Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №65238

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие воображения в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с
общим недоразвитием речи 14
1.3. Роль воображения в психическом развитии детей с общим
недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1. Изучение развития воображения у младших школьников с общим
недоразвитием речи 32
2.2. Содержание работы по развитию воображения у младших
школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 35
2.3. Анализ полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51



В современных условиях крайне актуален вопрос непрерывного образования. В значительной степени эффективность образования зависит от развития такого навыка как воображение, отсюда можно полагать, что актуальность данной дипломной работы состоит в том, что на современном этапе развития образования главной проблемой становиться повышения количества детей с нарушениями речи и соответственно в связи с этим возрастает такая проблема, как предотвращения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения.
На страницах коррекционно-педагогической литературы все чаще рассматривается проблема о роли воображения в развитии ребенка и о сущности механизмов воображения.
По данным исследований таких авторов, как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой результативного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования встречающихся у детей знаний, содействует развитию личности, а значит, обусловливает эффективность учебной деятельности в школе. Рассмотрение литературных источников показал, что в педагогической и коррекционной педагогики проблемы, связанные с вопросами
формирования и развития воображения у младших школьников, недостаточно изучены и мало разработаны. При всем том, именно эта область обладает немалым потенциалом для осуществления резервов комплексного подхода в обучении и в воспитании.
Недостающая исследованность проблемы и ее значимость для
совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с общим недоразвитием речи определяют актуальность выбранной темы исследования.
Отсюда следует, что исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как нарушения в речи может создать определенные трудности в изучении программного материала в школьном учреждении, задерживает развитие их личностных качеств, вызывает проблемы в обучении.
Исходя из актуальности данной дипломной работы была определена ее цель: разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР.
Объект исследования: Процесс развития воображения младших школьников с ОНР
Предмет исследования: Особенности развития воображения у младших школьников с ОНР
Гипотеза исследования. Коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- Использование специальных методик;
- Развитие воображения младших школьников с ОНР и их личности в целом.
Задачи исследования.
1. Проанализировать литературные источники по проблеме
данного исследования.
2. Раскрыть особенности развития воображения младших
школьников с недоразвитием речи.
3. Диагностировать уровень развития воображения у младших школьников с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогическую программу развития воображения.
Методологической основой нашего исследования являются
разработки отечественных специалистов в области логопедии- В.П.Глухов, И.Н.Логиновой, Л. Э. Царгуш, Л.А. Зайцевой и других.
Методы исследования:
1.теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме);
2.эмпирические (обобщение приобретенной информации).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №11 г.
Белгорода 15 учеников 1 класса, с заключение ОНР III уровня речевого развития.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной дипломной работы выступала разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР. Были реализованы следующие задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности развития воображения младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития воображения у младших школьников с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию воображения.
Предметом исследования были особенности развития воображения у младших школьников с ОНР
Рассмотрение теоретических источников по изучаемой нами проблеме показал, что проблема совершенствования процесса воображения у младших школьников с общим недоразвития речи посредством использования различных методик изучена недостаточно.
Можно дать следующие рекомендации по развитию воображения:
1. Упражнения по развитию воображения должны быть регулярными.
2. Наряду с воображение необходимо развивать мышление, память, восприятие и внимание.
3. При выполнении заданий ориентироваться на индивидуальные особенности школьников.
Данная выпускная работа разрешает обобщить сведения и особенности воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи, понять специфику неполноценности формирования процесса воображения у таких детей, а также разработать коррекционно¬
педагогическую программу по развитию воображения в связи с
результатами диагностики проведенной на констатирующем этапе
исследования.
Констатирующий этап исследование проводился на базе МБОУ СОШ №11 г. Белгорода 15 учеников первого класса с психолого-педагогическим заключением общее недоразвитие речи III уровня речевого развития.
В итоге проведённое нами исследование разрешило определить особенности воображения младших школьников с ОНР. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они дают понять нам, что у школьников с общим недоразвитием уровень развития воображения в большинстве случаев низкий: у многих детей отсутствует мотивация в выполнении заданий, у них бедный запас об окружающем мире, они испытывают трудности в создании воображаемой ситуации, отсюда проблемы в создании точных образов. Дети испытывали сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией. Поэтому применение различных развивающих методик для оптимизации процесса воображения у таких детей является необходимым.
Таким образом, цель и задачи исследования можем считать достигнутыми. В дальнейшем предлагаем расширить коррекционный потенциал мероприятий, направленных на развитие воображения у детей с общим недоразвитием речи.




1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология Б.Б.Айсмонтас. - М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
4. Арвин Дж. Познание и мотивация. М., 2001.
5. Большая энциклопедия. В 30-ти т. Т.23. - М.: Энциклопедия, 2006
6. Брунер Д.Ж. Психология познания. - М.,2006
7. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Научное
творчество. - М.,2005
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997
10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996.
11. Дьяченко О.М.- Об основных направлениях развития
воображения у детей//Вопросы психологии-2009
12. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1985
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших
школьников,- М., 1993.
14. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией.
Методические рекомендации//Мн.: НМЦентр, 1994.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. - М.,1986. -Т. 1.
16. Ильенков Э. В. О воображении. // Народное образование. - 2006. - № 3.
17. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2005. 
18. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986.
19. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. - 1991. - №9
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи - М.: АСТ, 2003.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006.
22. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи// Инфра-М-2005 г.
23. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. Под ред. А.Р.Лурия. - М.: Мир, 1974
24. Маклаков А.Г.- Общая психология. Учебник для вузов -2008
25. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002
26. Мухина, В.С. Детская психология/Под ред. Венгера Л.А. В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985.
27. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси, 1972
28. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. - М., 2002.
29. Овчиникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Акад. Проект, 2004.
30. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002
31. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967.- 367 с
32. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. - М., 2005
33. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971
34. Педагогика: Основы обучения и воспитания детей - М., 1998.
35. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005. - 304с 
36. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка / С.В. Плотникова М.: Флинта, 2011. - 224 с
37. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1986.
38. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. - Вопросы психологии, 1997 -№1.
39. Психологическая энциклопедия. - 2-е изд./ Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха - СПб.: Питер, 2009 - 1096 с
40. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально
теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. - Минск, 2006
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
42. Самсонов Н. В. Развитие воображения у детей. - М., 2008
43. Сидоров П.И, Парняков-Введение в клиническую психологию//Том 1,2000 г
44. Слепович Е.С., Гаврилко Т.И., Поляков А.М. Размышление о воображении в контексте психологической практики «Психологии ребенка с аномальным развитием» // Образовательные практики: амплификация маргинальности. - Мн., 2000.
45. Солсо Р. Л. Когнитивная психология - М., 1996 г
46. Сосновский Б.А. Психология. - М., 2005
47. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
48. Фигередо.Э.Л..Психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Пед. Наук: 13.00.03/ Э.Л. Фигередо; АПН СССР. НИИ
дефектологии.- М., 1989..
49. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание с обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Издательство Гном и Д»,2000
50. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1998.
51. Царгуш Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автор. дис.канд.пед.наук.- М.,1987
52. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/Г.А.Цукерман // Вопросы психологии.- 2002.- №5.
53. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова. - М.: АО "Столетие", 1994.
54. Яковлев И.А. Мир знаний. М., 2008.
55. Ясюкова Л.Ф. Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников. М., 2003.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ