ВВЕДЕНИЕ 7
I АНАЛИЗ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 9
1.1. Международные тенденции и прогнозы рынка телекоммуникаций 9
1.2. Рынок телекоммуникаций Казахстана и его развитие 19
1.3. Проблемы развития рынка телекоммуникаций в Северной Казахстане 32
II АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ТОО «ALAKHAN SAT» НА РЫНКЕ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ 48
2.1. Описание фирмы ТОО «ALAKHAN SAT» 48
2.2. Конкурентный анализ ТОО «ALAKHAN SAT» 51
2.3. SWOT-анализ ТОО «ALAKHAN SAT» 56
III РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОО «ALAKHAN SAT» НА РЫНКЕ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ 63
3.1. Формирование стратегии развития ТОО «ALAKHAN SAT» на основе
оценки перспектив развития компании 63
3.2. Экономические показатели ожидаемых результатов внедрения 67
стратегии развития компании 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются обеспечение выживания и развития, повышение эффективности производства, максимизация прибыли и удовлетворение потребностей рынка. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - её целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Сиюминутные стратегические решения, которые приносили компаниям успех в начале 90-х годов, уже не работают. Поэтому руководитель предприятия и топ менеджеры подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Быстрые изменения внешней среды также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению.
Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.
Целью данной работы является разработка стратегию развития компании, которая позволяла бы с максимальной эффективностью использовать ресурсы фирмы, а также оптимизировать производственные процессы фирмы. Поэтому важно не только выявить имеющиеся резервы и потенциальные возможности фирмы на рынке телекоммуникационных услуг для оптимизации процессов, повышения эффективности работы, но и улучшения экономических показателей за счет укрепления занимаемой позиции на рынке телекоммуникационных услуг.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить мировой и региональный рынок телекоммуникационных услуг;
- исследовать тенденции развития рынка информационных технологий;
- выявить проблемы, препятствующие развитию рынка телекоммуникационных услуг в Казахстане;
- провести анализ организации, предоставляющей услуги в данной области связи;
- на основе анализа разработать стратегию фирмы на рынке телекоммуникационных услуг, а также оценить эффективность стратегии.
Объект исследования - хозяйственная деятельность фирмы, предоставляющей услуги в области связи на современном рынке информационно-коммуникационных технологий.
Предмет исследования - стратегия фирмы на современном рынке информационно-коммуникационных технологий, ориентированная на наращивание её конкурентоспособности на данном рынке (на примере фирмы ТОО «ALAKHAN SAT», предоставляющей услуги в области связи).
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению вопросов инновационного развития компаний на современных рынках услуг: Аканова, А., Алибековой А.Б., Пиримжановой А.А., Бейсеновой С.Н., Бегалиевой Р.К., Джакишевой У.К., Капышева А.К., Сыроежкина К., Татаркина А.И. и др.
В данной работе на основе обзора мировых тенденций и прогнозов ведущих консалтинговых компаний мира проведен анализ современного рынка телекоммуникационных услуг в Республике Казахстан и его северных областях. При этом выявлены перспективы и определены основные факторы, сдерживающие развитие рынка услуг связи в стране.
Также произведена оценка конкурентной среды и хозяйственной деятельности компании ТОО «ALAKHAN SAT», выявлены её позиции по сравнению с основными конкурентами на рынке услуг связи. На базе результатов проведенного анализа разработана стратегия фирмы на исследуемом рынке, установлены основные перспективные направления развития компании, а также слабые места, которые требуют особого внимания и компенсации в ближайшем будущем для обеспечения стабильного существования и развития фирмы.
В завершение общего анализа изучен технологический процесс компании, который показал наиболее уязвимые места взаимодействия фирмы с заказчиками и исполнителями работ. Текущий технологический процесс является наиболее характерным для данной сферы, однако является далеко не оптимальным. Его изменения требуют существенных управленческих затрат, однако при этом экономический результат видится скромным. Тем не менее при развитии компании необходимо совершенствовать технологический процесс, ведь лишь благодаря ему компания сможет компенсировать многие риски, которые в большом количестве характерны для виртуальных структур. Часто фирмы игнорируют необходимость совершенствования технологических процессов, однако если разрабатывать стратегический план с учетом их изменений, то можно добиться значительно больших результатов.
Получается, что источники проблем и рисков, которые нужно компенсировать, становятся исходной позицией для составления стратегии. При оценке текущих показателей рентабельность компании оказалась низкой. Расходы окупаются, но прибыль получается небольшой из-за того, что стартовый ресурс уже израсходован, а новый ещё не задействован. Этот фактор отражен в стратегии развития фирмы. Проанализированы и проранжированы по степени важности для компании источники её развития. Определены основные направления развития, обладающие наибольшим потенциалом. После сопоставления направлений и покрываемых ими целей составлен стратегический план, где все ключевые моменты роста компании расположены в иерархической зависимости друг от друга.
На основе первого пункта общего плана принята стратегия развития компании на текущей момент - это увеличение количества сотрудников, работающих удаленно. Для оценки эффективности данной стратегии, а также для возможности отслеживания результата каждого управленческого решения выработана система расчетов, основной которой стал отдел технической поддержки. Остальные отделы не затрагивались при развитии, а потому на данном этапе не включались в анализ. Расчеты показали большую экономическую выгоду выбранной стратегии развития и поэтому она была рекомендована управляющему составу компании ТОО «ALAKHAN SAT».
Дальнейшие этапы развития фирмы в работе нами не рассматривались, ведь они во многом зависят от реализации первого этапа и в любом случае потребуют переработки в ходе развития. Кроме того, сильное влияние на корректировку стратегии оказывает существующая государственная политика в отношении легализации виртуальных организаций.
Данная работа в первую очередь дает основу для разработки действенных инструментов работы с организациями на рынке телекоммуникационных услуг. Она показывает, что экономика должна совершенствоваться вмести с общим технологическим процессом, а также то, что абсолютно все поддается анализу с определенными допущениями. Текущие проблемы в работе решены, однако данная тема требует дальнейшего развития, так как на сегодня чувствуется недостаток теоретической основы для классификации и анализа и хозяйственной деятельности организаций, работающих в области связи, хотя они уже получили на рынке телекоммуникационных услуг большое распространение.
1. Аканов, А. Геополитика все сильнее давит на бизнес / А. Аканов // Режим доступа:
http://forbes.kz/process/businessmen/geopolitika_vse_silnee_davit_na_biznes(30.06.2016)
2. Алибекова А.Б. Рынок телекоммуникационных услуг Республики Казахстан / А.Б. Алибекова, А.А. Пиримжанова, С.Н. Бейсенова, Р.К. Бегалиева // Наука и мир. - 2015. - №6(22). - С.97-100.
3. Арутюнова, Л.М. Теория организации: учебное пособие / Л.М. Арутюнова, Е.В. Пирогова. - Ульяновск: УлГТУ. - 2007. - 110 с.
4. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика: учебное пособие / В.Н. Бугорский// Финансы и статистика. - 2008. - 256 с.
5. Варакин, Л.Е. Направления развития инфокоммуникаций России на основе
современных технологий и мировых тенденций / Л.Е. Варакин//
Электросвязь. - 2015. - №4 - C. 156.
6. Геращенко, Г.П. Основные тенденции развития мирового рынка телекоммуникаций / Г.П. Геращенко// Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2015. - № 1. - С.52.
7. Глазунов В.М. Анализ финансового состояния предприятия / В.М. Глазунов// Финансы.- 2001.- №2.- С.27
8. Гродецкий В.С., Лихолетов В.В. Влияние факторов геополитики Казахстана на
рынок телекоммуникационных услуг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13243(дата обращения: 03.01.2017).
9. Джакишева У.К. Перспективы развития рынка телекоммуникационных услуг в республике Казахстан / У.К. Джакишева // КазНУ Алматы. - 2012. - С. 41-43
10. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова// Дело и сервис.- 2004.- 336 с.
11. Евдокимова Е.П. Абонент - оператор: выиграть - выиграть / Е.П. Евдоки¬мова// издательство "Connect". - 2015 г. Режим доступа:
http://www.connect.ru/article.asp?id=10626
12. Капышев, А.К. Республика Казахстан: некоторые вопросы геополитики и на- циональнойбезопасности / А.К. Капышев // Режим доступа: http://articlekz.com/ article/5736
13. Кобылко, А.А. Виртуальные операторы как системный ресурс развития рынка телекоммуникаций в России / А.А. Кобылко // Системный анализ в экономике . - 2014. - С.17.
14. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник / В.В. Ковалев // Проспект, 2008.- 448 с
15. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс / В.В. Ковалев, В.В. Патров // Финансы и статистика.- 2006.- 672с.
16. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие. / Г.Н. Лиференко // Экзамен, - 2005.- 160 с.
17. Лихолетов, В.В. Управление инновационной деятельностью: учебное пособие / В.В. Лихолетов // Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 117 с.
18. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер // Москва: Инфра-М. - 2006.
19. Никонова, Я.И. Инновационное развитие мирового рынка телекоммуникаций / Я.И. Никонова // Издательство "Аэтерна". - 2014. - С. 92-93
20. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 3-е изд.- М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 336 с.
21. Ревенко П. Финансовая бухгалтения/ П. Ревенко, Б. Вольфман, Т. Киселева // ИНФРА-М, - 2005.- 513 с
22. Савицкая Г.В. Экономический анализ:учебник / Г.В. Савицкая // Новое знание, 2004.- 640с.
23. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина // ИНФРА-М, - 2009.- 296 с.
24. Сыроежкин, К. Казахстан и геополитические проекты США и Китая в Цен-тральной Азии / К. Сыроежкин// Режим доступа: http://365info.kz/ 2016/04/kazahstan-i-geopoliticheskie-proekty-ssha-i-kitaya-v-tsentralnoj -azii/
25. Татаркин, А.И. Модернизационная миссия Урала в повышении интеграционной активности российской экономики / А.И. Татаркин // Региональная экономика и управление: электр. науч. журнал. ISSN 1999-2645.- №1 (33). Номер статьи: 3305. Дата публ.: 2013-01-27.
26. Юдина Т.Н. Цифровизация в контексте сопряженности Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути / Т.Н. Юдина //«Философия хозяйства. - 2016. - С. 166-168
27. Яковлев, И.А. Конкурентоспособность на рынке телекоммуникаций / И.А. Яковлев // Российское предпринимательство. - 2015. - № 2. - С. 128