Введение 3
Глава 1. Методика Монтессори в педагогической традиции Ита¬
лии 6
§1.1. Творческие поиски Марии Монтессори 6 §1.2. Педагогический метод в контексте гуманитарных культур¬
ных запросов Италии 15
Глава 2. Идеи Монтессори в российской культурной традиции....34
§2.1. Реализация педагогических идей Монтессори в русской культуре дореволюционного периода 34 §2.2. Возвращение идей Монтессори в педагогику постсоветской
России 44
Заключение 49
Список литературы 53
Педагогическая методика Марии Монтессори широко распространена по всему миру и пользуется всеобщим признанием. Это эффективная систе¬ма, основанная на идеях свободного воспитания ребенка, ориентированная на педагогическое течение, которое возникло в Европе в XIX - XX вв.
Вот уже почти столетие имя Марии Монтессори звучит как имя выдающего¬ся психолога, психиатра, опытного детского врача, философа и ученого- исследователя, которое приковывает к себе внимания и профессиональных педагогов, и обычных людей, которые заинтересованы в ее методиках для обучения своих собственных детей. Разнополярные точки зрения восторга¬ются и отвергают методику Монтессори, разбирают её на мельчайшие детали и пытаются понять её структуру и логику с той же степенью заинтересован¬ности, что и сто лет назад. Это снова и снова подтверждает актуальность и самой системы, и исследовательского интереса к ней. Очевидно, что идеи Монтессори не оставляют равнодушными современных педагогов, истори¬ков, культурологов, для которых важно понять их трансграничное значение, а также выявить те культурные контексты, которые влияли на своеобразные педагогические моды или забвение системы Монтессори. Для нас важно про¬следить историю адаптации, культурные контексты замечательной педагоги¬ческой системы на русской почве.
Также актуальность данного исследования определяется потребностью современного гуманитарного знания в многоаспектном изучении педагогиче¬ской методики Марии Монтессори. Манифестация гуманистических идей в культуре, предполагает особый подход к ребёнку и делает его центральной фигурой в педагогических системах в различных культурных средах. Создав свою систему, все принципы, заложенные в её педагогический метод, подчи¬няются потребностям ребёнка, а учитель в этой системе является помощни¬ком ребёнка, который даёт свободу развития ребёнка, как самостоятельной личности. Именно поэтому, Монтессори-педагогика является уникальной и продуктивной, она признана многими педагогами во всем мире которые пы¬таются организовать дошкольное образование опираясь на её педагогические материалы.
Основополагающими для настоящего исследования стали труды по педаго-гике Марии Монтессори, Фаусек Ю.И., Сумнительного К.Е., а также особую библиографическую ценность имеют труды Standing Е.М.,Висангириевой Е.Д.,ВаЬ1П1 V.P.,Kramer R. и Дарьи Орловой.
Объектом исследования является итало-российские культурные связи в исто¬рической перспективе.
Предметом исследования является место и значение педагогических идей, основанных на методике Монтессори, в российской культурной традиции.
Цель исследования заключается в исследовании истории адаптации педаго-гической системы Марии Монтессори в русской культуре XX века. Также выявление общего и различного для Италии и России в траекториях распро¬странения этих новаторских идей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть жизнь и творческие поиски Марии Монтессори.
2. Раскрыть теоретические и практические основы педагогического мето¬да Монтессори в контексте гуманитарных культурных запросов Италии и России.
3. Выявить возникновение и реализацию метода М. Монтессори в рус-ской культурной традиции.
Теоретическая значимость: Имманентность базовых ценностей, таких как: права каждого ребенка быть субъектом обучения, способным противостоять произволу учителя; факта, что в образовании велика роль личностного ком¬понента, его содержание создается индивидуально каждым человеком; важ¬ности опоры на базовые основы (современное состояние науки и культуры), а не на идеологизированные схемы, что предоставляет ребенку возможности для свободного открытия мира; необходимости осуществлять в образова¬тельном процессе гармоничное сочетание знаний и нравственности, тем са¬мым готовя ребенка к взаимопомощи и сотрудничеству с другими людьми, для российской системы образования создает предпосылки для аксиологиче¬ской адаптации педагогической системы М. Монтессори, но поднимает во¬прос о наличии психологического и методико-дидактического механизма ре¬ализации этих ценностей в реальном образовательном пространстве России.
Практическая значимость: Данная работа может оказать помощь родителям и педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошколь¬ного возраста, по приобретению знаний и воспитанию нравственности, а также подготовке ребенка к взаимопомощи и сотрудничеству с другими людьми. Также работа может быть использована в качестве лекционного ма¬териала в учебных курсах по педагогике, психологии и культуре преподава¬телями университетов.
Круг проблем и вопросов, связанных с возникновением педагогиче-ской методики Марии Монтессори и реализацией ее идей в русской культур¬ной традиции, включает в себя множество аспектов.
Проблематика педагогических идей Монтессори, а в частности вопрос о представлении и развитии методики в русской культуре, не была достаточ¬но изучена как с педагогической точки зрения, так и культурологической, не¬смотря на широкое применение метода в практике и теории в детских садах и учреждениях дошкольного образования. Исследование показало, что методи¬ка Монтессори развивалась не линейно. Была мода - были последователи, были учителя и ученики. Но затем на долгое время система Монтессори вы¬падает из педагогики Италии, после того как страну захватили фашисты. Но методика не останавливалась, она продолжала свое развитие в Индии, куда бежала сама Мария Монтесссори и там продолжала свою деятельность. А в России данные педагогические идеи исчезают почти на 70 лет, после того, как российские власти запретили их развитие в стране из за индивидуалисти¬ческих наклонностей, чуждых социалистическому сознанию. Несмотря на это, и в России и в Италии, система получала своих последователей на волне гуманитарных запросов. Было открыто множество школ и детских садов по методике Монтессори, а школа, которая находится в Индии, занесена в Кни¬гу рекордов Гиннеса как самая многочисленная: в ней учится 22000 детей. Можно смело сказать, что Мария Монтессори-это гордость Италии.
Изучение наследия Марии Монтессори в виде ее дидактических мате-риалов и школ, вместе с анализом трудов по педагогике Монтессори показа¬ли, что вопрос педагогических идей в русской культурной традиции на сего¬дняшний день не имеет специального освещения, но все это находится в пер¬спективе у современных последователей.
Однако следует понимать, что к изучению метода должен быть особый подход, так как систему нельзя понимать отдельно от дидактических матери¬алов, школ и детских садов, для которых она создавалась, иначе ошибки в его оценке будут неизбежны. Дошкольные образовательные учреждения по си¬стеме Монтессори - это не просто привычные для нас места обучение, а до¬ма, где все базируется на свободе ребенка, развитие его личности и реализа¬ции потенциала.
В ходе данного исследования мы рассмотрели основные цели, задачи, принципы и психолого-педагогические, методические аспекты воспитания детей дошкольного возраста в детских садах метода Монтессори, рассмотре¬ли особенности педагогической коммуникации между воспитателем и ребен¬ком в детских садах данной системы; выяснили, каким образом коммуника¬ция влияет на процессы воспитания и развития детей.
В данном исследовании невозможно исчерпать обозначенную пробле¬му интерпретации и понимании методики в культурах Италии и России, но это открывает перспективы для изучения данного процесса в его различных исторических, педагогических и культурных аспектах.
1. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994.
2. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - № 34.
3. Висангириева Е.Д. Экология духа: Монтессори детский сад г. Туапсе Текст.: методические указания. - Ростов-на-Дону, 2002.
4. Монтессори М. Дети - другие. / Пер. с нем. Вступит. и закл. статьи, коммент. Сумнительный К.Е. - М., 2004.
5. Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. - М., 2006.
6. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. / Пер.с фр. Печатникова Л.Б. - М., 2007.
7. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. - М.: ИД "Кара-пуз". 2005.
8. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к дет-скому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993.
9. Монтессори М. О принципах моей школы. / Пер. с англ. В.Златопольского//Учительская газета. -1922.
10. Монтессори М. Руководство к моему методу.// - М. Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К., -1916.
11. Монтессори М. Монтессори-материал. Школа для малышей. // - М. Изд-во Мастер, 1992.
12. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997
13. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. // МЦМ, М., 2002.
14. Орлова Д. Большая книга Монтессори. // Прайм-Еврознак, СПб., 2008.
15. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. //¬М.: Академия, 2003
16. Сумнительный К. Мне сделать это самому? Школа Монтессори. - М., 2008.
17. Сумнительный К.Е. Космическое воспитание. // Монтессори в России: новый взгляд. Выпуск I. - М., 1998.
18. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. -М., 2004. -№9.
19. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтес-сори. - 2-е изд. - М.: Гос.изд., 2003.
20. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. // Пг.: Время, СПб., 2004.
21. Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Мон-тессори. - Л.:Гос.изд., 1924.
22. Фаусек. Ю.И. Педагогика Марии Монтессори. Статьи, Дневники, Рукописи. // Изд.Генезис, М., 2007.
23. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори - педагога. // Книга 1. - Изд. Форум, М., 2010.
24. Recchia G. Maria Montessori: nel dintorni dell'uomo nuovo. // Laboratorio Montessori, febbraio 2013.
25. Babini P., Lama L., Una “donna nuova”: il feminismo scientifico di Maria Monessori ,
26. Babini V.P. Una donna nuova. Il femminismo scientifico di Maria Montessori. // Franco Angeli. - Milano, 2000.
27. Bazzani A. Il metodo Montessori. // Il Ponte Vecchio. - Cesena, 1994.
28. Di Bartolomeo F. Maria Montessori e la pedagogia scientifica. // La Nuova Italia. - Firenze, 1961.
29. Julia Maria, Le Feminisme Italien: entrevue avec Mlle. Montessori. L’Italie, Rome, August 16, 1896. // Quoted in Rita Kramer, Maria Montes-sori: A Biography. -Chicago, 1976.
30. Montessori M., Pedagogical Anthropology. // Quoted in Kramer . - New York, 1913.
31. Prosperini L.Una donna e l'educazione: Maria Montessori. // CIAS. - Roma, 1980.
32. Regni R., Infanzia e societa in Maria Montessori. Il bambino padre dell'uomo. // Armando/ - Roma, 2007.
33. Sartor R.F. Maria Montessori.// La Scuola. - Brescia, 1961.
34. Scocchera A. Maria Montessori: quasi un ritratto inedito. // La Nuova Italia/ - Firenze, 1990.
35. Shephard, Tennant M. Maria Montessori: Teacher of Teachers. // Minneapolis: Lerner Publications Company,- 1996.
36. Standing E.M. , Maria Montessori: Her Life and Work. -New York, 1984.