Развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода (на примере Челябинской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА 13
1.1. Теоретические основы кластерного подхода к развитию рынка
туристских услуг 13
1.2. Методические подходы к формированию моделей туристских кластеров 21
1.3. Российский и зарубежный опыт развития туристских кластеров 40
2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА (НА
ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ) 49
2.1. Анализ условий формирования туристского кластера 49
2.2. Модель формирования туристского кластера 60
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА 74
3.1. Анализ методических подходов к оценке эффективности деятельности туристских кластеров 74
3.2. Методика оценки эффективности реализации кластерного под¬
хода к развитию рынка туристских услуг (на примере Челябинской области) 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Паспорт туристско-рекреационного кластера «Золотой пояс горного Урала» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Оценка ресурсного потенциала кластера и прогнозирование турпотока 119
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Структура кластера 129
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Список публикаций
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА 13
1.1. Теоретические основы кластерного подхода к развитию рынка
туристских услуг 13
1.2. Методические подходы к формированию моделей туристских кластеров 21
1.3. Российский и зарубежный опыт развития туристских кластеров 40
2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА (НА
ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ) 49
2.1. Анализ условий формирования туристского кластера 49
2.2. Модель формирования туристского кластера 60
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА 74
3.1. Анализ методических подходов к оценке эффективности деятельности туристских кластеров 74
3.2. Методика оценки эффективности реализации кластерного под¬
хода к развитию рынка туристских услуг (на примере Челябинской области) 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Паспорт туристско-рекреационного кластера «Золотой пояс горного Урала» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Оценка ресурсного потенциала кластера и прогнозирование турпотока 119
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Структура кластера 129
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Список публикаций
Актуальность темы исследования. В условиях антироссийских санкций и кризисных явлений в экономике следует дальнейший спад спроса на рынке выездного туризма. Ключевой задачей повышения устойчивости российского тур- бизнеса в современных условиях является переход на «импортозамещение» и переориентация туристского комплекса с выездного на внутренний туризм.
Развитие кластеров в индустрии внутреннего туризма актуально и поддерживается рядом целевых программ федерального и регионального уровня [1...7]. В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и государственных программ Российской Федерации в сфере туризма стоят следующие задачи: переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм; привлечение иностранных туристов; реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении; обеспечение роста качества жизни населения. Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и полностью коррелирует с задачами государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Конечные результаты реализации Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) связаны с созданием в различных субъектах РФ сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. При этом кластеры должны стать точками развития регионов и межрегиональных связей, должны активизировать вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса» [6-7].
В связи с этим развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов повышения эффективности рынка. Необходимость поиска эффективных бизнес-систем на основе кластерного подхода обусловлено рядом объективных факторов и экономической ситуацией, сложившейся в условиях сегодняшнего кризиса.
Непростой 2015 год стал для российского туризма эпохальным периодом, который изменил парадигму туристической отрасли. Если в 2014 году основной угрозой для туризма России стали многочисленные банкротства компаний, то в 2015 году - теракты в различных странах и разрыв туристических отношений РФ с популярными у россиян странами - Египтом и Турцией. По данным Росстата, выезд за рубеж с целью туризма в 2015 г. уменьшился на 31,3 % - было совершено 12,1 млн. поездок. До 2015 года самое большое снижение туристического выезда было в кризисном 1998-м году - на 24,4 %. Отрицательная динамика также отмечалась в 2014 г. - на 4 %, в 2009 г. - на 15,5 %, в 2001 г. - на 6,5 %, в 1999 г. - на 15,6 %. Падение выезда в 2015 году - самое значительное за последние 18 лет. Таким образом, основным ударом для турбизнеса 2015 стала возросшая террористическая угроза (Тунис, Египет, Франция, Турция) [8]. Еще весной 2015 определились две реальные тенденции развития ситуации на туристическом рынке, которые оправдались на 100 % - это растущий спрос на отдых внутри России и лидерство турецкого направления в выездном сегменте. Турция пошла на беспрецедентные меры, чтобы удержать поток туристов из России (дотации на оплату топлива самолетов, оптимизация цены на 30 %).
2015 год доказал, что перспектива развития рынка туристских услуг состоит в развитии внутреннего и въездного туризма. Сокращение доли выездного туризма на российском рынке за 2015 год составило 30-40 %, рост внутренних турпотоков - 30 %. Для иностранных туристов в 2015 году сложилась благоприятная ситуация для посещения России из-за падения рубля стоимость путешествия для иностранцев снизилась практически вдвое. По данным Российского союза туриндустрии, в январе-сентябре 2015 года Россию с туристическими целями посетили уже около 2,54 млн. иностранных граждан, что на 13% больше аналогичного показателя 2014 года. Определяющую роль в росте въездного рынка России сыграло снижение курса рубля, рекламная компания за рубежом, открытие туристических офисов Visit Russia.
К сожалению, лидерами внутреннего туризма остаются Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Крым и города «Золотого кольца». Челябинская область пока существенно отстает от указанных выше регионов по показателям въездного и внутреннего туризма.
На сегодняшний момент Челябинская область обладает всеми необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Базисными факторами являются: благоприятные природно-климатические условия, историческое и культурное наследие, высокий уровень экономики, инвестиционная привлекательность, удобное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура, достаточное количество мероприятий областного, всероссийского, международного значения, развитая деловая инфраструктура, индустрия развлечений и гостеприимства, наличие образовательных учреждений. Во многих районах Челябинской области существует широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания базовой инфраструктуры.
В Челябинской области насчитывается более двух тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, из них 764 объектам присвоен статус памятника истории и культуры. Девять городов Челябинской области включены в список исторических населенных пунктов (город Челябинск, город Верхнеуральск, город Златоуст, город Касли, город Кыштым, город Магнитогорск, город Миасс, город Миньяр, город Троицк). В Златоусте, Верхнеуральске, Троицке и Челябинске сохранились градостроительные ансамбли XIX века (в том числе 120 зданий культовой архитектуры, здания общественного назначения, памятники промышленной архитектуры).
Проблема заключается в отсутствии системного исследования и разработки инновационной модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода. Результатом разработки и внедрения модели должно стать повышение привлекательности региона на рынке туристских услуг. Важность научного поиска в направлении повышения конкурентоспособности рынка, необходимость вы-работки конкурентных кластерных систем, а также противоречия в методологических подходах к формированию модели развития рынка предопределяют теоретическую актуальность и практическую значимость темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития рынка туристских услуг на макро- и на микроуровне рассмотрены в трудах российских ученых: В. И. Азара, А. Ю. Александровой, С. А. Быстрова, В. Ю. Воскресенского, В. Г. Гуляева, Г. П. Долженко; Е. Л. Драчевой, Е. А. Джанжугазовой, И. В. Зорина, E. H. Ильиной, В. А. Квартального, Т. В. Козырева, М. А. Морозова, Г. А. Папирян и других известных ученых.
Кластерный подход рассматривается в трудах зарубежных авторов: Е. Дахмен, Е. Лимер, А. Маршалл, М: Портер, С. Розенфельд, Д. Солье, С.И. Соколенко, И. Толенадо, Э.Дж. Фезер, В. Фельдман, М. Энрайт.
Вопросы кластеризации российской экономики представлены в работах таких российских ученых, как Д.В. Грушевский, Л.К. Гуриева, В.Н. Княгинин, A.A. Мигранян, Е.О. Мирогородская, И.В. Пилипенко, A.B. Скоч, И.С. Ферова, Г.Р. Хасаев, Ц.В. Цихан, Л.С. Шаховская, П.Г. Щедровицкий, Д.А. Ялов и др.
Вместе с тем, ряд теоретико-практических вопросов формирования кластеров с учетом специфики конкретных территорий требуют дальнейших исследований. Недостаточно раскрыты место и роль кластерного подхода в условиях модернизации государственного управления российской экономикой, не выявлены закономерности эффективного функционирования зарубежных туристических кластеров, недостаточно разработаны научно-методические основы формирования модели кластерного развития рынка туристских услуг. Данные обстоятельства предопределили цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в обосновании теоретических и методических основ развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) обобщить и систематизировать теоретические положения кластерной теории развития рынка туристских услуг;
б) исследовать закономерности эффективного функционирования зарубежных туристских кластеров и выявить формы влияния кластеров на конкурентоспособность рынка туристских услуг;
в) проанализировать методические подходы к формированию кластерных моделей развития рынка туристских услуг;
г) разработать практические рекомендации по формированию кластерной модели развития рынка туристских услуг Челябинской области.
Объект и предмет исследования. Объект - внутренний рынок туристских услуг Челябинской области, его состояние и развитие в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах времени. Предмет исследования - развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода.
Соответствие темы диссертации требованиям ФГОС. Тема диссертационного исследования соответствует пунктам п.п.4.1-4.4. ФГОС направления подготовки 38.04.01 Экономика.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области кластерного развития экономики. В рамках системного подхода использовались методы и приёмы экономического исследования: методы экономического анализа и синтеза, динамического и сравнительного анализа статистических данных, сравнительных оценок, экономических группировок.
Информационной базой исследования послужили законодательные акты Правительства РФ, стратегии и программы регионального социально-экономического развития субъектов РФ, материалы отчетности Федеральной службы государственной статистики РФ, статистические данные международных организаций (Всемирной туристской организации - UNWTO, Лаборатории европейских кластеров - LEC), монографическая и другая научная литература по теме диссертации, материалы сети Интернет.
Научная новизна работы заключается в обосновании научно-методических подходов к формированию модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода. Наиболее существенные результаты состоят в следующем:
а) систематизированы научно-методические подходы к формированию модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода;
б) уточнено экономическое содержание туристского кластера как системы взаимосвязанных взаимодополняющих компаний в рамках единой цепочки создания стоимости и ориентированных на достижение двуединой цели: 1) удовлетворение общественных потребностей в туристских услугах; 2) формирование конкурентного рынка туристских услуг;
в) проанализированы составляющие моделей развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода;
г) предложена кластерная модель развития рынка туристских услуг Челябинской области.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рас-смотренных в диссертационной работе проблем кластерного развития рынка туристских услуг и концептуальных подходов к методологии формирования моделей развития рынка на основе кластерного подхода.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по формированию моделей развития рынка туристских услуг и их применения в стратегии кластерного развития рынка туристских услуг Челябинской области с целью повышения эффективности и конкурентоспособности рынка.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, межвузовских научно-практических конференциях (Астрахань, Челябинск, Краков, Омск).
Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в Программе деятельности Центра развития туризма Златоустовского городского округа. По теме диссертационной работы опубликовано 7 печатных работ общим объемом 1,5 печатных листа (личный вклад автора - 1 п.л.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений, изложена на 133 страницах печатного текста. Библиографический список содержит 75 наименований. В тексте представлены 26 рисунков и 37 таблиц. Приложения содержат 11 таблиц, 7 рисунков.
Развитие кластеров в индустрии внутреннего туризма актуально и поддерживается рядом целевых программ федерального и регионального уровня [1...7]. В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и государственных программ Российской Федерации в сфере туризма стоят следующие задачи: переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм; привлечение иностранных туристов; реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении; обеспечение роста качества жизни населения. Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и полностью коррелирует с задачами государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Конечные результаты реализации Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) связаны с созданием в различных субъектах РФ сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. При этом кластеры должны стать точками развития регионов и межрегиональных связей, должны активизировать вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса» [6-7].
В связи с этим развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов повышения эффективности рынка. Необходимость поиска эффективных бизнес-систем на основе кластерного подхода обусловлено рядом объективных факторов и экономической ситуацией, сложившейся в условиях сегодняшнего кризиса.
Непростой 2015 год стал для российского туризма эпохальным периодом, который изменил парадигму туристической отрасли. Если в 2014 году основной угрозой для туризма России стали многочисленные банкротства компаний, то в 2015 году - теракты в различных странах и разрыв туристических отношений РФ с популярными у россиян странами - Египтом и Турцией. По данным Росстата, выезд за рубеж с целью туризма в 2015 г. уменьшился на 31,3 % - было совершено 12,1 млн. поездок. До 2015 года самое большое снижение туристического выезда было в кризисном 1998-м году - на 24,4 %. Отрицательная динамика также отмечалась в 2014 г. - на 4 %, в 2009 г. - на 15,5 %, в 2001 г. - на 6,5 %, в 1999 г. - на 15,6 %. Падение выезда в 2015 году - самое значительное за последние 18 лет. Таким образом, основным ударом для турбизнеса 2015 стала возросшая террористическая угроза (Тунис, Египет, Франция, Турция) [8]. Еще весной 2015 определились две реальные тенденции развития ситуации на туристическом рынке, которые оправдались на 100 % - это растущий спрос на отдых внутри России и лидерство турецкого направления в выездном сегменте. Турция пошла на беспрецедентные меры, чтобы удержать поток туристов из России (дотации на оплату топлива самолетов, оптимизация цены на 30 %).
2015 год доказал, что перспектива развития рынка туристских услуг состоит в развитии внутреннего и въездного туризма. Сокращение доли выездного туризма на российском рынке за 2015 год составило 30-40 %, рост внутренних турпотоков - 30 %. Для иностранных туристов в 2015 году сложилась благоприятная ситуация для посещения России из-за падения рубля стоимость путешествия для иностранцев снизилась практически вдвое. По данным Российского союза туриндустрии, в январе-сентябре 2015 года Россию с туристическими целями посетили уже около 2,54 млн. иностранных граждан, что на 13% больше аналогичного показателя 2014 года. Определяющую роль в росте въездного рынка России сыграло снижение курса рубля, рекламная компания за рубежом, открытие туристических офисов Visit Russia.
К сожалению, лидерами внутреннего туризма остаются Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Крым и города «Золотого кольца». Челябинская область пока существенно отстает от указанных выше регионов по показателям въездного и внутреннего туризма.
На сегодняшний момент Челябинская область обладает всеми необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Базисными факторами являются: благоприятные природно-климатические условия, историческое и культурное наследие, высокий уровень экономики, инвестиционная привлекательность, удобное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура, достаточное количество мероприятий областного, всероссийского, международного значения, развитая деловая инфраструктура, индустрия развлечений и гостеприимства, наличие образовательных учреждений. Во многих районах Челябинской области существует широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания базовой инфраструктуры.
В Челябинской области насчитывается более двух тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, из них 764 объектам присвоен статус памятника истории и культуры. Девять городов Челябинской области включены в список исторических населенных пунктов (город Челябинск, город Верхнеуральск, город Златоуст, город Касли, город Кыштым, город Магнитогорск, город Миасс, город Миньяр, город Троицк). В Златоусте, Верхнеуральске, Троицке и Челябинске сохранились градостроительные ансамбли XIX века (в том числе 120 зданий культовой архитектуры, здания общественного назначения, памятники промышленной архитектуры).
Проблема заключается в отсутствии системного исследования и разработки инновационной модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода. Результатом разработки и внедрения модели должно стать повышение привлекательности региона на рынке туристских услуг. Важность научного поиска в направлении повышения конкурентоспособности рынка, необходимость вы-работки конкурентных кластерных систем, а также противоречия в методологических подходах к формированию модели развития рынка предопределяют теоретическую актуальность и практическую значимость темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития рынка туристских услуг на макро- и на микроуровне рассмотрены в трудах российских ученых: В. И. Азара, А. Ю. Александровой, С. А. Быстрова, В. Ю. Воскресенского, В. Г. Гуляева, Г. П. Долженко; Е. Л. Драчевой, Е. А. Джанжугазовой, И. В. Зорина, E. H. Ильиной, В. А. Квартального, Т. В. Козырева, М. А. Морозова, Г. А. Папирян и других известных ученых.
Кластерный подход рассматривается в трудах зарубежных авторов: Е. Дахмен, Е. Лимер, А. Маршалл, М: Портер, С. Розенфельд, Д. Солье, С.И. Соколенко, И. Толенадо, Э.Дж. Фезер, В. Фельдман, М. Энрайт.
Вопросы кластеризации российской экономики представлены в работах таких российских ученых, как Д.В. Грушевский, Л.К. Гуриева, В.Н. Княгинин, A.A. Мигранян, Е.О. Мирогородская, И.В. Пилипенко, A.B. Скоч, И.С. Ферова, Г.Р. Хасаев, Ц.В. Цихан, Л.С. Шаховская, П.Г. Щедровицкий, Д.А. Ялов и др.
Вместе с тем, ряд теоретико-практических вопросов формирования кластеров с учетом специфики конкретных территорий требуют дальнейших исследований. Недостаточно раскрыты место и роль кластерного подхода в условиях модернизации государственного управления российской экономикой, не выявлены закономерности эффективного функционирования зарубежных туристических кластеров, недостаточно разработаны научно-методические основы формирования модели кластерного развития рынка туристских услуг. Данные обстоятельства предопределили цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в обосновании теоретических и методических основ развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) обобщить и систематизировать теоретические положения кластерной теории развития рынка туристских услуг;
б) исследовать закономерности эффективного функционирования зарубежных туристских кластеров и выявить формы влияния кластеров на конкурентоспособность рынка туристских услуг;
в) проанализировать методические подходы к формированию кластерных моделей развития рынка туристских услуг;
г) разработать практические рекомендации по формированию кластерной модели развития рынка туристских услуг Челябинской области.
Объект и предмет исследования. Объект - внутренний рынок туристских услуг Челябинской области, его состояние и развитие в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах времени. Предмет исследования - развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода.
Соответствие темы диссертации требованиям ФГОС. Тема диссертационного исследования соответствует пунктам п.п.4.1-4.4. ФГОС направления подготовки 38.04.01 Экономика.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области кластерного развития экономики. В рамках системного подхода использовались методы и приёмы экономического исследования: методы экономического анализа и синтеза, динамического и сравнительного анализа статистических данных, сравнительных оценок, экономических группировок.
Информационной базой исследования послужили законодательные акты Правительства РФ, стратегии и программы регионального социально-экономического развития субъектов РФ, материалы отчетности Федеральной службы государственной статистики РФ, статистические данные международных организаций (Всемирной туристской организации - UNWTO, Лаборатории европейских кластеров - LEC), монографическая и другая научная литература по теме диссертации, материалы сети Интернет.
Научная новизна работы заключается в обосновании научно-методических подходов к формированию модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода. Наиболее существенные результаты состоят в следующем:
а) систематизированы научно-методические подходы к формированию модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода;
б) уточнено экономическое содержание туристского кластера как системы взаимосвязанных взаимодополняющих компаний в рамках единой цепочки создания стоимости и ориентированных на достижение двуединой цели: 1) удовлетворение общественных потребностей в туристских услугах; 2) формирование конкурентного рынка туристских услуг;
в) проанализированы составляющие моделей развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода;
г) предложена кластерная модель развития рынка туристских услуг Челябинской области.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рас-смотренных в диссертационной работе проблем кластерного развития рынка туристских услуг и концептуальных подходов к методологии формирования моделей развития рынка на основе кластерного подхода.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по формированию моделей развития рынка туристских услуг и их применения в стратегии кластерного развития рынка туристских услуг Челябинской области с целью повышения эффективности и конкурентоспособности рынка.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, межвузовских научно-практических конференциях (Астрахань, Челябинск, Краков, Омск).
Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в Программе деятельности Центра развития туризма Златоустовского городского округа. По теме диссертационной работы опубликовано 7 печатных работ общим объемом 1,5 печатных листа (личный вклад автора - 1 п.л.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений, изложена на 133 страницах печатного текста. Библиографический список содержит 75 наименований. В тексте представлены 26 рисунков и 37 таблиц. Приложения содержат 11 таблиц, 7 рисунков.
В соответствии с поставленной целью исследования, заключающегося в обосновании теоретических положений и разработке методических рекомендаций по формированию туристских кластеров в условиях усиления роли туризма в экономике Челябинской области были получены результаты:
1) уточнено на основе научного поиска понятие туристского кластера как системы взаимосвязанных групп туристских и инфраструктурных компаний, осуществляющих рекреационные функции и имеющих маршрутно-территориальную организацию, связанных общностью тех или иных экономических интересов, что подтверждается наличием договоренностей между ними и общей цели функционирования на уровне территории;
2) установлено, что кластер одной стороны - это территориальное объединение близкорасположенных и тесно взаимосвязанных предприятий и организаций, работающих в туристской отрасли, которые объединяют и дополняют друг друга; с другой - это группа предприятий и сопутствующих им организаций, работающих на рынке туристских услуг, объединенных отдельными направлениями и видами туризма;
3) выявлены основные факторы и условия формирования кластера - кооперация отраслей, предприятий инфраструктуры и научно-исследовательских центров, совместное государственно-частное финансирование для снижения степени рисков, долевое формирование капиталов для финансирования проектов.
4) расширены знания о зарубежном опыте формирования кластерных моделей на рынке туристских услуг, выявлены и систематизированы факторы- детерминанты внутренней и внешней среды кластера. Доминантой туристского кластера может быть, как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (курортная зона, горнолыжный комплекс). К фак-торам-детерминантам можно отнести политическую стабильность и уникальные природные ресурсы, и культурное наследие, т.е. внешние детерминанты. К внутренним факторам - детерминантам относятся в первую очередь технологии туристского обслуживания, в частности разработка туристских маршрутов.
5) практически разработана модель формирования рынка туристских услуг, базирующаяся на конкурентных преимуществах территорий, характеризующаяся близостью к конкретным туристским центрам, узлам и маршрутам международного (национального) или локального уровня, что позволяет координировать контуры кластеров и снизить неравномерность развития рынка. В соответствии с данным подходом вся территория включает два вида кластеров - локальные и международные (национальные). Подобная специализация базируется на имеющихся конкурентных преимуществах территории: наличие и тины аттракторов, рекреационных ресурсов, их сочетаемость, уровень развития туристской инфраструктуры и сопутствующих видов деятельности, а самое главное приближённостью к конкретным туристским центрам, узлам, маршрутам, где четко прослеживаются два контура: первичный и вторичный.
6) разработан алгоритм формирования модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода, включающий: многомерный анализ ресурсного обеспечения, идентификацию кластеров по двухконтурному типу, определение основных туристских маршрутов, оценку эффективности развития рынка туристских услуг;
7) для оценки эффективности модели развития рынка туристских услуг использована упрощенная методика оценки мультипликативного эффекта, методика основана на понятии совокупного дохода от туристской деятельности и применении мультипликатора;
8) Выполнен прогноз туристского потока на 2020 год и рассчитаны показатели развития рынка туристских услуг Челябинской области на основе кластерного подхода.
1) уточнено на основе научного поиска понятие туристского кластера как системы взаимосвязанных групп туристских и инфраструктурных компаний, осуществляющих рекреационные функции и имеющих маршрутно-территориальную организацию, связанных общностью тех или иных экономических интересов, что подтверждается наличием договоренностей между ними и общей цели функционирования на уровне территории;
2) установлено, что кластер одной стороны - это территориальное объединение близкорасположенных и тесно взаимосвязанных предприятий и организаций, работающих в туристской отрасли, которые объединяют и дополняют друг друга; с другой - это группа предприятий и сопутствующих им организаций, работающих на рынке туристских услуг, объединенных отдельными направлениями и видами туризма;
3) выявлены основные факторы и условия формирования кластера - кооперация отраслей, предприятий инфраструктуры и научно-исследовательских центров, совместное государственно-частное финансирование для снижения степени рисков, долевое формирование капиталов для финансирования проектов.
4) расширены знания о зарубежном опыте формирования кластерных моделей на рынке туристских услуг, выявлены и систематизированы факторы- детерминанты внутренней и внешней среды кластера. Доминантой туристского кластера может быть, как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (курортная зона, горнолыжный комплекс). К фак-торам-детерминантам можно отнести политическую стабильность и уникальные природные ресурсы, и культурное наследие, т.е. внешние детерминанты. К внутренним факторам - детерминантам относятся в первую очередь технологии туристского обслуживания, в частности разработка туристских маршрутов.
5) практически разработана модель формирования рынка туристских услуг, базирующаяся на конкурентных преимуществах территорий, характеризующаяся близостью к конкретным туристским центрам, узлам и маршрутам международного (национального) или локального уровня, что позволяет координировать контуры кластеров и снизить неравномерность развития рынка. В соответствии с данным подходом вся территория включает два вида кластеров - локальные и международные (национальные). Подобная специализация базируется на имеющихся конкурентных преимуществах территории: наличие и тины аттракторов, рекреационных ресурсов, их сочетаемость, уровень развития туристской инфраструктуры и сопутствующих видов деятельности, а самое главное приближённостью к конкретным туристским центрам, узлам, маршрутам, где четко прослеживаются два контура: первичный и вторичный.
6) разработан алгоритм формирования модели развития рынка туристских услуг на основе кластерного подхода, включающий: многомерный анализ ресурсного обеспечения, идентификацию кластеров по двухконтурному типу, определение основных туристских маршрутов, оценку эффективности развития рынка туристских услуг;
7) для оценки эффективности модели развития рынка туристских услуг использована упрощенная методика оценки мультипликативного эффекта, методика основана на понятии совокупного дохода от туристской деятельности и применении мультипликатора;
8) Выполнен прогноз туристского потока на 2020 год и рассчитаны показатели развития рынка туристских услуг Челябинской области на основе кластерного подхода.
Подобные работы
- Развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование культурно-познавательного, образовательного фототура в Калининградской области
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



