ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы говорения на уроках иностранного 7
языка
§ 1. Г оворение как вид речевой деятельности 7
§ 2. Методы и приемы обучения говорению 18
§ 3. Учёт возрастных и психологических особенностей развития учащихся средней школы в обучении говорению 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Использование пословиц и поговорок в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе 34
§ 1. Использование пословиц и поговорок при развитии произносительных навыков 34
§ 2. Использование пословиц и поговорок при обучении грамматике 41
§ 3. Использование пословиц и поговорок при обучении лексике 49 Выводы по 2 главе 57
Заключение 60
Научная и справочная литература 63
Глава 1. Теоретические основы говорения на уроках иностранного 7
языка
§ 1. Г оворение как вид речевой деятельности 7
§ 2. Методы и приемы обучения говорению 18
§ 3. Учёт возрастных и психологических особенностей развития учащихся средней школы в обучении говорению 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Использование пословиц и поговорок в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе 34
§ 1. Использование пословиц и поговорок при развитии произносительных навыков 34
§ 2. Использование пословиц и поговорок при обучении грамматике 41
§ 3. Использование пословиц и поговорок при обучении лексике 49 Выводы по 2 главе 57
Заключение 60
Научная и справочная литература 63
По утверждению образованных людей, в современном обществе знание английского языка просто необходимо. Английский язык задействован во всех сферах человеческой деятельности: он необходим бизнесменам; изучается студентами и школьниками; применяется путешественниками и профессорами; незаменим для журналистов, врачей и др. Английский укоренился в нашей жизни, плотно внедрился в наше окружение. В современном мире новых технологий данный иностранный язык не заменим: инструкции к
оборудованиям, рекламные стенды, вывески предприятий и контор и значительная часть интернета на английском языке.
Неудивительно, что именно изучению английского отдается предпочтение в вузах и школах страны, так как он признан международным языком.
Владение иноязычной речью является условием международного общения и предопределяет значимость необходимости изучения основных видов речевой деятельности: говорения, восприятия речи, чтения и письма. Средством передачи, получения и накопления информации, а также средством общения и познания выступает иностранный язык [Кларин, 2013: 24].
В области современного образования рассматриваются определенные вопросы, среди которых играет важную роль вопрос по обучению иноязычному говорению. В настоящее время говорение играет важную роль в обучении иноязычному общению.
В целом, устная речь и говорение входят в первый план. Ранее при обучении говорению методисты уделяли большее внимание обучению именно монологической речи, потому как общение между нашими соотечественниками и представителями других наций было ограничено. Сегодня обучение акцентируется на обучении как монологической, так и диалогической речи, ввиду расширения межнационального общения в области торговли, политики, журналистики [Альхазишвили, 2009: 322].
Самостоятельной целью обучения является формирование говорения.
С точки зрения психологии, именно на среднем этапе формируются прочные навыки говорения. Как писал известный методист Пальмер Гарольд, предававший важное значение среднему этапу изучения иностранного языка: «Позаботься о первых двух ступенях обучения и остальные позаботятся о себе сами». - «Take of the first two stages and the rest will take care of itself» [Китайгородская, 2009: 98].
Для развития результативности и эффективности процесса обучения говорению от учащихся требуется построение высказывания, нацеленного на конкретную ситуацию общения.
Решение данной задачи является затруднительной, так как овладение навыком говорения вызывает немалые затруднения для учащихся и требует больших усилий со стороны преподавателя. На среднем этапе основной психологической потребностью становится овладение формами устного общения. Следовательно, учитель должен связать обучение английскому языку на уроке с основным типом деятельности, т.е. с общением. Для достижения данной цели обучение иностранному языку должно проходить в атмосфере естественной коммуникации. Только тогда есть возможность переноса умений и навыков, которые сформированы в среде естественной коммуникации, в реальную жизнь. В свою очередь это приведет к формированию коммуникативной компетенции, что является ведущей задачей на уроках английского языка [Белогрудова, 2011: 300].
Методисты предлагают множество активных приемов и методов для более эффективного овладения коммуникативной компетенцией.
Так как пословицы и поговорки богаты лексико-грамматическим строем и имеют большое воспитательное значение, их применение в целях совершения навыков говорения более чем оправдано.
Актуальность данной квалификационной работы обусловлена значимой ролью говорения в среде межличностного общения. В ходе обучения говорению на среднем этапе необходимо применять активные методы и приемы, среди которых немаловажную роль играет использование пословиц и поговорок.
Объектом исследования настоящей работы признается процесс обучения говорению на этапе основного общего образования.
Предметом исследования являются пословицы и поговорки, используемые для обучения говорению на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Ввиду вышеуказанного, целью настоящей работы признается изучение особенностей обучения говорению на уроках английского языка на средней ступени обучения посредством использования пословиц и поговорок.
Для осуществления поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме в области психологии и педагогики.
2. Рассмотреть процесс говорения, как один из видов речевой деятельности.
4. Раскрыть психологические и возрастные особенности учащихся среднего звена.
5. Определить лингводидактический потенциал использования поговорок и пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
6. Разработать комплекс упражнений с применением пословиц и поговорок и проверить их эффективность на практике.
Для выполнения исследовательских задач квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
• метод педагогического наблюдения для выполнения значимости говорения в обучении английскому языку;
• метод сбора информации;
• метод сравнения результатов данных;
• эмпирический метод (обобщение передового опыта, наблюдение).
Методом сплошной выборки было отобрано и проанализировано более 200 пословиц и поговорок на английском языке. В ходе работы мы опирались на труды зарубежных и отечественных ученых: Пассова Е.И., Леонтьева А.А., Зимней И.А., Эльконина Д.Б., Рубинштейна С.Л., Давыдова В.В., Китайгородской Г.А., Тер-Минасовой С.Г., Роговой Г.В., Бабаянц А.В., Харламовой Н.В.
Гипотеза исследования. Коммуникативный процесс обуславливается таким видом речевой деятельности, как говорение. Овладение навыком говорения является основной задачей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция будет развиваться при соблюдении следующих условий:
1) учета возрастных и психологических особенностей учащихся;
2) применения пословиц и поговорок;
3) использования активных методов обучения говорению.
Научная новизна работы заключается в использовании комплексного подхода к применению пословиц и поговорок на английском языке для развития навыков говорения у учащихся среднего звена.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении специфики использования пословиц и поговорок для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, что вносит определенный вклад в методику преподавания иностранного языка.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в подготовке лекционных курсов по фонетике, лексикологии, грамматике, лингвокультурологии при обучении английскому языку.
Особенность выбранной темы и поставленных задач определяет соответствующую структуру выпускной квалификационной работы.
Текущая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой главе, заключения, научной и справочной литературы и приложений.
оборудованиям, рекламные стенды, вывески предприятий и контор и значительная часть интернета на английском языке.
Неудивительно, что именно изучению английского отдается предпочтение в вузах и школах страны, так как он признан международным языком.
Владение иноязычной речью является условием международного общения и предопределяет значимость необходимости изучения основных видов речевой деятельности: говорения, восприятия речи, чтения и письма. Средством передачи, получения и накопления информации, а также средством общения и познания выступает иностранный язык [Кларин, 2013: 24].
В области современного образования рассматриваются определенные вопросы, среди которых играет важную роль вопрос по обучению иноязычному говорению. В настоящее время говорение играет важную роль в обучении иноязычному общению.
В целом, устная речь и говорение входят в первый план. Ранее при обучении говорению методисты уделяли большее внимание обучению именно монологической речи, потому как общение между нашими соотечественниками и представителями других наций было ограничено. Сегодня обучение акцентируется на обучении как монологической, так и диалогической речи, ввиду расширения межнационального общения в области торговли, политики, журналистики [Альхазишвили, 2009: 322].
Самостоятельной целью обучения является формирование говорения.
С точки зрения психологии, именно на среднем этапе формируются прочные навыки говорения. Как писал известный методист Пальмер Гарольд, предававший важное значение среднему этапу изучения иностранного языка: «Позаботься о первых двух ступенях обучения и остальные позаботятся о себе сами». - «Take of the first two stages and the rest will take care of itself» [Китайгородская, 2009: 98].
Для развития результативности и эффективности процесса обучения говорению от учащихся требуется построение высказывания, нацеленного на конкретную ситуацию общения.
Решение данной задачи является затруднительной, так как овладение навыком говорения вызывает немалые затруднения для учащихся и требует больших усилий со стороны преподавателя. На среднем этапе основной психологической потребностью становится овладение формами устного общения. Следовательно, учитель должен связать обучение английскому языку на уроке с основным типом деятельности, т.е. с общением. Для достижения данной цели обучение иностранному языку должно проходить в атмосфере естественной коммуникации. Только тогда есть возможность переноса умений и навыков, которые сформированы в среде естественной коммуникации, в реальную жизнь. В свою очередь это приведет к формированию коммуникативной компетенции, что является ведущей задачей на уроках английского языка [Белогрудова, 2011: 300].
Методисты предлагают множество активных приемов и методов для более эффективного овладения коммуникативной компетенцией.
Так как пословицы и поговорки богаты лексико-грамматическим строем и имеют большое воспитательное значение, их применение в целях совершения навыков говорения более чем оправдано.
Актуальность данной квалификационной работы обусловлена значимой ролью говорения в среде межличностного общения. В ходе обучения говорению на среднем этапе необходимо применять активные методы и приемы, среди которых немаловажную роль играет использование пословиц и поговорок.
Объектом исследования настоящей работы признается процесс обучения говорению на этапе основного общего образования.
Предметом исследования являются пословицы и поговорки, используемые для обучения говорению на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Ввиду вышеуказанного, целью настоящей работы признается изучение особенностей обучения говорению на уроках английского языка на средней ступени обучения посредством использования пословиц и поговорок.
Для осуществления поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме в области психологии и педагогики.
2. Рассмотреть процесс говорения, как один из видов речевой деятельности.
4. Раскрыть психологические и возрастные особенности учащихся среднего звена.
5. Определить лингводидактический потенциал использования поговорок и пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
6. Разработать комплекс упражнений с применением пословиц и поговорок и проверить их эффективность на практике.
Для выполнения исследовательских задач квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
• метод педагогического наблюдения для выполнения значимости говорения в обучении английскому языку;
• метод сбора информации;
• метод сравнения результатов данных;
• эмпирический метод (обобщение передового опыта, наблюдение).
Методом сплошной выборки было отобрано и проанализировано более 200 пословиц и поговорок на английском языке. В ходе работы мы опирались на труды зарубежных и отечественных ученых: Пассова Е.И., Леонтьева А.А., Зимней И.А., Эльконина Д.Б., Рубинштейна С.Л., Давыдова В.В., Китайгородской Г.А., Тер-Минасовой С.Г., Роговой Г.В., Бабаянц А.В., Харламовой Н.В.
Гипотеза исследования. Коммуникативный процесс обуславливается таким видом речевой деятельности, как говорение. Овладение навыком говорения является основной задачей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция будет развиваться при соблюдении следующих условий:
1) учета возрастных и психологических особенностей учащихся;
2) применения пословиц и поговорок;
3) использования активных методов обучения говорению.
Научная новизна работы заключается в использовании комплексного подхода к применению пословиц и поговорок на английском языке для развития навыков говорения у учащихся среднего звена.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении специфики использования пословиц и поговорок для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, что вносит определенный вклад в методику преподавания иностранного языка.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в подготовке лекционных курсов по фонетике, лексикологии, грамматике, лингвокультурологии при обучении английскому языку.
Особенность выбранной темы и поставленных задач определяет соответствующую структуру выпускной квалификационной работы.
Текущая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой главе, заключения, научной и справочной литературы и приложений.
Рассмотрев вышеперечисленные методы и приемы обучения говорению на уроках иностранного языка, можно сделать следующие выводы.
Одной из главных целей современного иноязычного образования является развитие навыков говорения. В этом случае при формировании коммуникативной компетенции развивается способность к непосредственному общению (говорение, понимание на слух иноязычной речи).
Говорение - это, прежде всего, продуктивная деятельность, при овладении им от учащихся требуется больших стараний, времени, затрат и усилий. Однако это необходимо, чтобы постигнуть учащимися умений общаться на иностранном языке. Если на начальном этапе создается фундамент при овладении данной деятельностью, то на среднем этапе формируются прочные навыки говорения на более осознанном уровне.
Большинство ученых изучали в своих научных работах вопросы, которые касаются обучения говорению, затрагивали различные позиции и взгляды. Тем не менее вопрос остается открытым, так как предлагаются все новые приемы и обучающие методики для решения данного вопроса. В связи с этим в настоящей работе были рассмотрены приемы работы с использованием пословиц и поговорок при обучении говорению на среднем этапе в школе.
Подобранные задания с паремиями можно предлагать как в классе, так и на конкурсах и викторинах. Упражнения доступны и для учащихся с относительно невысоким уровнем языковой компетенции, они заставляют их мыслить, развивают языковую догадку, учат выражать собственное мнение, расширяют знания учащихся о языке и особенностях его функционирования. Недаром, писал А.Д. Аддисон: «Хорошая пословица является подарком, завещанным автором человеческому роду» [Чалимов, 2007: 39].
В данной квалификационной работе подтверждается, что
использование поговорок и пословиц на уроках английского языка способствует в непринужденной атмосфере отработать произносительные навыки, активизировать грамматические явления, совершенствовать
ритмико-интонационные навыки, расширить словарный запас обучающихся.
В пословицах сжато и образно выражена народная мудрость, поэтому они несут определенный воспитательный потенциал: они передают через многие поколения нравственные ценности, учат соизмерять свои слова и поступки.
Отличаясь лаконичностью формы, меткостью выражения мысли, они являются хорошей иллюстрацией того, как можно кратко и четко излагать свои суждения средствами иностранного языка.
Иными словами, поговорки и пословицы на уроках иностранного языка являются:
• мотивацией для повышения интереса к изучению английского языка;
• источником знаний о традициях, культуре и национальных черт народа изучаемого языка;
• приемом развития логического мышления и наблюдательности учащихся;
• источником овладения иноязычной речевой деятельностью.
Таким образом, поговорки и пословицы являются необходимым и многофункциональным методическим средством. Обогащая словарный запас учащихся, они помогают им усвоить образный строй иностранного языка и являются не только ценным учебным материалом, но и играют большую роль в интенсификации учебного процесса.
Заучивание пословиц укрепляет память учащихся и формирует эмоциональную выразительность речи, развивает творческую инициативу учащихся через подготовленную и неподготовленную речь на уроке.
Упражнения с пословицами вовлекают обучаемых в некую игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Более того, он создают благоприятный климат на уроке, делая процесс обучения более увлекательным и интересным. Такие упражнения помогают выработать лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через пословицы и поговорки дает учащимся ощущение общности с другим народом.
Следовательно, можно сделать вывод, что поставленные цели, а именно изучение особенностей обучения говорению на уроках английского языка на средней ступени образования посредством использования пословиц и поговорок, достигнуты.
Одной из главных целей современного иноязычного образования является развитие навыков говорения. В этом случае при формировании коммуникативной компетенции развивается способность к непосредственному общению (говорение, понимание на слух иноязычной речи).
Говорение - это, прежде всего, продуктивная деятельность, при овладении им от учащихся требуется больших стараний, времени, затрат и усилий. Однако это необходимо, чтобы постигнуть учащимися умений общаться на иностранном языке. Если на начальном этапе создается фундамент при овладении данной деятельностью, то на среднем этапе формируются прочные навыки говорения на более осознанном уровне.
Большинство ученых изучали в своих научных работах вопросы, которые касаются обучения говорению, затрагивали различные позиции и взгляды. Тем не менее вопрос остается открытым, так как предлагаются все новые приемы и обучающие методики для решения данного вопроса. В связи с этим в настоящей работе были рассмотрены приемы работы с использованием пословиц и поговорок при обучении говорению на среднем этапе в школе.
Подобранные задания с паремиями можно предлагать как в классе, так и на конкурсах и викторинах. Упражнения доступны и для учащихся с относительно невысоким уровнем языковой компетенции, они заставляют их мыслить, развивают языковую догадку, учат выражать собственное мнение, расширяют знания учащихся о языке и особенностях его функционирования. Недаром, писал А.Д. Аддисон: «Хорошая пословица является подарком, завещанным автором человеческому роду» [Чалимов, 2007: 39].
В данной квалификационной работе подтверждается, что
использование поговорок и пословиц на уроках английского языка способствует в непринужденной атмосфере отработать произносительные навыки, активизировать грамматические явления, совершенствовать
ритмико-интонационные навыки, расширить словарный запас обучающихся.
В пословицах сжато и образно выражена народная мудрость, поэтому они несут определенный воспитательный потенциал: они передают через многие поколения нравственные ценности, учат соизмерять свои слова и поступки.
Отличаясь лаконичностью формы, меткостью выражения мысли, они являются хорошей иллюстрацией того, как можно кратко и четко излагать свои суждения средствами иностранного языка.
Иными словами, поговорки и пословицы на уроках иностранного языка являются:
• мотивацией для повышения интереса к изучению английского языка;
• источником знаний о традициях, культуре и национальных черт народа изучаемого языка;
• приемом развития логического мышления и наблюдательности учащихся;
• источником овладения иноязычной речевой деятельностью.
Таким образом, поговорки и пословицы являются необходимым и многофункциональным методическим средством. Обогащая словарный запас учащихся, они помогают им усвоить образный строй иностранного языка и являются не только ценным учебным материалом, но и играют большую роль в интенсификации учебного процесса.
Заучивание пословиц укрепляет память учащихся и формирует эмоциональную выразительность речи, развивает творческую инициативу учащихся через подготовленную и неподготовленную речь на уроке.
Упражнения с пословицами вовлекают обучаемых в некую игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Более того, он создают благоприятный климат на уроке, делая процесс обучения более увлекательным и интересным. Такие упражнения помогают выработать лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через пословицы и поговорки дает учащимся ощущение общности с другим народом.
Следовательно, можно сделать вывод, что поставленные цели, а именно изучение особенностей обучения говорению на уроках английского языка на средней ступени образования посредством использования пословиц и поговорок, достигнуты.



