Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Звуковые повторы в лирике А. А. Ахматовой

Работа №64887

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
ГЛАВА II. ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ В ЛИРИКЕ А. А. АХМАТОВОЙ 13
II. § 1. Ударный вокализм в лирике А. А. Ахматовой 13
II. § 2. Консонантизм в лирике А. А. Ахматовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 51


Актуальность исследования обусловлена тем, что оно находится в русле «ахматовианы» - многочисленных работ, посвящённых изучению творчества А. А. Ахматовой, поток которых не ослабевает на протяжении уже многих лет. Особенно много литературоведческих исследований: кроме традиционного анализа отдельных образов, тем произведений, открываются и изучаются неизвестные ранее факты биографии, привлекается внимание к философским особенностям её поэзии, происходит осмысление творчества поэта в аспекте различных теоретических проблем отечественной литературы; выясняются эстетические принципы, сближающие лирику Ахматовой с целым рядом предшественников и последователей в литературном творчестве. См., например: [Ахматова: pro et contra2005; Виленкин 1978; Жирмунский 1975; Лукницкая 1987; Павловский 1982; Черных 1996-1998; Эйхенбаум 1969 и др.].
К сожалению, исследований, занимающихся изучением языка и стиля А. Ахматовой, гораздо меньше, чаще встречаются отдельные наблюдения или замечания по поводу функционирования конкретных лексем, грамматических или синтаксических конструкций: [Виноградов 1976; Данькова 2000; Зайцев 1991; Кудрина 2008; Кудрякова 2005; Малюкова 1991 и др.]. Системные рассмотрения лингвистических единиц её поэтической речи нам неизвестны. Существует также мнение о сложности её поэтического языка.
Постоянен и интерес читателей к творчеству поэта из-за особой выразительности и эмоциональности её произведений, из-за постоянного стремления определить, насколько глубоко она отразила чувства и настроения своего народа, из-за желания как можно глубже проникнуть в её творческую мастерскую.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые делается попытка анализа единиц фоники лирического творчества А. А. Ахматовой с лингвистической точки зрения.
Цель нашей работы: выяснить значимость звуковых повторов в лирике А. А. Ахматовой для обогащения художественной атмосферы произведений. Достижению этой цели способствует решение ряда конкретных задач:
1) выявить репертуар звуковых повторов в лирических стихотворениях А. А. Ахматовой;
2) охарактеризовать звуковые повторы ударных гласных в стихотворениях А. А. Ахматовой с точки зрения их состава;
3) определить роль гармонии гласных для композиционной структуры, интерпретации смысла и эмоциональной атмосферы конкретных текстов;
4) охарактеризовать консонантные повторы в лирике А. Ахматовой с опорой на одну из традиционных классификаций ;
5) установить наличие/отсутствие связи между характером консонантного повтора и семантикой текста.
Объектом исследования является фоника лирических стихотворных произведений А. А. Ахматовой. Предмет исследования - звуковые повторы в текстах лирических стихотворений А. А. Ахматовой.
Материал исследования: наблюдению подверглись тексты 200 стихотворений А. А. Ахматовой (общим объёмом в 5280 строк), вошедших в сборник «Лирика» Анны Ахматовой из серии «100 главных книг», Москва: Издательство «Э», 2017 год. - 320 с.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы: метод непосредственного наблюдения, описательный, элементы контекстуального анализа и статистики.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные позволяют уточнить распространённость и развитие определённых тенденций функционирования изобразительно-выразительных средств в поэтическом языке первой половины ХХ века. Результаты нашей работы способствуют также более широкому пониманию семантических и синтагматических возможностей фоники и лексики языка ахматовской поэзии. Материалы исследования могут быть использованы для исследования идиостиля А.А. Ахматовой и в работах сопоставительного плана.
Практическая значимость работы. Материалы для наблюдений могут привлекаться в качестве иллюстративных на уроках русского языка и на занятиях школьного факультатива, а также в вузовском курсе «Современный русский язык» при изучении фонетики русского языка для демонстрации изобразительно-выразительных возможностей звуковых повторов. Кроме того выводы исследования могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества Анны Ахматовой в школе и вузе. Исследование звуковых повторов позволяет прояснить отдельные фонетические особенности ее лирики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше внимание было привлечено к фонике лирических стихотворений А. А. Ахматовой. Проанализировав одну из заметных черт фоники лирического творчества А. Ахматовой - звуковые повторы - с лингвистической точки зрения, мы доказали неединичность их существования и попытались показать на конкретных примерах, что наличие звуковых повторов в лирике данного автора не случайно и способствует обогащению художественной атмосферы произведений.
Нами было проанализировано 200 лирических стихотворений, что составило 5280 строк, из которых выявлено 1506 строк с повторами гласных, т.е. ~ 29% и 1458 строк с повторами согласных, это ~ 28%. Как видим, количество консонантных повторов и повторов гласных звуков примерно одинаковое. Это обстоятельство можно объяснить связями поэзии А.А. Ахматовой с русской классической литературой, в особенности с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, для поэзии которого отмечается «гармоническое взаимодействие гласных и согласных звуков». Однако, для того чтобы сделать точные выводы по количеству и соотношению звуковых повторов в лирике А. Ахматовой, необходимо изучить всё творчество поэта.
В работе рассматривались повторы ударных гласных, было установлено общее число зафиксированных ударных гласных в наших материалах составляет 8862 гласных. При этом 27,5% составили аллофоны <А>; 27,3 % - аллофоны <О>; 19% - <Э>; 13% - <И>; 10% - <У> и всего 4% <Ы>. Строк с ассонансом (гармоническим максимумом) было выявлено всего 172, что составляет всего ~ 11,5% строк с повторами, при этом звук [Ы], по нашим данным, не участвует у Ахматовой в создании ассонанса. Нами было установлено, что несмотря на то, что самой частотной из ударных гласных оказалась <А>, самой частотной повторяющейся гласной оказалась <О>: зафиксировано 528 строк с повторяющейся <О>, а с повторяющейся
<А> - всего 450 строк, 296 строк имеет повтор <Э>, наименьшее количество повторов составили <И> - 120 строк, <У> - 98 и всего 18 строк <Ы>. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: <О> ~ 35% от общего числа строк с повторами; <А> ~ 30%, <Э> ~ 20%, <И> ~ 8%, <У> ~ 6,5%, <Ы> « 1%.
После выявления звуковых повторов они были охарактеризованы с точки зрения их состава и функционирования. Мы попытались на примерах конкретных текстов показать значимость повторяющихся звуков, для интерпретации смысла и эмоциональной атмосферы стихотворений в восприятии его читателем.
Так, тот факт, что самым частотным повторяющимся гласным оказался минорный <О>, мы связываем с общим минорным настроением лирической героини большинства произведений А. Ахматовой, которое было отмечено еще литературоведами.
Итак, в результате анализа ударного вокализма в лирике А. Ахматовой было установлено следующее:
• повторениями ударных гласных охвачена примерно 1/3 проанализированных текстов;
• в создании вокалических повторов принимают участие все ударные гласные русского литературного языка;
• в создании ассонанса принимают участие все гласные русского литературного языка, кроме [Ы];
• самой частотным повторяющимся гласным является <О>;
• звуковые повторы ударных гласных звуков могут выполнять композиционную функцию, ритмически и гармонически объединяя строфу;
• ударный вокализм способствуют благозвучию стиха;
• гармония гласных участвует в формировании эмоциональной атмосферы лирического произведения.
Для того чтобы показать разнообразие консонантных повторов в лирике А. Ахматовой, при описании их типов делалась опора на классификацию, предложенную О. Бриком.
В результате наших наблюдений, было установлено, что самым частотным типом звукового повтора является анафорический, однако присутствуют, хоть и в меньшей мере все типы повторов, выявленные О. Бриком: эпифора, стык, кольцо, скреп и концовка; повторы могут быть точными и неточными; однократными и многократными, простыми и сложными.
При рассмотрении функционирования консонантных звуковых повторов особое внимание привлекли повторы звукоподражательного характера. Выяснилось, что звукоподражание в лирике Ахматовой может создаваться ономатопами и их производными (иногда звуковой повтор вписан в ономатоп), специально фонетически организованными контекстами без ономатопа и контекстами, где ономатоп поддерживается звуковым повтором или одиночными звуками, встречающимися или не встречающимися в составе ономатопа.
В ходе исследования было установлено, что большую часть звукоподражаний составляют обозначения звуков природы - ~ 30% от всех зафиксированных звукоподражаний. Обозначений звуков, издаваемых животными, птицами, насекомыми, выявлено ~ 28%. Было зафиксировано одинаковое количество имитаций звуков, издаваемых человеком и звуков, издаваемых различными предметами - ~ по 21% в каждой группе.
Наличие звуковых повторов в лирике Ахматовой можно объяснить связями её поэзии с русской классической литературой, и прежде всего, с творчеством Пушкина.
В ходе анализа консонантных звуковых повторов было установлено следующее:
• звуковые повторы согласных так же, как и ударных гласных, фиксируются примерно в 1/3 всех проанализированных строк;
• в создании консонантных звуковых повторов принимают участие все согласные русского литературного языка, кроме <Ш’>;
• среди самых частотных согласных, принимающих участие в создании звукового повтора, 4 сонорных: <Л>, <Н>, <Р>, <М>;
• были зафиксированы практически все типы консонантных звуковых повторов, зафиксированные О. Бриком;
• самым частотным типом звукового повтора является анафорический;
• наиболее многочисленной и разнообразной, является группа повторов, классифицирующихся по месту расположения;
• в создании звукоподражаний участвует ~ 19% звуковых повторов от всех зафиксированных;
• большую часть звукоподражаний составили обозначения звуков природы - ~ 30% от всех зафиксированных звукоподражаний.
Таким образом, следует отметить, что благодаря проделанной работе мы можем глубже воспринимать поэзию А. Ахматовой. Наше исследование ещё раз подтвердило, что поэзия А. Ахматовой объединяет в себе традиции русской классической литературы, устного народного творчества, реализуя, при этом, и теоретические установки акмеизма. Мы убедились в том, что в её лирике присутствуют разнообразные звуковые повторы, что они в её текстах не случайны, а непременно связаны со смыслом и эмоциональной атмосферой того или иного стихотворения, участвуют в создании напевности, благозвучия стиха, то есть в формировании читательского восприятия. О. Брик, сравнивая восприятие человеком картины и стихотворения, писал о звуковой организации текста следующее: «<...> слушая стихотворную речь, мы замечаем рифмы и думаем, что ими исчерпывается благозвучие стиха. Однако анализ инструментовки стиха убеждает нас, что и здесь мы имеем единую, цельную композицию, для которой существенно важны не только отдельные центральные созвучия, но и вся совокупность звукового материала» [Брик 1919, 98].


1. Ахматова, Анна Андреевна. Лирика/ Анна Ахматова. - Москва: Издательство «Э», 2017. - 320 с.
2. А. Ахматова: pro et contra: антология / сост. Ю. Зобнин. Спб.: РХГИ, 2005
3. Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы / В. С. Баевский. - М., 2001. - 336 с.
4. Благой Д. Д. Мысль и звук в поэзии / Д. Д. Благой // Славянские литературы. VII международный съезд славистов. Варшава, август 1973. - М., 1973. - С. 99-139.
5. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2001. - 352 с.
6. Брик О. Звуковые повторы / О. Брик // Поэтика. Вып. 3. - Пг., 1919. С. 58-98.
7. Брюсов В.Я. Пушкин-мастер // Брюсов В.Я. Ремесло поэта: Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — C. 212.
8. Векшин Г. В. К фоностилистике порождения текста (Стихотворения А. Пушкина) // Филологические науки. - 2005 - №6 - С. 22-31.
9. Векшин Г. В. Фонографическая структура русского стиха в аспекте эстетического выражения. АКД. М. - 1988 - 17 с.
10. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
11. Виленкин В. Я. В сто первом зеркале: об Анне Ахматовой. - М.: Советский писатель, 1978.- 316 с.
12. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). — М., 1989. — 39с.
13. Виноградов В. В.О поэзии Анны Ахматовой // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976. С. 369-459.
14. Гинзбург, Л. Я. Поэтика Осипа Мандельштама / Л. Я. Гинзбург // О старом и новом: Статьи и очерки. - Л., 1982. - С. 267-285.
15. Голуб И. Б. О звукописи произведений А. С. Пушкина // Русская речь. - 1974. - №3. - С. 24-33.
16. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии / Литературные манифесты: От символизма до «Октября» / Сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров [Переиздание 1924-го года]. М.: «Аграф», 2001. С. 118-126.
17. Грек, А. Г. Поэтический язык Вячеслава Иванова: Текст. дисс. докт. филол. наук / А. Г. Грек. Москва, 2004 - 549 с.
18. Гурвич, И. Звук и слово в поэзии Мандельштама / И. Гурвич // Вопросы литературы. 1994 - №3. - С. 96-108.
19. Данькова, Т. Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: Текст. дисс.канд. филол. наук / Т. Н. Данькова. Воронеж, 2000. - 214с.
20. Дмитриев А. Л. Пушкин и язык поэзии Ахматовой // Русский язык в школе. - 1987. - № 3.- С. 64-68.
21. Ежова, Е. Н. Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама: Текст., дисс. канд. филол. наук / Е. Н. Ежова - Ставрополь, 1999.
22. Жирмунский В. М. Анна Ахматова. Л., 1975.
23. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977. — C. 171.
24. Зайцев Н. И. Система «поэтических зеркал» в художественном мире А Ахматовой // Ахматовские чтения. Сб-к научных трудов. Тверь: Изд-во ТГУ, 1991. - с. 85-95.
25. Змазнева О. А. Поэтический язык М. Волошина: дис. ... канд.
филол. наук / Змазнева Олеся Анатольевна. - М., 2003. - 202 с.
26. Кихней Л.Г. К пушкинским подтекстам в «Поэме без героя» Анны
Ахматовой: (О двух эпиграфах из «Евгения Онегина»). //
А.С.Пушкин и русская литература. М., 2004. С.70-80.
27. Кожевникова Н.А. О способах звуковой организации стихотворного текста. // Проблемы структурной лингвистики. 1984. М.: Наука, 1988, с. 183-211
28. Кондрашов Н. А. Звукоподражательные глаголы в системе русской лексики / Н. А. Кондрашов, В. С. Третьякова // Лексическая семантика: сб. научных трудов. - Свердловск, 1991. С. 110-116.
29. Кудрина Н. В. Предметные фразеологизмы в поэзии Анны
Ахматовой: Текст. дисс. канд. филол. наук / Н.В. Кудрина. Курган, 2008- 216 с.
30. Кудрякова, А. С. Речевое поведение лирических героинь А. Ахматовой и М. Цветаевой Текст.: дисс. канд. филол. наук / A.C. Кудрякова. Уфа, 2005. - 219 с.
31. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] //Литературная энциклопедия. Т.1. - 1930. Электрон. версия печатн. изд. - URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (дата обращения: 02.05.2020).
32. Литературный энциклопедический словарь 1987 - Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1985. - 752 с.
33. Лукницкая В. Из двух тысяч встреч. Рассказ о летописце. М., 1987.
34. Малюкова Л. Н. О некоторых особенностях философской лирики А. Ахматовой // Ахматовские чтения. Сб-к научных трудов. Тверь: Изд-во ТГУ, 1991. - с. 10-17.
35. Мерлин, В. В. А.С. Пушкин и развитие звуковой организации русского стиха, XIII-начало XIX вв.: Текст. дисс. канд. филол. наук / Мерлин В. В. Ленинград, 1982. - 172с.
36. Москвин В.П. О типах и функциях звуковых повторов // Русская словесность. - 2006. - № 6. - С. 63-69.
37. Мусинова, Н. Е. Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века на примере диалога символизма и акмеизма: Текст. дисс. докт. культурол. наук / Мусинова Н. Е. - Санкт-Петербург, 2011.- 322 с.
38. Невзглядова Е. В. Звучание и значение в стихотворной речи // Роман Якобсон: тексты, документы, исследования. - М.: Языки русской культуры, 1999 - С. 715-724.
39. Павловский А. И. Анна Ахматова: Очерк творчества. Л., 1982.
40. Павлюченкова Т. А. «Прозрачен стих, как северный апрель»: фоника поэзии И. А. Бунина: монография / Т. А. Павлюченкова; Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т - Смоленск: Изд- во СмолГУ, 2007. - 208с.
41. Павлюченкова, Т. А. Фонетические и лексические средства языка
поэзии И.А. Бунина и их функционально-семантическое
взаимодействие: Текст. дисс. докт. филол. наук / Т. А.
Павлюченкова. Москва, 2011 - 825 с.
42. Пархоменко И. В. Лексико-семантическое поле «звук» и его функционирование в художественном тексте (на материале лирики С. А. Есенина и В. В. Маяковского): дис. ... канд. Филол. Наук / Пархоменко Ирина Владимировна. - Саратов, 2000. - 249 с.
43. Пешковский А. М. Стих и проза с лингвистической точки зрения / А. М. Пешковский Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика: сборник статей. - Л.- М., 1925. - С. 153-166.
44. Пешковский А.М. Десять тысяч звуков // Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. - Л.- М., 1925. - C. 167-184.
45. Пинежанинова Н. П. Фоностилистический аспект звуковой организации стиха (на материале поэзии А. Блока). АКД. Спб., 1992.
- 16с.
46. Поливанов Е. Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники / Е. Д. Поливанов // Вопросы языкознания. - 1963. - №1.- С. 92-112.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ