Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которые составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме, которые составили контрольную группу.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
1.1 Социально-коммуникативное развитие дошкольников 5
1.2 Специфика общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Экспериментальное изучения специфики сформированности навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обеспечение исследования 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования специфики общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 34
Цель исследования – изучить теоретическим и экспериментальным путем показать специфику формирования общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – общение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – специфика формирования общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР не сформированы навыки, необходимые для продуктивного процесса общения со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Определить сущность социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать специфику формирования общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Проанализировать по результатам экспериментального исследования специфику формирования общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, математическая обработка результатов тестирования (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования. Материалы данной курсовой работы могут быть полезны для педагогов, воспитателей детских садов и для родителей, для формирования общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которые составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме, которые составили контрольную группу.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Язык и речь – основы социального взаимодействия. Без них все это крайне затруднено, также как эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. Многие дети с нарушениями развития не могут полноценно овладеть многоканальной коммуникацией, включающей в себя жесты, мимику, символику, речь и другие доступные для понимания средства передачи информации.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога в ситуации общения, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Общение старших дошкольников с ЗПР непроизвольно, не проявляется осознанность в построении развернутого связного диалогического высказывания. Для построения общения дети старшего дошкольного возраста с ЗПР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в состоянии сформированности навыков общения обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Вопросы языкознания. – 2016. – № 5. – С. 51-59.
2. Арушанова, А. Г. Истоки диалога. 5-7 лет / А. Г. Арушанова [и др.] ; под ред. А. Г. Арушановой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 186 с.
3. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников : онтогенез и дизонтогенез : монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – Москва : Прометей, 2018. – 191 с.
4. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Бизикова. – Нижневартовск, 2016. – 235 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб.пособие / В. К. Воробьева. – Москва : Астрель, 2015. – 158 с.
6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – С. 33-61.
7. Галиева, Е. В. Педагогические условия формирования общения у дошкольников с ЗПР / Е. В. Галиева, Н. Н. Бартош // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С. 24-29.
8. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
9. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : В. Секачев, 2017. – 265 с.
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. 4-е изд. доп. / В. П. Глухов. – Москва : Астрель, 2014. – 352 с.
11. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
12. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
13. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №1. – С.142-147.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Эксмо, 2017. – 112 с.
15. Ефимова, К. А. Общение и педагогические условия его формирования у старших дошкольников с ЗПР / К. А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
16. Игошина, Л. И. Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста с ЗПР / Л. И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 17-24.
17. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / Н. А. Ипполитова. – Москва : Проспект, 2017. – 344 с.
18. Каше, Г. А. Дефектология / Г. А. Каше. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 452 с.
19. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с ЗПР / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2017. – № 10. – С. 20-22.
20. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с ЗПР / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
21. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
22. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников с ЗПР / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С. 1988-1992.
23. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Москва : Издат. Центр «Академия», 2018. – С. 358-369.
24. Максимов, В. И. Русский язык и культура речи. Базовый курс : учеб. для бакалавров. / В.И. Максимов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 382 с.
25. Малетина, Н. С. Развитие речевого общения дошкольников с ЗПР / Н. С. Малетина. – Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского пед. института, 2015. – 185 с.
26. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников с ЗПР / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-38.
27. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста ; под ред. О. А. Акуловой и др. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – Ч. 3. – 214 с.
28. Рогова, И. М. Проблема формирования общения дошкольников с ЗПР в историческом аспекте / И. М. Рогова // Дефектология. – 2016. – №7. – С. 76-79.
29. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практич. пособие для бакалавров / под ред. В. Д. Черняк. – Москва : Питер, 2017. – 463 с.
30. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ЗПР / О. А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. –№ 3. – С. 86-88.
31. Слонь, О. В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр / О. В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С. 132-134.
32. Смольникова, Н .Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ЗПР / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2016 – 250 с.
33. Соколова, Т. С. Приемы развития диалогической речи дошкольников с ЗПР на занятиях в детском саду / Т. С. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №9. – С. 21-26.
34. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР / Л.Г. Соловьева // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2018. – С. 62-69.
35. Халилова, Л. Б. Детская речь : особенности речевых расстройств / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 410 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.