Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Работа №64667

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы40
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная выборка составила 10 детей старшего дошкольного возраста – 6-7 лет (5 мальчиков и 5 девочек). У всех детей диагностировано ФФНР.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения формирования функции фонематического слуха у детей дошкольного возраста 5
1.1. Формирование фонематического слуха в онтогенезе 5
1.2. Характеристика специфики проявления фонематического недоразвития у детей с разными видами речевых нарушений 9
1.3. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста по формированию фонематического слуха 15
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики нарушений фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 25
2.1. Организация и методика проведения эксперимента 25
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 28
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 36
Приложения 39


Несформированность или незрелость фонематических процессов у детей дошкольного возраста приводит к нарушению произношения – Р.Е. Левина и др. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков – Г.А. Каше. Отставание в сформированности фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР создаёт серьёзные препятствия для их познавательного развития. Без достаточной сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – фонематического анализа. В связи с этим считается целесообразным наиболее подробно изучить вопросы формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ФФНР. Необходимость решения обозначенной проблемы в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс формирования фонематического слуха у дошкольников.
Предмет исследования – особенности фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель исследования – изучение особенностей формирования у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием фонематического слуха.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе.
2. Рассмотреть клинико-педагогические аспекты фонематических нарушений.
3. Выявить особенности фонематического слуха у дошкольников с ФФНР.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование дошкольников, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части нашего исследования были детально изучены основные характеристики, входящие в понятие «фонематический слух», рассмотрены закономерности формирования фонетико-фонематических компонентов речевой системы в онтогенезе и у детей дошкольного возраста с разными видами речевых нарушений.
Анализ результатов исследования показал, что нарушения в сформированности фонематического слуха у старших дошкольников с ФФНР в основном выражаются в ошибках опознания фонем на материале звуков и слогов (так как в данных случаях отсутствует опора на семантическое значение предлагаемых для слухового восприятия языковых единиц). У детей встречаются нарушения дифференциации фонем, близких по артикуляционным и акустическим признакам, с преобладанием первых. Данные нарушения проявлялись в ошибках слуховой дифференциации слов-паронимов и слов, близких по звуковому составу. Однако нарушений в опознании фонем далеких по акустическим и артикуляционным признакам у старших дошкольников данной категории не наблюдалось.
Проведенное исследование экспериментально доказывает важность целенаправленной работы не только логопеда, но и воспитателя ДОУ по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с ФФНР. Воспитатель должен творчески подходить к выполнению рекомендаций логопеда, методических рекомендаций в процессе образовательной деятельности с детьми данной категории. Необходимо учитывать уровень актуального развития каждого ребенка, специфику дефекта, возрастные особенности. Это поможет продуманно подбирать имеющийся в литературе дидактический материал, а, самое главное, создавать свою методическую копилку.



1. Бочарникова, Н.С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н.С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 06.2.2021 г.)
2. Викжанович, С.Н. Характеристика системного недоразвития речи у детей дошкольного возраста / С.Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – С. 306-323.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 165 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2016. – 945 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство Пресс, 2016. – 125 с.
6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2016. – 60 с.
7. Горчакова, А.М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2017. – №5. – С. 5 – 12.
8. Жинкин, Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2016. – 288 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2016. – 288 с.
10. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
11. Кудрявцева, Л.А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста / Л.А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 248 с.
12. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2016. – 463 с.
13. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Альянс, 2017. – 368 с.
15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические исследования / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия. 2016. – 658 с.
16. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.
17. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. – Волгоград: Учитель, 2017. – 141 с.
18. Морозова, Е.Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе / Е.Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г.Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у дошкольников с нарушениями речи / Г.Е. Павлова // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 41-44.
20. Соболевская, Н.И. Произносительная сторона речи у детей с ФНН / Н.И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
21. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2016. – 456 с.
22. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 569 с.
23. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2018. – №3. – С. 23-25.
24. Усанова, О.Н. Логопедия / О.Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2016. – 452 с.
25. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 410 с.
26. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Эксмо, 2014. – 548 с.
27. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович.‐ М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 06.02.2021 г.).
29. Швачкин, Н.Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников / Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева, Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
30. Якимова, Н.Г. Воспитание у детей правильного произношения / Н.Г. Якимова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 28-34.
31. Яркова, Т.И. Нарушение фонетических процессов при ФНН / Т.И. Яркова // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 41-46.
32. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.
33. Яцук, Е.Н. Дети с расстройствами речи как проблема работы логопеда / Е.Н. Яцук // Дефектолог. – 2016. – №2. – С. 26-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ