ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
1.1 Понятие управления экономическим развитием региона и его
инструменты 12
1.2 Программно-целевой подход как инструмент управления экономическим
развитием региона 22
1.3 Методика оценки эффективности управления экономическим развитием
региона 32
2. АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Особенности экономического развития Челябинской области 45
2.2 Анализ программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием Челябинской области 59
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА
3.1 Мероприятия по совершенствованию программно-целевого управления
экономическим развитием Челябинской области 64
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию управления
экономическим развитием Челябинской области на основе программно-целевого подхода 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования программно-целевого подхода в управлении экономическим развитием региона обусловлена требованиями текущего периода.
В настоящее время процесс создания современной устойчивой и эффективной системы управления экономическим развитием региона является приоритетным как для каждого конкретного региона, так и для государства в целом.
Нестабильность мировой экономики, политическая конъюнктура, существенно влияющие на экономические условия, диктуют необходимость поиска новых подходов, форм, методов и механизмов государственного управления на всех уровнях федеративного устройства для повышения уровня жизни населения и конкурентоспособности государства на мировом рынке.
Экономическое развитие региона предполагает формулирование ключевых стратегических ориентиров развития не только в разрезе приоритетных направлений, но также в разрезе конкретных территорий муниципальных образований. Утверждение приоритетных направлений развития в разрезе конкретных территорий должно предварять обязательное их согласование (согласование целей, мероприятий, ресурсного обеспечения и т.д.) с органами государственной власти. А это, в свою очередь, позволяет органам государственной власти субъекта Федерации, с одной стороны, видеть долгосрочные перспективы развития территорий субъекта Федерации в целом, с другой - встраиваться в общую систему планов регионального социально-экономического развития Российской Федерации. Развитие региона так или иначе опирается на баланс двух составляющих: экономической - это развитие хозяйства и эффективное
использование ресурсов территории, а также социальной - это повышение качества жизни населения (достижение социальных нормативов), что непосредственно относится к предметам ведения органов государственной власти.
Однако в настоящее время в РФ программно-целевой метод управления
используется не в полной мере. Формирование конечных результатов
5
государственных программ экономического развития региона, исходя из нормативных затрат все-таки сохраняет в себе принципы затратного подхода в управлении.
Объект исследования - показатели социально-экономического развития Челябинской области.
Предмет исследования - программно-целевой подход в управлении экономическим развитием Челябинской области.
Цель работы - исследовать основы управления социально-экономическим развитием региона для разработки применения программно-целевого в повышении эффективности управления социально-экономическим развитием Челябинской области.
Для достижения поставленной цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и инструменты управления экономическим развитием региона.
2. Проанализировать программно-целевой подход как инструмент управления экономическим развитием региона.
3. Рассмотреть методику оценки эффективности управления экономическим развитием региона.
4. Проанализировать особенности экономического развития Челябинской области.
5. Провести анализ и выявить проблемы в управлении социально-экономическим развитием Челябинской области.
6. Предложить рекомендации по совершенствованию управления экономическим развитием Челябинской области.
7. Предложить проект совершенствования управления экономическим развитием Челябинской области.
Теоретической, методологической и информационной основой исследования
нормативно-правовые акты, внутренняя документация: Положения, должностные инструкции, регламенты работы и прочие документы.
В ходе выполнения работы были использованы как общенаучные методы исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, так и специализированные: горизонтальный и вертикальный анализ, структурный анализ, графический метод.
Структурно работа состоит из введения, основных частей, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты методических основ программно- целевого подхода в экономическом развитии региона. Рассмотрено определение экономического развития региона. Изучена совокупность компонентов управления экономическим развитием региона. Определена роль программноцелевого метода в рамках управления экономическим развитием региона. Выявлены особенности программно-целевого подхода в экономическом развитии региона.
Во второй главе работы проведен анализ целевых программ в управлении экономическим развитием региона на примере Челябинской области. Определена роль Министерства экономического развития Челябинской области. Рассмотрены компоненты государственного прогнозирования и программного планирования социально-экономического развития Челябинской области. Изучены этапы разработки стратегии развития Челябинской области. Рассмотрены варианты разработки стратегии экономического развития региона. Проанализированы методы, используемые при разработке Прогноза Челябинской области.
В третьей главе выпускной квалификационной работы предлагаются мероприятия по совершенствованию программно-целевого управления экономическим развитием Челябинской области и проводится предварительная оценка эффективности мероприятий по совершенствованию программно-целевого управления экономическим развитием Челябинской области.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты методических основ программно- целевого подхода в экономическом развитии региона. Экономическое развитие заключается в эффективном перераспределении ресурсов, прежде всего инвестиционного характера, по направлениям, обеспечивающим максимальную конкурентоспособность в течение максимально длительного периода, совершенствование товаров и услуг, совершенствование структуры и систем управления территории.
Определено, что при разработке направлений любых, в том числе и экономических, преобразований в рамках определенной территории необходимо учитывать специфику конкретной территории.
Совокупность компонентов управления экономическим развитием региона включает в себя: органы управления, их функции и структуры, целевые
стратегические установки, принципы, методы, технологии и инструментарий управления.
Стихийное развитие экономики в 1990-е гг. не привело к ее росту, диспропорция и спад производства обострили противоречия. В связи с этим получает применение метод программно-целевого управления, одновременно бизнес включается в выполнение федеральных, региональных и ведомственных программ. Целевая ориентация позволяла лучше определять приоритеты деятельности государственных и корпоративных частных организаций.
В широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Основными компонентами программно-целевого метода являются следующие:
организационная система управления программой, система
распределения/стимулирования привлечения ресурсов, система контроля реализации программы и оценки ее эффективности, законодательная и нормативная база программы.
Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок.
Для оценки эффективности управления программной желательно выбрать количество показателей, не превышающих 8-10, и таких, которые зависят в большей мере именно от реализации запланированных мероприятий целевой программы.
Во второй главе работы дана характеристика экономического положения Челябинской области и проведен анализ целевых программ в управлении экономическим развитием региона на примере Челябинской области
Управление экономическим развитием Челябинской области находится в ведении Министерства экономического развития Челябинской области.
Цель управления социально-экономическим развитием - рост благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области
Система государственного прогнозирования и программного планирования социально-экономического развития Челябинской области включает:
- концепции социально-экономического развития Челябинской области на долгосрочную перспективу;
- стратегии социально-экономического развития Челябинской области;
- программы социально-экономического развития Челябинской области на среднесрочную перспективу;
- прогнозы социально-экономического развития Челябинской области;
- областные целевые программы.
Прогноз разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями,
утверждаемыми Министерством экономического развития Российской
Федерации.
Действующие механизмы управления экономическим развитием региона не позволили преодолеть негативные факторы внешнего и внутренних влияний на экономические процессы в регионе.
Необходим новый комплексный механизм, сочетающий в себе различные методы, включая методы программно-целевого подхода, и позволяющий аккумулировать инвестиционные ресурсы всех категорий инвесторов, а также корректировать процессы размещения инвестиций в соответствии с целями и приоритетами инвестиционного развития области.
Хотя программно-целевой метод уже используется как инструмент осуществления государственной экономической и социальной политики, однако региональные программы используются в основном как слегка подкорректированный слепок федеральных программ и не учитывают особенностей региона и ориентирована в основном на потенциальную помощь извне. Несмотря на формирование трехлетнего бюджета, реальное формирование и расходование бюджетов происходит в рамках одного финансового года, а реализация программ осуществляется на основе годовых планов развития, в результате чего на практике так называемые «целевые программы» больше похожи на попытки использовать программно-целевой подход для перспективного и текущего плана.
Целевые программы должны носить комплексный характер, в котором не только определены главная цель, направления и основные приоритеты на долгосрочную перспективу, источники финансирования и механизмы реализации, а также перечень конкретных задач, направленных на устранение диспропорций и проблем развития социально-экономической сферы региона и выход региона на траекторию
устойчивого социально-экономического развития Челябинской области.
91
В третьей главе разработана стратегия повышения эффективности управления экономическим развитием Челябинской области на основе программно-целевого подхода.
Разработка стратегии развития Челябинской области осуществляется в два этапа:
1 этап: разработка предварительного прогноза и представление его в
Министерство финансов Челябинской области и Министерство экономического развития РФ.
2 этап: разработка уточненного прогноза социально-экономического развития Челябинской области.
Прогноз разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации.
Прогноз разрабатывается не менее чем в двух вариантах и формируется в целом по Челябинска, по муниципальным образованиям Челябинска, по видам экономической деятельности.
Стратегии развития осуществляется в двух вариантах: базовом и умеренно-оптимистическом.
Методы, использованные при разработке Прогноза Челябинской области: экономико-статистический метод, нормативный метод, метод экспертных оценок, метод дефлятирования, метод экстраполяции.
Особенностями разработки Прогноза Челябинской области являются:
-прогноз социально-экономического развития города разработан на трехлетний период; продолжен эксперимент по проведению расчетов темпов роста валового муниципального продукта;
- круг показателей, характеризующих деятельность муниципального образования в отраслях городского хозяйства и социальной сферы, дополнен рядом показателей, предусмотренных для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Г лавная цель разрабатываемых программ социально-экономического развития -
повышение качества жизни всех слоев населения Челябинской области.
92
Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития помимо прочего является повышение эффективности государственного управления, в том числе через систему стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов. Решение обозначенных проблем программно-целевым методом представляется наиболее оптимальным. Указанный метод отвечает задаче формирования областного бюджета в "программном" формате, позволит охватить одной государственной программой все расходы Минэкономразвития Челябинской области и, самое главное, позволит увязать между собой конкретные результаты, мероприятия и объемы финансирования, необходимые для достижения намеченных целей.
В целях повышения совершенствования программно-целевого управления экономическим развитием Челябинской области необходимо разработать подробный план развития экономической сферы Челябинской области.
Основной целью программно-целевого подхода является создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами.
Исходя из обозначенной цели задачами государственной политики в рамках реализации государственной программы через программно-целевой подход являются:
- создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для опережающего развития субъектов деятельности в сфере промышленности Челябинской области;
- стимулирование экономики Челябинской области через развитие международных и межрегиональных связей, координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и повышение эффективности управления процессами регионального развития;
- совершенствование системы регионального стратегического управления.
Основными мероприятиями являются:
93
1) разработка и сопровождение реализации системы стратегических, плановых и отчётных документов социально-экономического развития Челябинской области;
2) сопровождение стратегического планирования деятельности органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области;
3) методологическое сопровождение разработки и реализации государственных программ органов исполнительной власти Челябинской области;
4) мониторинг результатов деятельности органов исполнительной власти Челябинской области;
5) координация разработки стратегий муниципальных образований Челябинской области в соответствии со Стратегией;
6) развитие процедур ОРВ проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Челябинской области;
7) формирование и реализация областного заказа на статистическую информацию для государственных нужд Челябинской области.
Реализация данных мероприятий будет осуществляться за счет средств бюджета Челябинской области.
Реализация мероприятий будет способствовать достижению стратегической цели государственной программы - повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Челябинской области, создания условий для устойчивого экономического роста и социальной стабильности в Челябинской области.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31 (ч. 1). - Ст. 4398.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. - № 26 (ч. 1). - Ст. 3378; - 2016. - № 26 (ч. 1). - Ст. 3879.
3. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»: Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 (ред. от 15.10.2016 г.) (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд») // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 28. - Ст. 2669; - 2016. - № 43. - Ст. 6028.
4. О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии
пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации: Постановление
Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 г. № 870 (вместе с «Положением о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации», «Правилами осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 35. - Ст. 4989.
5. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 г. № 582 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 11.10.2016.
6. О государственном прогнозировании и программах социально
экономического развития Челябинской области и областных целевых программах: Закон Челябинской области от 30.11.2004 г. № 328-ЗО (ред.от 31.03.2009 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arhiv.ural region.net/bchel/posituy/watchi kaia7.htm
7. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: Постановление Правительства Челябинской области от 21.10.2015 г. № 502-П.
8. Положение о Министерстве экономического развития Челябинской области, утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 13.07.2004 г. № 340.
9. Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Постановление Правительства Челябинской области от 28.11.2016 г. № 614-П.
10. Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: Постановление Правительства Челябинской области от 21.10.2015 г. № 502-П.
11. О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. № 1949.
12. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года: Постановление Законодательного собрания от 26.03.2014 г. № 1949 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://udg74.ru/sites/default/files/field_downloads/111/zakonodatelnoesobraniechelyabins
koyoblasti.pdf.
13. О разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Челябинской области от 06.03.2017 г. № 89-рп. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econom-chelreg.ru/files/article/Rasporyazhenie%2089-rp.pdf
14. О плане подготовки документов стратегического планирования Челябинской области: Распоряжение Правительства Челябинской области от 20.10.2016 г. № 592-рп.
15. Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в
2014 году и Плане первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области на 2015 год: Постановление Правительства Челябинской области от 18.02.2015 г. № 41-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/424038675
16. Доклад Министерства экономического развития Челябинской области: «Итоги социально-экономического развития Челябинской области в 2016 году».
17. Сценарные условия, основные параметры стратегии развития
Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
18. Баталов, А.С. Методические рекомендации по фандрайзингу, или полезная информация для тех, кто заинтересован в дополнительных источниках финансирования / А.С. Баталов // Первый Всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования. Сб. материалов и рекомендаций. - 2013. - С.34-56.
19. Бренер, О. Культурная политика и современная социокультурная ситуация. Проект «Культура Автограда» / О. Бренер //Ориентиры культурной политики. - 2015. - №3. - С.3-33. 19 Востряков, Л. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики / Л. Востряков // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. - 2012. - №5. - С.2-15.
20. Гафуров, Ю. Создание сети многопрофильных культурно-информационных центров как способа осуществления государственной культурной политики на