Введение 4
1. Теоретические основы развития событийного туризма 8
1.1. Событийный туризм, его сущность и особенности организации 8
1.2. Технологические особенности туристского продуктасобытийной
направленности 13
1.3. Развитие туризма событийной направленности в России и за рубежом . 16
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Центр Мира» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристики предприятия 29
2.2. Анализ финансового состояния деятельности предприятия 36
2.3. Оценка потенциала Белгородской области для развития событийного
туризма 46
3. Разработка событийного тура «Там русский дух, там Русью пахнет...» .... 54
3.1. Программа тура 54
3.2. Финансово-экономическое обоснование тура 64
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения 78
Туризм - одна из наиболее стабильных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Несмотря на экономические потрясения по-следних лет, число туристских прибытий за 2016 год, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), превысило миллиардный рубеж. В этом потоке ежегодно на 1,5% увеличивается и доля туристов, отдающих пред¬почтение посещению различных культурных, спортивных, деловых, полити¬ческих и иных мероприятий самого разного масштаба. Желания людей при¬сутствовать на каком-либо мероприятии или при каком-либо событии посте¬пенно образовали целую индустрию, которая, в свою очередь, начала управ¬лять этими желаниями, принося немалую выгоду организаторам мероприя¬тий и дестинациям - хозяевам этих мероприятий в виде налогов, активизации инфраструктуры и населения.
Многие страны активно соперничают в борьбе за туристов, наращивая качество организации ныне существующих и придумывая новые событийные поводы, тем самым развивая относительно молодое и перспективное направ¬ление туристского бизнеса - событийный туризм. Событийный, или ивент- туризм, как бизнес начал свое развитие за рубежом, но в последние годы прочно вошел в лексикон профессионалов туризма и в России, дополнив список разновидностей внутреннего и въездного туризма. Как правило, лю¬бой туристской поездке присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, острыми ощущениями и положи¬тельными эмоциями. Отдых в сочетании с развлечениями преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые туристские пото¬ки в мире. Посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в масштабах региона или всего мира - основа событийного туризма. Туроператоры, занимающиеся событийными турами, ассоциируют определенные направления с конкретными событиями. Суще-ствует огромное множество поводов для организации событийных туров.
Развлечения в туристской поездке могут быть связаны с посещением различ¬ных мероприятий (спортивные состязания, фестивали, конкурсы, шоу, карна¬валы). В мире культуры популярны различные фестивали, которые ежегодно проводятся во многих странах мира и представлены арт-фестивалями, клас¬сическими, джаз- и рок-, фолк- музыкальными фестивалями, кинофестиваля¬ми, цветочные фестивалями и т.д. К значительным событиям в мире музыки относятся концерты мировых знаменитостей.
В современных условиях спада экономического роста одним из факто¬ров увеличения внутренних региональных продуктов, диверсификации ис¬точников доходов региональных бюджетов, создания рабочих мест и повы¬шения качества жизни населения должен стать событийный туризм.
Белгородская область в силу своего уникального геополитического по¬ложения, богатой истории и накопленного туристского опыта может рас-сматриваться как одна из самых привлекательных российских дестинаций в сфере событийного туризма. На сегодняшний день событийный туризм ста-рается охватить все аспекты путешествия, посредством которого человекмо- жет узнать о жизни, быте, культуре, а также об обычаях другого народа. Т а¬ким образом, туризм создает и обеспечивает культурные связи и содействует международному сотрудничеству.
Основная проблема, связанная с развитием регионального событийного туризма в РФ, заключается в отсутствии методических материалов по ком¬плексному развитию этого вида туризма с учетом современных требований, в недостаточном привлечении маркетинговых технологий для создания и про¬движения данного турпродукта на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, в его недостаточной социально-экономической эффективности.
С учетом вышеизложенного, актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется назревшей необходимостью усиле¬ния роли и значения событийного туризма в Белгородском районе, как одно¬го из наиболее перспективных направлений туризма в данном муниципаль¬ном образовании. Событийный туризм может рассматриваться не только как один из видов туризма, но и в качестве стратегии развития сферы культуры региона, в тесной взаимосвязи с развитием территории Белгородской области.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалифика¬ционной работы является событийный туризм как фактор развития Белгород¬ской области.
Предметом исследования - возможный потенциал Белгородской облас¬ти, непосредственно влияющий на возможности развития событийного ту¬ризма в регионе.
Цель работы - разработка нового туристского продукта с учетом оцен¬ки потенциала и выявления перспектив развития событийного туризма на территории Белгородской области.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы развития событийного туризма;
- дать понятие событийного туризма, рассмотреть сущность и особен¬ности огрганизации;
- выявить технологические особенности создания турпродукта собы-тийной направленности;
- проанализировать состояние событийного туризма в России и зару- бежом;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию ООО «Центр Мира»;
- провести анализ финансового состояния предприятия;
- дать оценку потенциалу Белгородской области для развития собы-тийного туризма;
- разработать новый турпродукт событийной направленности и дать экономическое обоснование тура
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в анализе потенциала Белгородской области для развития событийного туризма, как приоритетного направления региона, в разработке нового туристского про-дукта событийной направленности и популяризации данного вида туризма в регионе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы за-ключается в том, что ее результаты могут быть использованы экономически¬ми и управленческими субъектами регионального уровня, принимающими участие в организации и развитии туризма на территории муниципальных образований Белгородской области.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, эм-пирические методы: анализ литературных источников, системный анализ, SWOT-анализ, проектирование, прогнозирование.
Для решения поставленных в работе задач автором были использованы необходимые источники и научная литература. Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили учебные посо¬бия таких авторов как: Аванесова Г. А. [6], Биржаков М. Б. [11], Власова А. А. [19], Жукова М. А. [27], Румянцева Т. В. [47], Седова Н. А. [49],Сущинская М. Д. [54] и другие, научные статьи.
Информационной основой для написания выпускной квалификацион-ной работы послужили следующие документы: Федеральный закон №132- ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», Закон Российской Федерации «О защите прав потреби-телей».
Объем работы составляет 76 страниц. По содержанию работы пред-ставлено 17 таблиц, 1 рисунок и 4 приложений. Список используемых источ¬ников насчитывает 63 наименования.
Несмотря на молодость событийного туризма как сектора современной туристской отрасли, корни этого явления уходят вглубь веков. Некоторые обычаи и традиции еще в прошлые века привлекали в какое-либо место ог¬ромную массу людей. Такие обычаи, традиции, обряды, мирские и церков¬ные празднества, коронования, а также необычные природные явления, вы¬зывающие перемещения большого количества людей, существуют и сегодня.
Несмотря на это, почитателей событийного туризма становится все больше, в силу того, что финансово-экономическое состояние в России ста-билизируется из года в год, люди стали планировать отпуск и активнее раз-вивать деловые связи.
В современном мире к ним добавилось бесчисленное количество мас-совых мероприятий, произошла глобальная диверсификация интересов и за¬просов туристов - потребителей услуг, в результате чего к концу прошлого века заговорили о новом виде туризма - событийном, или ивент-туризме. В общемировой лавине туристов, численность которых в 2014 году перешагну¬ла миллиардный рубеж, люди, желающие обязательно присутствовать где- либо, увидеть и ощутить что-либо, составляют определенный процент, рату- щий с каждым годом.
Образование нового вида туризма потребовало создания собственных понятийного аппарата и методологической базы. В дипломной работе на ос¬нове анализа источников и литературы представлен обзор терминов и опре¬делений, связанных с этим явлением, указаны различные подходы авторов к описанию событийного туризма.
Растущие потребности населения в плане утоления жажды новых впе-чатлений постоянно стимулируют создание новых турпродуктов - ивентов и новых решений для их реализации. В этой связи немаловажно отметить ин-новационный характер событийного туризма, характеризующийся выполне¬нием следующих необходимых условий: важностью, уникальностью, устой¬чивостью, ликвидностью.
Событийный туризм обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими видами туризма: предсказуемостью по срокам и объемам, возмож¬ностью заполнять туристами пробелы в «низкие» сезоны. В последние годы наметились определенные тенденции развития этого вида туризма: резкое возрастание числа мероприятий, их глобализация, клонирование в разных странах, изменение имиджа вместе с повышением технологичности, а также очевидная позитивная роль в развитии дестинаций.
Анализ использованных источников и литературы показывает, что бла¬годаря появлению ивент-туризма в мире образовались и такие виды деятель¬ности, как ивент-менеджмент и ивент-маркетинг как основы организации, проведения и анализа мероприятий, а также продвижения событийного ту¬ризма на региональном, государственном и международном уровнях.
Своеобразие маркетинга событийного туризма заключается в объеди-нении приемов и практик общего маркетинга услуг и маркетинга территорий.
В настоящее время событийный туризм в Белгородской области это динамично развивающийся и перспективный сегмент туристического рынка туризма, а также инструмент по продвижению территории.
Но успешное развитие туризма в Белгородской области сдерживают целый ряд проблем.
Во-первых, отсутствие полноценной методической базы управления развитием туризма с учетом его событийной направленности;
Во-вторых, недостаточность маркетинговых исследований в этой об-ласти;
В-третьих, отсутствие в области периодически повторяющихся широ-комасштабных мероприятий, привлекающих внимание мировой обществен-ности и профессиональной базы данных, открытой для заинтересованных международных организаций
В-четвертых, обеспеченность туризма транспортом также не соответст¬вует существующей потребности. В связи с последними политическими со¬бытиями и ухудшением отношений между Россией и Украиной, Белгород¬ская область, оказалась в транспортном тупике, так как большинство рейсов проходило через Украину.
Изученные в ходе работы материалы по Белгородской области позво-лили сделать комплексный SWOT-анализ региона и обозначить сильные и слабые стороны «территориального продукта»: геополитического положения области, демографического состояния, уровня развития экономики, социаль¬ной и культурной сфер, туристского потенциала. Были выявлены угрозы и возможности Белгородской области, влияющие на развитие туризма в регио¬не, в том числе событийного.
Проделанный SWOT-анализ позволил сделать вывод, что качество и количество слабых сторон и угроз равновесно позитивным факторам и воз-можностям. Потенциально весомые сильные стороны при их актуализации будут способны переломить негативные факторы.
Помимо теоретической части при написании выпускной квалификаци-онной работы была выполнена и практическая часть, в которой был разрабо¬тан новый турпродукт событийной направленности на основе национального событийного календаря. Это направление работы требует консолидации уси¬лий всех представителей туристского рынка региона, т.е. сотрудничества ад¬министрации Белгородской области, туристских фирм, поставщиков отдель¬ных туристских услуг и других предприятий и организаций.
В проектной части работы также была проведена оценка экономиче-ской эффективности турпродукта, которая подтвердила целесообразность его разработки.
Исходя из проведенного анализа, мы определили два основных направ¬ления развития событийного туризма в Белгородской области:
1. Расширение ассортимента событийных туров, ориентированных на местное население (туры выходного дня или экскурсии с посещением празд-ников, фестивалей).
2. Формирование информационной среды событийного туризма с це-лью популяризации Белгородских мероприятий и событий на международ-ном и российском туристских рынках.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать раз¬витию событийного туризма в регионе, и как следствие, принесет дополни¬тельный доход области, откроет новые рабочие места, и в целом повысит из¬вестность Белгородской области, как туристской дестинации. Социально¬экономическое положение области, грамотные маркетинг территории и гео¬брендинг предопределяют масштабность и разнообразие мероприятий, а ре¬гион, в свою очередь, получает дополнительные дивиденды от их реализации в виде налоговых поступлений, занятости населения, формирования положи¬тельного имиджа, в результате чего происходит дальнейшее развитие терри¬тории и закладывается основа для успешного осуществления последующих событийных проектов.
Практическое отсутствие материалов по исследованию рынка собы-тийного туризма в Белгородской области дает основание утверждать, что представленная выпускная квалификационная работа является целесообраз-ной. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве методического материала специалистами регионального и местного само-управления, занимающимися вопросами развития туризма в Белгородском районе.
Все поставленные цели и задачи к написанию данной выпускной ква-лификационной работы были выполнены.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] :федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с измен. на 18 апреля 2018г.).
2. О защите прав потребителей [Текст] : закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Зако¬нодательство».
3. ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Турист¬ские услуги. Общие требования [Текст] : Постановление Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. № 180. - М. :Изд-во стандартов, 2001. - 9 с.
4. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских
услуг. Общие требования [Текст]: национальный стандарт РФ от 30.11.2010 г. № 580-ст // Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно¬
технической документации [Электронный ресурс]: официальный портал. - М.: Изд-во стандартов, 2014. - 6 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие куль¬туры и туризма» на 2013-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р // Гарант [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //base.garant.ru/70291902/#block_124000.
6. Аванесова, Г. А. Туризм, гостеприимство, сервис [Текст] / Г. А. Ава¬несова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов. - М. : Аспект Пресс,
2015. - 367 с.
7. Алексеева, О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона [Текст] :автореф. Алексеева Ольга Вален-тиновна; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : ЮНИТИ,2014. - 24 с
8. Алтухов, С.В. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортивны-ми мероприятиями [Текст] : учебно-методическое пособие / С.В. Алтухов. - М. : Советский спорт, 2016. - 206 с.
9. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 252 с.
10. Барчукова, Н. С. Международное сотрудничество государств в об¬ласти туризма [Текст] / Н. С. Барчукова. - М. : Международные отноше-ния,
2016. - 173 с.
11. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст] / М. Б. Биржаков. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2014. - 320 с.
12. Боголюбов, В. С. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / В. С. Боголюбов. - М. : «Академия», 2014. - 192 с.
13. Браун, Я. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века [Текст] / Я. Браун, В. Андерсен, В. Гордин. - СПб. :СПбГУЭФ, 2014. - 212 с.
14. Буйленко, В. Ф. Туризм [Текст] : учеб. пособие вузов / В. Ф. Буй- ленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 416 с.
15. Бутко, И. И. Туристический бизнес: основы организации [Текст] / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 384 с.
16. Бухгалтерская отчетность ООО «Центр Мира» ИНН 3123212882 за 2016 год [Электронный ресурс] - Портал https://e-ecolog.ru Режим доступа: https://e-ecolog.ru/buh/2016/3123212882
17. Вавилова, Е. В. Основы международного туризма [Текст] : учеб. по¬собие / Е. В. Вавилова. - М. : ГАРДАРИКИ, 2017. - 160 с.
18. Вильямс, Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : «Дашков и К», 2017.- 656 с.
19. Власова, А. А. Туризм [Текст] / А. А. Власова, А. Г. Нагорный. - М.: «Высшая школа», 2014. - 145 с.
20. Воронин, В.Г. Маркетинг территории: теоретические подходы / В.Г. Воронин, Т.Н. Целых // Евразийский международный научно- аналити-ческий журнал «Проблемы современной экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3829.
21. Гостиница «Тихая Сосна» [Электронный ресурс] - Портал http://tsosna.ru Режим доступа: http://tsosna.ru/infrastructure/47/
22. Гуляев, В. Г. Организация туристической деятельности [Текст] / В. Г. Гуляев. - М. :Нолидж, 2014. - 312 с.
23. Долженко, Г.П. Основы туризма: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. - 320 с.
24. Доход от туризма в Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://belgorod.rusplt.ru/index/v-belgorodskoy-oblasti-dohod-ot- turistov-v-etom-godu-sostavil-12-mlrd-rubley-238411.html
25. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм [Текст] / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев. - М. : КНО-РУС,
2013. - 576 с.
26. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Новое знание, 2014. - 496 с.
27. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] : учеб. пособие / М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2015. - 192 с.
28. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и ту-ризме [Текст] / Н. А. Зайцева. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
29. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма [Текст] / Н. И. Кабушкин. - Минск : Новое знание, 2014. - 409 с.
30. Карпова, Г. А. Экономика и управление туристской деятельностью [Текст] / Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. - СПб. :СПбГУЭФ, 2014. - 268 с.
31. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма [Текст] / А. Д. Каурова.
- СПб. : «Издательский дом Герда», 2013. - 320 с.
32. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] / В. А. Квартальнов. -М. : Фи-нансы и статистика, 2013. - 320 с.
33. Кирьянова, Л.Г. Маркетинг и брэндинг туристских дестинаций: учеб. пособие для магистрантов высших учебных заведений / Л.Г.Кирьянова.
- Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013.-263 с.
34. Коновалов, А.В. Формирование условий развития спортивно- со-бытийного туризма в регионе :автореф. дис. канд. экон. наук / Коновалов Алексей Васильевич ; Санкт-Петербургский ун-т сервиса и экономики. - СПб.,2015. - 22 с.
35. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство[Текст] / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз - СПб. : Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге,
2014. - 376 с.
36. Крупнейшие фестивали мира [Электронный ресурс] - Режим до-ступа :http: //www.worldfestivals.ru/festival s/
37. Лакомов, Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму [Текст]: автореф. дис. / ЛГкомов Евгений Александрович ; Гос. ун-т упр. - М., 2013. - 27 с.
38. Лойко, О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] / О. Т. Лойко. - Томск: Издательство ТПУ, 2015. - 152 с.
39. Лукьянова, Л. Г. Рекреационные комплексы [Текст] / Л. Г. Лукьяно¬ва, В. И. Цыбух. - Киев :Вища школа, 2014. - 346 с.
40. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира [Текст] : учеб. пособие / В. П. Максаковский. - М. : Просвещение, 2014. - 239 с.
41. О компании Центр Мира [Электронный ресурс] - Портал https://centrmira.com Режим доступа https://centrmira.com/company/
42. О компании «Колибри-тур» [Электронный ресурс] - Портал http://kolibritur31.ru Режим доступа: http://kolibritur31.ru/about-us/
43. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства [Текст] / Г. А.Папирян. - М. : Экономика, 2014. - 207 с.
44. Прентис, Р. С. Опыт становления и развития культурного туризма [Текст] / Р. С.Прентис. - СПб. :СПбГУЭФ, 2014. - 197 с.
45. Пустовойтенко, С. И. Проблемы терминологии туризма [Текст] / С. И. Пустовойтенко, А. А. Сарян // Российское предпринимательство. - 2013.¬138 с.
46. Родионов, Д.Г. К формированию в городах России зон туристско- рекреационной и сервисной специализации [Текст] / Проблемы современной экономики. - 2014.- 256 с.
47. Румянцева, Т. В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма [Текст] / Т. В. Румянцева. - СПб. :СПбГУЭФ, 2013. - 203 с.
48. Самойленко, А. А. География туризма [Текст] : учеб. пособие / А. А. Самойленко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. - 368с.
49. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст] / Н. А. Седова. - М. : КНОРУС, 2016. - 278 с.
45. Сенин, В. С. Организация международного туризма [Текст] / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
51. Сенин, В. С. Туризм: мини-словарь [Текст] / В. С. Сенин. -М. : Фи¬нансы и статистика, 2014. - 64 с.
52. Сондер М. Ивент-менеджмент [Текст]: / М. Сондер ; пер. с англ. Д.В. Скворцова. - М. : РГБ, 2013. - 506 с.
53. Тенденции событийного туризма в России // Российский Союз Ту-
риндустрии [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://www.rustourunion.ru/pages/rus/vstuplenie_v_rst/sobytiyinyyi_turizm/.
54. Сущинская, М. Д. Культурный туризм [Текст] / М. Д. Сущинская. - СПб. :СПбГУЭФ, 2011. - 128 с.
55. Фестивальный календарь Белгородской области на 2018 год [Элек¬тронный ресурс] - Режим доступа : http://bgcnt.ru/publishing-
activity/672/1001.html
56. Фролова, Т. А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Т. А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2014. - 100 с.
57. Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве [Текст] :учеб.пособие / А. Д.Чудновский. - М. : КНОРУС, 2013. - 320 с.
58. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] / А. Д.Чудновский. - М. : КНОРУС, 2014. - 448 с.
59. Шубаева, В.Г. Маркетинг-менеджмент туризма [Текст] /В. Г. Шу-баева, И.О. Сердобольская. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2015. - 136 с.
60. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма [Текст] / Г. А. Яковлев. - М. : Издательство РДЛ, 2016. - 480 с.
61. Яшари, А. Энциклопедия туризма [Текст] / пер. Т. Фоминой. М. : . - London ; New York : Routledge, 2015. - 224 с.
62. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе [и др.] ; пер. Т. Фоминой. М. :Эксмо, 2014.
63. WorldTourismOrganization - UNWTO | DataandStatistics [Электрон¬ный ресурс] - Режим доступа http://knoema.ru/atlas/sources/UNWTO (дата доступа 25.05.2018)