Введение 4
Глава 1 Теоретические основы анализа маркетинговой стратегии организации 7
1.1 Маркетинговая стратегия как экономическая категория 7
1.2 Методы и способы анализа стратегии организации 14
1.3 Анализ торговых предприятий по продаже автозапчастей в
России и на Дальнем Востоке 22
Глава 2 Анализ маркетинговой стратегии организации ИП
Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИП
Николаева Ю.Ф 27
2.2 Анализ маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф 33
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой
стратегии предприятия ИП Николаева Ю.Ф 43
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение 56
В последние десятилетия с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. В условиях рынка управлять предприятием не возможно без грамотно разработанной стратегии, необходима переориентация деятельности предприятия и фирмы на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления ими. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного подхода к решению управленческих и производственно - сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности организации.
Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Если она хочет быть эффективной, ей нужно производить и предлагать нечто, имеющее значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения деятельности.
Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Фирмы обязаны периодически пересматривать свои целевые, стратегические и тактические установки и использовать маркетинг как основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к его изменяющейся конъюнктуре. Маркетинг - это не просто реклама и деятельность штата продавцов. Это всеобъемлющий процесс использования наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей.
Несмотря на то, что на сегодняшний день существует огромное количество работ посвященных анализу маркетинговой стратегии, необходимость новых исследований в этой области все возрастает из - за постоянного развития сферы маркетинга.
В данной работе проведен анализ маркетинговой стратегии организации ИП Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти» на рынке г. Комсомольска-на-Амуре.
Цель исследования - провести анализ маркетинговой стратегии и разработать мероприятия по её совершенствованию на предприятии ИП Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа маркетинговой стратегии организации;
- выполнить анализ торговых предприятий по продаже автозапчастей в России и на Дальнем Востоке;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ИП Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти»;
- провести анализ маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти»;
- разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти».
Предметом исследования является маркетинговая стратегия организации.
Объект исследования - ИП Николаева Ю.Ф. магазин «Автозапчасти».
Теоретической основой исследования являются научные работы отечественных и зарубежных ученых: БА Байкова, Л.Е. Басовского, Виханского, О.С, А.К. Ляско, ИН Мавриной, Уолкера-мл, АН Фомичева и т.д.
Информационной базой исследования явились информация из открытых источников и статистическая отчетность ИП Николаева Ю.Ф., результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
Методологической основой исследования являются методы динамического анализа, наблюдения, сравнения, SWOT-анализ, 7Р-анализ и PEST-анализ.
Новизна исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии торговой организации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается во внедрении полученных результатов анализа и разработанных мероприятий в деятельность предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении отражена цель, поставлены задачи, определены предмет и объект исследования, раскрыта теоретическая и методологическая основы исследования, представлена структура работы.
В первой главе проведено исследование теоретических основ анализа маркетинговой стратегии организации: изучена сущность маркетинговой стратегии как экономической категории; рассмотрены методы и способы анализа стратегии организации; проведен анализ торговых предприятий по продаже автозапчастей в России и на Дальнем Востоке.
Во второй главе проведен анализ маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф. Сформирована организационно - экономическая характеристика организации. Проведен анализ внешней среды и маркетинговой стратегии организации, разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф.
В заключении сформированы результаты проведенного исследования маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф.
В выпускной квалификационной работе выполнены задачи, поставленные в начале исследования. Изучены теоретические основы анализа маркетинговой стратегии организации. Маркетинговая стратегия организации является функциональной составляющей стратегии организации. Стратегия маркетинга как часть стратегии в целом играет большую роль для развития организации. Маркетинговая стратегия необходима не только для формирования путей развития организации, но и всех аспектов работы с конкурентами: борьбу, завоевание лидирующего положения на рынке.
Выполнен анализ торговых предприятий по продаже автозапчастей в России и в Хабаровском крае. Были выяснены причины по которым потребитель делает выбор с пользу определенного продукта. Показана структура рынка и основные показатели.
На территории Хабаровского края осуществляют деятельность на рынке торговли автомобильными запчастями несколько сотен крупных и мелких организаций: крупные торговые сети - «Автотрейд», «ГиперАвто», «Macar», «Техносоюз»; множество небольших специализированных магазинов.
Дана организационно-экономическая характеристика ИП Николаева Ю.Ф. Организационная структура предприятия - линейно-функциональная. Функции управления централизованы. В организации стабильный штат работников, отсутствует текучесть персонала, что позволяет говорить о том, что во-первых каждый работник имеет достаточно опыта, знаний; а во - вторых, климат в коллективе благоприятный.
Финансовое состояние организации можно охарактеризовать как имеющее стабильный рост. Экономическая эффективность деятельности находится на приемлемом уровне, и имеет тенденцию увеличения.
Проведен анализ маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф . Наиболее существенными для ИП Николаева Ю.Ф. в настоящее время являются следующие факторы внешней среды:
- политические - Из-за санкций и политики импортозамещения возможен отказ от части ввозимого ранее товара и поиска новых поставщиков предлагающих товары «аналоги»; Изменения в налоговой сфере (поднятие НДС на 2%) повлекут изменение ценовой политики у наших поставщиков, и как следовательно рост и розничных цен, что создаст дополнительную нагрузку конечному потребителю;
- падение доходов населения, ожидаемое повышение курса иностранных валют - основная часть товара импортного производства, все это может отрицательно сказаться на прибыли организации. Так как увеличение цен повлечет за собой уменьшение спроса. Предсказываемый рост инфляции - он совместно с первым фактором снижает покупательскую способность населения;
- социальная ориентированность - дополнительные акции и скидки определенным слоям населения, например, пенсионерам и многодетным семьям, помогут получить известность у населения, получить их расположение к себе и привлечь новых клиентов. Хоть в Комсомольске-на- Амуре и наблюдается отрицательная динамика населения путем его механической убыли в том числе, но рост парка автомобилей поддерживает спрос на продукцию организации;
- из - за уменьшающегося спроса на оригинальную продукцию, ввиду высоких закупочных цен. Приходится ввозить товары «аналоги» которые не всегда соответствуют качеству оригинальной продукции. Набирает оборот дистанционных покупок на интернет площадках типа Exist, Drom, Ama-Yama и т.д. Дополнительно стоит отметить, что у крупных игроков рынка присутствуют собственные страницы в сети Интернет с каталогами и ценами.
В целом организация имеет хорошее положение и состояние. Сильные стороны: известность организации, положительная репутация на рынке; найдена своя ниша отраслевом рынке; высокие показатели выручки и других показателей финансовой эффективности; гибкая ценовая политика, наличие системы скидок; наличие различных каналов сбыта. Слабые стороны: частичное отсутствие товаров в магазинах; не всегда удовлетворительное качество товара; отсутствие единого dress-code у сотрудников; отсутствие собственного интернет-сайта.
Разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии ИП Николаева Ю.Ф . Основной маркетинговой целью организации является расширение базы покупателей за счет: расширения торговой сети; привлечение новых покупателей; усиление акцента на конкурентные преимущества организации.
Представленные мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии организации включают следующее:
1) разработка и введение новых, более эффективных методов обучения персонала в области клиентоориентирования;
2) увеличение объема рекламы и ее качество;
3) разработать и ввести обязательную специализированную униформу с логотипом организации;
4) разработать сайт магазина;
5) заказать фирменные упаковочные материалы с логотипом
организации.
Подводя итог, можно сказать, что комплекс предложенных мероприятий позволит не только получить экономический эффект в сумме 77 520 рублей, но и существенно повысить имидж организации на рынке продаж автокомпонентов города Комсомольска-на-Амуре. Что положительно отразится на динамике продаж и выручке предприятия.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута.