Использование дидактических игр в процессе коррекционно-
педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Общение и его развитие в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 22
1.3. Возможности использования дидактической игры в формировании
коммуникативных навыков старш х дошкольников с общим недоразви и м речи 29
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Изучение коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 38
2.2. Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами
дидактических игр 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений (О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова,
B. С. Мухина, Н.Ю. Борякова, Д.И. Бойков, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова,
C. А. Миронова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы. Коммуникативные процессы детей изучались разными исследователями. Так, например анализом и оценкой сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи занималась Г.В. Чиркина, особенностями и возможностями развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи Л.Г. Соловьева, стимуляцией речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста О.Е. Громова, формированием коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста И.Ю. Кондратенко, выявлением и преодолением вербально - коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи Е.Л. Черкасова.
Анализ развития процесса общения показывает, что его становление детерминировано деятельностью, которая выступает в качестве ведущей на определенном возрастном этапе. Эмоционально-личностное общение, совместная со взрослым деятельность являются кардинальным, но не единственным условием полноценного развития ребенка. Л.Н. Галигузова, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина отмечали, что на определенном этапе к исходной социально-психологической подсистеме «взрослый-ребенок» подключается подсистема «ребенок-ребенок». С течением времени сверстник становится наиболее предпочитаемым партнером по общению. Вербальные контакты детей ярко проявляются в ведущем виде деятельности дошкольников - игре. Вопросами игры и её ролью в развитии дошкольников занимались Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Р.И. Жуковской, P.C. Бурс, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Т.А. Релина, А.Л. Рояк, Л.В. Артемовой, В.В. Абраменковой, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова. Возможностями использования игры в логопедической практике занимались исследователи Л.Г. Соловьева. Е.С. Слепович, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, З.Е. Агранович, Н.С. Русланова, А.Г. Арушанова, Г.А. Тумакова, Е.А. Пожиленко, Л.С. Дмитриевских, Г.Г. Осипенко.
Необходимость использования в обучении активных видов деятельности не вызывает сомнения. Вместе с тем, функции и роль игры в коррекционно-развивающем процессе дошкольных учреждений остаются недостаточно определенными, в качестве основной формы обучения выступали занятия, в ходе которых складывались стереотипы коммуникации: общение, в основном, носило односторонний характер, приоритеты отдавались организации поведения, что обусловливало вербальную пассивность детей. Таким образом, актуальность проблемы использования игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников сохраняется и сейчас. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Использование дидактических игр в процессе коррекционно-педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр в процессе коррекционно-педагогической работы.
Объектом исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: дидактические игры по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
- будут своевременно выявлены особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- дидактические игры будут соответствовать возрастным особенностям детей и уровню их речевого развития;
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования
коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
2. Выявить состояние коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Теоретико-методологической основой исследования явились научно-теоретические положения: о взаимосвязи общения, языка и сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.О. Уварова и др.), об особой роли речи в развитии коммуникативных навыков лиц с речевыми нарушениями (П.Я. Гальперин, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина), о роли игры в развитии дошкольников (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), об особенностях коммуникативного поведения детей с ОНР (Л.Г. Соловьёва, Г.В. Чиркина, И.Ю. Кондратенко, Е.Л. Черкасова), о возможности использования игры в формировании коммуникативных навыков (Е.А. Пожиленко, Л.Г. Соловьева).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий этап) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60 г. Белгорода.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать, вывод, что у детей данной группы нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на психическом развитии ребенка с речевой патологией.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты с взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Коммуникативные нарушения у старших дошкольников имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими;
снижение потребности в общении; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм; несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь); низкая речевая активность.
Состояние коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи определяет несформированность игры, как совместной деятельности. В тоже время специально организованная игра может стать средством формирования способности к общению.
После проведения констатирующего этапа эксперимента установили, следующие особенности ошибок коммуникативных навыков: трудности в умении понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них, умении выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение, умении взаимодействовать в системе «ребенок - ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь, умении не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим, умении получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Проведённое нами исследование подтверждает, что необходимыми условиями для формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются: обеспечение эмоционального контакта взрослого с каждым ребенком; использование игр и упражнений, направленных на активизацию коммуникативных навыков, осуществление преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента были разработаны этапы, а также перспективное планирование по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуем использовать разработанную нами систему игровых упражнений, состоящая из четырех блоков:
- 1 Блок: Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.
- 2 Блок: Игры и упражнения на развитие умения активно слушать.
- 3 Блок: Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.
- 4 Блок: Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» ( умение говорить самому).
Подбор дидактических игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, через нее он познает окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом, а также развитию общения, то есть формированию коммуникативных навыков. Игры, упражнения и речевые задания использовались как самостоятельная форма работы с детьми, так и включались в логопедические занятия.
Систематическая работа по обогащению детских знаний и впечатлений в ходе игровой деятельности, побуждение детей к совместным со взрослыми и сверстниками играм и общению, изменение мотивов игровой деятельности и связанное с ним усложнение содержания игры определяет качественную перестройку самого процесса общения.