Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №64972

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Развитие лексики детской речи 8
1.2. Особенности развития предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методической литературы по проблеме обогащения предметного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Выявление уровня сформированности предметного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2. Методические рекомендации по обогащению предметного словаря детей дошкольников с общим недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

ВВЕДЕНИЕ
Овладение словарем - это важное условие речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и развитию лексикона ребенка.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М. М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении. Поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.
Изучением развития речи в норме занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева и др. Они определили, что в процессе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения, накапливает словарный запас и осваивает систему различных форм слов и словосочетаний. В процессе общего и речевого развития происходит не только обогащение, но качественное совершенствование словаря ребенка. Так, ребёнок постепенно овладевает смысловым значением слова, повышает свой уровень обобщения усваиваемых слов.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено расширением связей с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых и их общением с ребёнком. Также развитие лексики во многом определяет социальная среда, где воспитывается ребёнок. Возрастные нормативы словарного запаса детей одного и того же возраста могут колебаться с учетом социально-культурного уровня семьи, по причине усвоения словаря в процессе общения. Развитие лексики, при этом, влечет за собой уточнение значения слов.
Таким образом, по мере того, как развиваются психические процессы, к которым относятся мышление, восприятие, память, расширяются контакты с окружающим миром, обогащается сенсорный опыт ребёнка, качественно изменяется его деятельность, происходит формирование словаря ребёнка в количественном и качественном аспектах.
Однако достаточно часто у некоторых детей, при наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта, имеет место задержка формирования всех компонентов речевой системы. Указанная форма патологии речи именуется «общим недоразвитием речи». «При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования» (9).
Бедность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, - это один из симптомов общего недоразвития речи, и от его успешного устранения зависит успешность коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи.
Исследователи Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева пришли к выводу, что время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы, но при этом отмечается длительное отсутствие речевого подражания новым словам, укорочение слова (16). Е.П. Фуреева указывала, что у детей с общим недоразвитием речи имеет место преобладание пассивного словарного запаса над активным. Дети практически не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц. Отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов очень мало, также ограничено употребление прилагательных. У детей с общим недоразвитием речи отсутствует правильная группировка слов, выявляются функциональные замещения с расширением значений слов. Соответственно, спонтанное речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, из-за чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными.
Актуальность темы исследования определена тем, что замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. При этом, формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Проблема исследования: каковы особенности обогащения предметного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: рассмотреть особенности и разработать методические рекомендации по обогащению предметного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс обогащения предметного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности процесса обогащения предметного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: Обогащение предметного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речибудет эффективнее, при соблюдении следующих условий:
- использовать упражнения направленные на обогащение предметного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- реализовать совместную работувоспитателяи логопеда, направленную на успешное обогащение предметного словаря, и предполагающую проведение методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
- осуществлять активную работу с родителями.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
1. На основании анализа специальной литературы, теоретически обосновать проблему исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению уровня сформированности предметного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования данные о сформированности предметного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. На полученных результатах разработать и описать методические рекомендации по обогащению предметного словаря детей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились:
- концепции работы по развитию речевых умений и навыков, включая словарь детей. Подобные работы представлены в сборниках (Г.С. Швайко, А.К. Бондаренко, Л.Г. Парамоновой, Н.Э, Теремковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Нищевой, Н.В. Серебряковой, З.Е. Агранович и др.);
- рассматривали вопрос формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова и др.);
- методики обследования словаря предлагают В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. Ф. Г. Даскалова, т.е.ими разработан комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации;
- В.И. Яшина, Т.А. Ткаченко, В.В. Юртайкин, В.П. Балобанова разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- словарной работой занимались М.М. Алексеева, А.М. Бородич
Методы исследования:
1. теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий этапы);
3. метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 15», г. Белгорода.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе нашего исследования мы выяснили следующее:
1. На основании анализа специальной литературы, обосновали проблему исследования.
Развитие предметного словаря во многом определяет социальная среда, где воспитывается ребёнок. Возрастные нормативы словарного запаса детей одного и того же возраста могут колебаться с учетом социально-культурного уровня семьи, по причине усвоения словаря в процессе общения. У некоторых детей, при наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта, имеет место задержка формирования всех компонентов речевой системы. Указанная форма патологии речи именуется «общим недоразвитием речи». Работа над обогащением предметного словаря детей с общим недоразвитием речи должна проводиться в соответствии с принципом системности.
2. Организовали и провели экспериментальное исследование по определению уровня сформированности предметного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование реализовалось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15», г. Белгорода. Нами использовались следующие методики: методика обследования словаря (авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина); методика выявления уровня развития активного словарного запаса. (авторы О.С. Ушакова, Е.М. Струнина); методика обследования речи детей с общим недоразвитием речи (авторы Н.В. Серебрякова, Л.С Соломаха).
3. Проанализировали полученные в ходе экспериментального исследования данные о сформированности предметного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На основе проведенных методик, были получены следующие результаты:
-у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у некоторых детей развит несколько хуже пассивного.
-в словаре детей преобладают существительные и глаголы, недостаточно развито употребление слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий;
-у испытуемых прослеживаются многочисленные специфические ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений;
-не сформированность лексической системывлияет на правильное функционирование процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц;
-большинство детей с общим недоразвитием речи не справились с заданием на словообразование: им требовался наглядный пример или помощь взрослого, также испытывали трудности в овладении первичными словообразовательными операциями, особенно в образовании притяжательных прилагательных.
Результаты эксперимента свидетельствуют об отставании детей с общим недоразвитием речи от нормы по развитию предметного словаря. Таким детям необходима специальная коррекционная работа по указанному направлению.
4. На основе полученных данных разработали и описали методические рекомендации по обогащению предметного словаря детей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Наша система рекомендаций позволит: создать коррекционно¬развивающую среду; включить разработанный комплекс упражнений в занятия педагогов, или в индивидуальную работу с детьми; привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей, так, успех коррекционной работы во многом определяется в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Таким образом, гипотеза нашла свое отражение. Цель и задачи были достигнуты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрина, И.Н. Изучение родственных слов при работе с предметным словарем детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ И.Н. Александрина// Логопед. - 2008. - № 1. - С. 22-33.
2. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности дошкольников при формировании словаря [Текст]/ В.А. Беликов. - Челябинск: Факел, 2005 -141 с.
3. Бронштейн, И.В. Использование дефиниций один из способов работы над лексикой дошкольников [Текст]/ И.В. Бронштейн//Дошкольное образование. - 2011. №5. - С. 28-34.
4. Бударный, А. Принципиально новая организация открывает путь к реальной перестройке процесса развития словаря у детей дошкольного возраста [Текст]/А. Бударный //Образование. - 2008. - №1. - С. 60-65.
5. Валявко, С.М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой предметной активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ С.М. Валявко// Спец. психология. - 2007. - № 3. - С. 46-53.
6. Васильева, С.В. Логопедические игры для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста [Текст]/ С.В. Васильева, Н. Соколова. - М.: «Школьная пресса», 2010. - 122 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: «Лабиринт», 1999. - 416 с.
8. Гальскова, Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Заведений[Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.- М.: «Академия», 2004.-134 с.
9. Глухов, В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности [Текст]/ В.П. Глухов//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 2007. - 211 с.
10. Гуськова, А.А. Формирование предметного словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок [Текст]/ А.А. Гуськова// Логопед. - 2008. - № 4. - С. 32-42.
11. Давидюк, С.В. Программа интегрированных занятий психолога и логопеда для детей с ОНР, направленного на формирование предметного словаря [Текст]/ Давидюк С.В., Корнева Л.В. // Шк. логопед. - 2005. - № 1. - С. 53-61.
12. Дубровинская, Н.В. Особенности предметного словаря детей дошкольного вохраста [Текст]/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 144 с.
13. Дьяченко, М.М. Профилактика нарушений предметного словаря на логопедических занятиях по подготовке дошкольников к школе (из опыта работы) [Текст]/ М.М. Дьяченко // Школьный логопед. - № 5. - 2010. - С. 23-29.
14. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи [Текст]/ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. - № 2. - 2009. - С. 32-39.
15. Еремина В.Н. Формирование лексико-семантической стороны предметной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ В.Н. Еремина// Практ. психология и логопедия. - 2003. - № 1/2. - С. 68-72.
16. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006.
17. Зимняя И.Я. Психологические аспекты обучения рассказываю детей дошкольного возраста в рамках формирования предметного словаря. Книга для учителя [Текст]/ И.Я. Зимняя. - М.: Просвещение, 2005. - 230 с.
18. Зимовнова, М.Н. Работа по формированию предметного словаря с детьми с ОНР: Взаимодействие логопед. и психокоррекц. аспектов // Дет. сад. Управление. - 2006. - № 19. - С. 10-11.
19. Казанская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия при формировании предметного словаря [Текст]/ В.Л. Казанская, Н.Д. Шматько // Дефектология. - № 6. - 2009. - С. 55-58.
20. Климчук, Н.И. Наглядное моделирование в системе работы над предметным словарем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст]/ Н.И. Климчук // Логопед. - 2008. - № 2. - С. 4-10.
21. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении языковых навыков дошкольников в рамках предметного словаря [Текст]/ А.В. Конышева.- СПб.:Каро, 2006.-192 с.
22. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи в рамках развития словарного запаса [Текст]/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 202 с.
23. Кривобокова, И.Я. Некоторые приемы работы над предметной лексикой [Текст]/ И.Я. Кривобокова// Начальная школа. - 2009. - №2 - С. 98-102.
24. Кузнецова, Т.М. Этапы работы над предметным словом в ДОУ [Текст]/ Т.М. Кузнецова//Дошкольное образование. - 2011. - №5 - 98 с.
25. Лебедева, Н.Г. Формирование предметной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ Н.Г. Лебедева// Практическая психология и логопедия. - 2013. - № 1-2. -С. 68.
26. Лопухина, И. Логопедия - 550 занимательных упражнений для развития предметного словаря дошкольников [ Текст]/ И. Лопухина. - М.: «Аквариум», 2010. - 220 с.
27. Методы обследования предметного словаря детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ.ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.
28. Микляева, Ю.В. Рекомендации по развитию предметной речи у детей с ОНР [Текст]/ Ю.В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 43-49.
29. Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков [Текст]/ Е.И. Пассов.-М.: Просвещение, 2008.-143 с.
30. Рябова, О.В. Особенности усвоения глагольной лексики дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст]/ О.В. Рябова// Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 2. - С. 54-56.
31. Савчук, Е.Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными [Текст]/ Е.Я. Савчук // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 86¬96.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ