Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и методы обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения
1.2 Особенности социальной политики в сфере организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения
1.3 Методы анализа эффективности организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения в муниципальном образовании
2 АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Анализ состояния социальной защиты малообеспеченных слоев населения
Копейского городского округа
2.2 Оценка эффективности организации социальной малообеспеченных слоев населения Копейского городского округа
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
3.1 Направления совершенствования организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения, с учетом зарубежного и отечественного опыта
3.2 Оценка эффективности мероприятия по организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение
Актуальность темы. В связи с продолжением санкций со стороны Европы и США, удешевления рубля, нехваткой средств в бюджете в связи со снижением цены на нефть и незначительным ростом безработицы, наблюдается увеличение числа малообеспеченных слоев населения. В настоящий момент происходит снижение реальных доходов населения и тем самым снижается возможность населения купить необходимый товар либо заплатить за коммунальные услуги. В результате высокой инфляции и неспособность многих организаций увеличивать уровень заработной платы к уровню инфляции или даже сокращать уровень заработной платы за счет премий приводит к увеличению должников или даже к росту населения с малым доходом. А новые сокращения приводят к росту безработицы и к росту малообеспеченных слоев населения на территории муниципальных слоев населения.
И хотя с ростом дефицитов в бюджете, как муниципалитета, так и на федеральном и региональном уровне, необходимо разрабатывать и реализовывать программы по социальной защите малообеспеченных слоев населения. Ведь именно этим категориям граждан всех трудней пережить этот период, что может привести к потери этих слоев населения.
Поэтому в рамках дипломной работы я выбрал эту тему, имеющую актуальность в текущий момент времени.
Объект дипломной работы - Копейский городской округ.
Предмет - анализ организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Копейском городском округе.
Цель - совершенствование организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения на примере Копейского городского округа).
Задачи дипломной работы:
• рассмотреть сущность и методы обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
• рассмотреть особенности социальной политики в сфере организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
• определить методы анализа эффективности организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения в муниципальном образовании;
• проанализировать состояния социальной защиты малообеспеченных слоев населения Копейского городского округа;
• оценить эффективность организации социальной защиты
малообеспеченных слоев населения Копейского городского округа;
• рассмотреть направления совершенствования организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения, с учетом зарубежного и отечественного опыта;
• оценить эффективность мероприятия по организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
В теоретической части дипломной работы рассмотрена сущность, методы обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения и особенности социальной политики в сфере организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Определены методы анализа эффективности организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения в муниципальном образовании.
В практической части дипломной работы проанализировано состояние социальной защиты малообеспеченных слоев населения и оценена эффективность организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения Копейского городского округа Копейского городского округа .
В методологической части рассмотрены направления совершенствования организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения, с учетом зарубежного и отечественного опыта и оценена эффективность мероприятия по организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
В процессе проведения исследования использованы монографии, статьи, справочники, нормативные документы, практические изыскания отечественных авторов по вопросам организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Законодательные документы и статистические данные Копейского городского округа.
Результаты дипломного проекта могут быть использованы Копейским городским округом.
Сущностью социальной защиты малообеспеченных слоев населения является сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. И заключается в предоставлении помощи лицам (семьям), имеющим доход ниже прожиточного минимума, и нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией, и неспособностью иметь минимальные социальные гарантии, закрепленные государством.
Целями оказания государственной помощи малообеспеченным слоям населения:
• поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;
• помощи малообеспеченным слоям населения в зависимости от категорий и социальных стандартов;
• усиления социальной поддержки нуждающихся малообеспеченных граждан;
• создания необходимых условий для увеличения социального обслуживания специализированными учреждениями и обеспечения приемлемого качества социальных услуг для малообеспеченных слоев населения;
• снижения уровня социального неравенства и повышения доходов населения.
На основе разработанной методики проведен анализ и сделаны следующие выводы.
В течение исследуемого периода наблюдаем, что основная доля финансирования программ по социальной защите малообеспеченных слоев населения приходится на финансирование региональных программ, через муниципальный бюджет.
В этом случаи Администрация Копейского городского округа отвечает напрямую за целевое использование средств на организацию социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
На основе анализа наблюдаем, что основной рост объемов финансирования программ на 178,3%, что составляет 278,3% в 2014 году по отношению к 2012 году, произошел по причине региональных программ, реализуемых через местный бюджет.
Но и объем финансирования из местного бюджета позволяет говорить об увеличении заботы муниципальных органов власти о малообеспеченных категориях граждан, особенно о некоторых из них.
В рамках проведенного анализа наблюдаем появление новых программ в 2014 году. Основной причиной этому послужило появление вынужденных беженцев с Украины и повышение цен на продукты питания, что привело к повышению прожиточного минимума и подготовка к сокращению в связи с падением объемов производства и повышение курса доллара. Все это сказывалось на увеличении численности малообеспеченных слоев населения, и чтобы помочь этим людям разрабатывались новые программы.
На территории Копейского городского округа происходит увеличение не только объемов финансирования, но и количество программ. При этом количество программ напрямую связано с ситуацией которые возникают в России и муниципальном образовании.
В рамках анализа наблюдаем, рост объемов финансирования по многим программам, При этом если имеются две программы, и одна из них заканчивается, то в рамках другой программы возможно увеличение финансирование, чтобы поддержать малообеспеченные слои населения, особенно детей из малообеспеченных семей.
На основе проведенного анализа наблюдаем, снижение численности малообеспеченных слоев населения с 7,7% до 7,5%. Такое низкое снижение связано и с ростом беженцев, в связи с Украинским кризисом. Их доля, среди малообеспеченных выросла 0,7% до 4,2%. На основе анализа видим, что за счет реализации программ в области занятости безработных, незначительно снижается доля среди малообеспеченных потерявших работу и вынужденных жить на пособие по безработицы с 15,5% до 13,3%. В связи с более высоким ростом продуктов питания и повышения прожиточного минимума, при этом индексация пенсий для пенсионеров и инвалидов происходит один раз в год, происходит рост пенсионеров и инвалидов имеющих доход меньше прожиточного минимума. Доля пенсионеров среди малообеспеченных выросла 7,9% до 9,1% к 2014 году, а инвалидов 0,81% до 0,93%. При этом в большинстве случаев это касается инвалидов получающих одну пенсию по инвалидности и еще не ушедших по возрасту на основную. Зачастую программ трудоустраивающих таких инвалидов не хватает и те административные рычаги не всегда помогают, предприятия не всегда хотят брать инвалидов на работу.
Не маловажным является рост людей из многодетных семей с 2,2% до 2,5%, что привело к росту самих семей имеющих доход ниже прожиточного минимума, среди многодетных семей с 8,8% до 10% к 2014 году. Это свидетельствует, что государство предусмотрело необходимость увеличения рождаемости, и это происходит, а количество программ помощи особенно многодетным семьям (компенсация питания в школе, коммунальные платежи) явно недостаточно. Что касается другой помощи многодетным семьям то они разовые. Необходимы дополнительные мероприятия, в том числе по увеличению пособий для ребенка среди многодетных семей.
В течение исследуемого периода наблюдаем рост по большинству программ выделенной суммы на одного участника. Но есть программы, по которым за счет реализации программ нет возможности увеличить или даже уменьшается. Так в связи с новыми программами по беженцам с Украины, из региона уменьшился объем финансирования на многодетные семьи. Даже новая муниципальная программа не покрыло разницы от снижения финансирования из регионального бюджета. А эта самая незащищенная категория, так как страдают дети.
На основе анализа наблюдаем, что хотя и снижается численность населения с денежными доходами ниже минимальных с 7,7% до 7,5%, в том числе за счет роста населения, но при том, что увеличивается средний объем финансирования программ на 1 человека из малообеспеченных слоев населения, происходит снижение соотношения среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума.
Но при этом регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности государства. Как правило, главную роль здесь играют два фактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики. Исходя из этого, в рамках дипломной работы рассмотрена организация социальной защиты малообеспеченных слоев населения, с учетом зарубежного и отечественного опыта. На основе опыта представлены направления, совершенствования организации социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Для оценки эффективности рассмотрено одно из мероприятий по организации защиты малообеспеченных слоев населения. Этим мероприятием является программа по продовольственной помощи отдельным категориям малообеспеченным слоям населения, за счет предоставления нуждающимся продуктовых талонов.
Выбор именно этого мероприятия связано с тем, что:
• мероприятие охватывает в первую очередь незащищенные категории малообеспеченных слоев населения, доходы которых ниже прожиточного минимума в регионе и им самим сложно заработать себе на питание;
• в связи с повышением цен в 2015 году на самые необходимые продукты питания в Челябинской области. При этом даже мониторинг цен в Челябинской области и в Копейском городском округе, не позволили остановит цены на крупы, сахар и другие важные продукты питания;
• уровень цен на ряд продуктов питания выше уровня инфляции в стране.
Но в связи с ограниченностью финансовых средств в местном бюджете удается не всем категориям малообеспеченных слоев населения оказать материальную помощь в виде продуктового комплекта. Доля такого населения составляет 4,7% от всего малообеспеченного населения. В связи с этим на территории Копейского городского округа в первую очередь оказывается помощь:
• детям, их доля составляет 53,4%, от всей численности малообеспеченного населения которым оказана помощь (охват оказания помощи 100%);
• инвалиды, их доля составляет 19,7%, от всей численности малообеспеченного населения которым оказана помощь (охват оказания помощи 100%);
• пенсионеры, их доля составляет 26,9%, от всей численности малообеспеченного населения которым оказана помощь (охват оказания помощи 13,9%). При этом выбираются те пенсионеры, которые одиноки и им некому помочь.
Но за счет реализации программы, наблюдаем рост показателя финансирования организации социальной защиты в 2015 году, что отражается и на уровне социальной помощи малообеспеченным слоям населения. В первую очередь это позволяет помочь до 4,7% самым незащищенным слоям из малообеспеченного населения: детям, инвалидам и пенсионерам, у которых нет близких людей.
При этом от реализации мероприятия имеется социальный эффект связанный с помощью малообеспеченных граждан и обеспечение отдельных категорий лиц минимальными продуктами питания.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ ред. от
05.10.2015// КонсультантПлюс. - 2015.
4. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015)
6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015)
7. О государственной социальной помощи Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // КонсультантПлюс. - 2015.
8. Устав муниципального образования «Копейский городской округ» Принят постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28 сентября 2005 г. №82/ принят в новой редакции решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 10.06.2014 №932-МО
9. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Копейского городского округа Челябинской области до 2020 года Решение Собрание депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 25.06.2014 № 939-МО
10. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013
11. Бабмч, А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — 2-е н и. , персраб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 20 1 2 .¬703 с.
12. Белоножко, М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.
13. Васильев, А.А. Муниципальное управление: учебник / А.А. Васильев. - Н.Новгород: Изд-во: Гладкова О.В., 2013, - 160 с.
14. Замараева, З.П. Нормативно-правовые основы современной системы социальной защиты населения в России /Замараева З.П.// Вестник Пермского Университета. Юридические науки, 2012, N 1.
15. Замараева, З.П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению /Замараева З.П.// Вестник Пермского Университета. Юридические науки, 2012, N 2.
16. Зотова, В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотова - М: «ОЛМА-ПРЕСС», 2012, - 351с.
17. Лахтина, Т.А. Местное самоуправление как элемент публичной власти /Лахтина Т.А. // Государственная власть и местное самоуправление, 2015, N 7.
18. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение): учебник / М.И. Лепихов. - М.: ИНФРА-М, 2011.
19. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. М.: Инфра-М, 2012.
20. Моделирование и прогнозирование мировой динамики /
В.А.Садовничий, А.А.Акаев, А.В.Коротаев, С.Ю.Малков. - М.: ИСПИ РАН,
2012. - (Экономика и социология знания). - 359 с.
21. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. Пособие / Райзберг Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
22. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.: ИНФРА-М, 2014
23. Соловьев С.Г. Основные идеалы местного самоуправления: современное состояние /Соловьев С.Г.// Государственная власть и местное самоуправление, 2015, N 7
24. Тихалева Е.Ю.Тенденции развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением /Тихалева Е.Ю. // Государственная власть и местное самоуправление, 2015, N 6
25. Хамитова, Д.И. Проблемы правового регулирования деятельности территориального общественного самоуправления / Д.И. Хамитова // Конституционное и муниципальное право, 2013, N 6
26. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении /Шевнина Л.Е.// Социальное и пенсионное
27. Экономика муниципального сектора: учебное пособие/ под ред. А.В. Пикулькина. - М.: Юнити-ДАНА, 2012. - 464с.
28. Экономика общественного сектора: учебное пособие / Г.А. Ахипов, Е.Н. Жильцов. - М.: Инфра-М, 2013. - 345с.
29. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 200 с.
30. Экономический словарь терминов и понятий: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.fin-all.ru/