Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ

Работа №64784

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ
ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ 6
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Методические аспекты обучения старших дошкольников с общим
недоразвитием речи составлению текста-описания 20
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ 30
2.1. Изучение уровня умения составлять текст-описание старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи 30
2.2. Методические рекомендации по обучению старших дошкольников с
общим недоразвитием речи составлению текста-описания 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53



Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, от которой зависит полнота познания окружающего мира, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.
К одному из типов связной речи относится описание. Описание представляет собой функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки и характерные свойства предмета. В отличие от повествования, в описательном рассказе отсутствует динамика, эмоционально¬экспрессивная оценка. Для него характерна перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений.
Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии является сложным процессом, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью произносительной и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Описывая состояние речи детей с общим недоразвитием, исследователи отмечают значительное отставание в формировании навыков описательной речи. Связные высказывания обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, описании предмета или явления. Часто они не могут определить замысел и выстроить сюжетную линию в рассказе, выделить главное и второстепенное, пропускают значимые эпизоды, делают длительные паузы между частями. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения.
В связи с этим тему исследования: «Логопедическая работа по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста- описания» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста-описания.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста-описания.
Объект исследования: процесс овладения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи навыком составления текста-описания.
Предмет исследования: логопедическая работа по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста-описания.
Гипотеза исследования: успешность логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста-описания будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- использование дифференцированных заданий по составлению текста-описания;
- систематическая работа по обучению составлению текста-описания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста-описания.
2. Изучить уровень сформированности навыка составления текста- описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методическиер рекомендации по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению текста-описания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Т.В. Ахутиной, А.М. Бородич, В.К. Воробьевой, А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, К.В. Комарова, И.Н. Садовниковой и др.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад с. Колосково Валуйского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи.
Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При описании дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Изучение связной описательной речи детей с ОНР выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Исследование проходило на базе МДОУ «Детский сад с. Колосково Валуйского района Белгородской области».
Целью нашего исследования являлось изучение уровня умения составлять текст-описание старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В исследовании приняли участие 10 детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.
Для изучения уровня умения составлять текст-описание старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи мы провели углубленное обследование связной речи, которое проводилось комплексно с использованием различных приемов и заданий, направленных на изучение состояния и выявление своеобразия составления рассказов-описаний. Мы использовали следующие задания: «составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»)», «составление предложения по трем картинкам» (например, «девочка», «корзинка», «лес»), «составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок», «составление рассказа- описания».
После проведенного исследования мы получили такие результаты: старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи присущ низкий уровень умения составлять тексты-описания - 70% из всех обследованных
дошкольников с общим недоразвитием речи, средний - 30%, очень высокий, высокий и очень низкий уровни развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи выявлены не были.
В ходе нашего исследования выяснилось, что общие групповые показатели состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи низкие. Мы можем констатировать, что составление текстов-описаний является наиболее сложным заданием для дошкольников с общим недоразвитие речи. Полученные результаты указывают на необходимость поиска эффективных методов в коррекционно-педагогической работе по обучению составлению рассказов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, так как показатели данного компонента в формировании связной речи были самыми низкими.



1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. — М., 2005. - 231 с.
2. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст]// Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР [Текст]. - М: Аркти, 2004. - 168с.
4. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
5. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
6. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с III уровнем общего речевого развития. [Текст]. - М., 2012. - 125 с.
7. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
10. Мастюкова Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
11. Путкова Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания [Текст]//Логопед. - 2005. - № 2. - С. 88-91.
12. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. -720 с.
13. Соболева, А.В. Развитие связной речи дошкольников [Текст]//Логопедия
сегодня. - 2011. - № 2. - С. 26-30.
14. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
15. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
16. Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц [Текст]// Молодой ученый. - 2013. - №11. -С. 654-657.
17. Ткаченко Т. А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст]. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.
18. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
19. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80с.
20. Шаховская С.Н. Логопедия [Текст]. - М., 2002. - 680 с
21.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст]. - Воронеж. 2005. - 198 с.
22. Голубева, Л.Р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/formirovanie-svyaznoy-rechi- detey
23. Ладыженская, ТА. Система работы по развитию связной устной речи
учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/18/napravleniya- raboty-po-razvitiyu-svyaznoy-rechi
24. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ