Проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальная выборка составила 10 детей старшего дошкольного возраста – 6-7 лет (5 мальчиков и 5 девочек). У всех детей диагностировано ФФНР.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения формирования функции фонематического слуха у детей дошкольного возраста 5
1.1. Формирование фонематического слуха в онтогенезе 5
1.2. Характеристика специфики проявления фонематического недоразвития у детей с разными видами речевых нарушений 9
1.3. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста по формированию фонематического слуха 15
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики нарушений фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 25
2.1. Организация и методика проведения эксперимента 25
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 28
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 36
Приложения 39
Несформированность или незрелость фонематических процессов у детей дошкольного возраста приводит к нарушению произношения – Р.Е. Левина и др. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков – Г.А. Каше. Отставание в сформированности фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР создаёт серьёзные препятствия для их познавательного развития. Без достаточной сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – фонематического анализа. В связи с этим считается целесообразным наиболее подробно изучить вопросы формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ФФНР. Необходимость решения обозначенной проблемы в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс формирования фонематического слуха у дошкольников.
Предмет исследования – особенности фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель исследования – изучение особенностей формирования у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием фонематического слуха.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования фонематического слуха у дошкольников в онтогенезе.
2. Рассмотреть клинико-педагогические аспекты фонематических нарушений.
3. Выявить особенности фонематического слуха у дошкольников с ФФНР.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование дошкольников, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников.
В теоретической части нашего исследования были детально изучены основные характеристики, входящие в понятие «фонематический слух», рассмотрены закономерности формирования фонетико-фонематических компонентов речевой системы в онтогенезе и у детей дошкольного возраста с разными видами речевых нарушений.
Анализ результатов исследования показал, что нарушения в сформированности фонематического слуха у старших дошкольников с ФФНР в основном выражаются в ошибках опознания фонем на материале звуков и слогов (так как в данных случаях отсутствует опора на семантическое значение предлагаемых для слухового восприятия языковых единиц). У детей встречаются нарушения дифференциации фонем, близких по артикуляционным и акустическим признакам, с преобладанием первых. Данные нарушения проявлялись в ошибках слуховой дифференциации слов-паронимов и слов, близких по звуковому составу. Однако нарушений в опознании фонем далеких по акустическим и артикуляционным признакам у старших дошкольников данной категории не наблюдалось.
Проведенное исследование экспериментально доказывает важность целенаправленной работы не только логопеда, но и воспитателя ДОУ по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с ФФНР. Воспитатель должен творчески подходить к выполнению рекомендаций логопеда, методических рекомендаций в процессе образовательной деятельности с детьми данной категории. Необходимо учитывать уровень актуального развития каждого ребенка, специфику дефекта, возрастные особенности. Это поможет продуманно подбирать имеющийся в литературе дидактический материал, а, самое главное, создавать свою методическую копилку.
1. Бочарникова, Н.С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н.С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 06.2.2021 г.)
2. Викжанович, С.Н. Характеристика системного недоразвития речи у детей дошкольного возраста / С.Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – С. 306-323.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 165 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2016. – 945 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство Пресс, 2016. – 125 с.
6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2016. – 60 с.
7. Горчакова, А.М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2017. – №5. – С. 5 – 12.
8. Жинкин, Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2016. – 288 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2016. – 288 с.
10. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста / Г.А. Каше. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
11. Кудрявцева, Л.А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста / Л.А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 248 с.
12. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2016. – 463 с.
13. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Альянс, 2017. – 368 с.
15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические исследования / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия. 2016. – 658 с.
16. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64 с.
17. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. – Волгоград: Учитель, 2017. – 141 с.
18. Морозова, Е.Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе / Е.Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г.Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у дошкольников с нарушениями речи / Г.Е. Павлова // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 41-44.
20. Соболевская, Н.И. Произносительная сторона речи у детей с ФНН / Н.И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
21. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2016. – 456 с.
22. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 569 с.
23. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2018. – №3. – С. 23-25.
24. Усанова, О.Н. Логопедия / О.Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2016. – 452 с.
25. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 410 с.
26. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Эксмо, 2014. – 548 с.
27. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович.‐ М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 06.02.2021 г.).
29. Швачкин, Н.Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников / Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева, Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
30. Якимова, Н.Г. Воспитание у детей правильного произношения / Н.Г. Якимова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 28-34.
31. Яркова, Т.И. Нарушение фонетических процессов при ФНН / Т.И. Яркова // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 41-46.
32. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.
33. Яцук, Е.Н. Дети с расстройствами речи как проблема работы логопеда / Е.Н. Яцук // Дефектолог. – 2016. – №2. – С. 26-32.