ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СФЕР ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ПРИВАТНОЕ» И «ПУБЛИЧНОЕ» 10
§1.1. Понятия «публичного» и «приватного» в пространстве городской культуры 10
§1.2. Трансформация публичного пространства на современном этапе. «Третьи места» как особая форма взаимодействия сфер приватности и публичности 18
Глава 2. ГОРОД КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 25
§2.1. Понятие городской культуры и городского
пространства 25
§2.2. Становление городского пространства в истории культуры ... 32
Глава 3. АНАЛИЗ «ТРЕТЬИХ МЕСТ» ГОРОДА БЕЛГОРОДА 37
§3.1. «Третьи места» как форма досуга белгородцев: общий обзор 37
§3.2. Роль кофеен как «третьих мест» в культурном пространстве
г. Белгорода 40
§3.3. Выставочный зал «Родина» и его роль в формировании творческого потенциала города 47
§3.4. Библиотека-музей им. Н.Н. Страхова - приватное или публичное? 50
§3.5. Студенчество как движущий фактор развития культурного пространства города. Идея культурно-просветительского проекта «Белгород в лицах» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ПРИВАТНОЕ» И «ПУБЛИЧНОЕ» 10
§1.1. Понятия «публичного» и «приватного» в пространстве городской культуры 10
§1.2. Трансформация публичного пространства на современном этапе. «Третьи места» как особая форма взаимодействия сфер приватности и публичности 18
Глава 2. ГОРОД КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 25
§2.1. Понятие городской культуры и городского
пространства 25
§2.2. Становление городского пространства в истории культуры ... 32
Глава 3. АНАЛИЗ «ТРЕТЬИХ МЕСТ» ГОРОДА БЕЛГОРОДА 37
§3.1. «Третьи места» как форма досуга белгородцев: общий обзор 37
§3.2. Роль кофеен как «третьих мест» в культурном пространстве
г. Белгорода 40
§3.3. Выставочный зал «Родина» и его роль в формировании творческого потенциала города 47
§3.4. Библиотека-музей им. Н.Н. Страхова - приватное или публичное? 50
§3.5. Студенчество как движущий фактор развития культурного пространства города. Идея культурно-просветительского проекта «Белгород в лицах» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность исследования. Обращение к городу как к объекту культурологического исследования неслучайно. Оно определяется огромной ролью, которую город играет в жизни современного общества. Эта роль уже с конца XIX века осознавалась многими философами, писателями и поэтами, учеными самых разных направлений: географами, экономистами, социологами, историками.
Урбанистическая проблематика в настоящее время является весьма актуальной для междисциплинарных исследований и потому, что город выступает важным полигоном цивилизационных отношений, накапливая признаки цивилизации, выступая точками ее роста, и его роль в качестве субъекта политической, экономической и культурной жизни неуклонно растет.
Городская проблематика получила достаточно широкое распространение в Западной Европе и Америке. Но эти исследования больше направлены на решение прикладных задач, укладывающихся в рамки социологии и психологии. Для российских исследований характерен философский подход, выражающийся в осмыслении города как концепта, символа или текста.
В России уже ставился вопрос о комплексном подходе к изучению города - появлении обобщающей науки о городе - урбанистике, урбанологии, урбанистической культурологии, культурологии города и т.д. В связи с этим обосновано замечание А.Е. Левинтова, отмечающего отсутствие общей теории города и городской культуры: «У нас нет онтологии города, у нас нет представления о городе, поэтому у нас нет объекта управления. Мы каждый раз управляем морфологическим составом города, его транспортом, жильем, чем угодно, но у нас нет общетеоретического, методологического представления о городе» [16, с. 45]. Это высказывание справедливо в отношении не только управления, но и любой другой направленной на работу с городом деятельности, в том числе и научно-исследовательской, в частности, культурологической.
Несмотря на важность исследования городов в нашей стране нет крупной научной организации, специально занимающейся проблемами изучения городов в современных условиях урбанизации, когда в городских условиях стала проживать большая часть населения страны. В настоящее время в России наблюдается определенный дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и состояние культуры регионов в условиях современной модернизации. Особенно это касается малых городов, где компактно проживает большая часть населения России. Нет четких представлений о субъектах и феноменах, вызывающих процессы модернизации культуры региона и изменения культурных стереотипов.
Философско-культурологическое рассмотрение малого города также является актуальным и необходимым в современных условиях роста и развития городов-мегаполисов. На уровне историко-краеведческих исследований малый город и городское культурное пространство изучаются во множестве прикладных аспектов всесторонне и целостно, но обобщение и систематизация этих исследований, а также исследование особого типа взаимодействия сфер приватного и публичного в городском пространстве г. Белгорода еще только начинает осознаваться важным и насущно необходимым. В связи с активно проходящими процессами трансформации городского пространства, его модернизации (город Белгород за последние два десятилетия превратился из провинциального города в город современного западноевропейского типа с моллами и бизнес-центрами) возникает необходимость осмысления происходящих перемен с использованием базовых теоретико¬культурологических приемов анализа.
Степень научной разработанности. Среди многочисленных исследований города и городской культуры можно выделить следующие направления:
- исследования городской среды через призму семиотики представлены в работах Ю.С. Янковской, О.А. Ивановой, В.В. Саакова, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, В.В. Иванова и А.Г. Бурцева;
- работы, сосредотачивающие свое внимание на историческом развитии города как целостной системы в конкретных географических условиях - исследования Школы Анналов (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф), Л.Б. Когана,
Э.А. Орловой, Л.М. Семеновой и многих других ученых;
- комплекс работ, предметом исследования которых становится социальное пространство города (так называемая урбан-социология): концепции Ф. Тенниса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В.В. Вагина, Л.Г. Ионина, Б.С. Ерасова;
- работы, направленные на изучение архитектурно-эстетического облика города (исследования Л.Б. Когана, В.Л. Глазычева, Д.С. Лихачева, А.Д. Иконникова, К. Линча, П. Клаваля);
- философско-культурологический подход в исследовании пространства города разрабатывают Ю. Хабермас, Х. Арендт, Р. Сеннет, К. Линч, М. Вебер,
З. Бауман, Дж. Вентерауб, Ш. Зукин, А. Эскобар, С. Бенхабиб, М. Маклюэн;
- работы, разрабатывающие культурологию города как самостоятельную дисциплину, принадлежат Л.Е. Трушиной, Г.И. Ревзину , Л.Н. Набилкиной, О. Кирилловой, Е.Д. Князевой.
Цель исследования - определить роль «третьих мест» во взаимодействии публичного и приватного в белгородском городском пространстве.
Цель бакалаврской работы предусматривает решение следующих задач:
1. Описать понятия «публичного» и «приватного» в пространстве городской культуры.
2. Раскрыть трансформацию публичного пространства на современном этапе.
3. Изучить понятие городской культуры и городского пространства.
4. Рассмотреть становление городского пространства в истории культуры
5. Дать анализ «третьим местам» как особому типу взаимодействия сфер приватности и публичности.
6. Охарактеризовать «третьи места» в белгородском городском пространстве.
Объектом исследования выступает городская культура как форма взаимодействия сфер приватного и публичного. Предметом же являются публично-приватные отношения в городском пространстве «третьих мест» г. Белгорода.
Методология и методы исследования:
В работе используется общенаучная методология:
• философско-культурологическая методология; позволяет дать четкие дефиниции таким понятиям, как «приватное», «публичное», «городское пространство» а также сформулировать основные подходы к рассмотрению городской культуры в целом.
• историко-культурологический и описательный методы,
позволяющие раскрыть генезис и трансформацию городской культуры в истории;
• семиотический метод, который рассматривает городскую среду как напластования текстов с выявлением их кодов и значащих единиц;
• проектировочный метод, позволяющий реконструировать и спроектировать культурное пространство городской среды;
• анализ и систематизация собранной информации; позволяет сориентироваться в массиве научной информации разного уровня и разного масштаба, выявить неразработанные и слабо разработанные проблемы в данной теме.
Среди частнонаучных методов следует выделить следующие:
• вслед за исследователем Е.Д. Князевой, мы изучаем культурное пространство города через погружение субъекта (ученого) в объект (город), через прогулки и экскурсии, посещение музеев, театров и выставок, непосредственное общение с горожанами и специалистами из различных сфер городской жизни;
• в рамках предложенной Л.Е. Трушиной культурологии города, рассматриваем городскую среду как напластования текстов с выявлением их кодов и значащих единиц. Результаты культурологического исследования города оформляются в проектировочной деятельности по выстраиванию культурного пространства городской среды в диалоге приватно-публичных отношений в рамках деятельности кофеен.
• фрейм-анализ Э. Г оффмана в осмыслении пространства;
• вторичные данные социологического исследования [30].
Эмпирической базой исследования послужили следующие объекты:
1. Кофейни: «Пастила», «Комод», «Калипсо» как «третьи» места;
2. Выставочный зал «Родина» как площадка креативных арт-проектов и открытого интенсивного художественного поиска;
3. Библиотека-музей им. Н.Н. Страхова (Белгородский национальный исследовательский университет), ставшая беспрецедентным проектом в создании и осмыслении «пространства постмодерна».
Апробация. Результаты исследования представлялись на конференциях «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурной среды города» в 2015 и в 2016 гг., в рамках симпозиума молодых ученых «Культура. Политика. Понимание», в рамках Недели науки - 2017 НИУ «БелГУ», (май, 2017) и в ряде статей:
1. «Кофейни как третьи места» / М.А. Белых, Е.Р. Усиченко // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно¬
практической конференции, 2015 г. / сост. Н.М. Гончаренко - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - С. 212-214.
2. Сербская кафана как социокультурный институт // Культура. Политика. Понимание (философско-политические проблемы идентичности: России и современный мир): материалы IV международной научной конференции (г. Белгород, 13-14 мая 2016 г.) / отв. ред.: А.П. Кривец, М.В. Коваленко, В.Е. Пеньков. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - С.168-175.
3. «Кафана как центр общественной жизни» // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 24¬25 ноября 2016 г. / сост. Н.М. Гончаренко. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 64-68.
4. «Идентичность с местом на примере г. Белгорода» в сборнике студенческих научных работ в рамках Недели науки 2017 НИУ «БелГУ» (находится в печати).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования и проектные рекомендации могут быть использованы в научно-методической, исследовательской, педагогической практике, а также при разработке мероприятий и брендирования. Изучение и решение этих проблем силами культурологов будет способствовать не только дальнейшему развитию науки, но и интеграции сил ученых и практических работников в сфере культуры и местного самоуправления в современных условиях усиления коммуникации и трансформации сфер публичности и приватности.
Ключевые слова: город, городская культура, городское пространство, публичное пространство, приватное пространство, «третьи места», «места- трансформеры», «места-гибриды», публично-приватные взаимоотношения.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования, а также его целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 71 источника, из которых 15 - на английском языке, и приложений.
Урбанистическая проблематика в настоящее время является весьма актуальной для междисциплинарных исследований и потому, что город выступает важным полигоном цивилизационных отношений, накапливая признаки цивилизации, выступая точками ее роста, и его роль в качестве субъекта политической, экономической и культурной жизни неуклонно растет.
Городская проблематика получила достаточно широкое распространение в Западной Европе и Америке. Но эти исследования больше направлены на решение прикладных задач, укладывающихся в рамки социологии и психологии. Для российских исследований характерен философский подход, выражающийся в осмыслении города как концепта, символа или текста.
В России уже ставился вопрос о комплексном подходе к изучению города - появлении обобщающей науки о городе - урбанистике, урбанологии, урбанистической культурологии, культурологии города и т.д. В связи с этим обосновано замечание А.Е. Левинтова, отмечающего отсутствие общей теории города и городской культуры: «У нас нет онтологии города, у нас нет представления о городе, поэтому у нас нет объекта управления. Мы каждый раз управляем морфологическим составом города, его транспортом, жильем, чем угодно, но у нас нет общетеоретического, методологического представления о городе» [16, с. 45]. Это высказывание справедливо в отношении не только управления, но и любой другой направленной на работу с городом деятельности, в том числе и научно-исследовательской, в частности, культурологической.
Несмотря на важность исследования городов в нашей стране нет крупной научной организации, специально занимающейся проблемами изучения городов в современных условиях урбанизации, когда в городских условиях стала проживать большая часть населения страны. В настоящее время в России наблюдается определенный дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и состояние культуры регионов в условиях современной модернизации. Особенно это касается малых городов, где компактно проживает большая часть населения России. Нет четких представлений о субъектах и феноменах, вызывающих процессы модернизации культуры региона и изменения культурных стереотипов.
Философско-культурологическое рассмотрение малого города также является актуальным и необходимым в современных условиях роста и развития городов-мегаполисов. На уровне историко-краеведческих исследований малый город и городское культурное пространство изучаются во множестве прикладных аспектов всесторонне и целостно, но обобщение и систематизация этих исследований, а также исследование особого типа взаимодействия сфер приватного и публичного в городском пространстве г. Белгорода еще только начинает осознаваться важным и насущно необходимым. В связи с активно проходящими процессами трансформации городского пространства, его модернизации (город Белгород за последние два десятилетия превратился из провинциального города в город современного западноевропейского типа с моллами и бизнес-центрами) возникает необходимость осмысления происходящих перемен с использованием базовых теоретико¬культурологических приемов анализа.
Степень научной разработанности. Среди многочисленных исследований города и городской культуры можно выделить следующие направления:
- исследования городской среды через призму семиотики представлены в работах Ю.С. Янковской, О.А. Ивановой, В.В. Саакова, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, В.В. Иванова и А.Г. Бурцева;
- работы, сосредотачивающие свое внимание на историческом развитии города как целостной системы в конкретных географических условиях - исследования Школы Анналов (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф), Л.Б. Когана,
Э.А. Орловой, Л.М. Семеновой и многих других ученых;
- комплекс работ, предметом исследования которых становится социальное пространство города (так называемая урбан-социология): концепции Ф. Тенниса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В.В. Вагина, Л.Г. Ионина, Б.С. Ерасова;
- работы, направленные на изучение архитектурно-эстетического облика города (исследования Л.Б. Когана, В.Л. Глазычева, Д.С. Лихачева, А.Д. Иконникова, К. Линча, П. Клаваля);
- философско-культурологический подход в исследовании пространства города разрабатывают Ю. Хабермас, Х. Арендт, Р. Сеннет, К. Линч, М. Вебер,
З. Бауман, Дж. Вентерауб, Ш. Зукин, А. Эскобар, С. Бенхабиб, М. Маклюэн;
- работы, разрабатывающие культурологию города как самостоятельную дисциплину, принадлежат Л.Е. Трушиной, Г.И. Ревзину , Л.Н. Набилкиной, О. Кирилловой, Е.Д. Князевой.
Цель исследования - определить роль «третьих мест» во взаимодействии публичного и приватного в белгородском городском пространстве.
Цель бакалаврской работы предусматривает решение следующих задач:
1. Описать понятия «публичного» и «приватного» в пространстве городской культуры.
2. Раскрыть трансформацию публичного пространства на современном этапе.
3. Изучить понятие городской культуры и городского пространства.
4. Рассмотреть становление городского пространства в истории культуры
5. Дать анализ «третьим местам» как особому типу взаимодействия сфер приватности и публичности.
6. Охарактеризовать «третьи места» в белгородском городском пространстве.
Объектом исследования выступает городская культура как форма взаимодействия сфер приватного и публичного. Предметом же являются публично-приватные отношения в городском пространстве «третьих мест» г. Белгорода.
Методология и методы исследования:
В работе используется общенаучная методология:
• философско-культурологическая методология; позволяет дать четкие дефиниции таким понятиям, как «приватное», «публичное», «городское пространство» а также сформулировать основные подходы к рассмотрению городской культуры в целом.
• историко-культурологический и описательный методы,
позволяющие раскрыть генезис и трансформацию городской культуры в истории;
• семиотический метод, который рассматривает городскую среду как напластования текстов с выявлением их кодов и значащих единиц;
• проектировочный метод, позволяющий реконструировать и спроектировать культурное пространство городской среды;
• анализ и систематизация собранной информации; позволяет сориентироваться в массиве научной информации разного уровня и разного масштаба, выявить неразработанные и слабо разработанные проблемы в данной теме.
Среди частнонаучных методов следует выделить следующие:
• вслед за исследователем Е.Д. Князевой, мы изучаем культурное пространство города через погружение субъекта (ученого) в объект (город), через прогулки и экскурсии, посещение музеев, театров и выставок, непосредственное общение с горожанами и специалистами из различных сфер городской жизни;
• в рамках предложенной Л.Е. Трушиной культурологии города, рассматриваем городскую среду как напластования текстов с выявлением их кодов и значащих единиц. Результаты культурологического исследования города оформляются в проектировочной деятельности по выстраиванию культурного пространства городской среды в диалоге приватно-публичных отношений в рамках деятельности кофеен.
• фрейм-анализ Э. Г оффмана в осмыслении пространства;
• вторичные данные социологического исследования [30].
Эмпирической базой исследования послужили следующие объекты:
1. Кофейни: «Пастила», «Комод», «Калипсо» как «третьи» места;
2. Выставочный зал «Родина» как площадка креативных арт-проектов и открытого интенсивного художественного поиска;
3. Библиотека-музей им. Н.Н. Страхова (Белгородский национальный исследовательский университет), ставшая беспрецедентным проектом в создании и осмыслении «пространства постмодерна».
Апробация. Результаты исследования представлялись на конференциях «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурной среды города» в 2015 и в 2016 гг., в рамках симпозиума молодых ученых «Культура. Политика. Понимание», в рамках Недели науки - 2017 НИУ «БелГУ», (май, 2017) и в ряде статей:
1. «Кофейни как третьи места» / М.А. Белых, Е.Р. Усиченко // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно¬
практической конференции, 2015 г. / сост. Н.М. Гончаренко - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - С. 212-214.
2. Сербская кафана как социокультурный институт // Культура. Политика. Понимание (философско-политические проблемы идентичности: России и современный мир): материалы IV международной научной конференции (г. Белгород, 13-14 мая 2016 г.) / отв. ред.: А.П. Кривец, М.В. Коваленко, В.Е. Пеньков. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - С.168-175.
3. «Кафана как центр общественной жизни» // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 24¬25 ноября 2016 г. / сост. Н.М. Гончаренко. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2017. - С. 64-68.
4. «Идентичность с местом на примере г. Белгорода» в сборнике студенческих научных работ в рамках Недели науки 2017 НИУ «БелГУ» (находится в печати).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования и проектные рекомендации могут быть использованы в научно-методической, исследовательской, педагогической практике, а также при разработке мероприятий и брендирования. Изучение и решение этих проблем силами культурологов будет способствовать не только дальнейшему развитию науки, но и интеграции сил ученых и практических работников в сфере культуры и местного самоуправления в современных условиях усиления коммуникации и трансформации сфер публичности и приватности.
Ключевые слова: город, городская культура, городское пространство, публичное пространство, приватное пространство, «третьи места», «места- трансформеры», «места-гибриды», публично-приватные взаимоотношения.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования, а также его целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 71 источника, из которых 15 - на английском языке, и приложений.
В отечественной гуманитарной науке проблема городского пространства, которая во многом продиктована изменением качества городской среды российских городов, оказалась как никогда актуальна. Город стал не только крупным поселением, но и постепенно сформировал свой образ жизни, быт, уклад и субкультуру. Современный город насыщен различными пространствами, дающими человеку всевозможные вариации своего поведения.
Однако нет и не может быть единой городской культуры. Уникальность и неповторимость городов порождают калейдоскоп и причудливые конфигурации форм городской жизни. Для жителей среднего города социокультурная идентичность позволяет преодолеть отчуждение человека от глобального экономического и политического пространства. Благодаря регионально-культурной идентификации, средний город становится соразмерным человеку, обретает осмысленность и воспринимается как потенциально неопасный. Момент восстановления суверенитета человека, его идентичности в пространстве культурных смыслов является важнейшим в понимании регионализации как развивающейся и перспективной государственной культурной политики.
Социокультурное пространство города должна быть настроено на людей с разными уровнями дохода, каждый может и должен найти в нем свое, не вступая в конфликт с другими. Когда это условие выполняется, в городе начинает вызревать культура, что дает городу шанс относиться к прошлому и настоящему, включая свое собственное, как к предмету деятельности, а не просто как к омертвелой ценности, которой положено поклоняться. Город как утверждение принципа многообразия жизнедеятельности действительно может и должен стать «увеличительной линзой» социокультурных инноваций.
Город, городская культура и городские пространства на протяжении веков претерпевают существенные изменения. Нарастающая урбанизация совместно с технологическими изменениями формируют новые, до сих пор неизвестные, пространства. Их осмысление все еще происходит, особенно в городах небольших, отличных от столичных мегаполисов.
В первой главе подробно рассматриваются понятия «приватное» и «публичное», выясняются вопросы их взаимодействия и взаимопересечения. Делается вывод о возможности их пересечения и сосуществования друг с другом при сохранении собственныххарактерных черты. В результате такого симбиоза появляются «гетеротопии», обозначающие «полупубличные пространства», которое наделяется одновременно сочетанием, казалось бы, несочетаемого.
В качестве гетеротопий городского пространства могут быть рассмотрены и «третьи места» - неформальные публичные локации, популярные в рамках одного района, где горожане чувствуют себя, как дома.
Публичная жизнь претерпевает при помощи новых возможностей, в том числе технологических, своего рода «реконфигурации». Пропадают знакомые классические паттерны публичной жизни, предложенные и изученные авторитетными исследователями. В этой связи становятся актуальными «третьи места», предлагающие неформальный дискурс, свободный выбор фреймов, варьирующихся в рамках «приватное/публичное», а также способность быть мобильным - доступ к сети интернет из-за наличия Wi-fi.
Трансформируются и традиционные культурные институты (библиотеки, музеи, выставочные залы). На базе подобных площадок происходят информационные трансформации, появляется свободный доступ к сети Интернет, Wi-fi, становится доступным организация каких-либо мероприятий и открытых встреч с незнакомыми людьми.
Во второй главе уделяется внимание исторической ретроспективе развития города, городской культуры и городского пространства. Понимание города и городской культуры значительно видоизменялось на протяжении столетий. Современное представление о городе опирается, в большей степени, на комплексный и междисциплинарный подходы.
На протяжении многих веков городская жизнь характеризовалась напряженной борьбой между приватным и публичным - полем битвы было городское пространство, его улицы и площади, приватизировавшиеся горожанами и отбивавшиеся обратно другими группами горожан или представителями городской власти. Результат этой борьбы может оцениваться по-разному: некоторые исследователи говорят о «кризисе» или упадке
публичных пространств, другие же позитивно оценивают изменения и отмечают появление симбиоза приватно-публичных отношений - «пространств-гибридов», «пространств-трансформеров», «третьих мест», мобильно реагирующих на изменяющиеся потребности современного общества
В третьей главе представлен анализ социокультурной жизни г. Белгорода, описываются его публичные и приватные пространства. Изучается деятельность «третьих мест» - непременных атрибутов городской культуры.
В данном исследовании предлагается объединить усилия пользующихся популярностью пространств (кофейни, выставочный зал, библиотека-музей) для расширения их целевой аудитории, развития сотрудничества и консолидации в популяризации историко-культурного наследия г. Белгорода.
Реализуя данный проект, мы решаем проблемы незнания и нежелания узнать о историко-культурном наследии Белгорода. Использование необычного формата по популяризации деятельности выдающихся персоналий Белгорода сможет позволить пересмотреть стереотип о перечисленных местах города в плане их закрытого приватного статуса и создать их положительный образ.
Регулярные тематические вечера смогут помочь представителям молодежной среды найти единомышленников и расширить список своих контактов, создать клубы по интересам, стать более информированными о проведении городских мероприятий. Выбранный формат позволит привлечь людей, далеких от посещения институтов культуры и каких-либо культурных мероприятий, что в дальнейшем сможет позволить более плотно включить их в социокультурную среду города.
Однако нет и не может быть единой городской культуры. Уникальность и неповторимость городов порождают калейдоскоп и причудливые конфигурации форм городской жизни. Для жителей среднего города социокультурная идентичность позволяет преодолеть отчуждение человека от глобального экономического и политического пространства. Благодаря регионально-культурной идентификации, средний город становится соразмерным человеку, обретает осмысленность и воспринимается как потенциально неопасный. Момент восстановления суверенитета человека, его идентичности в пространстве культурных смыслов является важнейшим в понимании регионализации как развивающейся и перспективной государственной культурной политики.
Социокультурное пространство города должна быть настроено на людей с разными уровнями дохода, каждый может и должен найти в нем свое, не вступая в конфликт с другими. Когда это условие выполняется, в городе начинает вызревать культура, что дает городу шанс относиться к прошлому и настоящему, включая свое собственное, как к предмету деятельности, а не просто как к омертвелой ценности, которой положено поклоняться. Город как утверждение принципа многообразия жизнедеятельности действительно может и должен стать «увеличительной линзой» социокультурных инноваций.
Город, городская культура и городские пространства на протяжении веков претерпевают существенные изменения. Нарастающая урбанизация совместно с технологическими изменениями формируют новые, до сих пор неизвестные, пространства. Их осмысление все еще происходит, особенно в городах небольших, отличных от столичных мегаполисов.
В первой главе подробно рассматриваются понятия «приватное» и «публичное», выясняются вопросы их взаимодействия и взаимопересечения. Делается вывод о возможности их пересечения и сосуществования друг с другом при сохранении собственныххарактерных черты. В результате такого симбиоза появляются «гетеротопии», обозначающие «полупубличные пространства», которое наделяется одновременно сочетанием, казалось бы, несочетаемого.
В качестве гетеротопий городского пространства могут быть рассмотрены и «третьи места» - неформальные публичные локации, популярные в рамках одного района, где горожане чувствуют себя, как дома.
Публичная жизнь претерпевает при помощи новых возможностей, в том числе технологических, своего рода «реконфигурации». Пропадают знакомые классические паттерны публичной жизни, предложенные и изученные авторитетными исследователями. В этой связи становятся актуальными «третьи места», предлагающие неформальный дискурс, свободный выбор фреймов, варьирующихся в рамках «приватное/публичное», а также способность быть мобильным - доступ к сети интернет из-за наличия Wi-fi.
Трансформируются и традиционные культурные институты (библиотеки, музеи, выставочные залы). На базе подобных площадок происходят информационные трансформации, появляется свободный доступ к сети Интернет, Wi-fi, становится доступным организация каких-либо мероприятий и открытых встреч с незнакомыми людьми.
Во второй главе уделяется внимание исторической ретроспективе развития города, городской культуры и городского пространства. Понимание города и городской культуры значительно видоизменялось на протяжении столетий. Современное представление о городе опирается, в большей степени, на комплексный и междисциплинарный подходы.
На протяжении многих веков городская жизнь характеризовалась напряженной борьбой между приватным и публичным - полем битвы было городское пространство, его улицы и площади, приватизировавшиеся горожанами и отбивавшиеся обратно другими группами горожан или представителями городской власти. Результат этой борьбы может оцениваться по-разному: некоторые исследователи говорят о «кризисе» или упадке
публичных пространств, другие же позитивно оценивают изменения и отмечают появление симбиоза приватно-публичных отношений - «пространств-гибридов», «пространств-трансформеров», «третьих мест», мобильно реагирующих на изменяющиеся потребности современного общества
В третьей главе представлен анализ социокультурной жизни г. Белгорода, описываются его публичные и приватные пространства. Изучается деятельность «третьих мест» - непременных атрибутов городской культуры.
В данном исследовании предлагается объединить усилия пользующихся популярностью пространств (кофейни, выставочный зал, библиотека-музей) для расширения их целевой аудитории, развития сотрудничества и консолидации в популяризации историко-культурного наследия г. Белгорода.
Реализуя данный проект, мы решаем проблемы незнания и нежелания узнать о историко-культурном наследии Белгорода. Использование необычного формата по популяризации деятельности выдающихся персоналий Белгорода сможет позволить пересмотреть стереотип о перечисленных местах города в плане их закрытого приватного статуса и создать их положительный образ.
Регулярные тематические вечера смогут помочь представителям молодежной среды найти единомышленников и расширить список своих контактов, создать клубы по интересам, стать более информированными о проведении городских мероприятий. Выбранный формат позволит привлечь людей, далеких от посещения институтов культуры и каких-либо культурных мероприятий, что в дальнейшем сможет позволить более плотно включить их в социокультурную среду города.
Подобные работы
- САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



