Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ М. ФУКО НА ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ США

Работа №64642

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. French Theory и восприятие ее идей в США 6
1.1. Semiotext(e): мост через океан 6
1.2. French Theory: основные идеи и направления развития 9
1.3. Два Фуко: французский и американский 17
ГЛАВА 2. Влияние философии Фуко на философско - культурологическую мысль США 20
2.1. Фуко: основные идеи 20
2.2. Фуко и Батлер 24
2.3. Фуко и «новый историзм» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ВВЕДЕНИЕ
Мишеля Фуко, всю свою творческую жизнь дрейфовавшего между дисциплинами, легко и непринужденно нарушая (а в некотором роде, и разрушая) их границы, нельзя в полной мере назвать ни философом, ни историком, ни социологом, ни психиатром, ни кем-либо еще. Интересы Фуко никогда не ограничивались какой-либо одной сферой; его творческая мысль постоянно устремлялась ко все новым горизонтам. За свою относительно недолгую жизнь Фуко успел примерить на себя роли марксиста, маоиста, структуралиста, позитивиста и т.д. При этом Фуко никогда не отождествлял себя полностью ни с одним из этих направлений. «Вся жизнь [Фуко] была опытом преодоления институциональных границ и дисциплинарных ограничений» , - такое мнение высказывает
отечественный исследователь Д.Михель.
Многочисленные работы Фуко являют его многогранность как мыслителя и предоставляют почву для дальнейших исследований. Наследие Фуко является своего рода открытой динамической системой, потенциал которой еще только предстоит раскрыть многочисленным последователям. Пока же можно с уверенностью сказать, что творчество Фуко оказало заметное влияние на такие направления, как история наук о человеке, гендерные исследования, история медицины, история науки и т.д.
В данной работе мы постараемся рассмотреть влияние философских взглядов Мишеля Фуко на философско-культурологическую мысль США. Таким образом, объектом исследования в данном случае будет являться философия Фуко, а предметом - ее взаимосвязь и влияние на взгляды американских философов и культурологов.
Отметим, что такое исследование ввиду многообразия проблем, поднимаемых современной американской философией, является в перспективе весьма и весьма обширным и не может быть ограничено рамками данной работы. Здесь же мы решили ограничиться рассмотрением влияния Фуко на американскую мысль на примере философии Джудит Батлер и «нового историзма».
Рассматривать влияние Фуко на философско-культурологическую мысль США, на наш взгляд, невозможно без исследования French Theory, «французской теории», к которой принято причислять как самого Фуко, так и многих из его американских последователей. Кроме того, было бы просто неправильно говорить, что Фуко, сколь бы велик ни был его талант, в одиночку совершил революцию в американской философии; рука об руку с ним шли Делез, Деррида и др.
Таким образом, целью нашей работы будет показать влияние философии Фуко на философско-культурологическую мысль США. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи: 1) рассмотреть основные идеи French Theory и то, какие импликации они получили в США; показать, что Фуко являлся одной из ключевых фигур «французской теории»; сравнить восприятие идей Фуко во Франции и в Америке; 2) дать краткую характеристику философии Джудит Батлер и проследить развитие в ней идей Фуко; 3) дать характеристику «нового историзма» и проследить влияние на это направление философии Фуко.
Исследование влияния философии Фуко на философско- культурологическую мысль США актуально потому, что Америка постепенно становится деловым, политическим, экономическим, культурным центром мира, а следовательно, у нее есть все шансы стать и законодательницей интеллектуальной моды. Кроме того, американская философия сравнительно молода, а исследование, подобное нашему, может обозначить ее потенциал и вектор возможного развития. Также мы показываем большой потенциал фукольдианских исследований и обозначаем возможные пути их развития. Стоит отметить, что в нашем исследовании большое место занимает тематика взаимоотношения субъекта и власти, которая весьма актуальна в современных политических условиях.
Тему сложно назвать хорошо разработанной: в России написано немало трудов по философии Фуко, однако практически нет литературы о философии Джудит Батлер и новом историзме. Что касается последнего, то его изучают во многих странах мира - от Канады до Кении; впрочем, литература о новом историзме носит компилятивный или критический характер и редко занимается вопросами сущности и философских источников этого направления. Исследование французской теории в России представлено сборником «Республика словесности...» под редакцией Зенкина. В контексте нашего исследования очень ценной оказалась работа Кюссе «French theory: how Foucault, Derrida, Deleuze, & Co. transformed the intellectual life of the United States». Среди остальных принципиальных для нашей работы трудов стоит назвать «Герменевтику субъекта» и «Историю сексуальности-III: Забота о себе» Фуко, «Последний проект Фуко»
Хоружего и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе нашего исследования были выполнены обозначенные во введении задачи. Было установлено, что French Theory представляет собой весьма гетерогенное движение, авторы которого придерживаются порой совершенно различных взглядов. Тем не менее, их всех объединяет отрицание субъекта как самостоятельного и независимого источника собственных мыслей и действий; критика идеи непрерывности, телеологичности и неостановимого прогресса истории; обращение к немецким авторам и творческая переработка их мысли. Идеи «французской теории» дали начало американским культурным исследованиям, гендерным и постколониальным исследованиям, феминистской философии и т.д. При этом именно Фуко явился одним из выразителей идей французской теории в Америке, и именно его творчество во многом послужило началом или импульсом для развития американской философии. Также была выявлена разница в восприятии идей Фуко во Франции и в США, была предпринята попытка провести черту между этими «двумя Фуко».
Была рассмотрена концепция субъекции Джудит Батлер. Было выявлено, что свое начало она берет именно в трудах Фуко. В частности, Батлер заимствует у французского философа идею формирования субъекта через субординацию, подчинение власти; обращается внимание на амбивалентный характер этого процесса. При этом власть, как и у Фуко, рассматривается американским философом не как нечто локализованное и действующее извне; отмечается противоречивость понятия власти. Также было установлено, что Батлер дополняет концепцию Фуко идеями Фрейда, Лакана, Альтюссера и др.
Было установлено, что и «новый историзм» обязан своим возникновением во многом именно Фуко. «Новый историзм» заимствовал из философии Фуко ключевые положения, концепты, проинтерпретировав их в своем духе и активно используя в своей работе. Особенно в этом плане стоит выделить задумку «новых историков» насчет воссоздания истории как
46
истории человеческого тела и субъекта. Один из лидеров «нового историзма» Стивен Гринблатт выстраивает свою «философию» вокруг фукольдианских понятий власти, сексуальности, насилия, эпистемы, дискурса. Кроме того, «новые историки» унаследовали дух исследования; Фуко, вписав метод внутрь самого предмета изысканий и открыв дорогу по- настоящему свободному исследованию, больше, чем когда-либо сопряженному с творчеством.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции. - Харьков, СПб., 2002.
2. Голенков С.И. Понятие субъективации Мишеля Фуко // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология.». 2007. № 1. - С.54-66 [Электронный документ] URL:http://www.phil63.ru/ponyatie- subektivatsii-mishelya-fuko(дата обращения: 23.03.2016).
3. Гринблатт С. Формирование «я» в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира (главы из книги)// НЛО. 1999. №35. [Электронный документ] URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/english/grinblatt-stiven-formirovanie- ya.htm(дата обращения: 7.04.2016).
4. Делез Ж. Фуко. Пер. Е.В. Семиной. - М., 1998.
5. Дьяков А.В. Мишель Фуко: о «смерти человека», о свободе и о «конце философии» // Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». 2008. № 2. - С. 45-53.
6. Жакупбекова Д.А. Теория субъекции Джудит Батлер // Вестник КарГУ. - 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://articlekz.com/article/5376(дата обращения: 28.04.2016).
7. Зенкин С. «Французская теория»: попытка подвести итоги. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/126054p.html(дата обращения: 25.04.2016).
8. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм [Электронный документ] URL: http://lib.philosophical.ru/il/0.html(дата обращения: 3.04.2016).
9. Коэн С. Историография и восприятие французской теории в Америке // Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре (под изд. С.Зенкина). - М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://psibook.com/library/3548/15.html(дата обращения: 25.04.2016).
10. Курочкина Л.Я., Первушина В.Н. Концепция власти М. Фуко // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Выпуск № 6-1, том 9. [Электронный документ] URL: http://cyberleninka.rU/article/n/kontseptsiya-vlasti-m-fuko(дата обращения: 03.05.2016).
11. Лотренже С. Иностранные агенты (Журнал «Semiotext(e)» и его открытие Америки) // Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре (под изд. С.Зенкина). - М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://psibook.com/library/3548/13.html(дата обращения: 25.04.2016).
12. Михель Д.В. Мишель Фуко как мыслитель и его влияние на современные интеллектуальные направления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия». 2007. № 2. - С.24-31.
13. Соколова Л.Ю. О «французском стиле» в философии // Мысль (Журнал Петербургского философского общества). 2013. Вып. 15. - С.7-18.
14. Фатыхов А.В. Проблематизация классического понятия субъекта у М.Фуко // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №6. - С.15-18.
15. Фуко М. Возвращение морали // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. Ч. 3. - М., 2006.
16. Фуко М. Герменевтика субъекта. - СПб., 2007.
17. Хоружий С. Последний проект Фуко. - М., 2010.
18. Эткинд А.М. Новый историзм, русская версия // НЛО. 2001. №47. [Электронный документ] URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2001/47/edkin.html(дата обращения: 7.04.2016).
19. Auberlen E., Murguia A. Testing Stephen Greenblatt’s New Historicism // Zeitschrift fur Anglistik und Amerikanistik. 2004. № 52.2. - Р.167-177.
20. Cusset F. French theory: how Foucault, Derrida, Deleuze, & Co. transformed the intellectual life of the United States / Francois Cusset; translated by Jeff Fort with Josephine Berganza and Marlon Jones. - University of Minnesota Press, 2008.
21. Fish S. French Theory in America [Электронный документ] URL: http://opinionator.blogs.nytimes.com/2008/04/06/french-theory-in-america/?_r=2(дата обращения: 25.04.2016).
22. Gallagher C., Greenblatt S. Practicing new historicism. The University of Chicago press, 2000.
23. Hart J. New Historicism: taking history into account. [Электронный документ] URL: http://ariel.synergiesprairies.ca/ariel/index.php/ariel/article/viewFile/2340/2294(дата обращения: 7.04.2016).
24. Nyauma V. New Historicism insofar as it applies to contemporary literary studies. [Электронный документ] URL: https://www.academia.edu/9059476/NEW_HISTORICISM(дата обращения: 7.04.2016).
25. Questions for Jean Baudrillard: Continental Drift // New York Times Magazine. 2005. November 25. [Электронный документ] URL: https://euppublishingblog.com/2015/07/15/nobody-needs-french-theory-an- extract-from-jean-baudrillard-from-hyperreality-to-disappearance/(дата обращения: 25.04.2016).
26. Veeser H. A. The New Historicism. Taylor & Francis, 1989. [Электронный документ] URL: http://www.google.by/books?id=x2iVgiP6rU8C&printsec=copyright&hl=ru#v=o nepage&q&f=false (дата обращения: 7.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ