Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантика, структура и функции антропонимов в якутских загадках

Работа №64809

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История изучения загадки 8
1.2. Загадка: теоретические аспекты изучения 13
1.3. Имя собственное как единица языка / речи 18
1.4. Антропонимы как объект фольклорной ономастики 26
2. СЕМАНТИКА, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ АНТРОПОНИМОВ В ЯКУТСКИХ ЗАГАДКАХ
2.1. Семантическая классификация имен собственных 35
2.2. Структурный анализ антропонимов 46
2.3. Функции имен собственных 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 65


Актуальность выбранной темы исследования «Антропонимический компонент в якутских загадках: семантика, структура, функции» обусловлена повышенным вниманием современного языкознания к проблемам лингвистики текста в целом и фольклорной ономастики в частности. В настоящее время в русле антропоцентрического подхода в науке о языке имена собственные (далее - ИС) как единицы языка/речи, связанные с обозначением человека, его особенностей, его деятельности, детально изучаются по всем направлениям. Одним из ведущих направлений в исследованиях является употребление ИС в фольклорном тексте, в русле которого выполнена настоящая диссертация.
Необходимо отметить, что ИС были и являются объектом изучения самых разных научных дисциплин - истории, географии, литературоведения, этнографии, психологии, астрономии и др. Но в первую очередь и совершенно справедливо онимы принадлежат лингвистике и являются объектом пристального внимания и тщательного изучения ученых- языковедов.
Тематика ономастических (антропонимических) исследований чрезвычайно широка. Большое внимание уделяется исследованию русской антропонимии (А.В. Суслова, А.В. Суперанская, Н.А. Петровский, Б.О. Унбегаун, Е.С. Отин и др.). Активно ведется изучение онимов в художественном дискурсе (Ю.А. Карпенко, М.В. Горбаневский, Э.Б. Магазаник, О.И. Фонякова и др.) и фольклорных текстах (В.Я. Пропп, Н.М. Ведерникова, Э.В. Померанцева, В.П. Аникин, Е.М. Мелетинский, Т.Н. Кондратьева, Н.В. Новиков и др.).
Наиболее многочисленными являются работы, посвященные изучению ИС в отдельном произведении определенного писателя (В.Н. Михайлов, 1955; Т.Ю. Яровая, 2000; Н.В. Никитина, 2006; Л.М. Хамитова, 2007; О.Ю. Цыцыкова, 2007; Пронченко С.М. 2007, Сивцова А.А. 2008, Малютенко И.Н.
2008 и др.). Другим интенсивно развивающимся направлением исследования ИС является фольклорная ономастика (Н.И.Филиппова, 2000; Р.В. Головина, 2001; И.А Петрова, 2001; А.Х, Гузиева, 2003; О.П. Альдингер, 2006; И.И. Гришина, 2006; О.Г. Горбачева, 2008; В.В. Филиппова, 2012 и др.).
Собирание и изучение загадок началось в XVIII веке. Во второй половине XIX века - первой половине XX века были изданы классические сводные сборники загадок И.А. Худякова (1861), Д.Н. Садовникова (1876), М.А. Рыбниковой (1932). Во второй половине XX века ими стали интересоваться лингвисты (А.И. Гербстман, С.Г. Лазутин, В.В. Митрофанова, Г.Л. Пермяков, А. Дандис, Э. Кенгес-Маранда, Ю.И. Левин, Т.Я. Елизаренкова и В.Н. Топоров, Т.М. Николаева и др.).
Весомый вклад в изучение якутского фольклора, в том числе, загадок, внесли И.А. Худяков, В.Л. Серошевский, А.Е. Кулаковский, Г.У. Эргис. Опубликованы статьи, освещающие отдельные аспекты функционирования якутских личных имен и прозвищ (К. Ф. Гриценко, А. И. Рудных, С. Ф. Хабаровская, В.Д. Монастырев, И.П. Павлова). Историко-этнографический обзор дохристианских личных имен народов Северо-Востока России был сделан Ф.Г. Сафроновым. Структурно-семантический анализ собственных имен в олонхо был проведен Н.И. Филипповой. В.В. Филиппова интерпретировала ИС как антропоморфический код ключевых образов якутских загадок. Е.Р. Николаев исследовал структуру и семантику якутских личных имен.
Тем не менее практически неисследованным остается комплексное изучение антропонимикона якутских загадок. Поэтому цель данной работы - выявить структуру, семантику и функции антропонимов в составе якутских загадок. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
• выделить загадки с ИС и составить электронный каталог;
• классифицировать антропонимы с точки зрения семантики;
• проанализировать их структуру;
• рассмотреть функции антропонимов;
• определить их происхождение.
• Объект исследования - загадки с антропонимическим
компонентом. Предмет исследования - семантика, структура и функции антропонимов в якутских загадках.
Материалом исследования послужил сборник С.П. Ойунской «Саха таабырыннара. Якутские загадки» (1975), содержащий 2855 самостоятельных паремических текстов с параллельным переводом на русский язык. Он представляет собой систематизированный свод якутских загадок, как опубликованных ранее в разных трудах и изданиях, так и хранившихся в рукописном архиве Якутского филиала СО АН. Всего нами методом сплошной выборки было выявлено 355 антропонимов в 253 паремиях.
В работе использовались описательный, структурно-семантический, этимологический методы и статистический анализ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. По происхождению антропонимы подразделяются на якутские (305), заимствованные (20) и смешанные (30).
2. В соответствии с именуемым объектом нами были выделены две основные категории ИС - антропонимы и мифонимы.
3. С точки зрения семантики, антропонимы делятся на группы, которые описывают:
- внешний вид;
- характер;
- движение;
- звуковую характеристику;
- свето-цветовую характеристику.
Отдельно хотелось бы отметить семантику антропонимов, имеющих образную основу, поскольку они рисуют многомерную, яркую картину денотата.
4. По структуре антропонимы в загадках делятся на простые и составные.
• Простые антропонимы (70) состоят из одного компонента -
антропонима: Буетур, Миитэрэй, Даарыйа, Кэтириинэ, Бойбоколор,
Чацылыба, Хантайаан.
• Среди составных (288) антропонимов мы выделяем двухкомпонентные и трехкомпонентные.
5. Антропонимы выполняют:
• формальную функцию. Они являются скрепляющим элементом паремического текста и способствуют его формальной организации.
• стилистическую функцию. В описательной части основным стилистическим приемом выступает олицетворение (персонификация).
• характеризующую функцию. Большое количество ИС могут быть охарактеризованы как «говорящие». Они обнаруживают тесную связь с производными основами и обладают прозрачной внутренней формой.
• функцию аллюзии. Прецедентные имена нередко служат своего рода подсказкой отгадки.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования впервые разработана семантическая классификация антропонимов в якутских загадках, проанализирована их структура и функции.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы на семинарах и спецкурсах по лингвокультурологии, фольклористике, практических занятиях русского и якутского языков в ВУЗе и школе.
Апробация результатов исследования. Сформулированные в исследовании теоретические и концептуальные положения были изложены автором на 1 Всероссийской научно-практической конференции «Филологические науки в XXI веке», г. Якутск, 2018 г.; 2 Международных конференциях «Русистика на Северо-Востоке России и в странах Азиатско- Тихоокеанского региона: инновационные практики», 01-20 ноября 2018 г., г. Якутск (Россия) - г. Харбин (КНР); «Филологические науки в XXI веке», 26 марта 2019 г., г. Якутск, а также научных семинарах для магистрантов
По теме исследования опубликована статья: Егорова Т.Н. Образные антропонимы в якутских загадках // Сб. материалов IV Междунар. очн.-заоч. науч.-практ. конф. «Русистика на Северо-Востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: инновационные практики» (Якутск - Харбин, 01-20 ноября 2018 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 62-66.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существуют разные определения загадки как жанра. Тем не менее, все исследователи единодушны в том, что она состоит из двух частей: образной части и отгадки (денотата). Происхождение загадок связывают с иносказанием, тайной речью, так как «у целого ряда народов были распространены специальные табуистические языки, применявшиеся во время охоты, рыбной ловли и связанные с представлением о том, что животные понимают обычный человеческий язык» [Юдин, 2007: 87].
Посредством ИС в якутских загадках обозначены разные классы денотатов. Самыми частотными являются животный мир (65), изба, постройки, предметы быта (52), явления природы (47) и орудия труда, охоты и промысла (44). Хотя тематически загадки всех народов очерчивают примерно одинаковый круг объектов микромира и макромира, культурно-национальное своеобразие проявляется в своеобразии конкретных загадываемых предметов.
По этимологии антропонимы подразделяются на якутские (305), заимствованные (20) и смешанные (30). Внутренняя форма якутских имен связана с осознаваемой говорящими мотивированностью семантики слова значением его апеллятивной основы. Заимствованные антропонимы представлены православными календарными именами в якутской транслитерации. Смешанные онимы образованы путем соединения якутского преномена и имени, данного при крещении.
Характерной особенностью якутских имен в загадках является наличие так называемых образных слов, которые присущи всем тюркским языкам. Яркой чертой их семантики является картинность и, вследствие этого, многомерность значения. На наш взгляд, широкое употребление образных слов вызвано их художественно-живописующей природой, что как нельзя лучше соответствует особенностям детского мышления и восприятия.
Нами был сделан вывод, что ИС образуют градуальную оппозицию с точки зрения семантики. Подавляющее большинство якутских антропонимов характеризуется прозрачной внутренней формой и выразительной звуковой «аранжировкой», т.е. имеют как семантический, так и фонетический point’bi. У заимствованных именований, как правило, работает «принцип компенсации семантики фонетикой». Они являются «произвольными» именами, но обладают выраженным формальным фонетико-ритмическим началом. Гибридные имена занимают промежуточное положение между ними. Преномен, стоящий перед именем, придает определенный семантический заряд всему антропониму. Само же имя является семантически нейтральным, поскольку имеет затемненную внутреннюю форму.
Важно подчеркнуть, что ИС внутри каждой выделенной структурной группы отличаются по степени выраженности того или иного признака. Существует непрерывная градация антропонимов в соответствии с их ролью в семантической и звуковой организации загадки.
С точки зрения структуры, самым частотным именем является двухкомпонентный антропоним. Спецификой имен в загадках является широкое использование различных маркеров, указывающих на возраст, пол, социальный статус, имущественное положение или род занятий. В их числе присутствует безэквивалентная лексика куо, ударан, ойуун, а также военные титулы бере, боотур. Возможно, что в паремическом тексте в иносказательной форме отражена архаичная стратификация родоплеменной организации якутов.
Основная функция имен собственных - давать аллюзию на денотат загадки. Одним из средств подсказки служит метафоризация: Сир кыыФа Силикиччийэ ударан баар yhy (сиппиир). “Есть, говорят, дочь земли шаманка Силикиччийэ-Растрепа (веник, метла)’. Женский образ с растрепанными волосами как метафора помела или метлы есть и в русских загадках: Кривой конь лезет в огонь, за ним туда же Федосья, растрепаны волосья (кочерга и помело). Такие метафоры общеупотребительны в устном народном творчестве.
Как правило, в основном загадки с компонентом антропонимом основаны на метафорах. Они, в свою очередь, антропоморфны, т.е. в центре находится образ человека. Антропоним является семантическим ядром описательной части паремии. Он подчеркивает характерные признаки денотата, таким образом помогая раскодировать объект загадывания. Некоторые антропонимы создают особое звуковое впечатление, акустический образ, который играет важную роль в расшифровке денотата.
Примечательно, что сказочно-мифологические антропонимы имеют огромную культурную значимость, так как являются прецедентными именами и отражают национальный колорит мифопоэтической картины мира.
Уоскээбитин еруу ойдообот, ‘Не помнит своего сотворения,
Сыттым диэн сынньаммат, Лежит - не отдыхает,
Утуйдум диэн уута хаммат, Спит - не высыпается,
Сун хаантан торуттээх от Сюнг хана род ведущая
Тун бараан ийэ хотун баар yhy. Темноликая госпожа-мать’.
В этой космогонической загадке отражены традиционные мифологические представления якутов о создании вселенной высшими божествами. Одним из них является Сун хаан, бог грома.
В антропонимиконе якутских загадок отразились архетипы мифологического мышления, когда природным и культурным объектам приписываются одушевленность, разумность, человеческие чувства, а часто и внешняя антропоморфность.



1.1. Саха таабырыннара. = Якутские загадки: сб. загадок / [сост., перев.,
предисл. и коммент. С.П. Ойунская]. - Якутск: Якутское книжное
издательство, 1975. - 375 с.
2. Литература
2.1. Алексеев, Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. / Н.А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 1975. - 199с.
2.2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. / В.П. Аникин. - М., 1957. - 240 с.
2.3. Биктимирова, А. Р. Лингвистическая и ономастическая поэтика татарских народных песен: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Биктимирова Айгуль Ринатовна. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2003. 25 с.
2.4. Большая советская энциклопедия. БСЭ / гл. ред. А.М. Прохоров.
- 3-е изд. - М., 1972. - Т. 9 - 624 с.
2.5. Большая советская энциклопедия. БСЭ / гл. ред. Б.А. Введенский.
- 2-е изд. - М., 1952. - Т. 16 - 671 с.
2.6. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983 - 224 с.
2.7. Габышева, Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти / Л.Л. Габышева. - Новосибирск, Наука, 2009. - 143 с.
2.8. Гербстман, А.И. О звуковом строении народной загадки / А.И. Гербстман // Исторические связи в славянском фольклоре. Русский фольклор. - М. - Л.: Наука, 1968. - Выпуск 11. - С. 185-197.
2.9. Грамматика современного якутского литературного языка: в 2 т. / Е.И. Коркина, Е.И. Убрятова, Л.Н. Харитонов [и др.]. - М.: Наука, 1982. - 496 с.
2.10. Дандис, А. О структуре пословицы / А. Дандис // Паремиологический сборник. Пословица. Загадка (структура, смысл, текст).
- М.: Наука, 1978. - С. 13-35
2.11. Дарзаманова, Г. З. Фразеологические единицы и паремии с антропонимами в русском, татарском и английском языках: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Дарзаманова Гульназ Заудатовна. - Казань, 2002. 21 с.
2.12. Денисова, Е.А. Структура и функции энигматического текста на материале русских загадок и кроссвордов: автореф. . канд. филол. наук: 10.02.01 / Денисова Екатерина Алексеевна. - М., 2008. - 27с.
2.13. Елизаренкова, Т.Я., Топоров, В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya / Т.Я. Елизаренкова, В.Н. Топоров // Паремиологические исследования: сб. ст. - М.: Наука, 1984. - С. 14 - 46.
2.14. Катанов, Н. Ф. Алфавитный указатель собственных имен, встречающихся в первом томе Образцов народной литературы тюркских племен, собранных В. В. Радловым / представлено Акад. в заседании Ист.- филол. отд. 22 сент. 1887 г.; сост. Н. Ф. Катанов. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1888. 34 с.
2.15. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.
2.16. Кенгэс-Маранда, Э. Логика загадки / Э. Кенгэс-Маранда // Паремиологический сборник. Пословица. Загадка (структура, смысл, текст). - М.: Наука, 1978. - С. 249-282.
2.17. Керимбаев, Д. М. Состав и этнолингвистическая характеристика собственных имён казахского фольклора: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Керимбаев Даурен Маратович. - Алматы, 2004. 28 с.
2.18. Керимбаева, С. Е. Ономастическая экспликация мифологической модели мира в казахском языке: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Керимбаева Сания Есенгельдиевна. - Алматы, 2004. 28 с.
2.20. Кулаковский, А.Е. Научные труды / А.Е. Кулаковский. - Якутск, 1979. - 484с.
2.21. Левин, Ю.И. Семантическая структура загадки / Ю.И. Левин // Паремиологический сборник. Пословица. Загадка (структура, смысл, текст).
- М.: Наука, 1978. - С. 283 - 315.
2.22. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
2.23. Митрофанова, В.В. Русские народные загадки / изд. подгот. Митрофанова В.В. - Л., 1968. - 180 с.
2.24. Ненашева, Т.А. Коннотативная семантика референтно однозначного имени: монография / Т.А. Ненашева. - Н. Новгород, 2012. - 153 с.
2.25. Низовцева, С.Г. Поэтика загадок Коми: к вопросу о фольклорных формулах / С.Г. Низовцева // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2017 - № 2. - С. 36-52.
2.26. Никонов, В.А. Имя и общество / В.А. Никонов. - М.: Наука, 1974.
- 278 с.
2.27. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка [Текст] / Акад. наук СССР. - 2-е изд. - Москва, 1958. - 3 т.; Т. 1: Выпуск 1-4. - 1280 стб.
2.28 Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка [Текст] / Акад. наук СССР. - 2-е изд. - Москва, 1958. - 3 т.; Т. 2: Выпуск 5-9. - 1281-2508 стб.
2.29 Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка [Текст] / Акад. наук СССР. - 2-е изд. - Москва:, 1958. - 3 т.; Т. 3: Выпуск 10-13. --2509-3858 стб.
2.30. Пермяков, Г.Л. К вопросу об основной функции народных загадок и их научной классификации / Г.Л. Пермяков // Паремиологические исследования: сб. ст. - М.: Наука, 1984. - С. 96-98.
2.31. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1946. 340 с.
2.32. Русское народное поэтическое творчество. Пособие для вузов / Под ред. П. Г. Богатырева. - М., 1954. - 536 с.
2.33. Рыбникова, М. А. Загадки. / М.А. Рыбникова. - М; Л.: «Academia», 1932. - 474 с.
2.34. Сафронов, Ф.Г. Дохристианские личные имена народов Северо- Востока Сибири: историко-этнографический обзор и именник / Ф.Г. Сафронов. - Якутск: Кн. Изд-во, 1985. - 200 с.
2.35. Серошевский, В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - 2-е изд. - М., 1993. - 736с.
2.36. Соколов, Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество). В 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Ю. М. Соколов. - 4-е изд., перераб. и доп.: - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 203 с.
2.37. Соколов, Ю.М. Загадка / Ю.М. Соколов // БСЭ. - 1-е изд.- М., 1932. - Т. 25. - 400 с.
2.38. Соловьева-Ойунская, С.П. Якутские народные загадки. Специфика жанра / С.П. Соловьева-Ойунская. - СПб: Наука, 1992. - 112 с.
2.39. Стеблин-Каменский, М.И. Спорное в языкознании / М.И. Стеблин-Каменский. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1974. - 142 с.
2.40. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1973. - 366 с.
2.41. Титова, Н. Г. История и изучение народных загадок в отечественном и зарубежном языкознании / Н.Г. Титова // Современная филология: материалы межд. науч. конф. - Уфа, 2011. - С. 197-203.
2.42. Токмашев, Д. М. Антропонимы в героическом эпосе: Сравнительно-исторический аспект: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Токмашев Денис Михайлович. - Новокузнецк, 2005. 220 с.
2.43. Толстой, Н. И., Толстая, С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории / Н.И. Толстой, С.М. Толстая. - М.: Институт славяноведения РАН, 2013. - 240 с.
2.44. Топоров, В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1974. - 342 с.
2.45. Топоров, В. Н. К реконструкции «загадочного» прототекста (о языке загадки) / В.Н. Топоров // Исследования по этимологии и семантике: Индоевропейские языки и индоевропеистика. - М., 2006. Т. 2. - С. 471-483.
2.46. Филиппова, В.В. Якутские загадки: семантика и структура: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Филиппова Варвара Васильевна. - Улан-Удэ, 2012. - 146 с.
2.47. Филиппова, Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика. / Н.И. Филиппова. - Якутск, 2013. - 182 с.
2.48. Хазиева-Демирбаш, Г. С., Биктагирова, З. А. Личные имена в татарских и турецких пословицах и поговорках / Г.С. Хазиева-Демирбаш,
З.А. Биктагирова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 2 (40). С. 271-274.
2.49. Халыгов, Ф. Р. Фольклорная ономастика азербайджанского языка: автореф. дисс. ... д. филол. наук: 10.02.06 / Халыгов Фикрет Рамазан оглы - Баку, 2004. 55 с.
2.50. Цивьян, Т.В. О роли слова в тексте магического действия / Т.В. Цивьян // Славянское и балканское языкознание: Структура малых фольклорных текстов / Отв. ред. С. М. Толстая, Т. В. Цивьян. - М., 1993. - С. 111-121.
2.51. Цивьян, Т.В. Предисловие / Т.В. Цивьян // Паремиологические исследования: сб. ст. - М.: Наука, 1984. - С. 7-13.
2.52. Чичеров, В. П. Русское народное творчество. / В.П. Чичеров. - М., 1959. - 525с.
2.53. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. - Якутск: Бичик, 2008. - 400 с.
2.54. Юдин, А.В. Ономастикон восточнославянских загадок / А.В. Юдин. - М: ОГИ, 2007. - 120 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ