КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие воображения в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с
общим недоразвитием речи 14
1.3. Роль воображения в психическом развитии детей с общим
недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1. Изучение развития воображения у младших школьников с общим
недоразвитием речи 32
2.2. Содержание работы по развитию воображения у младших
школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 35
2.3. Анализ полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие воображения в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с
общим недоразвитием речи 14
1.3. Роль воображения в психическом развитии детей с общим
недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1. Изучение развития воображения у младших школьников с общим
недоразвитием речи 32
2.2. Содержание работы по развитию воображения у младших
школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 35
2.3. Анализ полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
В современных условиях крайне актуален вопрос непрерывного образования. В значительной степени эффективность образования зависит от развития такого навыка как воображение, отсюда можно полагать, что актуальность данной дипломной работы состоит в том, что на современном этапе развития образования главной проблемой становиться повышения количества детей с нарушениями речи и соответственно в связи с этим возрастает такая проблема, как предотвращения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения.
На страницах коррекционно-педагогической литературы все чаще рассматривается проблема о роли воображения в развитии ребенка и о сущности механизмов воображения.
По данным исследований таких авторов, как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой результативного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования встречающихся у детей знаний, содействует развитию личности, а значит, обусловливает эффективность учебной деятельности в школе. Рассмотрение литературных источников показал, что в педагогической и коррекционной педагогики проблемы, связанные с вопросами
формирования и развития воображения у младших школьников, недостаточно изучены и мало разработаны. При всем том, именно эта область обладает немалым потенциалом для осуществления резервов комплексного подхода в обучении и в воспитании.
Недостающая исследованность проблемы и ее значимость для
совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с общим недоразвитием речи определяют актуальность выбранной темы исследования.
Отсюда следует, что исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как нарушения в речи может создать определенные трудности в изучении программного материала в школьном учреждении, задерживает развитие их личностных качеств, вызывает проблемы в обучении.
Исходя из актуальности данной дипломной работы была определена ее цель: разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР.
Объект исследования: Процесс развития воображения младших школьников с ОНР
Предмет исследования: Особенности развития воображения у младших школьников с ОНР
Гипотеза исследования. Коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- Использование специальных методик;
- Развитие воображения младших школьников с ОНР и их личности в целом.
Задачи исследования.
1. Проанализировать литературные источники по проблеме
данного исследования.
2. Раскрыть особенности развития воображения младших
школьников с недоразвитием речи.
3. Диагностировать уровень развития воображения у младших школьников с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогическую программу развития воображения.
Методологической основой нашего исследования являются
разработки отечественных специалистов в области логопедии- В.П.Глухов, И.Н.Логиновой, Л. Э. Царгуш, Л.А. Зайцевой и других.
Методы исследования:
1.теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме);
2.эмпирические (обобщение приобретенной информации).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №11 г.
Белгорода 15 учеников 1 класса, с заключение ОНР III уровня речевого развития.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
На страницах коррекционно-педагогической литературы все чаще рассматривается проблема о роли воображения в развитии ребенка и о сущности механизмов воображения.
По данным исследований таких авторов, как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой результативного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования встречающихся у детей знаний, содействует развитию личности, а значит, обусловливает эффективность учебной деятельности в школе. Рассмотрение литературных источников показал, что в педагогической и коррекционной педагогики проблемы, связанные с вопросами
формирования и развития воображения у младших школьников, недостаточно изучены и мало разработаны. При всем том, именно эта область обладает немалым потенциалом для осуществления резервов комплексного подхода в обучении и в воспитании.
Недостающая исследованность проблемы и ее значимость для
совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с общим недоразвитием речи определяют актуальность выбранной темы исследования.
Отсюда следует, что исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как нарушения в речи может создать определенные трудности в изучении программного материала в школьном учреждении, задерживает развитие их личностных качеств, вызывает проблемы в обучении.
Исходя из актуальности данной дипломной работы была определена ее цель: разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР.
Объект исследования: Процесс развития воображения младших школьников с ОНР
Предмет исследования: Особенности развития воображения у младших школьников с ОНР
Гипотеза исследования. Коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- Использование специальных методик;
- Развитие воображения младших школьников с ОНР и их личности в целом.
Задачи исследования.
1. Проанализировать литературные источники по проблеме
данного исследования.
2. Раскрыть особенности развития воображения младших
школьников с недоразвитием речи.
3. Диагностировать уровень развития воображения у младших школьников с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогическую программу развития воображения.
Методологической основой нашего исследования являются
разработки отечественных специалистов в области логопедии- В.П.Глухов, И.Н.Логиновой, Л. Э. Царгуш, Л.А. Зайцевой и других.
Методы исследования:
1.теоретические (анализ литературы по исследуемой проблеме);
2.эмпирические (обобщение приобретенной информации).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №11 г.
Белгорода 15 учеников 1 класса, с заключение ОНР III уровня речевого развития.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Целью данной дипломной работы выступала разработка и реализация коррекционно-педагогической работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР. Были реализованы следующие задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности развития воображения младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития воображения у младших школьников с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию воображения.
Предметом исследования были особенности развития воображения у младших школьников с ОНР
Рассмотрение теоретических источников по изучаемой нами проблеме показал, что проблема совершенствования процесса воображения у младших школьников с общим недоразвития речи посредством использования различных методик изучена недостаточно.
Можно дать следующие рекомендации по развитию воображения:
1. Упражнения по развитию воображения должны быть регулярными.
2. Наряду с воображение необходимо развивать мышление, память, восприятие и внимание.
3. При выполнении заданий ориентироваться на индивидуальные особенности школьников.
Данная выпускная работа разрешает обобщить сведения и особенности воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи, понять специфику неполноценности формирования процесса воображения у таких детей, а также разработать коррекционно¬
педагогическую программу по развитию воображения в связи с
результатами диагностики проведенной на констатирующем этапе
исследования.
Констатирующий этап исследование проводился на базе МБОУ СОШ №11 г. Белгорода 15 учеников первого класса с психолого-педагогическим заключением общее недоразвитие речи III уровня речевого развития.
В итоге проведённое нами исследование разрешило определить особенности воображения младших школьников с ОНР. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они дают понять нам, что у школьников с общим недоразвитием уровень развития воображения в большинстве случаев низкий: у многих детей отсутствует мотивация в выполнении заданий, у них бедный запас об окружающем мире, они испытывают трудности в создании воображаемой ситуации, отсюда проблемы в создании точных образов. Дети испытывали сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией. Поэтому применение различных развивающих методик для оптимизации процесса воображения у таких детей является необходимым.
Таким образом, цель и задачи исследования можем считать достигнутыми. В дальнейшем предлагаем расширить коррекционный потенциал мероприятий, направленных на развитие воображения у детей с общим недоразвитием речи.
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть особенности развития воображения младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития воображения у младших школьников с ОНР.
4. Разработать коррекционно-педагогическую программу по развитию воображения.
Предметом исследования были особенности развития воображения у младших школьников с ОНР
Рассмотрение теоретических источников по изучаемой нами проблеме показал, что проблема совершенствования процесса воображения у младших школьников с общим недоразвития речи посредством использования различных методик изучена недостаточно.
Можно дать следующие рекомендации по развитию воображения:
1. Упражнения по развитию воображения должны быть регулярными.
2. Наряду с воображение необходимо развивать мышление, память, восприятие и внимание.
3. При выполнении заданий ориентироваться на индивидуальные особенности школьников.
Данная выпускная работа разрешает обобщить сведения и особенности воображения у младших школьников с общим недоразвитием речи, понять специфику неполноценности формирования процесса воображения у таких детей, а также разработать коррекционно¬
педагогическую программу по развитию воображения в связи с
результатами диагностики проведенной на констатирующем этапе
исследования.
Констатирующий этап исследование проводился на базе МБОУ СОШ №11 г. Белгорода 15 учеников первого класса с психолого-педагогическим заключением общее недоразвитие речи III уровня речевого развития.
В итоге проведённое нами исследование разрешило определить особенности воображения младших школьников с ОНР. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они дают понять нам, что у школьников с общим недоразвитием уровень развития воображения в большинстве случаев низкий: у многих детей отсутствует мотивация в выполнении заданий, у них бедный запас об окружающем мире, они испытывают трудности в создании воображаемой ситуации, отсюда проблемы в создании точных образов. Дети испытывали сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией. Поэтому применение различных развивающих методик для оптимизации процесса воображения у таких детей является необходимым.
Таким образом, цель и задачи исследования можем считать достигнутыми. В дальнейшем предлагаем расширить коррекционный потенциал мероприятий, направленных на развитие воображения у детей с общим недоразвитием речи.



