Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦВЕТ И МУЗЫКА В РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»

Работа №65234

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования 7
1.1. Музыкальный и цветовой компонент в различных областях науки и
искусства 7
1.2. Роль цветового и музыкального компонентов в художественной
литературе 15
1.2.1. Цветопоэтика литературного произведения 15
1.2.2. Принцип музыкальности в художественной литературе 19
1.3. Музыкально-цветовая синестезия в литературе 22
1.4. Нил Гейман - представитель литературы нового жанра 26
Выводы по ГЛАВЕ 1 30
Глава II. Своеобразие цветового и музыкального аспектов в романе Нила
Геймана «Американские Боги» 32
2.1. Особенности многообразия цветовой гаммы в романе 32
2.2. Способы и особенности реализации принципа музыкальности в
романе 42
2.3. Взаимодействие музыки и цвета в романе 52
Выводы по ГЛАВЕ II 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей цветового и музыкального компонентов в романе Нила Г еймана (Neil Richard MacKinnon Gaiman, 1960) «Американские боги» (American Gods, 2001).
Современный мир - мир инновационных технологий. Изменения в мире отражаются в языке. О литературе XXI века можно сказать, что она «идет в ногу со временем»: в настоящее время развиваются и приобретают популярность жанры научной фантастики и фэнтези, отражающие веяния современного мира и общества.
Развитие новых жанров литературы влечет за собой потребность в исследовании нововведений и видоизменений структурных закономерностей текста, особенностей его лексической составляющей.
Большинство исследований современных ученых-лингвистов посвящены жанру фэнтези, а именно изучению вымышленного мира в фэнтезийных произведениях, границ его пересечения с реальным, выявлению особенностей поэтики авторов, работающих в этом литературном направлении.
В процессе создания художественного образа авторы прибегают к помощи различных стилистических средств и приемов. Цвет и музыка гармонично дополняют композицию любого литературного произведения. Изучение этих компонентов позволяет выявить особенности индивидуально-авторского стиля.
Актуальность исследования обусловлена влиянием Нила Геймана на современную английскую литературу и особенностями поэтики его произведений. Художественная манера автора характеризуется пристальным вниманием к внешней стороне действительности, к формам, в которых эта действительность существует и через которые проявляет свое содержание. Цвет и музыка являются неотъемлемой частью структуры произведения Нила Геймана «Американские боги», однако исследования этого романа, в основном, направлены на изучение мифа и сказки, взаимодействию культур в романе. Музыкальная сторона его произведения, как и цветовая, ещё не изучались, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования - цветовой и музыкальный компонент в романе жанра фэнтези.
Предмет исследования - специфика музыкальности и цветообозначений в современной художественной литературе.
Цель работы - выявить особенности цветопоэтики и реализации принципа музыкальности в романе Нила Геймана «Американские боги».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы исследования по проблеме музыки и цвета в литературе и других науках;
- обозначить основные способы анализа цвета и музыки в художественном тексте;
- выделить характерные черты цветопоэтики и музыкальности в романе Н. Геймана;
- показать значимость визуального и музыкального восприятия в художественном мире Н. Геймана, определяющую важнейшие особенности его стиля.
Теоретическая база исследования. Изучению проблемы цвета в живописи и других науках, цветообозначений, цветопоэтики посвятили свои работы С.С. Аверинцев, Б.А. Базыма, М.М. Бахтин, М.А. Белей, С.Г. Бочаров, А. Вежбицкая, А.А. Величко, А.Н. Веселовский, М.Л. Гаспаров, В.П. Глухов, Т.М. Дризде, А.Б. Есин, А.П. Журавлев, И. Иттен, Е.Э. Ковалевская, А.В. Кудрина, Д.С. Лихачев, Е.А. Лозовик, Б.В. Мещеряков, И.Г. Минералова, Ю.С. Рассказов, К. Роу, М.И. Рыжова, Д.А. Севастьянов, Н.В. Серов, П.А. Суслов, Б.В. Томашевский, А.А. Уфимцева, Е. Фарино, Р.Н. Фрумкина, Е.Г. Эткинд.
Изучением музыкального компонента в литературе и разработкой принципа музыкальности литературного произведения занимались Л.О. Адэр, Б.В. Асафьев, Л.Л. Гервер, А.П. Журавлев, А. Е. Махов, Ю.Н. Холопов.
О взаимодействии музыки и литературы писали Б.В. Асафьев, Л.Л. Гервер, С.А. Гудимова, Н.М. Фортунатова, Ю.Н. Холопов, Е.Г. Эткинд.
Фактическим материалом для исследования послужил роман Нила Г еймана «Американские боги» на языке оригинала.
В работе используются контекстуальный, описательный, статистический методы, а также метод лингвистического моделирования. Для исследования специфики цветообозначений и принципа музыкальности в художественном произведении использовался мотивный анализ.
Апробация работы состоялась на научно-практической студенческой конференции в рамках Научной сессии на факультете иностранных языков педагогического института «НИУ» БелГУ 12 апреля 2016 г. В рамках работы секции «Вопросы интерпретации текста» был сделан доклад «Влияние цветового и музыкального компонентов на восприятие художественного произведения».
В рамках Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование без границ» на базе БГИИК 20 апреля 2016 г. на пленарном заседании был сделан доклад «Особенности цветовых и музыкальных решений в англоязычной литературе».
По итогам работы двух конференций были опубликованы статьи в Вестнике СНО НИУ «БелГУ» и в сборнике материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, словарей, источников фактического материала и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, его актуальность, формулируются цели и задачи, определяется объект и предмет исследования.
В первой главе рассматривается функциональная роль цвета и музыки в литературе и искусстве, обозначаются основные способы анализа цветового и музыкального компонентов в произведении.
Во второй главе выявляются основные черты цветопоэтики романа и реализации принципа музыкальности, выявляются особенности индивидуально-авторского стиля.
В заключении представлены основные выводы по данному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном литературном обществе жанр фэнтези приобретает популярность, кроме того, он развивается, чем привлекает все больше исследователей.
Цвет и музыка играют огромную роль в создании художественных образов, фэнтезийных миров, упрощают восприятие и интерпретацию текста.
Проведенное исследование, направленное на выявление особенностей цветопоэтики и реализации принципа музыкальности в романе Н. Геймана «Американские боги» позволило прийти к следующим выводам.
Цвет и музыка наделены полифункциональностью благодаря взаимодействию с другими науками и видами искусств. Они используются при передаче эмоций, чувств, которые невозможно выразить словами. Цвет и музыка исторически наделены символическими значениями, которые распознаются человеком на бессознательном уровне, передаются в рамках традиций и обычаев, различаются в мировых культурных сообществах.
В литературе цветовой и музыкальный компоненты играют неоднозначную роль: их символические, семантические и психологические составляющие помогают адекватно интерпретировать текст.
Окрашивание предметов и образов в литературе цветом принято называть цветообозначениями, которые реализуются в языке. В русском и английском языках существует расхождение при цветообозначении, а точнее в количестве существующих цветолексем. Система цветообозначений в романе помогает выявить особенности цветопоэтики произведения Нила Геймана.
Музыкальная составляющая литературного произведения реализуется по канонам принципа музыкальности, который может проявляться на различных уровнях поэтики произведения и творчества автора в целом, играет немаловажную роль в литературе, помогает создавать образы при помощи фонетических, лексических и графических средств.
В своем творчестве Нил Гейман прошел долгий путь, прежде чем он обратился к жанру фэнтези. Роман «Американские боги» был написан в период профессиональной зрелости писателя. Нил Гейман - английский писатель, прошедший американизацию - на протяжении 20 лет живет в Америке, что обуславливает направленность выбора сюжета его романа в целом. Музыка играет в жизни автора одну из главных ролей.
Среди особенностей цветопоэтики романа были выявлены следующие:
- автор использует разнообразную систему цветообозначений в романе, расширяет семантические границы англоязычной культуры за счет обозначения цветом деталей внешнего вида человека, его жилища;
- автором вводятся цветовые компоненты в имена героев, названия населенных пунктов; необычный способ цветообозначения - использование цветовых стилистических средств;
- в отношении сюжета роман делится на четыре части, однако в сфере цвета роман состоит всего из двух, прямо противоположных друг другу, контрастных частей;
- при помощи цвета автор создает мир реальный и мир вымышленный, особое внимание уделяет созданию мира живых и мира мертвых;
- подобно своим литературным кумирам автор создает яркие цветовые портреты, выделяет цветом детали важные для создания образов;
- при помощи цвета в романе раскрываются мотивы любви и страсти, войны, вражды и дружбы, жизни и смерти, перехода из одного мира в другой, перемещения в пределах географии страны;
Принцип музыкальности в романе реализован на фонетическом, лексическом и текстовом уровнях. При помощи музыки Гейман характеризует героев, создает сюжетные образы, картины природы, атмосферу в помещении.
Посредством музыки раскрываются мотивы толпы, дороги, войны, внутренних переживаний.
В романе используются названия современных музыкальных произведений и классических, фонетические средства, что превращает произведение по динамике в симфоническое.
Общее количество примеров музыкального, цветового и музыкально-цветового компонентов составляет 550 на 592 страницах художественного текста. Музыка и цвет в романе используются совместно, неразрывно и составляют 20 % от общего количества музыкальных и цветовых примеров.
Изучение особенностей цвета и музыки в романе Нила Геймана «Американские боги» открывает возможности для дальнейших исследований данных компонентов как в его творчестве, так и в творчестве других писателей.



1. Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы. - М.: Наука, 1981. - 368 с.
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб: Азбука-классика, 2004. - 446 с.
3. Адэр Л.О. Микротоновая идея: истоки и предпосылки // Opera Musicologica. - 2011. - № 3-4 (9-10). - С. 114-134.
4. Адэр Л.О. Микротоновый инструментарий - первые шаги от утопии к практике // Временник Зубовского института. Инструментализм в истории культуры. - 2011. - № 7. - С. 52-64.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга 1 и 2. - Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 378 с.
6. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. - СПб: Речь, 2005. - 112 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - Москва: Ausburg, 2002. - 167 c.
8. Белей М.А. Семантика цвета в постмодернизме на примере романа Бернарда Вербера «Танатонавты» // Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education, 2013. - 13 c.
9. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - Москва: Наука, 1974. - 208 с.
10. Булыгина Н.С., Дейнека Э.А. О семантике, синтаксисе и прагматике «возможных миров» в трехмерном пространстве идиолекта: гипнические галлюцинации и фэнтези // Критика и семиотика. - 2015. - №2. - С. 135-160.
11. Василевич А.П. Этимология цветонаименований как зеркало национально-культурного сознания // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.philology.ru/linguistics1/vasilevich-07.htm (дата обращения:
18.05.2015).
12. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке // под общ. ред. А. П. Василевича. - М.: Изд-во ЛКИ, 2014. - 216 с.
13. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - Москва: Русские словари, 1996. - 416 с.
14. Величко А.А. Коммуникативно-прагматические особенности цветообозначений в текстовом пространстве романов Т. Гарди: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Ставрополь, 2010. - 224 с.
15. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Художественная литература, 1940. - 649 с.
16. Галеев Б.М. Природа синестезии // [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/priroda_r.htm (дата обращения:
12.04.2016).
17. Гаспаров M.JI. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика. - СПб: Азбука, 2000. - 481 с.
18. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) - М.: Индрик, 2001. - 248 с.
19. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для
студентов педвузов. - Москва: Высшая школа, 2005. - 351 с.
20. Гудимова С.А. Астрологическая доктрина в эпоху Ренессанса // Культурология. - 2002. - №4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://annales.info/evrope/small/gudimova.htm (дата обращения: 10.12.2015).
21. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: учеб. пособие. - Москва: Высшая школа, 1980. - 224 с.
22. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2011. - 176 с.
23. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
24. Значение цвета и живопись, 1-я часть // [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://tworismelo.com/art/znachenie-cveta-i-zhivopis-1-ya-
chast.html (дата обращения: 10.02.2016).
25. Значение цвета и живопись, 2-я часть // [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://tworismelo.com/art/znachenie-cveta-i-zhivopis-2-ya-
chast.html (дата обращения: 10.02.2016).
26. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Издатель Д. Аронов, 2007. - 96 с.
27. Ковалевская Е.Э., Мадяр А.И., Моисеенко Е.В. Выразительный, познавательный и коммуникативный уровни цветопреференции человека как показатели оценки психологических особенностей личности // Украшський антарктичный журнал. - 2013. - №12. - С. 323-334.
28. Кудрина А.В., Мещеряков Б.Г. Семантика цвета в разных культурах // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2011. - № 1. - С.1-28. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyanima.ru (дата обращения: 20.05.2016).
29. Лозовик Е.А. Современная английская литературная сказка в творчестве Нила Геймана: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2015. - 18 с.
30. Луков В.А. Академик Д.С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы: Монография. - М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), 2011. - 116 с.
31. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 47-69.
32. Махов А.Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. - М., 2007. - 25 с.
33. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пособие. - М.: Флинта наука, 2012. - 350 с.
34. Нил Гейман. Neil Richard MacKinnon Gaiman // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/231252 (дата обращения: 19.03.2016).
35. Проблема выбора термина для названия форм цветообозначений в языке // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litocean.ru/liocs- 628-2.html (дата обращения: 24.05.2016).
36. Рассказов Ю.С. Теоретическая поэтика литературного произведения. - Краснодар, 1998 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.proza.ru/2009/11/08/231 (дата обращения: 20.04.2016).
37. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/row.htm (дата обращения: 17.05.2016).
38. Рыжова М.И. Роман Олдоса Хаксли «Контрапункт»: поэтика неразрешенного диссонанса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - №2, Т.14. - С. 223-226.
39. Сабинина А.А. Художественный текст в иноязычной аудитории // Вестник ТГУ. - 2009. - №4 (72). - С. 141-144.
40. Севастьянов Д.А. Цвет в изобразительном искусстве. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО Новосибирский Государственный Педагогический Университет, 2012 - 80 с.
41. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 672 с.
42. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма // ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/aestcolor.htm (дата обращения: 10.11.2015).
43. Суслов П.А. Цветопоэтика рассказов В.В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2014. - 23 с.
44. Текутова Ю.С. Косвенное цитирование и его художественные функции в поэзии Роберта Браунинга («Аббат Фоглер») // Вестник ТГУ. - 2011. - №6 (98). - С. 125-128.
45. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 335 с.
46. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб: Азбука, 2000. - 348 с.
47. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. На материале английского языка. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 288 с.
48. Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. - СПб:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 640 с. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.imli.ru/teoriya/Farino_E._Vvedenie_v_literaturovedenie. pdf
(дата обращения: 20.05.2016).
49. Фортунатов Н.М. История русской литературы Х1Х века: учебник для бакалавров / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова. - М.: Юрайт, 2012. - 671 с.
50. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
51. Фэнтези - определение жанра и его отличия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fantasy-earth.ru/view.php?page=public&a=fantasy (дата обращения: 19.04.2016).
52. Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа. - Москва:
Советский композитор, 1985. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.kholopov.ru/hol-analyse.pdf (дата обращения: 15.02.2016).
53. Холопов Ю.Н. Об эволюции европейской тональной системы // Секция критики и музыкознания Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР: Проблемы лада, сб. статей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kholopov.ru/hol-evolution.pdf (дата обращения: 13.02.2016).
54. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука, проблема анализа музыки // Советская музыка. - 1988. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kholopov.ru/hol-teormus-sm.pdf (дата обращения: 19.02.2016).
55. Храмых А.В. Принцип музыкальности в поэтике А. Платонова: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2014. - 23 с.
56. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. - СПб: Искусство, 2005. - 704 с.
57. Ader L. Microtonal Russia: 1950-1970s myths and realities // New sound: International magazine for music. Special issue: Contemporary music at the Fringe, vol. 41 (1), 2013. - P. 42-57.
58. Hurvich L.M. Color vision // Sunderland, Mass., 1981. //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.mit.edu/abyrne/www/ ColourVision.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
59. MacDonald D. A Theory of Mass Culture // Diogenes, Vol. 3, 1953. - P. 1-17.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ