ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТА LOVE В ТЕКСТАХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ XX-XXI В.В.
|
Введение 4
Глава 1. Концепт как средство репрезентации явлений окружающей действительности 7
1.1 Понятие концепта в работах лингвистов 7
1.1.2 Понятийная составляющая концепта 9
1.1.3 Ценностная составляющая концепта 11
1.1.4 Образная составляющая концепта 12
1.2 Типология концептов 14
1.3 Подходы к изучению концепта и его структура 17
1.4 Понятие выразительных средств и стилистических приемов 21
1.5 Понятие тропов и их классификация 23
1.5.1 Метафора и гипербола 24
1.5.2 Сравнение и эпитет 26
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Средства выражения концепта love 31
2.1 Языковые средства выражения концепта love в текстах
музыкальных произведений XX-XXI в.в 31
2.1.1 Гипербола в актуализации концепта love 32
2.1.2 Роль метафоры в передаче концепта love 37
2.1.3 Функционирование сравнения в концепте love 40
2.1.4 Роль эпитета в передаче концепте love 44
2.2 Анализ love с позиций этимологии, дефиниций, компонентов и
паремиологии 48
2.2.1 Разновидности человеческих чувств и их отражение в песенном
дискурсе 49
2.2.2 Дефиниционный и компонентный анализ love 52
2.2.3 Анализ паремиологических единиц и признаки концепта love в
песенном дискурсе 56
2.3 Разнообразие коммуникативных задач, эксплицируемых
контекстами англоязычного музыкального дискурса 58
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Список источников фактического материала: 71
Приложение 1 77
Приложение 2 78
Приложение 3 79
Глава 1. Концепт как средство репрезентации явлений окружающей действительности 7
1.1 Понятие концепта в работах лингвистов 7
1.1.2 Понятийная составляющая концепта 9
1.1.3 Ценностная составляющая концепта 11
1.1.4 Образная составляющая концепта 12
1.2 Типология концептов 14
1.3 Подходы к изучению концепта и его структура 17
1.4 Понятие выразительных средств и стилистических приемов 21
1.5 Понятие тропов и их классификация 23
1.5.1 Метафора и гипербола 24
1.5.2 Сравнение и эпитет 26
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Средства выражения концепта love 31
2.1 Языковые средства выражения концепта love в текстах
музыкальных произведений XX-XXI в.в 31
2.1.1 Гипербола в актуализации концепта love 32
2.1.2 Роль метафоры в передаче концепта love 37
2.1.3 Функционирование сравнения в концепте love 40
2.1.4 Роль эпитета в передаче концепте love 44
2.2 Анализ love с позиций этимологии, дефиниций, компонентов и
паремиологии 48
2.2.1 Разновидности человеческих чувств и их отражение в песенном
дискурсе 49
2.2.2 Дефиниционный и компонентный анализ love 52
2.2.3 Анализ паремиологических единиц и признаки концепта love в
песенном дискурсе 56
2.3 Разнообразие коммуникативных задач, эксплицируемых
контекстами англоязычного музыкального дискурса 58
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Список источников фактического материала: 71
Приложение 1 77
Приложение 2 78
Приложение 3 79
Исследование любого концепта является ценным источником знаний для выявления специфики культуры и мировоззрения конкретного лингвокультурного общества. Тем не менее, существуют особо значимые в когнитивном пространстве и в культуре языкового сообщества концепты. Одной из таких базовых единиц английской лингвокультуры является концепт love. В лингвокультурологии данный концепт является одним из наименее изученных и до сих пор однозначно не определен несмотря на то, что его значимость для изучения английской лингвокультуры достаточно высока. В песенном дискурсе данный концепт отражает сложную парадигму духовно-нравственного аспекта картины мира и внутренней, духовной жизни человека.
Концепт love представляет собой один из центральных, базовых концептов в любой культуре. Уникальность феномена любви заключается не только в том, что любовь существовала на протяжении всех эпох, но и в глобальности этого чувства: любовь универсальна и абсолютно
индивидуальна. Ни один другой концепт не способен охватить такой диапазона значений и культурных смыслов, как «любовь». Этими фактами объясняется выбор темы и объекта исследования.
Актуальность данного исследования состоит в возрастающем интересе современных ученых к проблеме определения и описания концепта. Интерес современной лингвистики к самым ценным для мировосприятия носителей разных языков лингвокультурным концептам также делает данное исследование концепта love на материале песенного дискурса актуальным. Выбор песенных текстов различных исполнителей базировался на частоте обращения к исследуемому концепту в песнях, многообразии лирических образов, экспрессивности и эмоциональности средств выразительности, и мыслей, посвященных осмыслению значения любви.
Объектом данного исследования является концепт love.
Предметом являются характеристики концепта love.
Целью данного исследования является лингвокультурный анализ концепта love с позиции лингвокультурологии и лексических средств его выражения на материале текстов англоязычных музыкальных произведений. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1) конкретизировать определение понятия «концепт»;
2) рассмотреть основные виды концепта и определить тип концепта love;
3) определить компоненты концепта love, характерного для англоязычной лингвокультуры
4) на основе анализа англоязычного песенного дискурса выделить языковые средства, эксплицирующие концепт love, в том числе провести исследование стилистических приемов, использованных для передачи концепта love в текстах англоязычных исполнителей XX-XXI в.в.
5) разделить песенные контексты по типам коммуникативных задач и определить в них средства выражения концепта love.
Источниками языкового материала исследования послужили данные толковых словарей, а также тезауруса английского языка. Фактический материал представил собой тексты песен на английском языке, относящиеся к XX-XXI векам, в общей сложности порядка 100 контекстов.
Данное исследование опирается на такие методы исследования, как дефиниционный анализ, компонентный анализ, контекстуально¬
интерпретационный анализ. Также при выборе материала работы был использован метод сплошной выборки.
Вклад полученных результатов в разработку проблем лингвокультурологии, связанных с изучением языковой картины мира и лингвокультурного концепта, составляет теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что информация, полученная в ходе анализа средств выразительности, отражающих лингвокультурный концепт love на материале текстов музыкальных произведений англоязычных исполнителей, может быть использована при исследовании англоязычной культуры, а методика лингвокультурного анализа может быть применена в изучении других концептов. Новизна исследования заключается в привлечении песенного дискурса для отражения специфики передачи концепта love и трактовании использования лексических средств выразительности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
Концепт love представляет собой один из центральных, базовых концептов в любой культуре. Уникальность феномена любви заключается не только в том, что любовь существовала на протяжении всех эпох, но и в глобальности этого чувства: любовь универсальна и абсолютно
индивидуальна. Ни один другой концепт не способен охватить такой диапазона значений и культурных смыслов, как «любовь». Этими фактами объясняется выбор темы и объекта исследования.
Актуальность данного исследования состоит в возрастающем интересе современных ученых к проблеме определения и описания концепта. Интерес современной лингвистики к самым ценным для мировосприятия носителей разных языков лингвокультурным концептам также делает данное исследование концепта love на материале песенного дискурса актуальным. Выбор песенных текстов различных исполнителей базировался на частоте обращения к исследуемому концепту в песнях, многообразии лирических образов, экспрессивности и эмоциональности средств выразительности, и мыслей, посвященных осмыслению значения любви.
Объектом данного исследования является концепт love.
Предметом являются характеристики концепта love.
Целью данного исследования является лингвокультурный анализ концепта love с позиции лингвокультурологии и лексических средств его выражения на материале текстов англоязычных музыкальных произведений. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1) конкретизировать определение понятия «концепт»;
2) рассмотреть основные виды концепта и определить тип концепта love;
3) определить компоненты концепта love, характерного для англоязычной лингвокультуры
4) на основе анализа англоязычного песенного дискурса выделить языковые средства, эксплицирующие концепт love, в том числе провести исследование стилистических приемов, использованных для передачи концепта love в текстах англоязычных исполнителей XX-XXI в.в.
5) разделить песенные контексты по типам коммуникативных задач и определить в них средства выражения концепта love.
Источниками языкового материала исследования послужили данные толковых словарей, а также тезауруса английского языка. Фактический материал представил собой тексты песен на английском языке, относящиеся к XX-XXI векам, в общей сложности порядка 100 контекстов.
Данное исследование опирается на такие методы исследования, как дефиниционный анализ, компонентный анализ, контекстуально¬
интерпретационный анализ. Также при выборе материала работы был использован метод сплошной выборки.
Вклад полученных результатов в разработку проблем лингвокультурологии, связанных с изучением языковой картины мира и лингвокультурного концепта, составляет теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что информация, полученная в ходе анализа средств выразительности, отражающих лингвокультурный концепт love на материале текстов музыкальных произведений англоязычных исполнителей, может быть использована при исследовании англоязычной культуры, а методика лингвокультурного анализа может быть применена в изучении других концептов. Новизна исследования заключается в привлечении песенного дискурса для отражения специфики передачи концепта love и трактовании использования лексических средств выразительности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
В настоящем исследовании было конкретизировано определение понятия «концепт», рассмотрены основные классификации концепта. В данном работе поддерживается классификация А. П. Бабушкина, согласно которой концепт love относится к гештальтам.
Были рассмотрены особенности песенного текста как вида дискурса. В настоящем исследовании были определены компоненты концепта love, характерного для англоязычной картины мира, а до этого была предпринята попытка выделить его ядро, приядерную зону и периферию. Затем был проведен анализ лексических средств выражения концепта love на материале текстов песен англоязычных исполнителей, в ходе которого были выделены 4 основных тропа, использующиеся авторами для экспликации концепта love, а именно: гипербола, метафора, сравнение и эпитет, Описана специфика функционирования данных средств выражения в выбранных контекстах.
На материале англоязычного песенного дискурса был проанализирован исследуемый концепт, что позволило дополнить поле концепта love, присущего англоязычной картине мира. В результате лингвокультурного анализа было обнаружено, что концепт love находит разностороннее отражение в текстах песен англоязычных исполнителей. Выявлены свойственные концепту love лексемы, входящие в ядро, периферию и приядерную зону концепта. Данный анализ был проведен на основе толковых словарей и текстов англоязычных музыкальных исполнителей.
Помимо этого, было выполнено объединение контекстов в группы в зависимости от их коммуникативной задачи, выделены основные используемые в них средства выразительности. Всего было выделено 10 групп, и отдельный пласт контекстов составляют те, где коммуникативная задача выполняется посредством устойчивых выражений.
В ходе исследования были использованы три вида анализа: дефиниционный, компонентный и контекстуально-интерпретационный.
Таким образом, исследование позволило выполнить все поставленные задачи, а также открывает перспективы изучения смежных тематик, в том числе связи концепта love с концептом «food», анализа ценностной составляющей англоязычной картины мира.
Были рассмотрены особенности песенного текста как вида дискурса. В настоящем исследовании были определены компоненты концепта love, характерного для англоязычной картины мира, а до этого была предпринята попытка выделить его ядро, приядерную зону и периферию. Затем был проведен анализ лексических средств выражения концепта love на материале текстов песен англоязычных исполнителей, в ходе которого были выделены 4 основных тропа, использующиеся авторами для экспликации концепта love, а именно: гипербола, метафора, сравнение и эпитет, Описана специфика функционирования данных средств выражения в выбранных контекстах.
На материале англоязычного песенного дискурса был проанализирован исследуемый концепт, что позволило дополнить поле концепта love, присущего англоязычной картине мира. В результате лингвокультурного анализа было обнаружено, что концепт love находит разностороннее отражение в текстах песен англоязычных исполнителей. Выявлены свойственные концепту love лексемы, входящие в ядро, периферию и приядерную зону концепта. Данный анализ был проведен на основе толковых словарей и текстов англоязычных музыкальных исполнителей.
Помимо этого, было выполнено объединение контекстов в группы в зависимости от их коммуникативной задачи, выделены основные используемые в них средства выразительности. Всего было выделено 10 групп, и отдельный пласт контекстов составляют те, где коммуникативная задача выполняется посредством устойчивых выражений.
В ходе исследования были использованы три вида анализа: дефиниционный, компонентный и контекстуально-интерпретационный.
Таким образом, исследование позволило выполнить все поставленные задачи, а также открывает перспективы изучения смежных тематик, в том числе связи концепта love с концептом «food», анализа ценностной составляющей англоязычной картины мира.



