ю.П., Воронина А.Г. Анализ специфики развития моноспециализированных городов представлен в трудах Нещадина А., Любовного В.Я., Перцика Е.Н., и др. Особенности взаимосвязи городов и градообразующих предприятий представлены в трудах Белоножко М.Л., Ветрова Г.Ю., Мищенко В.В., Ивановой Н.Е. и др. Исследования PR- деятельности в сфере промышленности представлены в трудах Федотовой Л.Н., Пелленен Л.В.
Несмотря на наличие научных разработок по данной теме, некоторые вопросы до сих пор остаются недостаточно исследованными. Это обусловлено многообразием подходов к пониманию содержания и условий деятельности градообразующего предприятия. Недостаточно полно определен механизм взаимодействия города и градообразующего предприятия. Также моногород и предприятие не рассмотрены как элементы системы «город-градообразующее предприятие» с элементом-посредником «корпоративные медиа».
Актуальность работы заключается в том, что современные бизнес- структуры находятся в постоянном поиске новых инструментов коммуникации. Это обстоятельство приобретает бóльшую актуальность в условиях моногородов, в которых деятельность градообразующего предприятия непосредственно влияет на все сферы общественной жизни города. С этим связан ещё один аспект актуальности темы с необходимостью разработки и изучения корпоративной социальной ответственности (КСО).
Проблематика КСО, совсем недавно получив широкую популярность, привлекает специалистов в сферах экономики, филологии, социологии, психологии, тем самым порождая множество различных трактовок понятия. Явление КСО прежде всего интересует нас в контексте связей с общественностью, реализуемых градообразующим предприятием.
Корпоративная социальная ответственность способствует достижению
главных целей PR, а также предполагает использование новых инструментов коммуникации, тем самым расширяя потенциал связей с общественностью.
Объектом исследования является PR-деятельность градообразующего производственного предприятия.
Предмет исследования – содержание и специфика PR-деятельности градообразующего предприятия ОАО «Лебединский ГОК».
Целью данной работы является выявление содержания и специфичных черт PR-деятельности на производственном предприятии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать характеристику функциям пресс-службы производственного предприятия;
2) выявить особенности социально-экономической системы «город-
градообразующее предприятие»;
3) рассмотреть явление корпоративной социальной ответственности в контексте связей с общественностью;
4) дать характеристику компании «Металлоинвест» и ОАО
«Лебединский ГОК»;
5) выявить специфику корпоративной социальной ответственности компании через реализацию социальных программ.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области PR: Федотовой Л.Н., Кузнецова В.Ф., Блэка С., Бекетова А.В., Игнатьева Д.И., Мирошниченко А.А. В своей работе мы основывались на ключевых положениях исследований в сфере промышленных PR-коммуникаций и корпоративной журналистики.
Эмпирической базой исследования послужили данные включенного наблюдения, официальная деловая документация предприятия, данные самостоятельно проведённого интервью, а также собственные материалы, созданные в ходе прохождения практики на градообразующем предприятии.
В данной дипломной работе были использованы следующие научные
методы: анализа, классификации, а также были использованы такие
практические методы, как контент-анализ и интервью. Данное исследование основано в том числе на результатах собственной творческой работы.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и библиографического списка.
На сегодняшний день корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой составляющей крупных бизнес-структур, признаком их стабильности и зрелости.
Корпорации осознают значимость участия в социально-экономической жизни города, региона и страны в целом. Для них важно поддерживать постоянные партнёрские отношения и находиться в диалоге с заинтересованными сторонами, учитывать их интересы и оправдывать ожидания.
При разработке своей корпоративной социальной политики необходимо уделять особое внимание стратегическому планированию направлений инвестирования, опираясь на специфику территории присутствия. Это обезопасит корпорацию от излишних финансовых и ресурсных затрат.
Особенностью системы «город-градообразующее предприятие» является непрерывное социально-экономическое взаимодействие внутри этой системы.
Корпоративная социальная ответственность градообразующих предприятий осуществляется за счёт реализации социальных программ. Социальные программы предприятий – специфическая область управления компаниями, представляющая собой разработку, реализацию и оценку социальной сферы, направленных на повышение значимости компании в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах. Кроме того, социальные программы являются одним из инструментов позиционирования бренда
В настоящем исследовании социальные программы рассматривались как события для формирования информационных поводов и их последующего освещения в СМИ под наиболее выгодным для организации углом.
Проанализировав PR-деятельность градообразующего предприятия (на примере ОАО «Лебединский ГОК») мы пришли к следующим выводам:
1) «Лебединский ГОК» – социально-ориентированное градообразующее предприятие, стремящееся к диалогу с заинтересованными сторонами и оказывающее содействие социально-экономическому развитию города присутствия;
2) Корпоративная социальная политика предприятия базируется на социальной политики компании «Металлоинвест», осуществляя работу в приоритетных направлениях деятельности компании;
3) Показателем социальной ориентированности являются корпоративные социальные программы, реализующиеся на территории города присутствия и способствующие гармонизации взаимоотношений внутри системы «город-градообразующее предприятие»;
4) Социальные программы – инструмент продвижения бренда компании и предприятия;
5) Предприятие выстраивает своё информационное пространство исходя из корпоративной социальной политики;
6) Благодаря большому количеству социально-ориентированных программ, у корпоративных СМИ отпадает необходимость в генерировании информационных поводов.
В настоящем исследовании мы раскрыли понятия «градообразующее предприятие», «корпоративная социальная ответственность», «социальные программы», а также рассмотрели ключевые корпоративные социальные программы «Лебединского ГОКа» в контексте формирования имиджа предприятия.
Также, в рамках данной научной работы, большой интерес был вызван первичным анализом функций корпоративных СМИ, в ходе которого мы сделали следующий вывод: корпоративные СМИ представляют собой симбиоз журналистики и Public Relations. Сохраняя традиционную форму Журналистских материалов, значительно модифицируется их содержание.
Кроме того, проводя анализ функций корпоративной журналистики и функций традиционной журналистики, мы делаем вывод о том, что корпоративная
журналистика в большей степени Public Relations, а не журналистика, поскольку функция формирования имиджа является приоритетной функцией.
Мы считаем, что данная работа может послужить базисом для более тщательного научного исследования в сфере PR-коммуникаций.
1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ – Режим доступа – http://base.garant.ru/104232/
2. Green Paper Promoting a European framework for Corporate SocialResponsibility. Brussels [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2001/com2001_0366en01.pdf
3. Аникина, И.Д. Анализ финансовых инструментов стимулирования социальной активности российского бизнеса [Текст] / И.Д. Аникина, А.П. Карибов // Транспортное дело России. – 2012. – № 5. – С. 93-95.
4. Анкудинов, А.Б. Корпоративная социальная ответственность как фактор долгосрочного роста [Текст] / А.Б. Анкудинов, Д.М. Борисов // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2013.
– № 1. – С. 109-114.
5. Антипов, К.В. PR для коммерсантов [Текст] : учебно- практическое пособие / К.В. Антипов. – М. : Дашков и К, 2000. – 132 с.
6. Архипов, С.Ю. Проблемы и тенденции практики применения корпоративной социальной ответственности в России [Текст] / С.Ю. Архипов
// Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 4. – С. 366-368.
7. Аутсорсинг [Электронный ресурс] / Аутсорсинг тендеров-2015 –
Режим доступа – http://www.rimcorp.ru/useful/autsoring_tenderov/
8. Афанасьев, Д.В. Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса [Текст] / Д.В. Афанасьев // Управленческие науки. – 2012. – № 1. – С. 57-60.
9. Банникова, М.С. Особенности и проблемы формирования корпоративной социальной и социальной ответственности бизнеса в России [Текст] / М.С. Банникова // Политическое управление: научный
информационно-образовательный электронный журнал. – 2013. – № 2. – С. 79- 86.
10. Банникова, М.Э. Формирование корпоративной социальной ответственности предприятий как условие развития муниципального образования [Текст] / М.Э. Банникова // Самоуправление. – 2012. – № 11. – С. 25-26.
11. Баранова, Ю.А. Социальная ответственность бизнеса: теоретический аспект [Текст] / Ю.А. Баранова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 4. – С. 225- 228.
12. Баркеро-Кабреро, Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов
[Текст] / Х.Д. Баркеро-Кабреро. – М. : Дело, 1996. – 148 с.
13. Бармина, Е.А. Истоки формирования корпоративно-социальной ответственности предпринимателей XVIII - начала XX вв. [Текст] / Е.А. Бармина // Вопросы новой экономики. – 2013. – № 3. – С. 62-66.
14. Бекетов, А.В. Настольная энциклопедия Public Relations [Текст] : учеб. пособие / А.В. Бекетов, Д.А. Игнатьев, Ф. Сарокваша – М. : Альпина Паблишер, 2002. – 428 с.
15. Беленкова, А.А. PRостой пиар [Текст] / А.А. Беленкова. – М. : НТ- Пресс, 2007. – 256 с.
16. Белл А. Язык Масс-медиа [Текст] : учеб. пособие / А. Белл. – М. :
МГТУ, 1997. – 329 с.
17. Белов, А.А. Теория и практика СО [Текст] : учеб. пособие /
А.А. Белов. – М. : Феникс, 2005. – 208 с.
18. Беляев, Ю.К. Оценка, нормирование и мотивация социально ответственной деятельности в кредитных организациях [Текст] / Ю.К. Беляев
// Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2013. – № 6. – С. 53-58.
19. Беляев, Ю.К. Социально ответственная деятельность: проблемы управления [Текст] / Ю.К. Беляев // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2013. – № 5. – С. 37-41.
20. Беляева, И.Ю. Репутационный капитал и социальная ответственность современной корпорации [Текст] / И.Ю. Беляева, О.В. Данилова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 5. – С. 106-110.
21. Бикеева, М.В. Анализ взаимосвязи социальной ответственности бизнеса и инвестиционной привлекательности компании в условиях глобализации [Текст] / М.В. Бикеева // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 5. – С. 367-371.
22. Благов, Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление [Текст] / Ю.Е. Благов // Российский журнал менеджмента. – 2004. – № 3. – С. 17-34.
23. Блажнов, Е.А. Паблик рилейшнз [Текст] : учеб. пособие / Е.А. Блажнов. – М. : ИМА-пресс, 1994. – 152 с.
24. Блэк, С. PR. Что это такое? [Текст] / С. Блэк. – М. : Новости, 1990.
– 240 с.
25. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз [Текст] : учеб. пособие: пер.
с англ. Днепровского В.Г., Черничкиной И.А. / С. Блэк. – М. : Феникс, 1998. – 317 с.
26. Блэк, С. Конкретный и конкурентный PR: прямое и эффективное руководство для специалиста по PR, имиджу и рекламе [Текст] / С. Блэк. – М. : ЭКСМО, 2004. – 270 с.
27. Большаков, С.Г. Социальная ответственность бизнеса: методы оценки [Текст] / С.Г. Большаков, Ю.Г. Большакова // Человек и труд. – 2012. –
№ 8. – С. 49-51.
28. Большая энциклопедия [Электронный ресурс] / Монопрофильные города и градообразующие предприятия – Режим доступа – http://www.unioninvest.ru/city_mong.html
29. Бухаров, Е.И. Социальная ответственность бизнеса в России: проблемы и перспективы совершенствования оценки [Текст] / Е.И. Бухаров, Е.П. Макарова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. – 2012. – Т. 8, № 2. – С. 78-83.
30. Василенко, К.А. Корпоративная пресса. Руководство к действию
[Текст] / К.А. Василенко. – М. : ИД «МедиаЛайн», 2011. – 244 с.
31. Выборный, А.Б. Корпоративная социальная ответственность и обеспечение устойчивости и конкурентоспособности предпринимательских структур[Текст] / А.Б. Выборный // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2013. – № 15. – С. 79-83.
32. Габриэлян, Р.А. Проблемы обучения социальной ответственности бизнеса в России [Текст] / Р.А. Габриэлян // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 5. – С. 219-225.
33. Гобозова, А.З. Корпоративная социальная ответственность как элемент стратегии развития регионального бизнеса (на примере Республики Северная Осетия - Алания) [Текст] : автореф. дис. канд. соц. наук / А.З. Гобозова –Владикавказ : [Издательство СОГУ им. К. Л. Хетагурова], 2013. – 20 с.
34. Грибцова, Т.Ю. Формирование стратегии корпоративной социальной ответственности: анализ альтернатив [Текст] / Т.Ю. Грибцова // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8. – С. 90-97.
35. Григорян, Е.С. Бизнес как субъект социальной ответственности
[Текст] / Е.С. Григорян // Региональная экономика: теория и практика. – 2012.
– № 10. – С. 50-54.
36. Гундарин, М.В. Книга руководителя отдела PR: практические рекомендации [Текст] / М.В. Гундарин. – М. : Феникс, 2009. – 330 с.
37. Деннис, Э. Беседы о масс-медиа [Текст] : учеб. пособие /
Э. Деннис, Д. Мерилл. – М. : Феникс, 1997. – 329 с.
38. Касьянов, Ю.В. PR кампания своими руками [Текст] /
Ю.В. Касьянов. – М. : ЭКСПО, 2008. – 187 с.
39. Компания «Металлоинвест» [Электронный ресурс] / Политика корпоративной социальной ответственности и благотворительности компании
«Металлоинвест» – Режим доступа –
http://www.metalloinvest.com/upload/iblock/bed/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%
D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%A1%D0%9E% 20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf.
40. Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью [Текст] : учеб. пособие / Э.В. Кондратьев. – М. : Академ. Проект, 2008. – 191 с.
41. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект [Текст] : монография / М.А. Эскиндарова., под ред. И.Ю. Беляевой. – М. : КНОРУС, 2008. – 165 с.
42. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии [Текст] : учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 300 с.
43. Кузнецов, И.Н. Бизнес-этика [Текст] / И.Н. Кузнецов. –
М. : Дашков и К, 2007. – 228 с.
44. Литовченко, С.Е. Управление социальными программами компании [Текст] / С.Е. Литовченко. – М. : Ассоциация менеджеров, 2003. – 287 с.
45. Ослунд, А. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения [Текст] / А. Ослунд. – М. : ЭКСПО, 1996. – 84 с.
46. Отчёты [Электронный ресурс] / Отчёт о корпоративной социальной ответственности – Режим доступа – http://www.metalloinvest.com/sustainability/csr-reports/
47. Палацци, М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе [Текст] / М. Палации, Дж. Статчер. – М. : Арно-М, 1997. – 215 с.
48. Перегудов, С.П. Корпоративное гражданство как новая форма отношений бизнеса, общества и власти [Текст] / С.П. Перегудов,
И.С. Семененко. – М. : ИМЭМО РАН, 2006. – 153 с.
49. Трунов, А.А. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна: опыт филос.- культуролог.исслед. [Текст] / А.А. Трунов. – СПб. : Алетейя, 2007. – 261 с.
50. Туркин, С.С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным [Текст] / С.С. Туркин. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 175 с.
51. Федотова, Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение [Текст]
: учеб. пособие / Л.Н. Федотова. – СПб. : Аврора, 2003. – 352 с.
52. Фомичева, И.Д. Социология СМИ [Текст] : учеб. пособие /
И.Д. Фомичева. –М. : Аспект Пресс, 2007 – 96 с.