1. Теоретические аспекты изучения региональной инвестиционной политики 7
1.1 Экономическая содержание инвестиционной политики государства 7
1.2. Региональная инвестиционная политика как основа 16
социально-экономического развития территории
1.3. Механизмы и инструменты реализации инвестиционной политики в регионах 24
2. Анализ и оценка региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан 37
2.1 Особенности инвестиционной политики Республики Татарстан 37
2.2 Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион 46
2.3 Инвестиционный климат и его влияние на экономическую безопасность Республики Татарстан 53
3. Перспективы развития региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан 65
3.1 Региональные программы и проекты как средство реализации инвестиционной политики 65
3.2. Совершенствование экономических механизмов инвестиционной политик в Республике Татарстан 72
3.3. Пути повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан 80
Заключение 92
Список использованных источников 96
В современных условиях возрастает роль регионов в решении проблем социально-экономического развития. Для того чтобы отдельный регион выступал сегодня в качестве донора федерального бюджета, он должен занимать активную инвестиционную позицию и совместно с бизнес-сообществом работать над повышением инвестиционной привлекательности своего территориального образования. Развитие инвестиционной деятельности является фундаментальным обеспечением достижения высоких показателей социального развития и преодоления последствий кризиса и экономических санкций.
Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любого региона. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, а так же всестороннее развитие инновационной сферы, которое приведет к освоению новых видов деятельности и созданию усовершенствованной продукции. Именно поэтому, одним из основных условий интенсивного социально- экономического развития региона является активизация как инвестиционной, так и инновационной деятельности.
В современных условиях хозяйствования инвестиции в инновационную сферу являются одним из главных источников экономического роста. От их оптимального использования зависят производственный потенциал региона, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Ни одна сфера экономики и общественной деятельности не может нормально развиваться без привлечения в нее инвестиций и осуществления регулярных инноваций.
Сегодня при многоуровневой стратегии территориального развития России, в которой сочетаются принципы управления сверху с внутренним саморегулированием не только регионы, но и отдельные города стали
субъектами самостоятельного принятия экономических решений и проведения определенной социально-экономической политики на своих территориях. Конечно, в условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации планов социально-экономического развития региона и муниципальных образований, а также отдельных целевых программ, необходимо привлекать дополнительные средства.
Привлечь инвестиции в регион можно только за счет создания условий для привлечения капитала, в том числе и иностранного, в регионы и хозяйствующие объекты на территории конкретного города. Кроме того, привлечение инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных способов преодоления кризисного, посткризисного состояния отечественной экономики, а также социально-экономического развития государства в целом и региона, города или отрасли в отдельности.
Привлечение инвестиций в экономику - это вопрос выживания и развития любого российского региона. Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.
Устойчивое развитие российской экономики, в том числе Республики Татарстан, невозможно без активизации инвестиционных процессов и роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики этого региона. В свою очередь, эффективность указанных процессов во многом определяется регуляторными и системными условиями их функционирования, методами организации и управления.
Поскольку многие регионы России предлагают зачастую схожие условия привлечения инвестиций в регион, то сегодня необходимо разрабатывать предложения, направленные на повышение конкурентоспособности Республики Татарстан, на то чтобы сделать этот регион более привлекательным для инвестора.
Все сказанное выше указывает на необходимость и актуальность исследования инвестиционной политики Республики Татарстан и направлений его оптимизации в современных условиях.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций, направленных на расширение возможностей привлечения иностранных инвестиций в экономику РТ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание инвестиционной политики государства
- рассмотреть региональную инвестиционную политику как основу социально-экономического развития территории;
- определить механизмы и инструменты реализации инвестиционной политики в регионах;
- изучить особенности инвестиционной политики Республики Татарстан;
- рассмотреть инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион
- рассмотреть инвестиционный климат и его влияние на экономическую безопасность Республики Татарстан
- изучить региональные программы и проекты как средство реализации инвестиционной политики;
- рассмотреть совершенствование экономических механизмов инвестиционной политики в Республике Татарстан;
- предложить пути повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
Объектом исследования является инвестиционная политика Республики Татарстан.
Предмет исследования: механизм привлечения инвестиций в регион и совершенствование инвестиционного потенциала Республики Татарстан.
Степень разработанности проблемы исследования. Методическую базу для применения системно-аналитического подхода к данной проблеме и эконометрического моделирования в экономическом прогнозировании составляют труды как отечественных, так и иностранных исследователей. Так, необходимые для глубокого анализа инвестиционного потенциала различные аспекты оценки инвестиций, инвестиционной привлекательности, потенциала, риска, активности, представлены в работах таких ученых, как С.Б. Барнес, Г. Бирман, В. Беренс, М. Бромвич, Л.Дж. Гитман, Дж.Э. Гудман, Д. Доунс, М.Д. Джонк, Дж. Бейли, Т. Веблен, Дж. Кейнс, Дж. Нейман, Р. Солоу, Ф.Дж. Фабоцци, Дж. Хикс, У. Шарп и др.
Отечественные экономисты используют подходы, модели и методы оценки инвестиционных рисков и потенциалов, содержащиеся в работах Л.И. Абалкина, С.А. Айвазяна, Л.С. Валинуровой, О.И. Волкова, Т.Г. Глушковой, Н.Д. Гуськовой, Ю.А. Дорошенко, И.Н. Дрогобыцкого, А.Ю. Егорова, Б.Ф. Зайцева, Н.В. Игоршина, А.Б. Идрисова, Р.М.Качалова, Г.Б. Клейнера, Н.И. Климовой, А.П. Колесника, С.М. Конторовича, В.В. Коссова, В.Н. Лившица, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, В.М. Серова, Т.С. Хачатурова, Б.А. Чуба, А.Д. Шеремета, О.Ю. Шибалкина и других. Журналы «Эксперт» и «Коммерсантъ» уделяют особое внимание методам оценки инвестиционного климата регионов Российской Федерации, ежегодно публикуя соответствующие работы
Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционная политика государства - это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.
Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.
Механизму формирования инвестиционной политики Республики Татарстан во многом служит участие республики в действующих федеральных целевых программах.
Формирование благоприятной инвестиционной среды будет способствовать как увеличению объемов инвестиций, так и их диверсификации по секторам экономики и изменению структуры экономики, улучшению инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, притоку иностранных и российских инвестиций.
Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика Татарстан расположена в центре крупного индустриального района Российской Федерации, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, и обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации. В течение последних лет отмечается устойчивая динамика развития региона и благодаря целенаправленной политике удалось достичь заметных результатов в вопросе привлечения инвестиций в экономику республики и создания комфортного инвестиционного климата.
Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, в экономику Республики Татарстан привлекаются инвестиции для реализации отдельных проектов, не связанных между собой ни сроками реализации, ни результатами. При этом в отдельности они оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие республики. Разового привлечения иностранных инвестиций уже недостаточно. Необходимо использовать стратегический подход к управлению инвестиционным процессом в республике. При этом привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа Республики Татарстан за рубежом.
Представляется целесообразным в дальнейшем шире вести работу по участию представителей Республики Татарстан в инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях, размещать презентационные материалы в зарубежных средствах массовой информации с целью формирования позитивного имиджа Республики Татарстан у зарубежных инвесторов.
В настоящее время в Российской Федерации усилилась конкуренция между регионами за привлечение инвестиций и возможность реализации на своей территории инвестиционных проектов с участием иностранных и российских инвесторов. Одним из важных инструментов повышения инвестиционной конкурентоспособности является создание в регионе территорий с особым режимом осуществления экономической деятельности, обеспечивающим благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем на сегодняшний день законодательно отрегулирована только деятельность особых экономических зон. Функционирование индустриальных и промышленных парков, площадок муниципального уровня как территорий, предназначенных для реализации инвестиционных проектов, осуществляется без необходимой нормативной и правовой регламентации.
Поэтому для сохранения лидирующих позиций Республики Татарстан в инвестиционной сфере важно создавать необходимую имущественную инфраструктуру для привлечения внешних инвесторов. Республика совместно с муниципалитетами должна создавать и предлагать инвесторам готовые инвестиционные площадки. Создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной деятельности являются важнейшими направлениями деятельности органов государственной власти Республики Татарстан.
Именно эти составляющие во многом определяют перспективы расширенного производства, инновационного развития,
конкурентоспособности промышленности региона. Следует отметить, что в последние годы наблюдается устойчивое улучшение показателей
инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.
Важнейшим приоритетом инвестиционной политики необходимо отметить восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств труда и предметов труда, путем инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно - технологического цикла.
Приоритетной задачей является достижение устойчивого роста сильных и органично развивающихся отраслей промышленности путем включения их проектов в различные федеральные программы и привлечения крупных внешних инвесторов. Депрессивные же отрасли промышленности, важные для жизнеобеспечения региона и имеющие экспортный потенциал требуют первоочередной поддержки из республиканского бюджета.
Важными направлениями повышения инвестиционной активности в РТ остаются меры по мобилизации внутренних потенциальных возможностей и резервов предприятий.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.08.2016) - Информационно - правовая система «Консультант Плюс».
- Версия от 15.01.2017 г.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.07.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
- Версия от 15.01.2017г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2016) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
4. Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 28.12.2013 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
5. Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. 05.05.2014 г.) // Информационно - правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
6. Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 08.05.2010) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
7. Приказ Министерства регионального развития РФ №99 от 10.10.2007 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 15.01.2017г.
8. Анализ инвестиционной привлекательности организации / Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкина [и др.]; Под ред. Д.А. Ендовицкого. - М. : КНОРУС, 2014. - 376 с.
9. Анисимова А.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие /
А.В. Анисимова- М.: КНОРУС, 2015. - 448 с.
10. Афанасьев И.А. Инвестиции и инвестиционная деятельность: Учеб. Курс. - 2-ое изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2014. - 656с.
11. Багиев Г.Л.Оценка инвестиционных рисков : Учебное пособие. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2013. - 400 с.
12. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и о», 2016.
- 238 с.
13. Басалов И.А. Инвестиционный потенциал предприятия. Методологический аспект. М.: РАГС - 2014.- 190 с.
14. Беренс В., Ховранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М., 2013. - 123 с.
15. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. 2013. - 354 с.
16. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента Т1 - К Ника-Центр, 2014 - 592 с.
17. Боброва Е.Ю. Управление инвестициями в ЖКХ: программноцелевой подход// Автореферат.- Москва.- 2015 г.
18. Бочаров В.В. Инвестиции. Инвестиционный портфель. Источники финансирования. Выбор стратегии / В. В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
19. Бочаров В.В. Инвестиции/ Учебник для вузов. 2 издание. СПб.: Питер 2015. — 338 с.
20. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Источники финансирования инвестиционной деятельности. - СПб: Питер, 2014. - 544 с.
21. Бригхем Ю., Гапенски С. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ.под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2014.
- 581 с.
22. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
23. Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект, 2013.- 279 с.
24. Г аврилова А.Н. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие / А. Н. Гаврилова, О.В. Долгова, Л.А. Рыжова. - 4-ое изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2015. - 432 с.
25. Галицкая С.В. Инвестиционный менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие / С.В. Галицкая. - М.:Эксмо, 2015.652 с.
26. Гитман Л.Дж., Джон М.Д. Основы инвестирования: пер. с анг./ М.: Дело. 2014. - 108 с.
27. Г орбатов С.А. Инвестиционная деятельность в России: проблемы и пути развития // Вопросы экономики. 2016, №8, с.19.
28. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Источники финансирования инвестиционной деятельности. - М.: Филинъ, 2014. - 268 с.
29. Ермаков Д.А Формирование и развитие инвестиционной политики промышленных предприятий//Автореферат.: Москва.-2015 г.
30. Золотогорова В.Г. Инвестиционное проектирование. - М.: ИП Перспектива, 2014. - 355 с.
31. Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. - СПб.: Финансы и статистика 2013. - 320 с.
32. Инвестиции: Системный анализ и управление/ Под ред. проф. К.В. Балдина.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2015. - 507 с.
33. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс. Ульянова И.А. 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2013. — 656 с.
34. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие/ Под ред. Е.И.Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 408 с.
35. Каримова В.В. Инвестиционный менеджмент - 1: учебное пособие /Ковалев В.В. - М.: Издательский дом БИНФА, 2013. - 232с.
36. Касимова А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Инвестиции фирмы: Учебник - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 522 с.
37. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., и др. Инвестиционная деятельность: уч. пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 432 с.
38. Кораблев В.В.Оценка эффективности инвестиционного проектами Финансы и статистика, 2015. - 768 с.
39. Коломыц О.Н. Инвестиционная политика и ее роль в улучшении инвестиционного климата регионов // Международный научноисследовательский журнал. 2016, №6, с.12.
40. Косов В.В., Шахназаров А.Г., Лившиц В.Н. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - М:.Тезис
- 2014. - 428 с.
41. Кулаков Б.Т. Инвестиционный менеджмент: Учеб. Пособие для студентов вузов / Б.Т. Кулаков. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 415 с.
42. Лазарова Л.Б., Урумова З.С. К вопросу об инвестиционной политике региона // Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2016, №5, с.90.
43. Майоров А.И. Инвестиционная политика региона в рыночных отношениях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016, 34, с.37.
44. Миляков Н.В.Инвестиции: Учебник.- 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2014.
— 543 с.
45. Михайлов С.Н. Оценка уровня инвестиционной конкурентоспособности предприятий//Проблемы современной экономики. 2016, №3, с.56.
46. Найденков В.И. Инвестиции: конспект лекций. - М.: Приор-издат,
2014. - 176 с.
47. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Прогресс,
2015. - 348 с.
48. Оболенский В.П., И.А.Квашнина. Инвестиции в основной капитал: возможности финансирования // Экономика и управление. 2016, №7, с.85.
49. Петров А.В. Инвестиционная политика региона: ориентация на инновации // Креативная экономика. 2015, №8, с.53.
50. Риск-анализ инвестиционного проекта. Учеб. для вузов. М.Грачева. - М.: Экономика и финансы, 2015. - 294 с.
51. Румянцева Е.Е. О новых подходах к управлению финансами предприятий // Финансы и кредит. 2016, №1, с.48.
52. Трубицына Е.В. Развитие системы управления инвестиционной деятельностью предприятия // Автореферат.- Москва.-2015 г.
53. Управление инвестиционной деятельностью предприятий (организаций): учеб. пособие / В.И. Уфимов, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай и др. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2015. - 336 с.
54. Фатхудинов Р.А. Инвестиционный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2013. - 364 с.
55. Чернов В.А. Инвестиционная стратегия: уч. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2014. - 158 с.
56. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2009, - XII, 1028 с.
57. Юданов А.Ю. Оценка инвестиционной привлекательности инновационного проекта: теория и практика. - М.: АКАЛИС, 2014. -234 с.
58. Янов В.В. Инвестиционные решения в финансово-хозяйственной деятельности / В. В. Янов, В. А. Сараев; ГАСБУ;ПТИС. - Тольятти, 2014. - 212 с.
59. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/
60. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/
61. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru
62. Правительство РТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/.
63. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан -
Режим доступа: http://tida.tatarstan.ru/
64. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки [Электронный ресурс] - http://www.cigbc.ru/library/74190/92037/