ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе 6
1.2. Субъективное отношение к природе у детей старшего
дошкольного возраста: сущность, структура, критерии, уровни
сформированности 14
1.3. Педагогические условия формирования субъективного
отношения к природе 23
Вывод к Главе 1 30
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Уровень сформированности субъективного отношения к
природе у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Методические рекомендации по формированию субъективного
отношения к природе у старших дошкольников 44
Вывод к Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 62
Приложение 67
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе 6
1.2. Субъективное отношение к природе у детей старшего
дошкольного возраста: сущность, структура, критерии, уровни
сформированности 14
1.3. Педагогические условия формирования субъективного
отношения к природе 23
Вывод к Главе 1 30
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Уровень сформированности субъективного отношения к
природе у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Методические рекомендации по формированию субъективного
отношения к природе у старших дошкольников 44
Вывод к Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 62
Приложение 67
Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии и педагогике.
Отношение к природе, в свою очередь, является немаловажным видом отношений и подсистемой экологической культуры. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.
Анализ работ современных исследователей показал, что Т.С. Волошина, Л.М. Гафарова, М.М. Иванова, Е.Н. Лазаренко, Е.Е.
Морозова, Ю.А. Позигун, Л.Б. Симонова занимались изучением проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного и школьного возраста к природе.
Вопросами формирования эстетического отношения детей к природе занимались А.И. Самарцев, В.Д. Сыч, экологического отношения Л.А.
Мазитова. Н.А. Хорошилова, в свою очередь, занималась исследованием условий формирования заботливого отношения к природе.
На сегодняшний день выделяют также особое специфическое отношение к природе, а именно субъективное. Данный вид отношения к природе исследовался такими учеными как С.Д. Дерябо, Е.В. Цокало, В.А. Ясвиным.
Однако вопросы формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе требуют дальнейшей разработки.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является: процесс формирования
субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
субъективного отношения старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обеспечения субъектной позиции ребёнка;
- учета доминирующего компонента субъективного отношения к природе;
- использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к изучению проблемы формирования отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе.
2. Уточнить сущность, структуру субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, критерии и уровни его сформированности.
3. Обосновать педагогические условия формирования
субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе.
5. Разработать методические рекомендации по формированию субъективного отношения к природе у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий этап педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ.
База исследования: МБДОУ д/с №11, старшая группа.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Работа апробировалась: 12-я международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт»
Отношение к природе, в свою очередь, является немаловажным видом отношений и подсистемой экологической культуры. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.
Анализ работ современных исследователей показал, что Т.С. Волошина, Л.М. Гафарова, М.М. Иванова, Е.Н. Лазаренко, Е.Е.
Морозова, Ю.А. Позигун, Л.Б. Симонова занимались изучением проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного и школьного возраста к природе.
Вопросами формирования эстетического отношения детей к природе занимались А.И. Самарцев, В.Д. Сыч, экологического отношения Л.А.
Мазитова. Н.А. Хорошилова, в свою очередь, занималась исследованием условий формирования заботливого отношения к природе.
На сегодняшний день выделяют также особое специфическое отношение к природе, а именно субъективное. Данный вид отношения к природе исследовался такими учеными как С.Д. Дерябо, Е.В. Цокало, В.А. Ясвиным.
Однако вопросы формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе требуют дальнейшей разработки.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является: процесс формирования
субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
субъективного отношения старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обеспечения субъектной позиции ребёнка;
- учета доминирующего компонента субъективного отношения к природе;
- использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к изучению проблемы формирования отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе.
2. Уточнить сущность, структуру субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, критерии и уровни его сформированности.
3. Обосновать педагогические условия формирования
субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности субъективного отношения старших дошкольников к природе.
5. Разработать методические рекомендации по формированию субъективного отношения к природе у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий этап педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ.
База исследования: МБДОУ д/с №11, старшая группа.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Работа апробировалась: 12-я международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт»
В ходе исследования нами была изучена проблема формирования субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе. Анализ литературы позволил сделать следующие вывод, что исследования ученых посвящены изучению разных аспектов отношения ребенка к природе. Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного и школьного возраста к природе занимались Т.С. Волошина, Л.М. Гафарова, М.М. Иванова, Е.Н. Лазаренко, Е.Е. Морозова, Ю.А. Позигун, Л.Б. Симонова. Вопросами формирования эстетического отношения детей к природе занимались А.И. Самарцев, В.Д. Сыч, экологического отношения Л.А. Асгатова, заботливого Н.А. Хорошилова. Что касается исследования проблемы формирования субъективного отношения личности к природе, она была раскрыта в трудах С.Д. Дерябо, Е.В. Цокало, В.А. Ясвина.
В результате изучения работ С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, был получен материал, анализ которого позволил нам определить сущность субъективного отношения к природе. Субъективное отношение к природе - это окрашенное личностью отражение взаимосвязи явлений и объектов природы с собственными потребностями, обусловливающими поведение.
Опираясь на труды психологов и педагогов, в той или иной мере исследовавших проблему формирования субъективного отношения к природе, а также на собственные теоретические поиски, мы смогли выделили следующие структурные компоненты субъективного отношения к природе: перцептивно - аффективный (эстетическое освоения объектов природы), когнитивный («информационная сенситивность»), практико - поступочный (готовности и стремления к практическому взаимодействию объектами природы и уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе).
Весьма полезными для нас оказались результаты исследований С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, анализ которых позволил нам выявить и описать уровни сформированности субъективного отношения к природе:
- для дошкольников с высоким уровнем характерна экоцентрическая направленность, непрагматическое взаимодействие с миром природы, а также его субъектное восприятие, у детей сформированы представления о природе, проявляющиеся через эмоциональное отношение к ней, выраженная способность к систематизации и обобщению, стремление к получению и переработке информации о мире природы, стремление к разносторонней практической деятельности с объектами природы, увлечения, связанные с природой, нравственный мотив поступочных действий.
- средний уровень субъективного отношения к природе говорит о
смешанном типе экологического сознания: антропоцентрический и
экоцентрический, в зависимости от ситуации и настроения ребенка, дошкольник эмоционально восприимчив и отзывчив только к ярким элементам природных объектов, познавательная активность нестабильна, организованная деятельность однообразна.
- при низком уровне субъективного отношения к природе дети проявляют антропоцентрический тип экологического сознания, объектное восприятие, а также прагматический характер взаимодействия с миром природы, сформированные представления имеют малый объем и однообразны, готовность только частично перерабатывать полученную информацию о мире природы, стремление добывать знания самостоятельно отсутствует, как и эмпатия и индетификация с природными объектами, эгоцентризм и рационализм, нет увлечений связанных с природой.
Анализ основных подходов к изучению проблемы формирования субъективного отношения к природе у детей старшего возраста позволил нам обосновать следующие педагогические условия формирования субъективного отношения к природе у старших дошкольников: обеспечение субъектной позиции ребенка, учёт доминирующего компонента субъективного отношения, использование нетрадиционных методов и форм экологического образования детей.
Кроме того, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Нами использовались диагностические методики направленные на определение уровня сформированности каждого из компонентов: : "Секретный разговор" И.В. Цветкова, цель: исследовать эмоционально - чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами; «Забота о природе» В. В. Смирнова, цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения; Тест «Мировосприятие дошкольников. Субтест 1» Л.М. Макарова, цель: диагностика когнитивного аспекта экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были получены следующие данные:
- 14 % высокий уровень сформированности субъективного отношения к природе у (3 старших дошкольников);
- 78% средний уровень субъективного отношения к природе (16 детей);
- 8% низкий уровень субъективного отношения к природе (2 человека).
Нами был проведен качественный анализ, а впоследствии разработаны методические рекомендации с учетом выделенных педагогических условий и реальным уровнем сформированности субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста:
1. обеспечение субъектной позиции ребёнка;
2. учет доминирующего компонента субъективного отношения;
3. использование нетрадиционных методов и форм экологического образования детей (природоохранные акции, экологические квесты, экологические проекты, экологическая ассоциация; экологическая лабилизация; художественная репрезентация природных объектов; экологическая эмпатия; экологическая идентификация; экологическая рефлексия; экологическая забота).
В заключении следует отметить, что все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута
В результате изучения работ С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, был получен материал, анализ которого позволил нам определить сущность субъективного отношения к природе. Субъективное отношение к природе - это окрашенное личностью отражение взаимосвязи явлений и объектов природы с собственными потребностями, обусловливающими поведение.
Опираясь на труды психологов и педагогов, в той или иной мере исследовавших проблему формирования субъективного отношения к природе, а также на собственные теоретические поиски, мы смогли выделили следующие структурные компоненты субъективного отношения к природе: перцептивно - аффективный (эстетическое освоения объектов природы), когнитивный («информационная сенситивность»), практико - поступочный (готовности и стремления к практическому взаимодействию объектами природы и уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе).
Весьма полезными для нас оказались результаты исследований С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, анализ которых позволил нам выявить и описать уровни сформированности субъективного отношения к природе:
- для дошкольников с высоким уровнем характерна экоцентрическая направленность, непрагматическое взаимодействие с миром природы, а также его субъектное восприятие, у детей сформированы представления о природе, проявляющиеся через эмоциональное отношение к ней, выраженная способность к систематизации и обобщению, стремление к получению и переработке информации о мире природы, стремление к разносторонней практической деятельности с объектами природы, увлечения, связанные с природой, нравственный мотив поступочных действий.
- средний уровень субъективного отношения к природе говорит о
смешанном типе экологического сознания: антропоцентрический и
экоцентрический, в зависимости от ситуации и настроения ребенка, дошкольник эмоционально восприимчив и отзывчив только к ярким элементам природных объектов, познавательная активность нестабильна, организованная деятельность однообразна.
- при низком уровне субъективного отношения к природе дети проявляют антропоцентрический тип экологического сознания, объектное восприятие, а также прагматический характер взаимодействия с миром природы, сформированные представления имеют малый объем и однообразны, готовность только частично перерабатывать полученную информацию о мире природы, стремление добывать знания самостоятельно отсутствует, как и эмпатия и индетификация с природными объектами, эгоцентризм и рационализм, нет увлечений связанных с природой.
Анализ основных подходов к изучению проблемы формирования субъективного отношения к природе у детей старшего возраста позволил нам обосновать следующие педагогические условия формирования субъективного отношения к природе у старших дошкольников: обеспечение субъектной позиции ребенка, учёт доминирующего компонента субъективного отношения, использование нетрадиционных методов и форм экологического образования детей.
Кроме того, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Нами использовались диагностические методики направленные на определение уровня сформированности каждого из компонентов: : "Секретный разговор" И.В. Цветкова, цель: исследовать эмоционально - чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами; «Забота о природе» В. В. Смирнова, цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения; Тест «Мировосприятие дошкольников. Субтест 1» Л.М. Макарова, цель: диагностика когнитивного аспекта экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были получены следующие данные:
- 14 % высокий уровень сформированности субъективного отношения к природе у (3 старших дошкольников);
- 78% средний уровень субъективного отношения к природе (16 детей);
- 8% низкий уровень субъективного отношения к природе (2 человека).
Нами был проведен качественный анализ, а впоследствии разработаны методические рекомендации с учетом выделенных педагогических условий и реальным уровнем сформированности субъективного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста:
1. обеспечение субъектной позиции ребёнка;
2. учет доминирующего компонента субъективного отношения;
3. использование нетрадиционных методов и форм экологического образования детей (природоохранные акции, экологические квесты, экологические проекты, экологическая ассоциация; экологическая лабилизация; художественная репрезентация природных объектов; экологическая эмпатия; экологическая идентификация; экологическая рефлексия; экологическая забота).
В заключении следует отметить, что все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута
Подобные работы
- Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Субъективное отношение ребенка дошкольного возраста к природе как основа его эксцентрического мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Детская литература как средство развития интереса к природе
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Формирование представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста (на примере млекопитающих)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ ФГОС ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



