Введение 3
Глава I. Реклама и гендер в современном обществе 6
1.1. Становление рекламы и ее роль в современном обществе 6
1.2. Рекламный текст и его особенности 13
1.3.Определение гендера и его сущность 19
1.4. Гендерные особенности в рекламном сообщении 23
Выводы по первой главе 27
Глава II. Целевые аудитории рекламных сообщений 28
2.1. Женская целевая аудитория 28
2.2. Мужская целевая аудитория 37
2.3. Гендерно нейтральная реклама 44
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиография 55
Список источников фактического материала 59
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию гендерного аспекта немецких рекламных текстов.
Для современного общества в последние десятилетия реклама стала привычным явлением, несмотря на то, что она имеет длительную историю. Само слово «реклама» заимствовано от французского «reclame», восходящее к латинскому «reclamare», что в свою очередь означало «кричать, зазывать, оповещать». Изначально реклама существовала только в устной форме. В древности торговцы зазывали покупателей, сочиняя песни и стихи, которые рекламировали и восхваляли качество товара, тем самым привлекая внимание покупателей. Многие исследователи определяют и сегодня рекламу как средство донесения информации о товарах и услугах от рекламодателей до потребителей. Современная реклама стала более сложной и многоплановой. Кроме того, она не просто передаёт информацию, реклама выполняет такие функции, как напоминание, убеждение, создание имиджа предлагаемого товара и др.
В настоящее время реклама является частью общечеловеческой культуры. Она проникает во все сферы нашего общества и воздействует на социальные институты. Реклама оказывает значительное влияние на людей. На сегодняшний день реклама стала своеобразным литературным жанром, который характеризуется краткостью и существует в форме зрительных образов, а не в форме слов. Рекламу даже считают новым видом искусства и обсуждают этические качества, остроумие высказываний и яркость красок.
Реклама заняла прочную позицию во всех культурах и находится в поле зрения психологов, социологов, а также лингвистов.
С лингвистической точки зрения реклама определяется как коммуникация. Во многих лингвистических исследованиях последних лет поднимается проблема выявления различий по половому признаку. Вопросы гендерного аспекта играют в лингвистике важную роль. Здесь обращается внимание на социальные и культурные факторы, представляющие стереотипы о мужских и женских качествах.
Гендер занимает особое место в рекламе, так как он является психологической и культурной особенностью и ассоциируется с половой принадлежностью адресата рекламного сообщения. Реклама зависит от конкретного получателя и достаточно ярко характеризуется лексикой с гендерными признаками.
Объект исследования - гендерные и лингвистические особенности рекламных текстов.
Предметом исследования данной работы являются немецкие рекламные тексты из печатных и электронных источников.
Основная цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании рекламных текстов на немецком языке, а именно выявление их гендерных особенностей с лингвистической точки зрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать роль рекламы в современном обществе.
2) Определить понятие гендера и его роль в рекламных текстах.
3) Выявить и описать лингвистические особенности мужской, женской и гендерно нейтральной рекламы на основе немецких рекламных текстов.
В процессе исследования использовались следующие методы: метод лингвистического наблюдения и описания и сопоставительный метод.
Основными источниками фактического материала послужили журналы Woman, Bild der Frau, Men'sHealth, AUTO TEST, ComputerBild, FOCUS и др. Общий объем выборки составил около 70 рекламных текстов.
Цель и задачи проведенного исследования определили структуру выпускной квалификационной работы. Она включает Введение, две главы, Заключение и Библиографию.
Во Введении определяется тема, объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи работы.
В первой главе «Реклама и гендер в современном обществе» даны определения рекламы, рекламных текстов и гендера. Рассмотрены сущность гендера и его особенности.
Вторая глава «Целевые аудитории рекламных сообщений» является практической частью выпускной квалификационной работы. В данной главе рассматриваются конкретные примеры рекламных текстов, направленных на женскую и мужскую аудитории, и анализируются их особенности с лингвистической точки зрения.
В заключении подводится итог проведенного исследования, и излагаются выводы по всей работе.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению гендерного аспекта немецкого рекламного текста. В данной работе мы провели комплексное исследование рекламных сообщений, которые формируют мировоззрение, поведение и стиль.
Основной целью выпускной квалификационной работы является исследование рекламных текстов на немецком языке, а именно их гендерные особенности с лингвистической точки зрения.
Нами были также решены поставленные задачи для проведения данного исследования.
Реклама стала неотъемлемой частью жизни современного общества. Теперь она является не только экономическим явлением, но и особым элементом массовой культуры. Реклама выполняет информационную функцию, предоставляя нам особенности товаров и изделий, и в то же время она информирует нас об отношениях в обществе, и прежде всего, о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.
В современной науке используется понятие «гендер», чтобы провести границы между биологическими, социальными и культурными характеристиками, которые отличают женщин от мужчин. Существующие различия в восприятии и производстве речи мужчинами и женщинами обусловили появление рекламы, которая направлена либо на женскую, либо на мужскую аудитории.
В первой главе мы заложили теоретическую базу нашего исследования. Мы определили понятия «реклама», «рекламный текст», «гендер», выявили особенности рекламного текста и сущность гендера. Мы пришли к выводу, что исследование гендерного аспекта рекламных текстов является актуальным вопросом в современном обществе.
Во второй главе были проанализированы рекламные тексты на немецком языке и определены их гендерные особенности.
Особенностью рекламных текстов для женщин является использование эмоционально-окрашенной лексики. Также в женской рекламе присутствует научная лексика, представление товара от лица специалистов для большего убеждения, затрагивается тема борьбы с негативными явлениями, используется лексика, отражающая развитие волевых качеств женщины: независимость, уверенность в себе, решительность. Семантическое поле «женственность» формирует следующие группы: слабость, послушание, внешняя привлекательность. Благодаря эмоционально-окрашенной лексике происходит диалог с читателем, что вызывает у женщин доверие и эмоции.
Семантическая направленность лексики в мужской рекламе акцентируется на внешних данных, на профессионализме мужчины. Для такого типа рекламы характерны использование лексики, подчеркивающей мощь, энергию мужского пола, наличие чёткой простой структуры предложений, точность, краткость, наличие цифр, который указывают на многолетний опыт. Эти особенности помогают сформировать следующие тематические группы: сила, доминирование, активность, выносливость. Также они отражают маскулинные стереотипы.
Нами также выявлено, что в гендерно нейтральных рекламных сообщениях присутствуют лингвистические особенности рекламы, направленные как на мужчину, так и на женщину, но в большинстве случаев в таких текстах отсутствует компонент адресата.
Учёт указанных выше особенностей способствует более эффективному воздействию рекламного сообщения на получателя, на которого направлена представленная в нём реклама.
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учебное пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
2. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. - СПб.: Алетейя, 2006. - 304 с.
3. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 320 с.
4. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка: учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1974. - 175 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
6. Ганжин В.Т. Основы рекламного мышления: учебное пособие. - М.: Фонд НИМБ, 2001. - 290 с.
7. Городникова М.Д. Гендерный фактор и распределение социальных ролей в современном обществе. - СПб.: 1999. С.39-40.
8. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. - М.: 1999. - №4. - С.71-77.
9. Грошев И.В. Образ пола в рекламе // Научный психологический журнал. - М.: 1998. - №2. - С.19-20.
10. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность. - М.: 2000. - С.172-187.
11. Гусейнова И.А. Дескриптивные рекламные тексты как инструмент воздействия в системе маркетинговой коммуникации (на материале журнальной прессы России и ФРГ): Дисс. ... канд.филол.наук. - М., 1999. - 223 с.
12. Дейян А. Реклама; пер. с фр. В.Мазо. - М.: Прогресс: Универс, 1993. - 175 с.
13. Джулер А.Дж., Дрюниани Б.Л. Креативные стратегии в рекламе; пер. с англ. Ю.Н.Калтуревский. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
14. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука, 1984. - 268 с.
15. Дударева А.А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. - М.: РИП- холдинг, 2004. - 222 с.
16. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. - М.: ДатаСтром, 1992. - 64 с.
17. Зирка В.В. Манипулятивные игры в рекламе: Лингвистический аспект. - М.: Либроком, 2010. - 256 с.
18. Кайгородова И.Н. Лингвистический анализ текста: учебное пособие. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2015. - 78 с.
19. Кармин А.С. Психология рекламы. - СПб.: ДНК, 2004. - 512 с.
20. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М.: Высшая школа, 1990. - 152 с.
21. Кенжебалина Г.Н. Лингвопрагматика: учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей. - Павлодар: Кереку, 2012. - 121 с.
22. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистический аспект. - М.: Институт социологии РАН, 1999. - 189 с.
23. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1993. - 222 с.
24. Колокольцева Т.Н. Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 296 с.
25. Ксензенко О.А. Как создается рекламный текст: Функционально-экспрессивные аспекты рекламного текста: учебно -методическое
пособие. - М.: Диалог МГУ, 1998. - 167 с.
26. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2002. - 386 с.
27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 227 с.
28. Лившиц Т.Н. Специфика рекламы в прагматическом и лингвистическом аспектах: Дисс. ... канд. филол. наук. - Таганрог, 1999. - 354 с.
29. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1980. - 94 с.
30. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2003. - 522 с.
31. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М.: ЛКИ, 2008. - 280 с.
32. Мурзин Л.И., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск: Урал, 1991. - 172 с.
33. Овруцкий А.В. Анатомия рекламного образа. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
34. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 528 с.
35. Подорожная Л.В. Теория и практика рекламы: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2011. - 343 с.
36. Разумовский Б.С. Искусство рекламы. - Минск: Полымя, 1984. - 112 с.
37. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. - М.: Высшая школа, 1981. - 92 с.
38. Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие. - М.: Флинта, 2010. - 160 с.
39. Слюсарева Н.А., Трошева Н.Н., Новиков А.И. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М.: Наука, 1982. - 192 с.
40. Томская М.В. Оценочность в социальном рекламном дискурсе: Дисс. . канд. филол. наук. - М.: 2000. - 200 с.
41. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
42. Халеева И.И. Гендер как интрига познания. - М.: Рудомино, 2000. - 165 с.
43. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека-менеджера и бизнесмена. - Петрозаводск: Фолиум, 1994. - 312 с.
44. Чикалова И.Р., Янчук Е.И. Иной взгляд: Междисциплинарный альманах гендерных исследований. - Минск: БГПУ, 2002. - 64 с.
45. Чуприна Т.С. Текст и закономерности употребления существительного и прилагательного, связанных с деривационными отношениями (на материале английского языка) // Языковая личность: системы, нормы, стиль. - Волгоград: Перемена, 1998. - С.117-118.
46. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих. - М.: АСТ, 2010. - 580 с.
47. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 1999. - 203 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Каталог AVON №8 27.05.2016-15.06.2016
2. Журнал Auto Bild Autotest №5 2018
3. Журнал BILANZ 25-26/2015
4. Журнал Bild der Frau Dezember-Januar 2016
5. Журнал Brigitte № 11 vom 07. Mai 2018
6. Журнал ComputerBild 20/2015 ab 12.9.2015
7. Журнал DER STERN №48. 18.11.2015
8. Журнал DER STERN №44 22.10.2015
9. Журнал Der Spiegel №07 2017
10. Журнал Donna №6 2018
11. Журнал FOCUS №46/15. 7.November 2015
12. Журнал FOCUS №19 vom 05. Mai 2018
13. Журнал Instyle №6 2018
14. Журнал MEN'S FITNESS 04/2016
15. Журнал Men'sHealth Februar 2017
16. Журнал Off Road №6 2018
17. Журнал Petra №6 2018
18. Журнал Woman №19/11. September 2015
19. Журнал Woman №20/25.September 2015
20. Журнал Woman LOOKBOOK/ Ihre neue Fashion-Bibel №002 F/S 2016
21. Журнал WirtschaftsWoche №46 06/11/2015
22. ESSIE [Электронный ресурс]; Режим доступа:
https://www.essie.de/nagellack
23. L’OREAL PARIS [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://lounge.loreal-paris.de/schmetterling/