Звуковые повторы в лирике А. А. Ахматовой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
ГЛАВА II. ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ В ЛИРИКЕ А. А. АХМАТОВОЙ 13
II. § 1. Ударный вокализм в лирике А. А. Ахматовой 13
II. § 2. Консонантизм в лирике А. А. Ахматовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 51
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
ГЛАВА II. ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ В ЛИРИКЕ А. А. АХМАТОВОЙ 13
II. § 1. Ударный вокализм в лирике А. А. Ахматовой 13
II. § 2. Консонантизм в лирике А. А. Ахматовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 51
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно находится в русле «ахматовианы» - многочисленных работ, посвящённых изучению творчества А. А. Ахматовой, поток которых не ослабевает на протяжении уже многих лет. Особенно много литературоведческих исследований: кроме традиционного анализа отдельных образов, тем произведений, открываются и изучаются неизвестные ранее факты биографии, привлекается внимание к философским особенностям её поэзии, происходит осмысление творчества поэта в аспекте различных теоретических проблем отечественной литературы; выясняются эстетические принципы, сближающие лирику Ахматовой с целым рядом предшественников и последователей в литературном творчестве. См., например: [Ахматова: pro et contra2005; Виленкин 1978; Жирмунский 1975; Лукницкая 1987; Павловский 1982; Черных 1996-1998; Эйхенбаум 1969 и др.].
К сожалению, исследований, занимающихся изучением языка и стиля А. Ахматовой, гораздо меньше, чаще встречаются отдельные наблюдения или замечания по поводу функционирования конкретных лексем, грамматических или синтаксических конструкций: [Виноградов 1976; Данькова 2000; Зайцев 1991; Кудрина 2008; Кудрякова 2005; Малюкова 1991 и др.]. Системные рассмотрения лингвистических единиц её поэтической речи нам неизвестны. Существует также мнение о сложности её поэтического языка.
Постоянен и интерес читателей к творчеству поэта из-за особой выразительности и эмоциональности её произведений, из-за постоянного стремления определить, насколько глубоко она отразила чувства и настроения своего народа, из-за желания как можно глубже проникнуть в её творческую мастерскую.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые делается попытка анализа единиц фоники лирического творчества А. А. Ахматовой с лингвистической точки зрения.
Цель нашей работы: выяснить значимость звуковых повторов в лирике А. А. Ахматовой для обогащения художественной атмосферы произведений. Достижению этой цели способствует решение ряда конкретных задач:
1) выявить репертуар звуковых повторов в лирических стихотворениях А. А. Ахматовой;
2) охарактеризовать звуковые повторы ударных гласных в стихотворениях А. А. Ахматовой с точки зрения их состава;
3) определить роль гармонии гласных для композиционной структуры, интерпретации смысла и эмоциональной атмосферы конкретных текстов;
4) охарактеризовать консонантные повторы в лирике А. Ахматовой с опорой на одну из традиционных классификаций ;
5) установить наличие/отсутствие связи между характером консонантного повтора и семантикой текста.
Объектом исследования является фоника лирических стихотворных произведений А. А. Ахматовой. Предмет исследования - звуковые повторы в текстах лирических стихотворений А. А. Ахматовой.
Материал исследования: наблюдению подверглись тексты 200 стихотворений А. А. Ахматовой (общим объёмом в 5280 строк), вошедших в сборник «Лирика» Анны Ахматовой из серии «100 главных книг», Москва: Издательство «Э», 2017 год. - 320 с.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы: метод непосредственного наблюдения, описательный, элементы контекстуального анализа и статистики.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные позволяют уточнить распространённость и развитие определённых тенденций функционирования изобразительно-выразительных средств в поэтическом языке первой половины ХХ века. Результаты нашей работы способствуют также более широкому пониманию семантических и синтагматических возможностей фоники и лексики языка ахматовской поэзии. Материалы исследования могут быть использованы для исследования идиостиля А.А. Ахматовой и в работах сопоставительного плана.
Практическая значимость работы. Материалы для наблюдений могут привлекаться в качестве иллюстративных на уроках русского языка и на занятиях школьного факультатива, а также в вузовском курсе «Современный русский язык» при изучении фонетики русского языка для демонстрации изобразительно-выразительных возможностей звуковых повторов. Кроме того выводы исследования могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества Анны Ахматовой в школе и вузе. Исследование звуковых повторов позволяет прояснить отдельные фонетические особенности ее лирики.
К сожалению, исследований, занимающихся изучением языка и стиля А. Ахматовой, гораздо меньше, чаще встречаются отдельные наблюдения или замечания по поводу функционирования конкретных лексем, грамматических или синтаксических конструкций: [Виноградов 1976; Данькова 2000; Зайцев 1991; Кудрина 2008; Кудрякова 2005; Малюкова 1991 и др.]. Системные рассмотрения лингвистических единиц её поэтической речи нам неизвестны. Существует также мнение о сложности её поэтического языка.
Постоянен и интерес читателей к творчеству поэта из-за особой выразительности и эмоциональности её произведений, из-за постоянного стремления определить, насколько глубоко она отразила чувства и настроения своего народа, из-за желания как можно глубже проникнуть в её творческую мастерскую.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые делается попытка анализа единиц фоники лирического творчества А. А. Ахматовой с лингвистической точки зрения.
Цель нашей работы: выяснить значимость звуковых повторов в лирике А. А. Ахматовой для обогащения художественной атмосферы произведений. Достижению этой цели способствует решение ряда конкретных задач:
1) выявить репертуар звуковых повторов в лирических стихотворениях А. А. Ахматовой;
2) охарактеризовать звуковые повторы ударных гласных в стихотворениях А. А. Ахматовой с точки зрения их состава;
3) определить роль гармонии гласных для композиционной структуры, интерпретации смысла и эмоциональной атмосферы конкретных текстов;
4) охарактеризовать консонантные повторы в лирике А. Ахматовой с опорой на одну из традиционных классификаций ;
5) установить наличие/отсутствие связи между характером консонантного повтора и семантикой текста.
Объектом исследования является фоника лирических стихотворных произведений А. А. Ахматовой. Предмет исследования - звуковые повторы в текстах лирических стихотворений А. А. Ахматовой.
Материал исследования: наблюдению подверглись тексты 200 стихотворений А. А. Ахматовой (общим объёмом в 5280 строк), вошедших в сборник «Лирика» Анны Ахматовой из серии «100 главных книг», Москва: Издательство «Э», 2017 год. - 320 с.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы: метод непосредственного наблюдения, описательный, элементы контекстуального анализа и статистики.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные позволяют уточнить распространённость и развитие определённых тенденций функционирования изобразительно-выразительных средств в поэтическом языке первой половины ХХ века. Результаты нашей работы способствуют также более широкому пониманию семантических и синтагматических возможностей фоники и лексики языка ахматовской поэзии. Материалы исследования могут быть использованы для исследования идиостиля А.А. Ахматовой и в работах сопоставительного плана.
Практическая значимость работы. Материалы для наблюдений могут привлекаться в качестве иллюстративных на уроках русского языка и на занятиях школьного факультатива, а также в вузовском курсе «Современный русский язык» при изучении фонетики русского языка для демонстрации изобразительно-выразительных возможностей звуковых повторов. Кроме того выводы исследования могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества Анны Ахматовой в школе и вузе. Исследование звуковых повторов позволяет прояснить отдельные фонетические особенности ее лирики.
Наше внимание было привлечено к фонике лирических стихотворений А. А. Ахматовой. Проанализировав одну из заметных черт фоники лирического творчества А. Ахматовой - звуковые повторы - с лингвистической точки зрения, мы доказали неединичность их существования и попытались показать на конкретных примерах, что наличие звуковых повторов в лирике данного автора не случайно и способствует обогащению художественной атмосферы произведений.
Нами было проанализировано 200 лирических стихотворений, что составило 5280 строк, из которых выявлено 1506 строк с повторами гласных, т.е. ~ 29% и 1458 строк с повторами согласных, это ~ 28%. Как видим, количество консонантных повторов и повторов гласных звуков примерно одинаковое. Это обстоятельство можно объяснить связями поэзии А.А. Ахматовой с русской классической литературой, в особенности с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, для поэзии которого отмечается «гармоническое взаимодействие гласных и согласных звуков». Однако, для того чтобы сделать точные выводы по количеству и соотношению звуковых повторов в лирике А. Ахматовой, необходимо изучить всё творчество поэта.
В работе рассматривались повторы ударных гласных, было установлено общее число зафиксированных ударных гласных в наших материалах составляет 8862 гласных. При этом 27,5% составили аллофоны <А>; 27,3 % - аллофоны <О>; 19% - <Э>; 13% - <И>; 10% - <У> и всего 4% <Ы>. Строк с ассонансом (гармоническим максимумом) было выявлено всего 172, что составляет всего ~ 11,5% строк с повторами, при этом звук [Ы], по нашим данным, не участвует у Ахматовой в создании ассонанса. Нами было установлено, что несмотря на то, что самой частотной из ударных гласных оказалась <А>, самой частотной повторяющейся гласной оказалась <О>: зафиксировано 528 строк с повторяющейся <О>, а с повторяющейся
<А> - всего 450 строк, 296 строк имеет повтор <Э>, наименьшее количество повторов составили <И> - 120 строк, <У> - 98 и всего 18 строк <Ы>. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: <О> ~ 35% от общего числа строк с повторами; <А> ~ 30%, <Э> ~ 20%, <И> ~ 8%, <У> ~ 6,5%, <Ы> « 1%.
После выявления звуковых повторов они были охарактеризованы с точки зрения их состава и функционирования. Мы попытались на примерах конкретных текстов показать значимость повторяющихся звуков, для интерпретации смысла и эмоциональной атмосферы стихотворений в восприятии его читателем.
Так, тот факт, что самым частотным повторяющимся гласным оказался минорный <О>, мы связываем с общим минорным настроением лирической героини большинства произведений А. Ахматовой, которое было отмечено еще литературоведами.
Итак, в результате анализа ударного вокализма в лирике А. Ахматовой было установлено следующее:
• повторениями ударных гласных охвачена примерно 1/3 проанализированных текстов;
• в создании вокалических повторов принимают участие все ударные гласные русского литературного языка;
• в создании ассонанса принимают участие все гласные русского литературного языка, кроме [Ы];
• самой частотным повторяющимся гласным является <О>;
• звуковые повторы ударных гласных звуков могут выполнять композиционную функцию, ритмически и гармонически объединяя строфу;
• ударный вокализм способствуют благозвучию стиха;
• гармония гласных участвует в формировании эмоциональной атмосферы лирического произведения.
Для того чтобы показать разнообразие консонантных повторов в лирике А. Ахматовой, при описании их типов делалась опора на классификацию, предложенную О. Бриком.
В результате наших наблюдений, было установлено, что самым частотным типом звукового повтора является анафорический, однако присутствуют, хоть и в меньшей мере все типы повторов, выявленные О. Бриком: эпифора, стык, кольцо, скреп и концовка; повторы могут быть точными и неточными; однократными и многократными, простыми и сложными.
При рассмотрении функционирования консонантных звуковых повторов особое внимание привлекли повторы звукоподражательного характера. Выяснилось, что звукоподражание в лирике Ахматовой может создаваться ономатопами и их производными (иногда звуковой повтор вписан в ономатоп), специально фонетически организованными контекстами без ономатопа и контекстами, где ономатоп поддерживается звуковым повтором или одиночными звуками, встречающимися или не встречающимися в составе ономатопа.
В ходе исследования было установлено, что большую часть звукоподражаний составляют обозначения звуков природы - ~ 30% от всех зафиксированных звукоподражаний. Обозначений звуков, издаваемых животными, птицами, насекомыми, выявлено ~ 28%. Было зафиксировано одинаковое количество имитаций звуков, издаваемых человеком и звуков, издаваемых различными предметами - ~ по 21% в каждой группе.
Наличие звуковых повторов в лирике Ахматовой можно объяснить связями её поэзии с русской классической литературой, и прежде всего, с творчеством Пушкина.
В ходе анализа консонантных звуковых повторов было установлено следующее:
• звуковые повторы согласных так же, как и ударных гласных, фиксируются примерно в 1/3 всех проанализированных строк;
• в создании консонантных звуковых повторов принимают участие все согласные русского литературного языка, кроме <Ш’>;
• среди самых частотных согласных, принимающих участие в создании звукового повтора, 4 сонорных: <Л>, <Н>, <Р>, <М>;
• были зафиксированы практически все типы консонантных звуковых повторов, зафиксированные О. Бриком;
• самым частотным типом звукового повтора является анафорический;
• наиболее многочисленной и разнообразной, является группа повторов, классифицирующихся по месту расположения;
• в создании звукоподражаний участвует ~ 19% звуковых повторов от всех зафиксированных;
• большую часть звукоподражаний составили обозначения звуков природы - ~ 30% от всех зафиксированных звукоподражаний.
Таким образом, следует отметить, что благодаря проделанной работе мы можем глубже воспринимать поэзию А. Ахматовой. Наше исследование ещё раз подтвердило, что поэзия А. Ахматовой объединяет в себе традиции русской классической литературы, устного народного творчества, реализуя, при этом, и теоретические установки акмеизма. Мы убедились в том, что в её лирике присутствуют разнообразные звуковые повторы, что они в её текстах не случайны, а непременно связаны со смыслом и эмоциональной атмосферой того или иного стихотворения, участвуют в создании напевности, благозвучия стиха, то есть в формировании читательского восприятия. О. Брик, сравнивая восприятие человеком картины и стихотворения, писал о звуковой организации текста следующее: «<...> слушая стихотворную речь, мы замечаем рифмы и думаем, что ими исчерпывается благозвучие стиха. Однако анализ инструментовки стиха убеждает нас, что и здесь мы имеем единую, цельную композицию, для которой существенно важны не только отдельные центральные созвучия, но и вся совокупность звукового материала» [Брик 1919, 98].
Нами было проанализировано 200 лирических стихотворений, что составило 5280 строк, из которых выявлено 1506 строк с повторами гласных, т.е. ~ 29% и 1458 строк с повторами согласных, это ~ 28%. Как видим, количество консонантных повторов и повторов гласных звуков примерно одинаковое. Это обстоятельство можно объяснить связями поэзии А.А. Ахматовой с русской классической литературой, в особенности с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, для поэзии которого отмечается «гармоническое взаимодействие гласных и согласных звуков». Однако, для того чтобы сделать точные выводы по количеству и соотношению звуковых повторов в лирике А. Ахматовой, необходимо изучить всё творчество поэта.
В работе рассматривались повторы ударных гласных, было установлено общее число зафиксированных ударных гласных в наших материалах составляет 8862 гласных. При этом 27,5% составили аллофоны <А>; 27,3 % - аллофоны <О>; 19% - <Э>; 13% - <И>; 10% - <У> и всего 4% <Ы>. Строк с ассонансом (гармоническим максимумом) было выявлено всего 172, что составляет всего ~ 11,5% строк с повторами, при этом звук [Ы], по нашим данным, не участвует у Ахматовой в создании ассонанса. Нами было установлено, что несмотря на то, что самой частотной из ударных гласных оказалась <А>, самой частотной повторяющейся гласной оказалась <О>: зафиксировано 528 строк с повторяющейся <О>, а с повторяющейся
<А> - всего 450 строк, 296 строк имеет повтор <Э>, наименьшее количество повторов составили <И> - 120 строк, <У> - 98 и всего 18 строк <Ы>. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: <О> ~ 35% от общего числа строк с повторами; <А> ~ 30%, <Э> ~ 20%, <И> ~ 8%, <У> ~ 6,5%, <Ы> « 1%.
После выявления звуковых повторов они были охарактеризованы с точки зрения их состава и функционирования. Мы попытались на примерах конкретных текстов показать значимость повторяющихся звуков, для интерпретации смысла и эмоциональной атмосферы стихотворений в восприятии его читателем.
Так, тот факт, что самым частотным повторяющимся гласным оказался минорный <О>, мы связываем с общим минорным настроением лирической героини большинства произведений А. Ахматовой, которое было отмечено еще литературоведами.
Итак, в результате анализа ударного вокализма в лирике А. Ахматовой было установлено следующее:
• повторениями ударных гласных охвачена примерно 1/3 проанализированных текстов;
• в создании вокалических повторов принимают участие все ударные гласные русского литературного языка;
• в создании ассонанса принимают участие все гласные русского литературного языка, кроме [Ы];
• самой частотным повторяющимся гласным является <О>;
• звуковые повторы ударных гласных звуков могут выполнять композиционную функцию, ритмически и гармонически объединяя строфу;
• ударный вокализм способствуют благозвучию стиха;
• гармония гласных участвует в формировании эмоциональной атмосферы лирического произведения.
Для того чтобы показать разнообразие консонантных повторов в лирике А. Ахматовой, при описании их типов делалась опора на классификацию, предложенную О. Бриком.
В результате наших наблюдений, было установлено, что самым частотным типом звукового повтора является анафорический, однако присутствуют, хоть и в меньшей мере все типы повторов, выявленные О. Бриком: эпифора, стык, кольцо, скреп и концовка; повторы могут быть точными и неточными; однократными и многократными, простыми и сложными.
При рассмотрении функционирования консонантных звуковых повторов особое внимание привлекли повторы звукоподражательного характера. Выяснилось, что звукоподражание в лирике Ахматовой может создаваться ономатопами и их производными (иногда звуковой повтор вписан в ономатоп), специально фонетически организованными контекстами без ономатопа и контекстами, где ономатоп поддерживается звуковым повтором или одиночными звуками, встречающимися или не встречающимися в составе ономатопа.
В ходе исследования было установлено, что большую часть звукоподражаний составляют обозначения звуков природы - ~ 30% от всех зафиксированных звукоподражаний. Обозначений звуков, издаваемых животными, птицами, насекомыми, выявлено ~ 28%. Было зафиксировано одинаковое количество имитаций звуков, издаваемых человеком и звуков, издаваемых различными предметами - ~ по 21% в каждой группе.
Наличие звуковых повторов в лирике Ахматовой можно объяснить связями её поэзии с русской классической литературой, и прежде всего, с творчеством Пушкина.
В ходе анализа консонантных звуковых повторов было установлено следующее:
• звуковые повторы согласных так же, как и ударных гласных, фиксируются примерно в 1/3 всех проанализированных строк;
• в создании консонантных звуковых повторов принимают участие все согласные русского литературного языка, кроме <Ш’>;
• среди самых частотных согласных, принимающих участие в создании звукового повтора, 4 сонорных: <Л>, <Н>, <Р>, <М>;
• были зафиксированы практически все типы консонантных звуковых повторов, зафиксированные О. Бриком;
• самым частотным типом звукового повтора является анафорический;
• наиболее многочисленной и разнообразной, является группа повторов, классифицирующихся по месту расположения;
• в создании звукоподражаний участвует ~ 19% звуковых повторов от всех зафиксированных;
• большую часть звукоподражаний составили обозначения звуков природы - ~ 30% от всех зафиксированных звукоподражаний.
Таким образом, следует отметить, что благодаря проделанной работе мы можем глубже воспринимать поэзию А. Ахматовой. Наше исследование ещё раз подтвердило, что поэзия А. Ахматовой объединяет в себе традиции русской классической литературы, устного народного творчества, реализуя, при этом, и теоретические установки акмеизма. Мы убедились в том, что в её лирике присутствуют разнообразные звуковые повторы, что они в её текстах не случайны, а непременно связаны со смыслом и эмоциональной атмосферой того или иного стихотворения, участвуют в создании напевности, благозвучия стиха, то есть в формировании читательского восприятия. О. Брик, сравнивая восприятие человеком картины и стихотворения, писал о звуковой организации текста следующее: «<...> слушая стихотворную речь, мы замечаем рифмы и думаем, что ими исчерпывается благозвучие стиха. Однако анализ инструментовки стиха убеждает нас, что и здесь мы имеем единую, цельную композицию, для которой существенно важны не только отдельные центральные созвучия, но и вся совокупность звукового материала» [Брик 1919, 98].



