Анализ и оценка результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления
(на примере администрации Щучанского района Курганской области)
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и значение оценки результативности деятельности органов
местного самоуправления 11
1.2 Показатели и критерии оценки результативности деятельности органов
местного самоуправления 16
1.3 Проблемы оценки результативности деятельности органов местного
самоуправления 21
1.4 Методика анализа и оценки результативности деятельности исполнитель¬ного органа местного самоуправления 26
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая характеристика учреждения 30
2.2 Оценка показателей результативности деятельности учреждения 36
2.3 Анализ практики контроля уровня результативности деятельности
Администрации Щучанского района Курганской области 49
2.4 Проблемы управления результативностью деятельности исполнительно¬го органа местного самоуправления 59
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Направления повышения результативности деятельности
Администрации 64
3.2 Совершенствование процедур контроля показателей результативности
деятельности Администрации 74
3.3 Оценка эффективности мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Местное самоуправление занимает особое место в политической и социально-экономической системах общества. Специфика деятельности органов местного самоуправления заключается в том, что оно способствует
удовлетворению социальных потребностей населения в образовании, культуре,
здравоохранении и т.д. Поскольку органы местного самоуправления решают жизненно важные вопросы населения, возникает вопрос о необходимости оценки результативности их деятельности. Действительно, степень удовлетворенности
населения в объемах и качестве получаемых услуг позволяет оценить система показателей результативности деятельности органов местного самоуправления. Потребность в анализе и оценке результативности деятельности местных администраций требует реализации анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; системного изучения «болевых точек» и «точек роста»,
характеризующих настоящее, прогнозирования будущего состояния муниципального образования; изучения общественного мнения для выявления потребности
населения; своевременного и оперативного реагирования на обращения граждан с
последующим контролем выполнения «социального заказа» населения. Оценка
результативности работы органов местного самоуправления необходима как для
органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности органов местного самоуправления. Руководителям и муниципальным служащим нужна для самоконтроля, совершенствования управленческого процесса. Учитывая вышеизложенное, следует отметить высокую актуальность изучения проблем оценки результативности деятельности органов местного
самоуправления.
Степень и уровень разработанности проблемы. Теоретические основы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления разработаны
в трудах А.Г. Аннина, А.В. Афонасова, А.А. Безугловой, С.В. Вобленко,
О.А. Дежуровой, В.А. Зимина, Е.Л. Королевой, АД. Лобушевой,
Т.С. Пресняковой, А.Н. Чекавинского и др. Учитывая высокий научный вклад пе6
речисленных ученых в развитие рассматриваемой темы, следует, тем не менее,
отметить недостаточную разработку направлений решения проблем в данной
сфере.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Администрации Щучанского района Курганской области.
Цель исследования, состоящая в разработке проекта мероприятий по совершенствованию управления результативностью деятельности исполнительного органа местного самоуправления – Администрации Щучанского района Курганской
области, достигнута. В ходе проведенного исследования решены поставленные
задачи и сделаны соответствующие выводы.
Под результативностью деятельности ОМС следует понимать меру реализации
целей, задач и планов, показывающую, какое конкретное воздействие они оказали
на развитие муниципального образования, социально-экономическую активность
граждан, их знания, чувства, убеждения, практическое поведение и деятельность.
В данном случае результативность является эмпирическим доказательством достижения реальных успехов в развитии местного самоуправления, территории
муниципального образования, информировании населения, в решении поставленных местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных
задач. Деятельность ОМС – это, прежде всего, процесс принятия и реализации
управленческого решения. Следовательно, оценка результативности ОМС должна
отражать механизм непосредственного функционирования этих органов: степень
выполнения управленческих функций и достижения поставленных задач в соответствии с действующим законодательством, принятыми концепциями социально-экономического развития, антикризисными программами и иными правовыми
документами, а также степень реализации управленческих решений, так или иначе влияющих на процессы социально-экономического развития муниципальных
образований.
Администрация Щучанского района работает в целом результативно. Об этом
свидетельствуют следующие факты: наблюдается рост ассигнований по всем
направлениям расходования бюджетных средств; осуществлен ремонт дороги
общерайонного значения; увеличилось количество субъектов малого предпринимательства, что приводит как к росту объемов поступления налогов в казну, так и
к росту занятости населения; увеличился объем инвестиций в основной капитал в
расчете на одного жителя, что связано со строительством новых торговых предприятия; доходы населения увеличились для всех категорий работающих; реализуются районные целевые программы, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи. В результате растет охват населения профилактическими и лечебными мероприятиями; растет уровень удовлетворенности населения
качеством дошкольного, общего и дополнительного образования детей; растут
объемы жилищного строительства. Вместе с тем, проведенный анализ позволил
выявить и слабые стороны в работе Администрации: 42,5% дорог не соответствуют нормами, т.е. бюджетных ассигнований на ремонт дорог явно недостаточно; наблюдается снижение расходов на поддержку малого предпринимательства.
Опрошенные жители Щучанского района в целом скорее удовлетворены, чем
не удовлетворены качеством работы ОМС, на которые возложены функции принятия управленческих решений по важнейшим вопросам обеспечения качества
муниципальных услуг. Однако по результатам опроса потребителей муниципальных услуг можно выделить преимущественные направления мероприятий по повышению результативности работы Администрации на ближайшую перспективу:
качество дорожного покрытия и качество автомобильных дорог (этим аспектом не
удовлетворены, соответственно, 58,6 % и 57,8 % опрошенных); состояние покрытия тротуаров (этим аспектом не удовлетворены 50,0 % опрошенных); качество
разметки на автодорогах (этим аспектом не удовлетворены 40,7 % опрошенных);
уровень организации теплоснабжения (этим аспектом не удовлетворены 32,1 %
опрошенных).
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосо¬ванием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера¬ции» // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс».
4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 №607 (ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СПС «Консультант Плюс».
5. Абляшев А.Р. Оценка эффективности и результативности деятельно-сти органов местного самоуправления: методологический подход // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1 (41-1). - С. 372-374.
6. Александров О.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг внедрения управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципально¬го управления. - 2012. - № 3. - С. 135-146.
7. Андриянов В.Н., Трубников В.В. Эффективность местного само-управления: критерии и показатели // Известия Байкальского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 139-142.
8. Аннин А.Г. Эффективность деятельности органов местного само-управления // Ученые записки. - 2015. - № 3 (15). - С. 6-12.
9. Астахов Ю.В., Акиньшина О.В., Баландина А.В. Влияние кадровых технологий на эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Управление человеческими ресурсами в современном мире: тен¬денции и вызовы XXI столетия». - 2016. - С. 25-30.
10. Афонасова А.В. Эффективность местного самоуправления в зеркале экспертных оценок // Материалы Всероссийской научно-практической конферен¬ции «Эффективность публичной власти и правового регулирования в современ¬ной России: проблемы и решения». - 2016. - С. 3-7.
11. Бакал С.В. Результативность коммуникативной практики органов местного самоуправления как мотивационный аспект // Сборник научных трудов «Местное самоуправление в системе публичной власти». - 2015. - С. 15-16.
12. Безуглова А.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. - 2013. - № 1. - С. 113-117.
13. Блинова А.И., Болукова И.А. Повышение эффективности деятельно-сти органов местного самоуправления на основе применения методов менедж-мента качества // Сборник научных трудов Международной молодежной научно¬практической конференции «Качество продукции: контроль, управление, повы¬шение, планирование». - 2014. - С. 97-99.
14. Бутова Т.В., Овсянникова Д.К. Анализ оценки эффективности дея-тельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов по мате¬риалам Международной научно-практической конференции «Наука и образова¬ние в XXI веке». - 2014. - С. 30-31.
15. Веселова Н.Ю., Погребняк В.С. Показатели эффективности органов местного самоуправления // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире». - 2015. - С. 30-35.
16. Вобленко С.В. Местное самоуправление как деятельность населения по самостоятельному решению вопросов местного значения: признаки и критерии результативности // Муниципальное право. - 2013. - № 4 (64). - С. 2-37.
17. Генова А.А. Оценка эффективности местного самоуправления в кон-тексте ресурсного обеспечения // Экономика строительства и городского хозяй-ства. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 219-226.
18. Дежурова Е.В. Показатели и критерии оценки эффективности дея-тельности органов местного самоуправления // Материалы Международной науч¬но-практической конференции: в 2 частях «Интеграция образования в условиях инновационной экономики». - 2014. - С. 48-53.
19. Дементьева О.А. Эффективность правового регулирования бюджет-ных основ местного самоуправления в России // Федерализм. - 2011. - № 1 (61). - С. 153-166.
20. Дёмина Д.С. Совершенствование системы оценки эффективности дея-тельности органов местного самоуправления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 2. - С. 268-273.
21. Зимин В.А. Эффективность взаимодействия органов местного само-управления с населением и общественными организациями // Современные гума¬нитарные исследования. - 2015. - № 5 (66). - С. 119-122.
22. Иванов А.В. Мониторинг результативности бюджетных целевых про¬грамм органов местного самоуправления // Управленческие науки. - 2012. - № 1. - С. 22-24.
23. Клундук К.А., Почекутова Е.Н. Критерии отбора показателей системы оценки эффективности и результативности деятельности органов местного само¬управления // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муници¬пального управления в России на современном этапе». - 2016. - С. 219-223.
24. Королева Е.Л. К вопросу об эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие науки и образования в современном мире». - 2014. - С. 52-54.
25. Курченков В.В., Морозова Н.И., Фетисова О.В. Приоритеты эффек-тивности и результативности местного самоуправления в современной России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 1. - С. 7-13.
26. Кюрджиев С.П., Китюкова Д.С. Прозрачность и подотчетность как объективное условие повышения эффективности местного самоуправления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 4 (59). - С. 88-91.
27. Лобушева А.Д. Оценка эффективности деятельности органов местно-го самоуправления // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модерниза¬ции института прав человека в конституционном и международном праве». - 2015. - С. 107-110.
28. Лыкова О.А. Институциональный механизм управления эффективно-стью деятельности органов местного самоуправления // Journal of Economic Regulation. - 2016. - Т. 7. - № 3. - С. 89-102.
29. Оганесян Т.Л., Веселова Н.Ю. Конструкция и эффективность управ-ления деятельностью органов местного самоуправления // Научный вестник Юж¬ного института менеджмента. - 2015. - № 1. - С. 64-67.
30. Панюков А.Н., Зеленина И.И. Эффективность деятельности органов местного самоуправления как фактор, влияющий на миграционные процессы в молодежной среде // Сборник научных трудов «Ценностные ориентации молоде¬жи в условиях модернизации современного общества». - 2017. - С. 327-330.
31. Парасоцкая В.Г. Эффективность местного самоуправления и само-управления граждан // Горизонты экономики. - 2013. - № 3 (8). - С. 30-32.
32. Пашин Л.А., Судорогин О.А., Никитина Н.В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Среднерусский вестник обще-ственных наук. - 2014. - № 3. - С. 95-100.
33. Попкова А.А. Территориальная активность городского населения как фактор повышения результативности местного самоуправления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и моло¬дых ученых, посвященной 50-летию ТИИ-ТюмГНГУ «Новые технологии - нефте¬газовому региону». - 2013. - С. 112-114.
34. Преснякова Т.С. Нововведения в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления населением: характеристика процедуры и ана¬лиз результатов // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3 (11). - С. 1137-1144.
35. Середоха И. Направления совершенствования работы в органах мест¬ного самоуправления: от иерархии к эффективности // Вестник Мурманского гос¬ударственного технического университета. - 2014. - Т. 17. - № 4. - С. 818-827.
36. Симонов С.Г., Кирина И.Л., Сафанов Д.А. Экспертная оценка порого¬вых значений критериев эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления: методика и результаты // Экономика и предпринима¬тельство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 356-362.
37. Тоглоева Д.П. Совершенствование региональной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Бурят¬ского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 81-86.
38. Хаджалова Х.М., Жемухов А.Х., Хачиров И.Э. Мониторинг эффек-тивности деятельности органов местного самоуправления в региональном разрезе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 6 (66). - С. 38.
39. Харитонова Н.А., Левинсон Н.Л. Особенности оценки результативно¬сти деятельности органов местного самоуправления // Международный бухгал¬терский учет. - 2013. - № 15. - С. 52-59.
40. Чекавинский А.Н. Оценка эффективности деятельности органов мест-ного самоуправления: нерешенные проблемы // Сборник научных трудов по ито¬гам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях». - 2015. - С. 85¬87.
41. Шамахов В.А. Современные инструменты мониторинга эффективно-сти и результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на региональном и местном уровнях // Экономика качества. - 2014. - № 8. - С. 61-66.
42. Шустов В.Г. Эффективность местного самоуправления - основная за-дача политической реформы в Российской Федерации // Государственное и муни¬ципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 165-170.
43. Доклад главы Администрации Щучанского района Курганской обла¬сти о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов мест¬ного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2014 год и их планируемых значениях // Режим доступа: ИПрГАухуху.щучанский-район.рф
44. Доклад главы Администрации Щучанского района Курганской обла¬сти о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов мест¬ного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2015 год и их планируемых значениях // Режим доступа: http://www.щучанский-район.рф
45. Доклад главы Администрации Щучанского района Курганской обла¬сти о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов мест¬ного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2016 год и их планируемых значениях // Режим доступа: http://www.щучанский-район.рф