Введение 3
1 Обзор литературы 5
1.1. Применения дидактических игр в процессе обучения в условиях
современной школы 5
1.2. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации
познавательной деятельности учащихся 9
1.3 Классификация дидактических игр 11
1.4 Внимание и влияние на него дидактических игр 17
1.5 Память и влияние на неё дидактических игр 20
2 Материалы и методы исследования 23
2.1 Характеристика базы, этапов и методики проведения исследования 23
2.2 Разработанные дидактические игры 27
3 Полученные результаты и их обсуждение 31
3.1. Влияние дидактических игр на развитие познавательного интереса к изучению биологии 31
3.2 Влияние дидактических игр на концентрацию внимания 32
3.3 Влияние дидактических игр на продуктивность запоминания 33
3.4 Влияние дидактических игр на успеваемость учащихся 37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, стремительный рост экономики, становление рыночных отношений, предъявляют высокие требования к образованию и самообразованию человека. Современный уровень развития науки, техники требуют от учащихся глубоких знаний. Способность мыслить логически, использовать приобретенные умения, навыки и знания является непременным элементом школьного образования. Для наиболее эффективного развития процессов памяти и внимания необходимы особые условия. Педагогами непрерывно ведутся поиски наиболее результативных методов обучения, которые смогли бы активизировать мысли учащихся. Важная роль при этом отводится дидактическим играм, которые используются для развития познавательного интереса. А.Н. Леонтьев, А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин и другие педагоги и психологи рассмотрели сущность и значение дидактических игр, разработали виды дидактических игр и их структуру. Проблемой обучения школьников занимались Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн и другие. Особенности старших школьников отражены в трудах многих педагогов, в том числе Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других. Однако, в педагогической литературе методика применения дидактических игр на уроках биологии недостаточно разработана. Иногда даже возникает противоречие, между недостаточной разработанностью и систематизацией дидактических игр для развития внимания, памяти и запросами общества а так же последующих этапов образования. Учитывая необходимость развития познавательных процессов школьников, мы сформулировали данную тему исследования.
Объект исследования - дидактические игры на уроках биологии.
Предмет исследования - использование дидактических игр на уроках биологии в 9 классе.
Цель работы - разработать дидактические игры и использовать их на уроках биологии.
Задачи исследования:
1) изучить литературу и разработать дидактические игры для проведения уроков биологии в 9 классе;
2) определить степень влияния дидактических игр на развитие познавательного интереса у учащихся к изучению биологии;
3) исследовать степень влияния дидактических игр на концентрацию внимания школьников;
4) выявить степень влияния дидактических игр на продуктивность запоминания у учащихся 9 класса;