ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ 6
1.1. История создания малого бизнеса 6
1.2. Понятия и функции малого бизнеса 14
1.3. Преимущества и недостатки малых форм организации бизнеса 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУЛИКЕ ТАТАРСТАН 29
2.1. Современное состояние регионального малого бизнеса 29
2.2. Инфраструктура государственной поддержки регионального малого
бизнеса 39
2.3. Факторы,сдерживающие развитие регионального малого бизнеса 45
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 52
3.1. Стратегические альтернативы развития малого бизнеса в регионе 52
3.2. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Развитие малого предпринимательства началось тогда, когда сломался механизм, утверждающий что у всех людей должны быть равные возможности и перспективы. Многие начали понимать, что их благосостояние в их же руках. С таким явлением как малый бизнес мы сталкиваемся каждый день, и каждый человек, даже не вовлеченный в его систему, должен быть ознакомлен с ней.
Развитие рыночных отношений и проведение соответствующих реформ определили необходимость формирования предприятий малого бизнеса. В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности. Такое заявление сделал Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию России.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно в современных условиях экономического развития субъекты малого бизнеса выступают главной фигурой в развитии нашей страны. По сравнению с крупными предприятиями, эффективность функционирования малого бизнеса определяется некоторыми преимуществами, о которых пойдет речь в моей работе. Предприятия малого бизнеса имеют существенный потенциал роста и гибкое рыночное поведение, что позволяет выживать и развиваться. Для того чтобы вести активную предпринимательскую деятельность, нужно обеспечить доступ к ресурсам, которые дадут возможность в полном объеме использовать потенциал экономических агентов. Также важно отметить, малый бизнес имеет социальную основу, так как обеспечивает граждан рабочими места, следовательно, и материальными благами.
Если в прошлом, малый бизнес создавался, как результат желания многих открыть собственное дело, сейчас создание малых предприятий зачастую инициируется более крупными компаниями. Это объясняется тем, что малое предприятие может осуществлять отдельный вид производства и устанавливать тесную связь с рынком.
Показатель изученности данной темы достаточно высок. Но, несмотря на это, малый бизнес требует более детального и глубокого рассмотрения. Исследованием малого и среднего предпринимательства занимались такие ученые, как: А.Маршал, К.Бодо, Ф.Найт, А.Смит.
Целью данной работы является анализ текущего состояния малого бизнеса в регионе Республика Татарстан, выявление и проблем и путей их решения.
Выше поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- анализ теоретических основ малого бизнеса в регионе
- диагностика проблем развития малого бизнеса в Республике Татарстан
- определение основных направлений в развитии малого бизнеса в Республике Татарстан. В процессе анализа были использованы методы эмпирического исследования, такие как сравнение, наблюдение ,измерение и обобщение.
Объектом исследования является малый бизнес Республики Татарстан.
Предметом исследования данной работы являются система организации экономических отношений возникающих в процессе решения проблем развития малого бизнеса.
Структура данной работы включает в себя введение, три раздела, включающие подразделы, выводы и предложения, список использованной литературы.
Введение отображает актуальность выбранной темы, определение целей и задач исследования.
Первая глава - «Теоретические основы малого бизнеса в регионе» рассматривает основные понятия и функции малого бизнеса, исторические аспекты создания малого предпринимательства.
Вторая глава «Диагностика проблем развития малого бизнеса в Республике Татарстан» содержит анализ текущего состояния регионального малого бизнеса и формы государственной поддержки.
Третья глава «Направления развития малого бизнеса в Республике Татарстан» включает в себя мероприятия направленные на развитие бизнеса в Республике Татарстан.
В заключении представлены выводы и предложения по итогам проделанной работы.
В процессе написания дипломной работы были использованы учебники и учебные пособия по малому и среднему предпринимательству, экономике, материалы сборников научно-практических конференций, открытые публикации с различных интернет-сайтов, статьи.
Сегодня много говорится о развитии малого бизнеса. Несмотря, на важность вышеперечисленных проблем, малое предпринимательство в регионе имеет дальнейшие перспективы для существенного развития. Стоит выделить малый бизнес как важную составляющую единицу в экономике страны, региона. Он обеспечивает стабильность рыночных отношений, эффективность производства, привлечение большого количества людей в этот сегмент которые способны раскрыть свой потенциал. Для достижения поставленной цели исследования решены следующие задачи:
- изучены теоретико-методологические основы малого бизнеса в регионе;
- исследованы проблемы развития малого бизнеса в Республике Татарстан;
- определены направления развития малого бизнеса в Республике Татарстан;
Анализ теоретических основ позволяет сформировать представление о малом бизнесе. Бизнес называется малым, если штат его работников составляет до 100 человек. Предпринимателями могут быть как физические, так и юридические лица. Целью активности предпринимателя, как правило, является производство и предложение такого товара, который имеет спрос и приносит прибыль. Для успешного существования необходима прибыль, а чтобы была прибыль, необходимо превосходить всех остальных в своем производстве, быть уникальными.
Малое предпринимательство - опора крупных фирм, так как большой выпуск продукции вызывает потребность в услугах по ремонту и обслуживанию.
Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства. В силу внутренних преимуществ, которые основываются на внутренней самореализации можно сделать вывод
что малые предприятия утверждаются на рынке не только количественно но и качественно.
Малый бизнес выполняет следующие функции: рост налоговых поступлений, преобразование сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов, гибкость экономической системы, формирование конкурентной среды, снижение социальной напряженности в стране, обеспечение роста занятости населения Развитие малых предприятий также позволяет повышать экспортный потенциал, расширять потребительский сектор, использовать местные сырьевые ресурсы.
На основе проведенной диагностики проблем малого бизнеса в Республике Татарстан можно увидеть, что доля оборота малых и средних предприятий в обороте организаций всех видов деятельности составила 23,3 % , в том числе доля оборота малых предприятий - 19,1%,средних предприятий - 4,2 %. Оборот малых и средних предприятий за 2015 г. оценивается в сумме 828121,37 млн.руб., что на 9,06 % выше уровня соответствующего периода 2011 г.
По видам экономической деятельности, наблюдается высокая доля предприятий, которые занимаются оптово-розничной торговлей, что составляет 57 % для субъектов малого предпринимательства и 47,6 % для субъектов среднего предпринимательства. Следует учесть, что занятость малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли способствует росту инфляции, что снижает вклад малых предприятий в развитие региональной экономики. Это подтверждается данными контрольных органов : именно в оптово-розничной торговле происходит бесконтрольное наращивание цен на потребительские товары ежедневного спроса в 2-6 раз.
На март 2017 г. на территории Республики Татарстан функционирует 158 478 малых предприятий, на всей территории Приволжского Федерального округа работает 1 084 485 предприятий.
Исходя из анализа состояния малого бизнеса Республике Татарстан можно сделать выводы, что несмотря на кризисные годы, продолжается рост числа малых и средних предприятии. Особой привлекательной отраслью является оптово-розничная торговля, что объясняется снижением государственного контроля за ростом цен.
Можно заключить что, для формирования благоприятной бизнес среды важную роль играет государственная поддержка. На данный момент функционирует целая инфраструктура государственной поддержки малого бизнеса, существуют организации, которые содействуют развитию малого бизнеса, перераспределяют финансовую помощь из федерального и регионального бюджета малому бизнесу в наиболее востребованные сферы.
Государственная поддержка существует в таких формах как:
- финансовая и информационно-консультативная;
- инновационная;
-имущественная;
В результате проведенного исследования, были выявлены критерии, сдерживающие развитие малого бизнеса. К таковым относятся: недостаточное финансирование на уровне исполнительных органов, сложные условия деятельности малого бизнеса, разработка действенной политики в вопросах регулирования конкуренции крупных неэффективных частных предприятий- монополистов.
Можно сказать, что в Республике Татарстан сформирована необходимая среда для развития малого бизнеса, которая направлена на выработку решений по устранению проблем развития бизнеса, снижению административных барьеров, внедрению эффективных практик.
Данное исследование показывает, что основой развития региона является внедрение и развитие во всех без исключения отраслях инноваций, создание благоприятного инвестиционного климата на территории региона. На сегодняшний день, актуальным становится внедрение собственных инновационных разработок. Базу и ресурсы составляют: Центр поддержки предпринимательства, 4 региональных центра инжиниринга, 2 ИТ-парка,
Гарантийный фонд, 2 Центра Прототипирования, Агропромпарк, Центр поддержки экспорта, Центр кластерного развития, 3 промышленных парка, центр микрофинансирования. Вследствие проведенного анализа, было выявлено, что существенным инструментом, который стимулирует развитие малого бизнеса, является система государственных и муниципальных заказов.
Можно заключить, что процесс взаимодействия государства и бизнеса должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости.
На основании проведенного анализа, для успешного ведения бизнеса, было предложено проводить оценку эффективности деятельности предприятия ежеквартально.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. были сформулированы стратегические альтернативы развития малого бизнеса:
1. Инерционный сценарий развития;
2. Инновационный сценарии развития;
3. Оптимальный сценарий развития;
Самым оптимальным сценарием на наш взгляд является осуществление оптимального сценария развития, который включает в себя элементы инерционного и инновационного сценариев, путем перехода от «средне технологического» уровня развития к «высоко технологическому». В результате анализа, планируемая выручка от реализации товаров, услуг малого бизнеса в расчете на одного занятого к 2040 г. будет составлять 6858,60 тыс.руб., соответственно прирост с 2016 г. получается 4631,76 тыс. руб.
В заключении следует отметить, что необходимо развитие не только базовых отраслей, но и новых: ИТ-сектор, сфера фармацевтики, био - и нанотехнологии, финансовая деятельность.
Таким образом, можно сделать общий вывод, при профессионализме руководства и грамотности, можно сформировать прогрессивный характер предпринимательства, сделать бизнес эффективным и прибыльным.
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] / Консультант Плюс - надежная правовая поддержка. - Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2017)
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2096-р от
15.11.2012 г. «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/inyestmentpolicy/doc20I2.111 5 09(Дата обращения: 09.04.2017)
3. Инвестиционная стратегия Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Татарстан. - URL: http://mert.tatarstan.ru/ (дата обращения 10.04.2017)
4. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан
до 2030 г. [Электронный ресурс]: 2 редакция / «Проект Татарстан- 2030». - URL:
http: //tatarstan2030.ru/UserF iles/Files/Strategy_RT_2704.pdf (Дата
обращения: 14.04.2017)
5. Указ Президента Республики Татарстан от 11 октября 2012 г. №УП-871 [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Татарстан. - URL: http://mert.tatarstan.ru (дата обращения 27.03.2017)
Статьи
6. Абдуллина, С.Н. Малый и средний бизнес Республики Татарстан в условиях кризиса / С.Н. Абдуллина, К.Г. Сафиуллина, Л.Р. Г аауллина // Казанский Экономический Вестник. - 2016. - №4 (24). - С.80-87
7. Беспалова, Ю.А. Стратегические направления совершенствования развития малого бизнеса в России / Ю.А. Беспалова // Электронный научный журнал. - 2016. - №9(12). - С.329-332
8. Карпухин, А.И. Индекс развития малого бизнеса // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №30 (123). - С. 58-64
9. Такмашева, И.В. Использование стратегического подхода к развитию малого бизнеса региона / И.В. Такмашева // Научный журнал. - 2016. - №10(11). - С.29-34
10. Ямков, М.П. Проблемы развития малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях // Управление устойчивым развитием. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет. - 2016. - № 5(06). - С.42-45
11. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2009. № 9(345).
12. Дынкин А. Глобальный финансовый кризис: неопределенность
сценариев. Мировой кризис: угрозы для России //Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5.
13. Заславская О.Ю. Кто поможет малому бизнесу /Российская газета от 27.11.09 г.
14. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе. // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4 (133).
15. Статья «До мелких дошло - малый и средний бизнес стал доверять облачным технологиям» Станислав Сикачин менеджер по развитию бизнеса Cisco Российская Бизнес-газета выпуск № 937 от 4 марта 2014 г.
Книги
16. Радев В.А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и
реальность// Вопросы экономики, №7, с. 72, 2001г
17. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ - 511с. 2007г.
18. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 - 67
19. А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.
20. Жук A.A. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. М.:МГИМО. №3-4 (10-11). 2009
21. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: Книжный Дом, 2004,с.
17.
22. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. 8_е перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003г.
23. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА- М, 2007. - С. 75.
24. Худокормов А.Г. История экономических учений. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 82.
25. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика,
2004. - С. 156.
26. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. 4-е изд.,испр. и доп. М.: ИНФРА-М,
27. Белых В.С. «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография». М.: Проспект, 2005. - С. 211.
28. Давлетов И. И., Черданцев В. П., Тронина М. В. Стратегическое управление инновационными процессами в организации: учебное пособие. ФГБОУ ВО «Пермская ГСХА». Пермь, 2015. - 290 с.
29. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. - 96 с.
30. Всероссийской научно-практической конференции / под научной ред. В.И. Будиной. - Пенза, 2014. - С. 41-45
31.Черникова Л.И., Хотинская Г.И. Системные трансформации в макро- и микрофинансах. - М., 2014.
32. Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, И.Ю. Криночкин, Т.А. Воронова. - М.: КНОРУС, 2015. - 180 с.
33. Организация предпринимательской деятельности. Под общей редакцией профессора А. С. Пелиха, 2003 г.,
34. Бизнес-планирование на предприятии: учебник. /Дубровин И.А., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2016 г., с 186-190.
35. Волков, О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. Серия: Высшее образование / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - Москва: Высшая школа, 2011. - 280 с.
36. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий //
ЭКО. - 2008. - №4. - С. 67-75.
37. Лядова Е.В. Особенности инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства на разных этапах жизненного цикла // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №6. - С. 105-110
38. Прокопьева И.П. и др. Технопарки как инструмент повышения эффективности малого и среднего инновационного
предпринимательства // Высшее образование сегодня. - 2011. - №10. - С. 3-7
39. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса // ЭКО. - 2009. - №1. - С. 164-177.
40. Тарасенко А. Проблемы малого инновационного бизнеса // Экономист. - 2011. - №10. - с. 45-50.
41. Халимова С.Р. Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. - 2011. - №8. - С. 25-34.
42. Шиганов В.В. Совершенствование взаимодействия малых и крупных предприятий в промышленности // Региональная экономика. - 2008. - №24. - С. 12-16.
43.Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. - 2010. - № 8. - С. 29-40.
44. Суглобова А.Е. и др. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика. - 2008. - №
19. - С. 5-14
45. Преображенский Б. и др. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве // Предпринимательство. - 2007. - №6. -
С. 68- 72.
46. Нуриджанов А.Э. Значение проактивных социальных технологий управления организационным развитием для малого предпринимательства // Соц.политика и социология. - 2010. - № 8. - С. 296-301.
47. Кулапина Г. Интеллектуальное обслуживание предпринимательства в сфере малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. -
2009. - №5. - С. 76-84.
48. Васина Н.В. Модернизация системы отбора кадров для сферы малого предпринимательства // Соц.политика и социология. - 2010. - № 10. - С. 99-114.
49. Горбачев А. «Философия» маркетинга в малом бизнесе // Предпринимательство. - 2008. - №2. - С. 41-46
50. Ершов Е.Г. Инновационный бизнес-инкубатор в инфраструктуре поддержки малых предприятий // Экономика, статистика и информатика. - 2011. - №2. - С. 36-44.
Электронные ресурсы
51. Гладарев, Б. Условия начала и ведения бизнеса в Республике Татарстан: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. - URL: ЬЬр://^аМап2030.ги/соП:епИ67(дата обращения 21.04.2017)
52. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по Российской Федерации от 10.03.2017 [Электронный ресурс] Официальный сайт. - URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения
11.03.2017)
53. ЖураковскийА.С. Обеспечение согласованности элементов
инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Диссертация на
соискание ученой степени кандидата экономических наук / А.С. Жираковский. -. - Тамбов., 2014. - 150 с. - URL: http://disser.tsutmb.ru (дата обращения 14.04.2017)
54. Заседание Комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в Приволжском федеральном округе от 22.03.2017 г. [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Татарстан. - URL:http://mert.tatarstan.ru (дата обращения
24.03.2017)
55. Исследования предпринимательства и бизнес-климата [Электронный ресурс] / Аналитический центр НАФИ. - URL: http://nafi.ru/ (дата обращения 20.03.2017)
56. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. [Электронный ресурс] / Консультант Плюс - надежная правовая поддержка. - Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.03.2017
57.Отчеты об исполнении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Татарстан. - URL:
http://mert.tatarstan.ru/rus/otcheti-ob-ispolnenii-plana-meropriyatiy.htm (Дата обращения: 09.04.2017)
58. Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения
21.03.2017)
59. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 08.03.2017)
60. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Татарстан. - URL: http: //smb .gov.ru (дата обращения 15.03.2017)
61. Дуборкина И.А. К вопросу о моделях стратегического управления на предприятиях сферы сервиса //- 2014. -№ 2 (2).[Электронный ресурс]:
URL: http://electronic-
journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2007_2 (дата обращения:
15.03.2017) .
62. Хаванова Н.В., Бокарева Е.В. Эволюция системы оказания услуг по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне //.
2015. - Т. [Электронный ресурс]:
URL: http: //electronicj oumal .rguts .ru/index.php?do=cat&category=2015_3 (дата обращения: 15.03.2017).