Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ДЕТЕЙ С ОВЗ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Работа №65266

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы образа детей с
ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию 8
1.1 Психологическая готовность педагогов к инклюзивному
обучению детей с ОВЗ 8
1.2 Образ ученика у педагогов в современной психологии 15
1.3 Специфика образа детей с ОВЗ у педагогов и других
участников образовательного процесса 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение образа детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию..32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов 39
2.3 Программа тренинга для педагогов с низкой эмоциональной
готовностью к инклюзивному образованию 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


Актуальность проблемы исследования. Происходящие в сфере российского образования изменения порождают ситуацию, когда педагогам необходимо использовать не только проверенные способы и методы обучения, но и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В данной ситуации педагогам необходимо не просто овладеть новыми технологиями обучения, но и быть психологически готовыми к взаимодействию с особыми детьми. Основываясь на педагогической практике, вы видим, что существует тенденция неготовности педагогического состава к инклюзивному обучению. Причин данного явления множество, это и недостаточная информационная осведомленность, и скудость технологической базы, и несовершенство подготовки педагогов к работе с особыми детьми. Исследования показывают, что многие педагоги находятся на стадии явного или латентного сопротивления инклюзии.
Эффективность профессиональной педагогической деятельности весьма существенно зависит от полноты и точности представлений педагога, особенно от его представлений о ребенке. В.Л.Ситников подчеркивает: «Именно образ ребенка, является центром, краеугольным камнем, без которого нет ни системы ценностей-целей педагогической деятельности, ни самой этой деятельности, ни переживаний по ее поводу» [54, с.23].
Вопросами образа занимались многие зарубежные и отечественные психологи. Роль социально-перцептивного эталона ученика рассматривалась, в основном, с точки зрения воспитательного процесса (С.В.Кондратьева, Т.К. Комарова, А.А.Реан). Немало работ посвящено проблемам «Я-образа» личности (Кон И.С., Столин В.В., Соколова Е.Т., Коньков С.А. и др.). В последнее время заметно вырос интерес к проблеме «Я-образа» педагога, к содержанию профессионального самосознания педагогов (Г.В.Акопов, В.Н. Козиев, Г.И. Метельский, А.А. Реан, В.И. Саврасов). Проблема готовности педагогов к инклюзивному образованию в последние годы является предельно актуальной и изучается в научных кругах довольно часто (В.А. Сластёнин, В.В.Хитрюк, С.В.Алехина, Е.Т. Самарцева, И.В. Возняк и др.).
Изучение образа ребенка с ОВЗ в сознании педагогов необходимо для того, чтобы знать модель личности с ограниченными возможностями, сложившуюся в сознании педагогов. Образ какого-либо человека, сложившийся в сознании другого, непременно влияет на сознание того, чей образ он отражает. Ребенок, во многом, ощущает себя таким, каким его видят значимые для него окружающие. Более того, это знание дает понимание механизмов регулирования и коррекции педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ, т.к. образ является главным регулятором деятельности и отношения личности, особенно в педагогической деятельности.
Проблема исследования: каковы особенности образа детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию?
Цель исследования: изучить особенности образа детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию.
Объект исследования: психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию.
Предмет исследования: образ детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в образе детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию, а именно:
- у педагогов, эмоционально готовых к инклюзивному образованию, образ детей с ОВЗ носит более личностно-ориентированный и позитивный характер;
- у педагогов с низкой эмоциональной готовностью образ детей с ОВЗ отличается формальным и негативным характером.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению образа детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить эмоциональную готовность к инклюзивному образованию педагогов выборки данного исследования.
3. Изучить образ детей с ОВЗ у педагогов.
4. Определить наличие/отсутствие различия между выявленными особенностями образа детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию.
5. Разработать тренинговую программу для педагогов с низким уровнем эмоциональной готовности к инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
Теоретической основой исследования являются: исследования В.А. Сластёнина, изучающего различные аспекты педагогической деятельности, в том числе профессиональную готовность; работы В.В. Хитрюк и С.В. Алехиной, выделивших основные структурные компоненты, обеспечивающие профессиональную готовность педагога к инклюзивному образованию; исследования Возняк И.В. и Самарцевой Е.Г., изучавщих толерантность в структуре готовности педагогов к инклюзивному образованию; труды В.Л. Ситникова, в которых он отмечает, что образ детей является стержнем профессионального сознания педагога, оказывающем влияние как на саму педагогическую деятельность, так и на переживания по ее поводу.
Решая поставленные задачи, нами были выбраны следующие методы исследования:
1. Организационные методы: сравнительный метод.
2. Эмпирические методы: психодиагностический метод.
3. Методы обработки данных: методы количественного и качественного анализа (метод математической обработки данных и методы статистики: расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерий Крускала- Уоллеса и критерий Манна-Уитни для нахождения статистических различий).
4. Интерпретационные методы: структурный метод.
В качестве диагностических методов были использованы следующие методики:
- Методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд);
- Методика «Кто я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);
- Диагностика коммуникативной толерантности В.Бойко;
- Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости (Фетискин Н.П.)
Экспериментальной базой исследования выступили следующие образовательные организации: МКОУ «Заокская СОШ имени Героя России Сергея Бурнаева» п.Заокский, Тульская обл., ГОУ ТО «Заокская школа- интернат», ЧОУ «Заокская христианская средняя общеобразовательная школа» и ЧОУ ВО «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт».
Выборку составили 71 респондент:51 педагог, из них имеющие опыт работы с детьми с ОВЗ от 3 до 15 лет (31 человек), педагоги, имеющие эпизодический опыт работы с детьми с ОВЗ (20 человек) и 20 студентов четвертого курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют различия в образе детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию, а именно: образ детей с ОВЗ у педагогов с низкой эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию имеет негативно окрашенный характер, они оценивают таких детей, как неактивных и имеющих слабый характер, в то время как педагоги с высокой эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию позитивно оценивают детей с ОВЗ, отмечают их сильный характер и жизненную активность.
2. Разработанная тренинговая программа, направленная на изменение образа детей с ОВЗ у педагогов в сторону принятия личностных особенностей таких детей, может способствовать повышению эмоциональной готовности к инклюзивному образованию у педагогов, эмоционально недостаточно готовых к данной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в получении новых данных об образе детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке «Программы тренинга для педагогов с низкой эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию» и рекомендаций для студентов педагогических специальностей.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основная часть исследователей рассматривают готовность педагога как системную характеристику, включающую в себя положительное отношение к выбранному виду деятельности; черты характера, способности, темперамент, отвечающие требованиям профессии; мотивацию; знания, навыки, умения, характерные для профессии, профессионально значимые особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.
В исследованиях В.А. Слестёнина готовность рассматривается как интегративное свойство личности, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный и эмоционально-волевой компоненты.
Эмоционально-волевой компонент подразумевает
целеустремленность, сильную волю к преодолению внешних и внутренний преград в процессе решения педагогических задач, ответственность за достижение поставленных образовательных целей.
Под профессиональной готовностью к инклюзивному образованию мы понимаем как первичное фундаментальное условие успешного осуществления инклюзивного образования детей, интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием у педагога установки, активности и потребности в осуществлении инклюзивного образования. Это понятие неразрывно связанна с таким понятием как психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования, включающая эмоциональное принятие детей с нарушениями развития, готовность включать детей в совместную деятельность, рефлексия профессионального опыта и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу и проведя пилотажное исследование нами было
выработано рабочее определение эмоциональной готовности инклюзивному образованию.
Эмоциональная готовность - это интегративное понятие, включающее в себятолерантность т.е. эмоциональное принятие детей с нарушениями развития и стрессоустойчивость, как способность к саморегуляциисмоих эмоциональных состояний в условиях повышенной стрессогенности инклюзивного образования.
В.Л.Ситников утверждал, что именно образ ребенка, является центром, краеугольным камнем на котором основывается сама профессиональная деятельность педагога и переживания по ее поводу.
Проанализировав научную литературу по данному вопросу, мы пришли к предположению, что существуют различия в образе детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию.
Математический анализ по критерию Краскела-Уоллиса, подтвердил, что существуют особенности образа детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию,а именно:
- в группах педагогов с низкой эмоциональной готовностью, педагогов со средней эмоциональной готовностью и педагогов готовых к инклюзии относительно такого фактора, как «оценка» (H=0,000;p <0,005).
- в группах педагогов с низкой эмоциональной готовностью, педагогов со средней эмоциональной готовностью и педагогов готовых к инклюзии относительно такого фактора, как «сила» (H=0,089), что показывает статистическую тенденцию.
С помощью U-критерия Манна-Уитни, мы нашли следующие значимые различия:
- в группах педагогов с низкой эмоциональной готовностью и педагогов готовых к инклюзии относительно такого фактора, как «оценка» (H=0,000;p <0,05);
- в группах педагогов с низкой эмоциональной готовностью и педагогов со средней эмоциональной готовностью к инклюзии относительно такого фактора, как «оценка» (H=0,001;p <0,05);
- в группах педагогов со средней эмоциональной готовностью к инклюзии и педагогов с высокой готовностью к инклюзии относительно такого фактора, как «оценка» (H=0,000;p <0,05).
На основании полученных данных было обнаружено, что существуют особенности образа детей с ОВЗ у педагогов с высокой и низкой эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию:
- педагоги с высокой эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию оценивают таких детей позитивно, видят их сильные стороны личности и знают о потенциальной активности таких детей;
- педагоги с низкой эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию дают негативные оценки таким детям.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
В рамках данного исследования была разработана программа тренинга по формированию позитивного, личностно-ориентированного образа детей с ОВЗ для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, а именно для тех, кто эмоционально не готов к подобной деятельности. Так же нами были предложены методические рекомендации по подготовке специалистов направления Педагогическое образование, которым предстоит работать в условиях инклюзивного образования.


1. Акимова М.К., Гаспарян О.А. Толерантность как компонент коммуникативной компетентности педагога // Психологические исследования: электрон. Науч. Журн. 2010. №3 (11) [Электронный ресурс]// Режим доступа http://psystudy.ru
2. Акимова О.И. О продвижении идей и принципов инклюзивного образования в России // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. матер. всерос. науч.-практ. конф. /- Челябинск, 2016. - С. 20-28.
3. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. — М.: изд-во МГПУ, 2011. — 118 с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания : учебное пособие / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 290 с.
5. Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: СПб: Талисман, 2008.
6. Берне Р. Развитие "Я" концепции и воспитание. - М., 1988.
7. Блинова М.Л., Загайнова И.А. Проблема стресса в профессиональной деятельности педагогических работников // Психология обучения. - 2017. - №8. С.81-90.
8. Богатая О. Ф. Профессиональная и психологическая готовность педагогов как условие реализации инклюзивного образования [Текст] / О. Ф. Богатая // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф./ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 78-85.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 2006
10. Борбарук Е. А. Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 272-275.
11. Буланова О.Б. Феномен «педагогическое отвержение»: степень распространенности, роль образования и педагогической практики // Мир психологии. 2002. №1.
12. Бут, Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу. — М.: РООИ «Перспектива», 2007. — 124 с.
13. Возняк И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: дис. канд. пед.наук./ Бел. гос. институт искусств и культуры, Белгород, 2016.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с.
15. Гаврилова Л.В. Образ ученика в профессионально-педагогическом сознании учителя.//Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998. М. Т. 1. С.52-53.
16. Горелова М.В., Юматова И.И. Отношение воспитателей дошкольных образовательных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий». Белгород: ООО «Эпицентр», 2015.
17. Деминский В.А. Образ учащегося в сознании педагога: гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С.38-49.
18. Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н., Букина И.А. Содержание и условия подготовки педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с ОВЗ: Сборник материалов заочных региональных педагогических чтений «Инклюзия в образовании - комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья». Вологда, 2014.
19. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983. 36 с.
20. Ершова Л. Д. Особенности перцептивных способностей учителя. — В сб.: Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1979, с. 91—107.
21. Жилина, А. И. Принципы государственной политики по подготовке
педагогических кадров нового типа при широком понимании инклюзивности / А. И. Жилина // Инклюзивноеобразование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной
конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — С. 38-41.
22. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблемы диагностики социально -
перцептивной компетентности.//Актуальные методы обучения
педагогическому общению и его оптмизации. М. 1983, с.90-97.
23. Заляева А. Сравнительный анализ отношения к людям с
ограниченными возможностями в России и Европе.
https://cyberleninka.rU/article/n/sravnitelnyy-analiz-otnosheniya.
24. Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации. Сборник материалов II педагогических чтений им. первого министраобщего и профессионального образования Свердловской области В. В. Нестерова. - Екатеринбург. СОПК, 2013.Часть 3. - 89 с.
25. Кизима А.Б., Есикова Е.В. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу // Директор школы 2008, № 3. с. 70
26. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учебное пособие / Е. А. Климов. - М. : Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
27. Комарова Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
28. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга.//Психология межличностного познания , М. 1981 с.158-174.
29. Коржакова Л.Б. Педагогическая толерантность профессионально важное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.- практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
30. Королева Ю. А. Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 77-80. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56330.htm
31. Котова М.Б. Профессиональное выгорание и качество жизни учителей. // Вопросы психологии. — 2017. — №2. — С. 67-75.
32. Ливенцова Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uncmgu.ru/informational-resources/sravnitelnye-obzory/
33. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вопросы психологии - 1975. - №2. С.31-45.
34. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов: Изд-во СГУ, 2002. - С.15-21.
35. Максакова В. И. О влиянии восприятия педагогом своего воспитанника на развитие индивидуальности школьника. — В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии понимания людьми друг друга. Тезисы докладов. Краснодар, 1975, с. 256—257.
36. Маркова А.К. Психология труда учителя. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
37. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: Материалы Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012.
38. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., Академия, 2004, 320 стр.
39. Митчел Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Пер. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. - М. «Перспектива», 2011.
40. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - 72 с., ил.
41. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии,1982, № 5, С.139-141
42. Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2005. - 480 с.
43. Плешакова О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника. // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 27-31.
44. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология /Л. Пожар — М. 1996. — 128 с.
45. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
46. Разенкова Ю.А. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста // Дефектология. - 2008. - No 5. - С. 41-51.
47. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.80с.
48. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 5-12.
49. Руденский Е.В. Социально- психологические деформации личности учителя // Мир психологии. 2013. №2.
50. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб., 2006. С.82-103
51. Самарцева Е.Г. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию // Сибирский педагогический журнал. 2012/ C.57-70.
52. Синица И. Е. О такте и мастерстве.— Киев, 1974. — 168 с.
53. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. Спб, 2000.
54. Ситников В. Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса) / В. Л. Ситников. - СПб. : ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. - 455 с
55. Сластёнин и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
56. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Московский университет, 1989 г.
57. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство
Московского Университета, 1983.
58. Темникова Е.Ю. Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в Свердловской области // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 8(54). - Новосибирск: СибАК, 2015.
59. Труляев Р.А. позитивный личностный ресурс педагога и особенности эмоционального состояния его учеников // Психологическая наука и образования. - 2013. - № 3. С. 45-54.
60. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: ИИП, 2009
61. Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ ОПП АПН СССР. 1979 г. С. 17 — 35.
62. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). — Краснодар: Периодика Кубани, 2000. —256 с.
63. Шевырева Е.Г. Особенности отношения педагогов к учащимся с интеллектуальной недостаточностью. // Психология обучения. - 2016. - 10. С. 89-99.
64. Шеметкова Е.В. Профессиональный стресс в деятельности педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми в условиях коррекционной школы-интерната. Тверь, 2009.
65. Шереги Ф.Э. Дети с особыми потребностями. Социологический анализ [Текст]/ Ф.Э. Шереги. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. 140 с.
66. Юматова И.И., Саламатова А.И. Отношение педагогов с разной системой ценностей к работе с особыми детьми в условиях инклюзивного образования // Психология обучения. - 2017. - №1. С.96-102.
67. Facolade O. A. Attitude of teachers towards the inclusion of special needs children in general education classroom/ International Electronic Journal of Elementary Education Vol.1, Issue 3, June, 2009
68. Kauffman, J. M., Landrum, T.J., Mock, D., Sayeski, B. &Sayeski, K.S. Diverse knowledge and skills require a diversity of instructional groups: A position statement. Remedial and Special Education, 26 (1), 2005, 2-6.
69. Mahart Marian. The development of a psychometrically sound instrument to measure teachers multidimentional attitudes towards inclusive education // International Jornal of Spesial Education. 2008, vol.23 №1.
70. Rouse, M. Enhancing effective inclusive practice: Knowing, doing and believing. Kairaranga. Wellington: New Zealand Ministry of Education, 2007.
71. Singal, N. Inclusive education in India: international concept, national interpretation. International Journal of Disability, 2006, 53 (3), 351-369.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ