Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ПАРАДИГМА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №64817

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫАКТОРНО-СЕТЕВОЙ ТЕОРИИ 8
1.1 Акторно-сетевая теория: содержание понятия 8
1.2. Развитие акторно-сетевой теории Бруно Латуром 16
1.3 Акторно-сетевая концепция Джона Ло 26
ГЛАВА 2 РОЛЬ АКТОРНО-СЕТЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ В
ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ 30
2.1 Акторно-сетевая концепция в исследовании науки и
технологии 30
2.2 Создавая гибридные коллективы. 37
2.3 АСТ: открытая строительная площадка. 42
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКТОРНО¬
СЕТЕВОЙ ТЕОРИИ 44
3.1. Сетевая парадигма и стратегия национального развития
в современном миропорядке на примере Армении 44
3.2 Возможности и перспективы дальнейшего развития
акторно-сетевой теории. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67


Актуальность исследования. На сегодняшний день перед философией и методологией социально-гуманитарного познания стоят задачи определения новых представлений для описания форм, которые накапливает социальная теория во взаимодействии с различными видами социальных практик. Онтология общества прекращает быть внешней проблемой для социально-гуманитарного познания. Теоретико-методологического
осмысления ждут проблемы о меняющейся роли и смысле познания социальности, все более проявляющей свою динамичность и неопределенность, о дисциплинарной матрице современного
обществознания, обуславливающей действительное разделение и
проблемную междисциплинарность и даже объединение социальных наук, о возможности преодоления препятствие между гносеологией, онтологией и социально-гуманитарным познанием. В своем сочетании это - вопросы онтологической перенаправленности научно-познавательной деятельности в описании, объяснении и проектировании социальных процессов.
Вопрос о способах описания и объяснения общества - вот главная проблематика, которая звучит в основе обсуждения социальных теорий, их значимости и адекватности. Несомненно, что в пределах социальной теории содержатся множество способов описания общества: одни выбирают описание с высоты птичьего полета, другие - узкое и ограниченное; одни указывают на конфликтность, другие - согласованность и сотрудничество; одни основываются на изучении субъективного мира акторов, другие настаивают на подготовке и обработке количественных данных для резюмирования и последующего объединения в теорию. Несмотря на то, что дает нам разнообразные «общества», результат разумеется эпистемологически, т.е. с точки зрения того, каким образом мы приобретаем знание об объекте изучения.
Одной из самых интересных явлений в социальной науке нашего времени является Акторно-сетевая теория. В этой теории одним из основных элементов становиться актор - то, что побуждается к действию множеством других и поэтому действует.
Критика традиционной и современной социальной теории в акторно-сетевой теории обусловлена не тем, как лучше или соттветвенно исследовать общество, а с оценкой ее онтологических допущений. Любая социальная теория, конечно же, стартует с объяснения собственного предмета.
Эпистемологические вопросы и споры, относящиеся к легитимности форм знания, имеют значение, если они соотносятся с предметом исследования, с онтологиеи. Первым методологическим условием АСТ выступает, таким образом, уход от гносеологизма, пересмотр онтологических основ социальной теории. Поэтому Г. Харман в общий контекст «онтологического поворота» в современной философии включает АСТ, а Б. Латура называет родоначальником «объектно-ориентированной философии» [6, р. 151].
При всем этом такое условие недостаточно для характеристики методологии АСТ. Для развития методологии АСТ стоит выделить два общих направления социального рассмотрения в рамках «онтологического поворота»: трансценденталистскую и имманентистскую. Первая стратегия указывает, что акторы включаются в собственно социальный контекст. Эта стратегия придает социологии «фиксированную систему координат», что обсепечивает акторам идентичность и отличительные свойства. Последние применяются социологами без последующего самоанализа, особенно в условиях довольно определенных и неизменных. Имманентистское направление характеризует следование за акторами, за тем, что они делают, сообщают или изображают. АСТ - это социология с «неустойчивой системой координат», исходное ее начало - «середина вещей» и минимальное количество предубеждений:
«В большинстве обычных случаев, дорелятивистская парадигма вполне приемлема, и любая фиксированная система координат способна регистрировать действие без значительных деформаций. Но как только процесс ускоряется, нововведения разрастаются, а сущности множатся, абсолютистская система взглядов оказывается безнадежно провальной. Именно тогда и следует разрабатывать релятивистский подход, чтобы быть способным перемещаться между системами координат и устанавливать определенную соизмеримость между следами, оставленными системами, движущимися с очень разной скоростью и ускорением» [5].
Имманентистско-онтологическая переориентация обуславливает пересмотр понятий, традиционно объясняющих общество как внутренне независящую субстанцию с учетом их онтологических условий, т.е. исторического процесса объекта исследования.
Степень разработанности проблемы. Акторно-сетевая парадигма и в наши дни имеет большое место в исследованиях отечественных, зарубежных авторов.
Теория разделилась на две ветви:
• Парижская ветвь: работы Бруно Латура, Мишеля Каллона и их последователей,
• Ланкастерская ветвь представлена прежде всего работами Ло, а также работами Эннмари Мол (Mol), МадленАкрич (Akrich), Нильса Альбертсена (Albertsen), Виктории Синглтон (Singleton).
Так же можно выделить:
• австрийскую ветвь: Карин Кнорр-Цетина
• отечественную (русской, советской) ветвью: Вахштайн В.
Степень разработанности и актуальность проблемы определили объект, предмет и цель исследования, которые указаны.
Объектом исследования: является человек как актор.
Предметом исследования: является развитие проблемы
«социального» и «материального» в социологической теории.
Цель и задачи исследования: является философско-социальное и философско-антропологическое восстановление и интерпретация ментально¬антропологических значений «сборок» в природе, понятие, что именно «собирается» под сенью общества, и мысль или полежние, что это единственное средство сохранить верность прежним обязательствам социологии, этой «науки о жизни сообща».
Задачи исследования в соответствии с его общим замыслом состоят в следующем:
• раскрыть теоретико-методологические основы акторно-сетевой парадигмы в основании антропологии;
• проследить роль акторно-сетевой концепции в исследовании науки и технологии;
• рассмотреть дальнейшие перспективы и эволюцию акторно-сетевой теории мира в идеологии ее основоположников и практике на примере стран;
• выявить антропологические смыслы теории;
• проанализировать предпосылки к появлению акторно-сетевой парадигмы
Теоретико-методологические основы исследования: Особенность предмета исследования предписывает необходимость в разностороннем подходе к его решению. Философско-социльная и философско- антропологическая оценка данной проблемы определяет осуществление исследования средствами понятийного аппарата с применением сравнительно-исторического, социокультурного, историко-генетического, логического, историко-типологического анализа, культурно¬
антропологических и социально-психологических методов и средств.
6
Научная новизна исследования: Проблемы, исследованные в диссертации, в таком комплексном сочетании и так последовательно в отечественной литературе не рассматривались, что и определило следующие моменты научной новизны:
• выявить философские и теологические основы антропологии акторно-сетевой парадигмы;
• рассмотрена эволюция антропологии акторно-сетевой теории в идеологии основателей и практике культурно-антропологической парадигмы на примере Армении;
• проанализированы предпосылки к появлению акторно-сетевой парадигмы
• выявлены антропологические смыслы теории;
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Значение настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для глубокого и конструктивного понимания акторно-сетевой теории, в частности ее социальной концепции. Выводы и положения диссертации намечают перспективы новых изучений исторического прошлого и современного состояния теории, способствуют пониманию роли и места теории в современном мире.
Результаты работы могут применяться в преподавании основных и специальных курсов по философии, социологии и антропологии.
Апробация результатов работы. При разработке основных положений и выводов диссертационного исследования были изучены материалы выступлений на научных конференций различного уровня, а также материалы научных журналов и сборников.
Структура работы. Включает в себя введение, три глава, заключение и библиографию, состоящую из 80 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 74 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена вопросу: влияния теории социального действия на «поворот к материальному» в современной социологии. Данная проблема разбирается на основе анализа двух допустимых интерпретаций соотношения социального, материального и осмысленного в акторно-сетевой теории, которые основатели парадигмы именуют онтологической и методологической. Мы приходим к выводу, что в акторно-сетевой теории Б. Латура на основании онтологизации семиотических моделей А. Греймаса смысл действия ставится в зависимость от взаимодействия разнородных акторов, что находит отражение в концепции циркулирующей референции. Онтологическая и методологическая интерпретации акторно-сетевой теории раскрывают многообразные перспективы теоретизирования, хотя у Латура они соединены.
Эффекты «поворота к материальному» для социологической теории подобны результатам небольшого ядерного взрыва. В самом начале книги «Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию» Б. Латур, один из основных фигурантов данного направления, делает следующую ремарку: «Теперь, когда эта альтернативная социальная теория представлена в упорядоченном виде, читатели могут решать - пользоваться ли ей, исказить ли ее до неузнаваемости или, что всего вероятнее, все равно не обращать на нее внимания». Суть тенденции к материальному в социологическом теоретизировании можно лаконично объяснить следующим образом: прежде статус материальных объектов был ограничен их функционированием в качестве инструментов действия, его инфраструктуры или проекции социальных смыслов. Революция сводится к присвоению объектам одинакового с людьми статуса в производстве действия.
Концептуализация материальных объектов как активных агентов, осуществленная рядом социальных ученых в 80 - 90-е годы XX века,
65
посылает вызов классической теории социального действия. Ранее материальные объекты почти не интересовали социологов. Теперь любой социолог, который отказался от стратегии игнорирования концептуальных и методологических новшеств, выдвигаемых теоретиками предметного мира, обязан преобразовывать язык социального описания относительно агентности материального объекта. Какие вызовы обращение к материальному бросает теории социального действия?
Мы считаем, что смысл необходим, но не является достаточным условием социальности. Для того чтобы действие именовалось социальным, оно должно быть ориентировано на «других». Во-первых, обращение к материальному настаивает на переопределения «другого» как не-человеческого (non-human) актора. Во-вторых, он усугубляет соотношение между социальным и осмысленным еще одним звеном: материальным- природным /техническим. Отныне каждая социологическая теория должна предлагать ответ на вопрос, как соотносятся эти три области. Особенно осложняет ситуацию обращение к материальному, инициирует в области микросоциологии, так как исчезновение границы между людьми и не человеками влечет за собой устранение различий между микро и макро.
В данной работе мы обращаемся ко второй из обозначенных проблем, двух возможных интерпретациях соотношения социального, материального и осмысленного в акторно-сетевой теории. Раскрепощение материального объекта от груза социального объяснения изменяет до неузнаваемости отношения между социальным и материальным. Если социальная жизнь делается возможной при помощи объектам внешнего мира, материальное в известном смысле появляется прежде социального и детерминирует над ним. Приверженцы обращения к материальному предрасположены к такого рода интерпретациям уже на уровне программных заявлений.



1. Блур Д. Сильная программа в социологии знания //Логос.- 2002. № 5-6 (35).- С. 162-185.
2. Вахштайн В.С. К микросоциологии игрушек: сценарий,
афорданс, транспозиция.// Логос.- 2013.- №2 (92): 3 - 37.
3. Вахштайн В. C. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории //Социологическое обозрение. -
2005. Т. 4.- № 1.- С. 94-115.
4. Вахштайн В. С. Пять книг о посткритической социологии //Социология власти.- 2012.- № 6-7.- С. 275-281.
5. Вахштайн В.С. На краю привычного мира: события и их фреймы. Социологическое обозрение.- 2011.- № 10 (3).- С. 79 - 94.
6. Вахштайн В.С. Пересборка города: между языком
и пространством. Социология власти, - №2.- С. 9 - 38.
7. Вахштайн В.С. Социология вещей и поворот к материальному в социальной теории. / В.С. Вахштайн.- М.: 2006.-ИД «Территория будущего».-439с.
8. Вахштайн В.С. Джон Ло: социология между семиотикой и топологией//Социологическое обозрение. - 2006. Т.5..-№1.
9. Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов.- СПб: Изд-во Европейского ун-та в СПб.,2011Ь.-34с.
10. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. -Екатеринбург: У-Фактория- М.: Астрель, 2010.
11. Демин Т.С. Концепция «потока» в актуальной социологии // Психология, социология и педагогика. - 2015.- № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5846 (дата обращения: 11.01.2018).
12. Иванов Д.В. Актуальная социология: веселая наука в поисках злых истин. // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2010.- №.13.- С. 21 - 65.
13. Кравец А.С. Теория смысла Ж. Делёза: pro и contra. //Логос,.- 2005.-49 (4).-С.227 - 258.
14. Кононова Я. Концепция Бруно Латура в перспективе парадигмального изменения оснований социологической теории: дисс. ... канд. соц. наук. - Запорожье, 2015. URL: http://academia.edu/19830083/ Latour_Thesis_rus.
15. Кузнецов А. Г. «Парадигма Латура»: история одного
предательства социального конструктивизма в исследованиях науки и технологий //Векторы развития современной России: «границы»
в социальных науках: Материалы XI Международной научно-практической конференции (Москва, 20-21 апреля 2012 года).- М.: МВСШЭН, 2013.- С. 62-75.
16. Кузнецов А. Г. Символический интеракционизм и акторно-сетевая теория: точки пересечения, пути расхождения и зона обмена. //Социология власти.- 2014.- №1.-С. 64 - 74.
17. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с
18. Ламонт М. Как стать самым важным французским философом: случай Дерри- да //Логос. 2009. № 4-5 (72). С. 3-42.
19. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир //Логос. 2002. № 5-6 (35). С. 29-37.
20. Латур Б. Надежды конструктивизма //Социология вещей: сб. ст./Под ред. В. Вахштайна. - М.: Территория будущего, 2006. - С. 365-389.
21. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества.- СПб.: Издательство Европейского университета, 2013.
22. Латур Б. Нового времени не было: эссе по симметричной
антропологии.- СПб.: Издательство Европейского университета, 2006.
23. Латур Б. Пастер: война и мир микробов, с приложением
«Несводимого». - СПб.: Издательство Европейского университета, 2015.
24. Латур Б. Политика объяснения //Социология власти.- 2012.- № 8.- С. 113-143
25. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Издательство Инсти- тута Гайдара, 2015.
26. Ло Дж. Объекты и пространства // Социологическое обозрение.
2006. Т. 5. No 1. С. 30 - 42
27. Малышкин Е.В. О виртуально сущем в феноменологии Лейбница. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия «Философия», //(2013)-№2 (4): 31 - 38.
28. Мейясу К. После конечности. Эссе о необходимости контингентности. Екате- ринбург; М.: Кабинетный ученый, 2015.
29. Мол А. Множественное тело //Социология власти. - 2015.- № 1. - C. 232-247.
30. Моркина Ю. С. Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл. - М.: Канон+, 2012.
31. Мортон Т. Экология без природы//Художественный журнал. 2016. № 96.
32. Напреенко И.В. (2013) Семиотический поворот в STS: теория референта Бруно Латура. Социология власти, (1-2): 75 - 98.
33. Писарев, А. Акторно-сетевая теория: незавершенная сборка / А . Писарев, С. Астахов, С. Гавриленко //Логос.- Т. 27 -№ 1 - 2017
34. Сериков А.Е. (2009) Семиотическая модель действия. Социологический журнал, (1): 19 - 46.
35. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.
36. Столярова О. Е. Реляционная онтология А. Н. Уайтхеда и ее конструктивистская интерпретация //Вопросы философии.- 2008.- № 12. -С. 84-103.
3Т. Харман Г. Государь сетей: Бруно Латур и метафизика //Логос.
2014. № 4 (100). С. 229-248.
38. Харман Г. О замещающей причинности //Новое литературное обозрение. 2012. № 114. С. 75-90.
39. Элам М. Как опасно жить в гибридном мире Бруно Латура
//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная
литература. Сер. 11: Социология. № 4. М.: ИНИОН, 2000. C. 29-35.
40. Actor Network Theory and After/J. Law, J. Hassard (eds). Oxford: Blackwell Publishers/The Sociological Review Monographs, 1999.
41. Akrich M. The description of technical objects. In: Bijker W., Law J. (eds.) Shaping Technology / Building 1992
42. Amsterdamska O. Surely You are Joking, Monsieur Latour!// Science, Technology, & Human Values. 1990. Vol. 15. № 4. P. 495-504.
43. Bamme A. Wissenschaftim Wandel: Bruno Latour als Symptom. Marburg: Metropolis, 2008.
44. Blok A., Jensen T. E. Bruno Latour: Hybrid Thoughts in a Hybrid World. L.: Routledge, 2011.
45. Bloor D. Sociologie de la logique ou les limites de I’epistemologie. P.: Pandore, 1982.
46. Bourdieu P. Science of Science and Reflexivity. Cambridge: Polity Press, 2004. Brassier R. Concepts and Objects// Speculative Turn: Continental Materialism and Realism / L. Bryant, N. Srnicek, G. Harman (eds). Melbourne: re.press, 2011. P. 4Т-65.
4Т. Brassier R. Deleveling: Against “Flat Ontologies” //Under Influence—Philosophical Festival Drift 2014 /C. van Dijk, E. van der Graaf, V. den Haan, R. de Jong, C. Roodenburg, D. Til, D. Waal (eds). Antwerp: Omnia,
2015. P. 64-80.
48. Brown J. R. Who Rules in Science? An Opinionated Guide to the Wars. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2001.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ