Введение 3
1 Обзор литературы 5
1.1. Применения дидактических игр в процессе обучения в условиях
современной школы 5
1.2. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации
познавательной деятельности учащихся 9
1.3 Классификация дидактических игр 11
1.4 Внимание и влияние на него дидактических игр 17
1.5 Память и влияние на неё дидактических игр 20
2 Материалы и методы исследования 23
2.1 Характеристика базы, этапов и методики проведения исследования 23
2.2 Разработанные дидактические игры 27
3 Полученные результаты и их обсуждение 31
3.1. Влияние дидактических игр на развитие познавательного интереса к изучению биологии 31
3.2 Влияние дидактических игр на концентрацию внимания 32
3.3 Влияние дидактических игр на продуктивность запоминания 33
3.4 Влияние дидактических игр на успеваемость учащихся 37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, стремительный рост экономики, становление рыночных отношений, предъявляют высокие требования к образованию и самообразованию человека. Современный уровень развития науки, техники требуют от учащихся глубоких знаний. Способность мыслить логически, использовать приобретенные умения, навыки и знания является непременным элементом школьного образования. Для наиболее эффективного развития процессов памяти и внимания необходимы особые условия. Педагогами непрерывно ведутся поиски наиболее результативных методов обучения, которые смогли бы активизировать мысли учащихся. Важная роль при этом отводится дидактическим играм, которые используются для развития познавательного интереса. А.Н. Леонтьев, А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин и другие педагоги и психологи рассмотрели сущность и значение дидактических игр, разработали виды дидактических игр и их структуру. Проблемой обучения школьников занимались Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн и другие. Особенности старших школьников отражены в трудах многих педагогов, в том числе Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других. Однако, в педагогической литературе методика применения дидактических игр на уроках биологии недостаточно разработана. Иногда даже возникает противоречие, между недостаточной разработанностью и систематизацией дидактических игр для развития внимания, памяти и запросами общества а так же последующих этапов образования. Учитывая необходимость развития познавательных процессов школьников, мы сформулировали данную тему исследования.
Объект исследования - дидактические игры на уроках биологии.
Предмет исследования - использование дидактических игр на уроках биологии в 9 классе.
Цель работы - разработать дидактические игры и использовать их на уроках биологии.
Задачи исследования:
1) изучить литературу и разработать дидактические игры для проведения уроков биологии в 9 классе;
2) определить степень влияния дидактических игр на развитие познавательного интереса у учащихся к изучению биологии;
3) исследовать степень влияния дидактических игр на концентрацию внимания школьников;
4) выявить степень влияния дидактических игр на продуктивность запоминания у учащихся 9 класса;
1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения / М.М Анцибор. - Тула, 2002. - С. 5-8
2. Беловолов, В.А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных методов в учебный процесс / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов. - Новосибирск, 1997. - 23 с.
3. Бельчиков, М.М. Деловые игры / М.М. Бельчиков, М.М. Бириштейн. - Рига, 2003. - 34 с.
4. Беспалько, В.П. Программированное обучение. / В.П. Беспалько.- М., 2003. - 27 с.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. В.П. Беспалько.- М., 2001. - 46 с.
6. Богомолова, Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод обучения / Н.Н. Богомолова / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 2000. - 44 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика. / Н.В. Бордовская. - М., 2000. - 137 с.
8. Брушменский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. /А.В. Брушменский. - М., 2003. - 54 с.
9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в школе / А.А. Вербицкий. - Велби, 2001. - С. 44-48
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / А.А. Выготский. - М., 2000. - С. 102-103
11. Генике, Е.А. Активные методы обучения: новый подход. / Е.А. Генике. - М., 2013. - С. 12-15
12. Глебова, Л.И. Применение активных методов обучения в практике преподавателей / Л.И. Глебова // Режим доступа: http: // www.informio.ru
13. Гузеев, В.В. Образовательная технология. / В.В Гузеева. - М., 2003.
- 141 с.
14. Гузик, Н.П. Учить учиться. / Н.П. Гузик. - М., 2005. - С. 137-139
15. Добрынин, Н.Ф. Внимание и память. / Н.Ф.Добрынин. - М., 1958. - С. 1-31
16. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - М.,
2002. - № 2. - С. 42-45
17. Емельянов, Ю. Н. Активное социально -психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. - ЛГУ, 2005. - 39 с.
18. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В Занков. - М., 1990. - С. 130-143
19. Земцова, С.Г Нестандартные уроки / С.Г. Земцова // Режим доступа: http: // festival.1september.ru/articles/624961/
20. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н Кавтарадзе // Учебное пособие для учителя. - М., 1998. С. 32
21. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В Кларин. - М., 2003. - С. 100-111
22. Ковалев, Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. - М., 2010. - 32 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения / Г.М Коджаспирова. - М., 2003. - 92 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. - М., 2004. - С. 140-142
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М., 2008. - 27 с.
26. Корнеева, Е.Н. Использование активных методов в учебном процессе / Е. Н. Корнеева. - Ярославль, 2012. - С. 39-60
27. Коростелева, Н.М. Активные методы обучения / Н.М. Коростелева // Режим доступа: http: // festival.1september.ru/articles/624961/
28. Корсунская, В.М. Уроки общей биологии: Пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин. - Просвещение, 2000. - С. 116-119.
29. Кукушин, В.С. Педагогические технологии. / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д., 2002. - С. 77-79.
30. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лирнер. - М., 2004. - С. 202-207
31. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. / В.М. Лизинский. - М., 2004. - С. 199-203
32. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /
А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л.М. Фридман. - Педагогика, 2009. - С. 122-130
33. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - Просвещение, 2010. - С. 39-44.
34. Никитин, Э.М. Эффективность применения панельной дискуссии на уроках в образовательной школе / Э. М. Никитин // Учимся учить: из номера в номер. - Методист, 2002. - № 3. - С. 22-25
35. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - Компания Спутник, 2006. - 77 с.
36. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, В. А. Гулева. - Кемерово, 2010. - 124 с.
37. Панфилова, А.П. Технологии генерирования идей: мозговой штурм / А. П. Панфилова // Педагогика. - М., - 2002. - № 1. - С. 27-35
38. Петунин, О.В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи: практико-ориентированные аспекты / О.В. Петунин. - КРИПКиПРО, 2010. - 124 c.
39. Петунин, О.В. Дискуссия как метод обучения в профильных классах / О. В. Петунин // Народное образование. - 2006. - № 7. - 120 c.
40. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. / И.П. Подласный. - М., 2004. - С. 88-95
41. Поляков, С. М. Школа: поиск и пути. / С.М. Поляков. - М., 2003. - 246 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубинштейн. - Спб., 2005. С. 431-434
43. Смирнов, С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. / С.А. Смирнов. - М., 2006. - 222 с.
44. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: Метод. пособие для преподавателей / А.М. Смолкин. - Артемида, - 1991. С. 4-17.
45. Фридман, Л. М. Психологическая наука-учитель. / Л.М. Фридман. - М., 2007. - 300 с.
46. Харламов, И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов. - М., 2003. - С. 118¬119
47. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шматова. - М., 1999. - С. 77-86
48. Шлаков, С. А. Игры учащихся./ С.А. Шлаков. - М., 2004. - 31 с.
49. Щукеева, Г.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г.А Щукеева // Педагогика. - М., 2013. - № 5 - С. 43-49
50. Яковлев, И.М. Методика и техника урока. / И.М. Яковлев. - М.,
2003. - С. 91-100
51. Якиманская И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская. - М., Педагогика, 2008. -144 с.
52. Stolberg N. Modern teaching technologies: the use of active methods of education in modern school / N. Stolberg. - Uchpedgiz, 2010. - S. 71-72
53. Toepfer Th. Effective use of role plays in training / Th. Toepfer. Uchpedgiz, - 2013. - S. 13-17