АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮ ЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1. Ретроспективный анализ развития охраны окружающей среды в
России 11
1.2. Нормативно правовое регулирование охраны окружающей среды в
России 28
1.3. Международно-правовые принципы обеспечения охраны
окружающей среды 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 55
2.1. Государственное управление в сфере охраны окружающей
среды 55
2.2. Проблемы реализации федерального законодательства
регулирующего охрану окружающей среды на региональном уровне 78
2.3. Участие Российской Федерации в международных экологических
договорах 90
З включение 104
Список использованной литературы 109
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1. Ретроспективный анализ развития охраны окружающей среды в
России 11
1.2. Нормативно правовое регулирование охраны окружающей среды в
России 28
1.3. Международно-правовые принципы обеспечения охраны
окружающей среды 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 55
2.1. Государственное управление в сфере охраны окружающей
среды 55
2.2. Проблемы реализации федерального законодательства
регулирующего охрану окружающей среды на региональном уровне 78
2.3. Участие Российской Федерации в международных экологических
договорах 90
З включение 104
Список использованной литературы 109
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что административно-правовое регулирование охраны окружающей среды является необходимым инструментом функционирования Российского государства в современных условиях.
При этом, в условиях нарастающего проявления глобального экологического кризиса, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности рассматриваются с правовой точки зрения как жизненно необходимые меры.
Охрана окружающей среды является одним из важных аспектов многогранной деятельности государства, дает возможность сохранить воспроизвести и обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе.
Так, государственная политика Российской Федерации в отношении природных ресурсов и охраны окружающей среды в последние годы находится в непрерывном процессе реформирования . Существенные изменения происходят во всех ее основных сферах, в том числе и в структуре органов управления природными ресурсами.
Следует отметить, что реформирование не всегда носит оправданный характер, и часто не имеет четко выраженной цели и ясного плана проведения.
В связи с этим, возникает множество конфликтов, проявляющихся в спорах и правонарушениях. Для создания оптимальной системы административно-правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды целесообразно проанализировать сложившуюся современную отечественную и зарубежную теорию и практику.
Изучение зарубежного административного законодательства и правоприменительной практики в сфере природопользования и охраны окружающей среды необходимо как для проведения сравнительного анализа современного состояния российского и зарубежного права, так и для заимствования всего лучшего, что накоплено в других странах.
Кроме того, по мере глобализации и интернационализации деятельности по охране окружающей среды и природопользованию идет процесс гармонизации национального законодательства.
Все это определяет актуальность научного исследования вопросов административно-правового регулирования в данной сфере в России и за рубежом.
Несомненный научный и практический интерес к выбранной теме диссертационного исследования обусловлен тем, что в современной науке отсутствуют полные и всесторонние сравнительные исследования вопросов управления природопользованием и охраной окружающей среды в России и зарубежных странах. Кроме того, действующее отечественное законодательство в сфере охраны окружающей среды, а также в области земельных, водных, горных и лесных отношений подвержено частым изменениям.
Такая стремительная модернизация препятствует своевременному научно-практическому осмыслению новелл законодательства, что в свою очередь актуализирует выбранную тему для исследования.
Объектом диссертационного исследования стали общественные отношения, возникающие в процессе реализации административно правовых норм регулирующих охрану окружающей среды.
Предметом диссертационного исследования выступили
теоретические и нормативно-правовые основы, закрепляющие административно-правовое регулирование общественных отношений, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды.
Целью диссертационного исследования стал комплексный анализ норм административного законодательства в совокупности, составляющих концепцию государственной политики и совершенствования
законодательства в области охраны окружающей среды
Для достижения указанной цели в рамках данного диссертационного исследования были поставлены соответствующие задачи:
- провести ретроспективный анализ пути развития
правоотношений в сфере охраны окружающей среды;
- проанализировать нормативно-правовые акты,
регламентирующие сферу охраны окружающей среды;
- рассмотреть общепризнанные международно-правовые
принципы в сфере охраны окружающей природной среды;
- рассмотреть административно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды;
- выработать рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования сфере охраны окружающей среды.
Методологической основой диссертационного исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативной базой диссертационного исследования послужили положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, а также зарубежное законодательство по данной тематике.
Эмпирической базой исследования стали документы регулирующие механизм реализации контрактной системы в сфере закупок о порядке осуществления государственных и муниципальных закупок, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты Минфина России, судебных актов Конституционного Суда РФ, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций РФ.
Теоретической основой диссертационного исследования определившего предмет работы, стали достижения отечественной юридической науки, нашедшие выражение в работах ученых трудах, таких как: С.С. Алексеева, В.С. Афанасьева, М.И. Байтина, Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Керимова, Е.Г. Краюшкиной, Е.А. Козловского, А.Н. Курского, Е.Н. Панфилова, А.И. Перчика.. научные труды ведущих ученых по проблемам теории права, а также в иных областях научных знаний.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что данная работа представляет собой исследование, в котором учитывается накопленный за последние годы положительный опыт управленческой деятельности органов государственной власти России и публичных субъектов зарубежных стран, а так же теоретическую разработку вопросов в сфере охраны окружающей среды.
Выявлены пробелы и недостатки законодательного и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в сфере охраны окружающей природной среды.
Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной области.
Проведенное диссертационное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды целесообразно понимать как, системную деятельность государственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, и их должностных лиц направленную на упорядочение общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды, в целях достижения и обеспечения благоприятной окружающей среды для человека и сохранения естественных экосистем и биологического разнообразия, а так же по практическому воплощению стратегии экологической безопасности Российской Федерации.
2. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды определено автором как законодательно регламентированная деятельность уполномоченных властными полномочиями органов публичной власти, а так же ее должностных лиц по организации и обеспечению выявления, изучения, рационального освоения и охраны природных ресурсов, их воспроизводству, и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
3. Под системой административно-правового регулирования охраны окружающей среды предлагается понимать предусмотренную действующими законодательством совокупность правовых средств, применяемых органами государственной власти, в целях оперативного реагирования государственного управления на общественные отношения в целях выявления, изучения, рационального освоения, охраны природных ресурсов и их воспроизводству, а так же обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
4. Проанализировав действующие нормы международного и национального законодательства в сфере охраны окружающей среды, целесообразно дополнить статью 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» следующими принципами:
- принцип загрязнитель платит;
- принцип четкого разграничения полномочий, как между федеральными органами экологического управления, так и их должностными лицами;
- принцип независимости деятельности федеральных органов экологического управления от хозяйствующих субъектов;
- принцип ответственности федеральных органов экологического управления и их должностных лиц.
Данные принципы должны получить законодательное закрепление для гарантированного их соблюдения.
5. Отсутствие в нормативно правовой базе закона закрепляющего систему федеральных органах экологического управления на практике влечет за собой неэффективную реализацию основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В этой связи целесообразно разработать и принять Федеральный закон «О системе федеральных органах экологического управления» в целях упорядочения функционирования системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, для обеспечения эффективности управления в указанной сфере в Российской Федерации.
Данный закон должен регулировать такие вопросы, как: основные понятия, цели, задачи и принципы функционирования федеральных органов исполнительной власти, их структуру и компетенцию, вопросы, регламентирующие деятельность данных органов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость диссертации предопределена актуальностью и новизной затронутых в работе проблем и состоит в углублении и расширении научных знаний в сфере административно-правового регулирования охраны окружающей среды.
В свою очередь это позволило решить приоритетные задачи в сфере административно-правового регулирования охраны окружающей среды как управленческого процесса. Материалы диссертации направлены на решение вопросов, актуальных для административно-правовой науки и практики управления охраной окружающей среды, и имеют методологическое значение для исследуемой проблематики.
Практическая значимость работы обусловливается тем, что ее результаты направлены на совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность публичной администрации, при разработке нормативных правовых актов, повышении эффективности государственного управления и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Фурцева О.Н. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по
материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.- Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 6.
Фурцева О.Н. Проблемы административной ответственности в сфере экологии // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола,
10 посвященного Дню Конституции Российской Федерации г. Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород: «Эпицентр», 2017. - с.6.
Структура диссертационной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
При этом, в условиях нарастающего проявления глобального экологического кризиса, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности рассматриваются с правовой точки зрения как жизненно необходимые меры.
Охрана окружающей среды является одним из важных аспектов многогранной деятельности государства, дает возможность сохранить воспроизвести и обеспечить экологический баланс в природе, нормальное существование, развитие самого человека и общества. Экологические приоритеты диктуются очевидными изменениями в глобальном масштабе.
Так, государственная политика Российской Федерации в отношении природных ресурсов и охраны окружающей среды в последние годы находится в непрерывном процессе реформирования . Существенные изменения происходят во всех ее основных сферах, в том числе и в структуре органов управления природными ресурсами.
Следует отметить, что реформирование не всегда носит оправданный характер, и часто не имеет четко выраженной цели и ясного плана проведения.
В связи с этим, возникает множество конфликтов, проявляющихся в спорах и правонарушениях. Для создания оптимальной системы административно-правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды целесообразно проанализировать сложившуюся современную отечественную и зарубежную теорию и практику.
Изучение зарубежного административного законодательства и правоприменительной практики в сфере природопользования и охраны окружающей среды необходимо как для проведения сравнительного анализа современного состояния российского и зарубежного права, так и для заимствования всего лучшего, что накоплено в других странах.
Кроме того, по мере глобализации и интернационализации деятельности по охране окружающей среды и природопользованию идет процесс гармонизации национального законодательства.
Все это определяет актуальность научного исследования вопросов административно-правового регулирования в данной сфере в России и за рубежом.
Несомненный научный и практический интерес к выбранной теме диссертационного исследования обусловлен тем, что в современной науке отсутствуют полные и всесторонние сравнительные исследования вопросов управления природопользованием и охраной окружающей среды в России и зарубежных странах. Кроме того, действующее отечественное законодательство в сфере охраны окружающей среды, а также в области земельных, водных, горных и лесных отношений подвержено частым изменениям.
Такая стремительная модернизация препятствует своевременному научно-практическому осмыслению новелл законодательства, что в свою очередь актуализирует выбранную тему для исследования.
Объектом диссертационного исследования стали общественные отношения, возникающие в процессе реализации административно правовых норм регулирующих охрану окружающей среды.
Предметом диссертационного исследования выступили
теоретические и нормативно-правовые основы, закрепляющие административно-правовое регулирование общественных отношений, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды.
Целью диссертационного исследования стал комплексный анализ норм административного законодательства в совокупности, составляющих концепцию государственной политики и совершенствования
законодательства в области охраны окружающей среды
Для достижения указанной цели в рамках данного диссертационного исследования были поставлены соответствующие задачи:
- провести ретроспективный анализ пути развития
правоотношений в сфере охраны окружающей среды;
- проанализировать нормативно-правовые акты,
регламентирующие сферу охраны окружающей среды;
- рассмотреть общепризнанные международно-правовые
принципы в сфере охраны окружающей природной среды;
- рассмотреть административно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды;
- выработать рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования сфере охраны окружающей среды.
Методологической основой диссертационного исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода, типологического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).
Нормативной базой диссертационного исследования послужили положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, а также зарубежное законодательство по данной тематике.
Эмпирической базой исследования стали документы регулирующие механизм реализации контрактной системы в сфере закупок о порядке осуществления государственных и муниципальных закупок, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты Минфина России, судебных актов Конституционного Суда РФ, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций РФ.
Теоретической основой диссертационного исследования определившего предмет работы, стали достижения отечественной юридической науки, нашедшие выражение в работах ученых трудах, таких как: С.С. Алексеева, В.С. Афанасьева, М.И. Байтина, Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.Н. Кудрявцева, Д.А. Керимова, Е.Г. Краюшкиной, Е.А. Козловского, А.Н. Курского, Е.Н. Панфилова, А.И. Перчика.. научные труды ведущих ученых по проблемам теории права, а также в иных областях научных знаний.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что данная работа представляет собой исследование, в котором учитывается накопленный за последние годы положительный опыт управленческой деятельности органов государственной власти России и публичных субъектов зарубежных стран, а так же теоретическую разработку вопросов в сфере охраны окружающей среды.
Выявлены пробелы и недостатки законодательного и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в сфере охраны окружающей природной среды.
Результатом исследования являются теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной области.
Проведенное диссертационное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды целесообразно понимать как, системную деятельность государственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, и их должностных лиц направленную на упорядочение общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды, в целях достижения и обеспечения благоприятной окружающей среды для человека и сохранения естественных экосистем и биологического разнообразия, а так же по практическому воплощению стратегии экологической безопасности Российской Федерации.
2. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды определено автором как законодательно регламентированная деятельность уполномоченных властными полномочиями органов публичной власти, а так же ее должностных лиц по организации и обеспечению выявления, изучения, рационального освоения и охраны природных ресурсов, их воспроизводству, и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
3. Под системой административно-правового регулирования охраны окружающей среды предлагается понимать предусмотренную действующими законодательством совокупность правовых средств, применяемых органами государственной власти, в целях оперативного реагирования государственного управления на общественные отношения в целях выявления, изучения, рационального освоения, охраны природных ресурсов и их воспроизводству, а так же обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
4. Проанализировав действующие нормы международного и национального законодательства в сфере охраны окружающей среды, целесообразно дополнить статью 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» следующими принципами:
- принцип загрязнитель платит;
- принцип четкого разграничения полномочий, как между федеральными органами экологического управления, так и их должностными лицами;
- принцип независимости деятельности федеральных органов экологического управления от хозяйствующих субъектов;
- принцип ответственности федеральных органов экологического управления и их должностных лиц.
Данные принципы должны получить законодательное закрепление для гарантированного их соблюдения.
5. Отсутствие в нормативно правовой базе закона закрепляющего систему федеральных органах экологического управления на практике влечет за собой неэффективную реализацию основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В этой связи целесообразно разработать и принять Федеральный закон «О системе федеральных органах экологического управления» в целях упорядочения функционирования системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, для обеспечения эффективности управления в указанной сфере в Российской Федерации.
Данный закон должен регулировать такие вопросы, как: основные понятия, цели, задачи и принципы функционирования федеральных органов исполнительной власти, их структуру и компетенцию, вопросы, регламентирующие деятельность данных органов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость диссертации предопределена актуальностью и новизной затронутых в работе проблем и состоит в углублении и расширении научных знаний в сфере административно-правового регулирования охраны окружающей среды.
В свою очередь это позволило решить приоритетные задачи в сфере административно-правового регулирования охраны окружающей среды как управленческого процесса. Материалы диссертации направлены на решение вопросов, актуальных для административно-правовой науки и практики управления охраной окружающей среды, и имеют методологическое значение для исследуемой проблематики.
Практическая значимость работы обусловливается тем, что ее результаты направлены на совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность публичной администрации, при разработке нормативных правовых актов, повышении эффективности государственного управления и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Фурцева О.Н. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по
материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.- Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 6.
Фурцева О.Н. Проблемы административной ответственности в сфере экологии // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола,
10 посвященного Дню Конституции Российской Федерации г. Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород: «Эпицентр», 2017. - с.6.
Структура диссертационной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Г осударственное регулирование в России в сфере охраны окружающей среды в последние годы претерпевает непрерывное и значительное реформирование. Существенные изменения, происходящие в структуре органов управления природными ресурсами, не всегда носят оправданный характер. Они часто не имеют ясного плана проведения и четко выраженной цели. При этом возникает множество конфликтов, выражающихся в спорах и правонарушениях.
В диссертационном исследовании автором учтен накопленный за последние годы положительный опыт административно-правового регулирования деятельности публичных субъектов как зарубежных стран, так и России в сфере охраны окружающей среды, что позволило решить приоритетные задачи, поставленные в исследовании.
Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды определено автором как законодательно регламентированная деятельность уполномоченных властными полномочиями органов публичной власти, а так же ее должностных лиц по организации и обеспечению выявления, изучения, рационального освоения и охраны природных ресурсов, их воспроизводству, и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
Под системой административно-правового регулирования охраны окружающей среды предлагается понимать предусмотренную действующими законодательством совокупность правовых средств, применяемых органами государственной власти, в целях оперативного управленческого воздействия на общественные отношения по поводу выявления, изучения, рационального освоения, охраны природных ресурсов и их воспроизводству, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
В рамках проведенного исследования впервые в отечественной административно-правовой науке комплексному сравнительному анализу подвергнуто правовое положение практически всех основных органов публичной администрации в сфере охраны окружающей среды как в России, так и зарубежных государствах. Рассмотрены основные этапы становления законодательства об охране окружающей среды в России.
В работе также проанализирован процесс формирования структуры публичных органов зарубежных стран, произошедний путем значительной централизации. При этом отмечено, что особенность системы управления охраной окружающей среды,- в отличие от систем управления другими объектами, выражена в наличии большого числа консультативных органов, основным назначением которых является информирование своих правительств о состоянии окружающей среды и прогнозирование негативных воздействий на нее.
В централизованную публичную администрацию в сфере природопользования и охраны окружающей среды автором включаются органы, работающие непосредственно под руководством Президента РФ и Правительства РФ, им подотчетные и несущие перед ними ответственность за свою деятельность: Администрация Президента РФ и Аппарат
Правительства РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов РФ. Исполнительно-властная природа полномочий Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ позволила сделать вывод о признании указанных структур в качестве субъектов публичной администрации.
Особо автором отмечен тот факт, что система органов исполнительной власти субъектов РФ во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ также входит в единую систему исполнительной власти в России. Президент РФ формирует не только структуру федеральных органов исполнительной власти, но и опосредованно региональную структуру органов
106
исполнительной власти, которые в целом образуют единую систему
исполнительной власти России и входят в централизованную публичную
администрацию.
Следует отметить, что нередко перед государством встают вопросы, требующие быстрого реагирования и специализированного подхода, а жесткая министерская система не способна найти адекватные решения чрезвычайных проблем.
В связи с этим в большинстве стран мира образуются специальные автономные структуры, - децентрализованные органы, - призванные самостоятельно выполнять определенные функции и решать конкретные вопросы.
Их правовое положение специфично для каждой отдельно взятой страны, однако, проведенный анализ зарубежного законодательство, выявил ряд общих черт, характерных для всех независимых ведомств. Это позволило автору сформулировать дефиницию «децентрализованная публичная администрация», определяемую как административно- и финансово¬автономные органы управления специальной - компетенции, являющиеся субъектами публичного права, не включенными в иерархическую административную структуру централизованной администрации,
находящиеся в ведении либо главь1 государства, либо главы правительства, либо центральной или местной публичной администрации, не подчиняющиеся им, но контролирующиеся ими только по стратегическим вопросам управления, и несущие ответственность перед контролирующими органами за законность своих действий.
Модернизация структуры федеральных органов исполнительной власти РФ привела к распределению функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти по характеру их компетенции. Но на практике сохранить установленную типизацию функций и органов исполнительной власти не удалось.
Так, например, такая важная функция, как выработка государственной политики, не имеет должной правовой регламентации: ни в указах Президента РФ, ни в постановлениях Правительства РФ, ни в положениях о министерствах не закреплены порядок и принципы ее реализации.
В диссертационном исследовании выявлены и предложены пути решения проблем современного развития институциональных основ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России, среди которых: приведение в соответствие правовой регламентации публичных субъектов в данной сфере согласно действующего законодательства, уточнение их административно-правового статуса и вопросов взаимодействия.
В целом существующую структуру органов государственного управления природными ресурсами России можно охарактеризовать как громоздкую, внутренне противоречивую и малоэффективную. Эту структуру предлагается упростить, сделав ее значительно более четкой и дееспособной.
На основе сравнительного анализа деятельности органов публичной администрации зарубежных стран и России оптимальным решением вопросов организации эффективной структуры органов государственного управления природными ресурсами России, по мнению автора, будет сосредоточение всех функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере в одном органе (министерстве). Дополнительно автором предложено подчинение министерству, ответственному за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в данной области, всех агентств, реализующих функции управления природными ресурсами и охраной окружающей среды. Необходима также передача всех контрольных и надзорных функций одной службе, подчиненной Правительству РФ. Далее все функции оказания государственных услуг нужно передать специально созданным децентрализованным организациям, преобразовав для этого различного рода подведомственные организации, подлежащие приватизации.
В диссертационном исследовании отмечены проблемы и противоречия действующего административного законодательства в рассматриваемой сфере.
В диссертационном исследовании автором учтен накопленный за последние годы положительный опыт административно-правового регулирования деятельности публичных субъектов как зарубежных стран, так и России в сфере охраны окружающей среды, что позволило решить приоритетные задачи, поставленные в исследовании.
Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды определено автором как законодательно регламентированная деятельность уполномоченных властными полномочиями органов публичной власти, а так же ее должностных лиц по организации и обеспечению выявления, изучения, рационального освоения и охраны природных ресурсов, их воспроизводству, и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
Под системой административно-правового регулирования охраны окружающей среды предлагается понимать предусмотренную действующими законодательством совокупность правовых средств, применяемых органами государственной власти, в целях оперативного управленческого воздействия на общественные отношения по поводу выявления, изучения, рационального освоения, охраны природных ресурсов и их воспроизводству, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества.
В рамках проведенного исследования впервые в отечественной административно-правовой науке комплексному сравнительному анализу подвергнуто правовое положение практически всех основных органов публичной администрации в сфере охраны окружающей среды как в России, так и зарубежных государствах. Рассмотрены основные этапы становления законодательства об охране окружающей среды в России.
В работе также проанализирован процесс формирования структуры публичных органов зарубежных стран, произошедний путем значительной централизации. При этом отмечено, что особенность системы управления охраной окружающей среды,- в отличие от систем управления другими объектами, выражена в наличии большого числа консультативных органов, основным назначением которых является информирование своих правительств о состоянии окружающей среды и прогнозирование негативных воздействий на нее.
В централизованную публичную администрацию в сфере природопользования и охраны окружающей среды автором включаются органы, работающие непосредственно под руководством Президента РФ и Правительства РФ, им подотчетные и несущие перед ними ответственность за свою деятельность: Администрация Президента РФ и Аппарат
Правительства РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов РФ. Исполнительно-властная природа полномочий Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ позволила сделать вывод о признании указанных структур в качестве субъектов публичной администрации.
Особо автором отмечен тот факт, что система органов исполнительной власти субъектов РФ во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ также входит в единую систему исполнительной власти в России. Президент РФ формирует не только структуру федеральных органов исполнительной власти, но и опосредованно региональную структуру органов
106
исполнительной власти, которые в целом образуют единую систему
исполнительной власти России и входят в централизованную публичную
администрацию.
Следует отметить, что нередко перед государством встают вопросы, требующие быстрого реагирования и специализированного подхода, а жесткая министерская система не способна найти адекватные решения чрезвычайных проблем.
В связи с этим в большинстве стран мира образуются специальные автономные структуры, - децентрализованные органы, - призванные самостоятельно выполнять определенные функции и решать конкретные вопросы.
Их правовое положение специфично для каждой отдельно взятой страны, однако, проведенный анализ зарубежного законодательство, выявил ряд общих черт, характерных для всех независимых ведомств. Это позволило автору сформулировать дефиницию «децентрализованная публичная администрация», определяемую как административно- и финансово¬автономные органы управления специальной - компетенции, являющиеся субъектами публичного права, не включенными в иерархическую административную структуру централизованной администрации,
находящиеся в ведении либо главь1 государства, либо главы правительства, либо центральной или местной публичной администрации, не подчиняющиеся им, но контролирующиеся ими только по стратегическим вопросам управления, и несущие ответственность перед контролирующими органами за законность своих действий.
Модернизация структуры федеральных органов исполнительной власти РФ привела к распределению функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти по характеру их компетенции. Но на практике сохранить установленную типизацию функций и органов исполнительной власти не удалось.
Так, например, такая важная функция, как выработка государственной политики, не имеет должной правовой регламентации: ни в указах Президента РФ, ни в постановлениях Правительства РФ, ни в положениях о министерствах не закреплены порядок и принципы ее реализации.
В диссертационном исследовании выявлены и предложены пути решения проблем современного развития институциональных основ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России, среди которых: приведение в соответствие правовой регламентации публичных субъектов в данной сфере согласно действующего законодательства, уточнение их административно-правового статуса и вопросов взаимодействия.
В целом существующую структуру органов государственного управления природными ресурсами России можно охарактеризовать как громоздкую, внутренне противоречивую и малоэффективную. Эту структуру предлагается упростить, сделав ее значительно более четкой и дееспособной.
На основе сравнительного анализа деятельности органов публичной администрации зарубежных стран и России оптимальным решением вопросов организации эффективной структуры органов государственного управления природными ресурсами России, по мнению автора, будет сосредоточение всех функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере в одном органе (министерстве). Дополнительно автором предложено подчинение министерству, ответственному за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в данной области, всех агентств, реализующих функции управления природными ресурсами и охраной окружающей среды. Необходима также передача всех контрольных и надзорных функций одной службе, подчиненной Правительству РФ. Далее все функции оказания государственных услуг нужно передать специально созданным децентрализованным организациям, преобразовав для этого различного рода подведомственные организации, подлежащие приватизации.
В диссертационном исследовании отмечены проблемы и противоречия действующего административного законодательства в рассматриваемой сфере.



