ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГЛАГОЛЬНОГО
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО
СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятия «глагольного словообразования» и его значения в 7
формировании высказывания
1.2. Закономерности развития словообразования в онтогенез.. 11
1.3. Особенности словообразования у дошкольников с общим 19
недоразвитием речи
1.4. Возможности наглядного моделирования в формировании
навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА ^СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ 32
2.1. Изучение состояния навыков глагольного
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
2.2 Практика формирования навыков глагольного
словообразования методом наглядного моделирования в системе логопедической работы со старшими 38 дошкольниками с общим недоразвитием речи
2.3 Анализ эффективности логопедической работы по
формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов
словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.
Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали их трудности в овладении словообразовательными процессами Н.С. Жукова (12), Р.Е. Левина (19), Т.Б. Филичева (43), Г.В. Чиркина (43), С.Н. Шаховская (4) и др. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как Р.И. Лалаева (17), Р.Е. Левина (19), Н.В. Серебрякова (17), Т.В. Туманова (36), Т.Б. Филичева (43), С.Н. Шаховская (4).
На необходимость проведения специальных исследований в области углубленного изучения нарушений словообразовательных процессов и разработку научно обоснованных методов и приемов их преодоления при разных видах речевых нарушений, в том числе и ОНР, неоднократно указывали Р.Е. Левина (19), Б.М. Гриншпун (8), Г.И. Жаренкова (11), Н.С. Жукова (11), Е.Ф. Соботович (31), Н.Н. Тргауготт (35), С.Н. Шаховская (4), Т.Б. Филичева (43), Г.В. Чиркина (43) и др.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения, по мнению Ю.Ф. Гаркуши, является использование наглядного моделирования.
Одним из эффективных средств является метод наглядного моделирования, а также учитывая научные исследования ученых Л.Л. Лоренс, Л.М. Хализевой (23) и др. подтверждающие, что наглядное моделирование является более интересным и доступным для детей дошкольного возраста, а также позволяет развивать умственные способности детей, позволяет зрительно представить абстрактные понятия (слово, морфема), научиться работать с ними, у нас возникла идея разработать и внедрить в свою работу комплекс заданий по формированию глагольного словообразования методом наглядного моделирования.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Формирование навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования в системе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи по формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования.
Цель исследования: организовать и апробировать логопедическую работу со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи по формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс формирования глагольного
словообразования методом наглядного моделирования со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи по формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: формирование навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования в системе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование метода моделирования на логопедических занятиях;
- учет особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Организовать работу по формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи и определить ее эффективность работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи Н.И. Жинкина, A.B. Запорожца, А.А Леонтьева, Ф.А. Сохина, А Г. Тамбовцевой, Т.Н. Ушаковой, A.M. Шахнарович, С.Н Цейтлин, Г.А. Черемухиной, Н.М Юрьевой и др.
На обоснованность метода наглядности, при которой происходит речевой акт, указывали педагоги Л.Н. Ефименкова, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин.
Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 78 г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В настоящее время проблема словообразования является актуальной, так как словообразование представляет собой сложный многообразный процесс как в норме, так и при патологии.
При исследовании данной проблемы нами были поставлены задачи.
При решении первой задачи, теоретически обосновав проблему формирования навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы выяснили, что словообразование - это процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц. Развитие словообразования у ребенка является сложным процессом, где принято выделять этапы овладения словообразованием, характеризующимися качественно новыми изменениями. У дошкольников с общим недоразвитием речи процесс словообразования задерживается во времени, ошибки мешают их дальнейшему речевому развитию. Наглядное моделирование является одним из самых распространенных методов обучения детей дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет закреплять навыки словообразования.
Решение второй задачи - при изучении состояния навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.И. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Исследование на констатирующем этапе показало, что для дошкольников с ОНР характерными являются уровни в импрессивной речи ниже среднего - 40% и средний - 60%, в экспрессивной речи: ниже среднего - 60% и низкий - 40%.
Следующая задача по организации работы по формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи и определение ее
эффективность показало, что на формирующем этапе была организована работа в соответствии с принципами коррекционно-педагогической работы, разработана система работы по формированию навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования, в которой предложены задания по лексическим темам, соответствующим тематическому плану логопеда.
Проведенный контрольный этап показал, что в импрессивной речи преобладает средний уровень - 80%, ниже среднего уровень - 20%, в экспрессивной речи: средний уровень - 10%, уровень ниже среднего - 70%, низкий - 20%%. Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапе выявило, что в импрессивной речи средний уровень увеличился на 20%, соответственно уровень ниже среднего уменьшился на 20%. В экспрессивной речи низкий уровень уменьшился на 20%, уровень ниже среднего увеличился на 10%, появился на контрольном этапе средний уровень - 10%.
Гипотеза исследования о том, что формирование навыков глагольного словообразования методом наглядного моделирования в системе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий: систематическое использование метода моделирования на
логопедических занятиях; учет особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи, - доказана.
1. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи [Текст]//Рубрика: 2004, №2. С. 74
2. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/960572/
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст]// Логопед. - 2004. - № 1. - С.34-40.
4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия [Текст]. - М.: Владос, 2003. - 678 с.
5. Гараева, Л.И. Развитие словообразования в онтогенезе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view_article.php?id=361
6. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - М., 2005. - 1(4). - 9-15с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: Пресс- Детство, 2007. - 243 с.
8. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/505817/
9. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]. - М., 1996. - 128 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
11. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] /Под. ред. Л. С. Волковой. - М.,1997. - 53с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]. - Екатеринбург, 2005. - 364 с
13.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology
/2c0a65625b2d69b4c53a88521306d37 1 .html
14.Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст]. - М.: КомКнига, 2005. - 224 с
15.Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 328 с.
16.Земская, Е.А., Кубрякова, Е.С. Проблемы словообразования на
современном этапе («Вопросы языкознания», 1978) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/suffiksalnoe-
slovoobrazovanie
17. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
18. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб., 2001. - 255 с.
19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008. - 287 с.
20. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М., 1997. - 151 с.
21. Леушина А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:возрастаhttp://www.twirpx.com/file/1265001/
22. Логинова В.И. Моделирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studsell.com/view/55204/100000
23. Лоренсо, Л.Л, Хализева ,Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника //Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ds82.ru/cat8/2870-.html
24. Моисеев, А.И. Типы словообразовательных гнезд //Актуальные проблемы русского словообразования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.newreferat.com/ref-5971-18. html
25. Мякишева, Л.В. Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] / Л. В. Мякишева, В. А. Дубовская // Студенческая наука XXI века: материалы III междунар. студенч. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 52-54
26. Наажан, Ч.Н. Некоторые особенности глагольного словообразования [Текст]// Вестник ТГПУ. - 2014. - 10 (151) . - С. 63-67
27. Никашина, Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с
общим недоразвитием речи // Научная сессия по вопросам дефектологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view
_article.php?id=191
28.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]. - М.: Тривола, 1996. - 374 с.
29. Панфиленко, Г.И., Кудрина, Л.В., Кислинская, Н.П., Лагоша, Г.Е. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 74-77.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
31. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
32. Сохин, Ф.А., Тамбовцева, А.Г., Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и обучение языку) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/171058/
33. Старовойтова, О.А. Об одной глагольной словообразовательной модели в современном русском языке [Текст]//Вестник СПбГУ. - 2015.- № 5. - С. 154-161.
34. Тихонов, А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика [Текст]. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 704 с.
35. Трауготт, Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами [Текст]// Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. -М., 1997. - С. 3-23.
36. Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи [Текст]. - М., 2005. - 144 с.
37. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: моногр. / Т.В. Туманова. - М.: Альфа, 2002. - 113 с.
38. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед. - 2000. - №4. - С.48-54.
39. Улуханов, И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания [Текст]. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. - 264 с.
40. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Владос, 2004. - 156 с.
41. Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам
словообразовательного анализа. Автореф. дисс. ...канд.пед.наук. (1981) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view
_article.php?id=194
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: Перспектива, 2014. - 32с.
43. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст]. - М.: Владос, 1991. - 268 с.
44. Цветкова Л.С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/247140/
45.Черемухина Г.А., Шахнарович, А.М. Детское словотворчество и
синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.bibliofond.ru/view.aspx?id=493078
46.Шахнарович А.М. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: Автореф. дис. ...докт. филол. наук. (1985) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/198936
47.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm
48.Янценецкая, М.Н. Семантические вопросы теории словообразования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1569482/