Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №64834

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе 6
1.2. Субъективное отношение к природе у детей старшего
дошкольного возраста: сущность, структура, критерии, уровни
сформированности 14
1.3. Педагогические условия формирования субъективного
отношения к природе 23
Вывод к Главе 1 30
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Уровень сформированности субъективного отношения к
природе у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Методические рекомендации по формированию субъективного
отношения к природе у старших дошкольников 44
Вывод к Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 62
Приложение 67


Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии и педагогике.
Отношение к природе, в свою очередь, является немаловажным видом отношений и подсистемой экологической культуры. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.
Анализ работ современных исследователей показал, что Т.С. Волошина, Л.М. Гафарова, М.М. Иванова, Е.Н. Лазаренко, Е.Е.
Морозова, Ю.А. Позигун, Л.Б. Симонова занимались изучением проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного и школьного возраста к природе.
Вопросами формирования эстетического отношения детей к природе занимались А.И. Самарцев, В.Д. Сыч, экологического отношения Л.А.
Мазитова. Н.А. Хорошилова, в свою очередь, занималась исследованием условий формирования заботливого отношения к природе.
На сегодняшний день выделяют также особое специфическое отношение к природе, а именно субъективное. Данный вид отношения к природе исследовался такими учеными как С.Д. Дерябо, Е.В. Цокало, В.А. Ясвиным.
Однако вопросы формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе требуют дальнейшей разработки.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является: процесс формирования
субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
субъективного отношения старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обеспечения субъектной позиции ребёнка;
- учета доминирующего компонента субъективного отношения к природе;
- использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к изучению проблемы формирования отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе.
2. Уточнить сущность, структуру субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, критерии и уровни его сформированности.
3. Обосновать педагогические условия формирования
субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе.
5. Разработать методические рекомендации по формированию субъективного отношения к природе у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий этап педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ.
База исследования: МБДОУ д/с №11, старшая группа.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Работа апробировалась: 12-я международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования нами была изучена проблема формирования субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе. Анализ литературы позволил сделать следующие вывод, что исследования ученых посвящены изучению разных аспектов отношения ребенка к природе. Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного и школьного возраста к природе занимались Т.С. Волошина, Л.М. Гафарова, М.М. Иванова, Е.Н. Лазаренко, Е.Е. Морозова, Ю.А. Позигун, Л.Б. Симонова. Вопросами формирования эстетического отношения детей к природе занимались А.И. Самарцев, В.Д. Сыч, экологического отношения Л.А. Асгатова, заботливого Н.А. Хорошилова. Что касается исследования проблемы формирования субъективного отношения личности к природе, она была раскрыта в трудах С.Д. Дерябо, Е.В. Цокало, В.А. Ясвина.
В результате изучения работ С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, был получен материал, анализ которого позволил нам определить сущность субъективного отношения к природе. Субъективное отношение к природе - это окрашенное личностью отражение взаимосвязи явлений и объектов природы с собственными потребностями, обусловливающими поведение.
Опираясь на труды психологов и педагогов, в той или иной мере исследовавших проблему формирования субъективного отношения к природе, а также на собственные теоретические поиски, мы смогли выделили следующие структурные компоненты субъективного отношения к природе: перцептивно - аффективный (эстетическое освоения объектов природы), когнитивный («информационная сенситивность»), практико - поступочный (готовности и стремления к практическому взаимодействию объектами природы и уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе).
Весьма полезными для нас оказались результаты исследований С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, анализ которых позволил нам выявить и описать уровни сформированности субъективного отношения к природе:
- для дошкольников с высоким уровнем характерна экоцентрическая направленность, непрагматическое взаимодействие с миром природы, а также его субъектное восприятие, у детей сформированы представления о природе, проявляющиеся через эмоциональное отношение к ней, выраженная способность к систематизации и обобщению, стремление к получению и переработке информации о мире природы, стремление к разносторонней практической деятельности с объектами природы, увлечения, связанные с природой, нравственный мотив поступочных действий.
- средний уровень субъективного отношения к природе говорит о
смешанном типе экологического сознания: антропоцентрический и
экоцентрический, в зависимости от ситуации и настроения ребенка, дошкольник эмоционально восприимчив и отзывчив только к ярким элементам природных объектов, познавательная активность нестабильна, организованная деятельность однообразна.
- при низком уровне субъективного отношения к природе дети проявляют антропоцентрический тип экологического сознания, объектное восприятие, а также прагматический характер взаимодействия с миром природы, сформированные представления имеют малый объем и однообразны, готовность только частично перерабатывать полученную информацию о мире природы, стремление добывать знания самостоятельно отсутствует, как и эмпатия и индетификация с природными объектами, эгоцентризм и рационализм, нет увлечений связанных с природой.
Анализ основных подходов к изучению проблемы формирования субъективного отношения к природе у детей старшего возраста позволил нам обосновать следующие педагогические условия формирования субъективного отношения к природе у старших дошкольников: обеспечение субъектной позиции ребенка, учёт доминирующего компонента субъективного отношения, использование нетрадиционных методов и форм экологического образования детей.
Кроме того, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Нами использовались диагностические методики направленные на определение уровня сформированности каждого из компонентов: : "Секретный разговор" И.В. Цветкова, цель: исследовать эмоционально - чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами; «Забота о природе» В. В. Смирнова, цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения; Тест «Мировосприятие дошкольников. Субтест 1» Л.М. Макарова, цель: диагностика когнитивного аспекта экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были получены следующие данные:
- 14 % высокий уровень сформированности субъективного отношения к природе у (3 старших дошкольников);
- 78% средний уровень субъективного отношения к природе (16 детей);
- 8% низкий уровень субъективного отношения к природе (2 человека).
Нами был проведен качественный анализ, а впоследствии разработаны методические рекомендации с учетом выделенных педагогических условий и реальным уровнем сформированности субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста:
1. обеспечение субъектной позиции ребёнка;
2. учет доминирующего компонента субъективного отношения;
3. использование нетрадиционных методов и форм экологического образования детей (природоохранные акции, экологические квесты, экологические проекты, экологическая ассоциация; экологическая лабилизация; художественная репрезентация природных объектов; экологическая эмпатия; экологическая идентификация; экологическая рефлексия; экологическая забота).
В заключении следует отметить, что все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута


1. Басов М.Я. Общие основы педологии/ М.Я. Басов — М.:
Алетейя, 2007. — 776 с.
2. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах / В.Г. Белинский - М.: Книговек, 2011. - 2112с.
3. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. Избранные труды / В.М. Бехтерев.-М.: Юрайт, 2018. - 384с.
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу.- Минск: Народная асвета, 2009. 128 с.
5. Водовозова Е.И. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.И. Водовозова - М.: Юрайт, 2017. - 400 с.
6. Волошина Т.С. Психологические аспекты развития ценностного отношения школьников к объектам природы: На примере профильных экологических и психологических классов : дисс.к. псих. н.: - Самара, 2002. - 182 с.
7. Воспитывать личность, обладающую «эгоцентрическим сознанием»// Дошкольное воспитание. - Москва: 2006. - №7. - С.75 - 79
8. Гаврилова А.М. Особенности мышления старших дошкольников при классификации природоведческого материала / А.М. Гаврилова // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. — Душанбе, 2008. — 234 с.
9. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста /О.М. Газина, В.Г. Фокина. учебно-методическое пособие - М.: Прометей, 2013. - 41 с.
10. Гафарова Л.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора : дисс.к. п. н.: - Екатеринбург, 2007. - 155 с.
11. Герцен А.И. Былое и думы: Избранные места / А.И. Герцен -
СПБ.: ИГ Лениздат, 2013. - 320 с.
12. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология/С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 357 с.
13. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания/С.Д. Дерябо - М.: Наука, 2009. - 228 с.
14. Добролюбов Н.А. Сочинения / Н.А. Добролюбов - М.: Нобель Пресс, 2002. - 564 с.
15. Зебзеева В.А. Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности. В.А. Зебзеева ; Москва. - Сфера, 2009. — 305 с.
16. Зебзеева, В.А. Детская субкультура - источник экологического развития личности ребенка. / В.А.Зебзеева // Начальная школа плюс До и После. - Москва: 2008. - № 7. - С. 12 - 14
17. Зебзеева, В.А. Экологическая депривация и пути её устранения /
B. А.Зебзеева // Начальная школа плюс До и После. - Москва. - 2007. - №6. -
C. 6-10
18. Зебзеева, В.А.. Экологическая субкультура детства / В.А.Зебзеева // Начальная школа. - Москва: - 2008. - №6. -С.49-53
19. Иванова М.М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников: дисс. к. п. н.: - Череповец, 2003. - 229 с.
20. Коменский Я.А. - Переиздание. М.: Издательский Дом Ш. Амонашили, 2002. - 224 с.
21. Лазаренко Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения: дисс.к. п. н.: - Волгоград, 2009. - 199 с.
22. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная/ А.Ф. Лазурский. - М.: Юрайт, серия Антология мысли, 2016. - 245 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. - 130 с.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РФ, 2003.- 496 с.
25. Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе / Мазитова Л.А., Гайсин И.Т.; Казанский (Приволжский) федеральный ун - т. - Казань : Отечество, 2014. - 142 с.
26. Моисеева. Л.В., Зебзеева В.А., Михеева Е.В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития: монография / В.А. Зебзеева ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун - т». — Екатеринбург, 2009. —306 с.
27. Монтессори М. Образования человека / М. Монтессори - Ревда: Народная книга, 2017. - 160 с.
28. Морозова Е.Е. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности: монография / Е.Е. Морозова, О.А. Федорова; Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов : Изд - во Саратовского ун - та, 2015. - 252 с.
29. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира // Психология личности. Тексты. - М., 2004. - 266 с.
30. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические психологические труды / под ред. А.А Бодалева - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 321с.
31. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С.Н. М., 2002.
32. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
33. Песталоцци И.Г. Книга для матерей / И.Г. Песталоцци - М.: Карапуз, серия Педагогика детства, 2009. - 256 с.
34. Писарев Д.И. Полное собрание сочинений и писем. В 12-ти томах. Том 9. / под. ред. Елизаветиной Г.Г. - М.: Наука, 2005. - 552 с.
35. Позигун Ю.А. Методическая система формирования ценностного отношения школьников к природе в условиях учреждения дополнительного образования / Ю.А. Позигун. - М.: компания Спутник, 2007. - 116 с.
36. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
37. Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших до школьников: дисс. канд. пед. наук: ЛПГУ им. А.И. Герцена. — Ленин - град, 2010. — 197 с.
38. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа - Пресс, 2013.-384 с.
39. Руссо Ж.Ж. Трактаты / Ж.Ж.Руссо - М.: Наука, 2001.- 704 с.
40. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. / Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2005.
41. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. / Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2000.
42. Самарцев А.И. Воспитание у детей эстетического отношения к природе / А.И. Самарцев, к. пед. н. - Минск: "Знание" БССР, 2006. - 18 с.
43. Симонова Л. Б. Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников на основе календарно-обрядовых праздников : дисс.к.п. н.: - Волгоград, 2006. - 230 с.
44. Симонович А.С. Детский сад. Прошлое в настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала/А.С. Симонович - М.: Сфера, 2014. - №6
45. Сыч В.Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения: дисс. к. п. н.: - Москва, 2014. - 188 с.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ под. ред. Ф.А. Сохиной -
М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
47. Ушинский К.Д Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский- М.:ФАИР ПРЕСС, 2004. - 576 с.
48. Фабри К.Э., Николаева С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром животных //Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. М.: Педагогика, 2007.
49. Фребель Ф. Будем жить для своих детей (сборник) / Ф. Фебель - М.: Карапуз, 2000
50. Хорошилова Н.А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 681-685. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54259.htm
51. Цокало Е.В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации: дисс. к. п. н.: - Москва, 2008. - 167 с.
52. Чернышевский Н.Г. Издательство: Лань. Чернышевский, Н.Г. Характер человеческого знания — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 10 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/6554.
53. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
54. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин - М.: Смысл, 2015.-456с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ