ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Спортивные танцы как вид спорта и средство физического воспитания 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности физического и
функционального развития детей младшего школьного возраста 12
1.3. Ментальный тренинг - эффективный метод регуляции психических состояний 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1. Методика исследования 29
3.2. Определение функционального состояния юных танцоров 30
3.3. Динамика нервно-психической активности в тренировочном процессе юных танцоров 34
3.4. Влияние ментального тренинга на эффективность тренировочного процесса юных танцоров 39
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное развитие спортивных танцев характеризуется высоким уровнем технического мастерства, постоянным усложнением композиций, омоложением спортсменов, расширением географии участников Международных соревнований и обострением конкурентной борьбы (О.В. Иванникова, 2003; А.А. Галлеев, 2007; А.Я. Ваганова, 2007; Г. Чеккетти, 2008; С.А. Дьякова, Е.А. Репникова, 2009; В.Л. Ботяев, В.В. Апокин, В.А. Стрельцов, 2012; Н.В. Котенко, 2012; Р.С. Журавлев, 2013). Острая соревновательная борьба и частое выступление на соревнованиях способствует возрастанию психологических нагрузок на организм танцоров (В.В. Барабанщикова, 2004; А.В. Родионов, 2008; Р.М. Загайнов, 2010; В.П. Губа, 2012), в том числе и на юных танцоров (Е.В. Путинцева 2010, 2017), что требует от них специальной психологической подготовки.
Это актуализирует проблему поиска новых, более эффективных средств и методов восстановления работоспособности юных танцоров.
В настоящее время в целях лучшего восстановления работоспособности в спорт внедряется ментальный тренинг. Ментальный тренинг определяется как систематический и долговременный тренинг способностей к психической саморегуляции, нацеленный на формирование максимальной подготовленности и укрепление физического здоровья (Л.-Э. Унесталь, 1995).
Этот метод достаточно широко применяется в подготовке как высококвалифицированных (L.-E. Unestahl, 1996; Л.-Э. Унесталь, 2003), так и юных спортсменов 10-14 лет (В.И. Баландин, П.В. Бундзен, 1997, П.В. Бундзен, В.И. Баландин, В.В. Загранцев, Л.-Э. Унесталь, 1998) и способствует достижению высоких спортивных результатов. В то же время, возможность освоения ментального тренинга более юными спортсменами, в частности, танцорами 7-8 лет, породила противоречия между:
- необходимостью в использовании ментального тренинга для совершенствования тренировочного процесса юных танцоров 7-8 лет и недостаточной научно-методической разработанностью его использования юными спортсменами данного возраста;
- эффективностью использования ментального тренинга в спортивной практике и неопределенностью возраста начала обучения и усвоения юными танцорами ментального тренинга.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе психолого-педагогических возможностей использования ментального тренинга в тренировочном процессе танцоров 7¬8 лет для оптимизации их психического состояния, повышения роста спортивно-технических результатов и класса мастерства спортсменов.
Объект исследования - тренировочный процесс танцоров 7-8 лет на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - методы оптимизации психического состояния танцоров 7-8 лет на этапе начальной подготовки.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать возможность использования ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров 7-8 лет, способствующего оптимизации их психического состояния и повышению эффективности тренировочного процесса .
Задачи исследования:
1. Провести анализ и выявить степень разработанности проблемы оптимизации психического состояния танцоров 7-8 лет в тренировочном процессе на этапе начальной подготовки в теории и практике юношеского спорта.
2. Разработать методику использования ментального тренинга в тренировочном процессе танцоров 7-8 лет, способствующую оптимизации их психического состояния.
3. Экспериментально обосновать эффективность предложенной методики.
4. Разработать практические рекомендации по использованию ментального тренинга в тренировочном процессе танцоров 7-8 лет на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования - предполагалось, что использование ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров будет способствовать оптимизации психического состояния юных танцоров, повышению их функционального состояния, росту спортивно-технических результатов и класса мастерства спортсменов, что в целом повысит эффективность тренировочного процесса.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Психологический метод - ментальный тренинг.
5. Психофизиологические методы: пульсометрия, метод оперативного контроля нервно-психической активности - электрокожное сопротивление (ЭКС), метод исследования состояния кардиореспираторной системы - «бельгийский тест».
6. Методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и экспериментально обоснована методика использования ментального тренинга в тренировочном процессе танцоров 7-8 лет на этапе начальной подготовки, способствующая оптимизации их психического состояния, повышению функционального состояния, росту спортивно-технических результатов и класса мастерства юных спортсменов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации обоснованы новые положения теории и методики юношеского спорта для повышения эффективности тренировочного процесса юных танцоров с использованием ментального тренинга.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении методики использования ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров, способствующей оптимизации их психического состояния, что позволяет им объективно оценивать свою нервно¬психическую активность и значительно повышает рост спортивно-технических результатов. Даны практические рекомендации по использованию ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров на этапе начальной подготовки.
Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования апробированы и внедрены в тренировочный процесс юных танцоров муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра «Ровесник».
Материалы диссертационного исследования представлены на 7-ой Международной научно-практической заочной конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» с публикацией в сборнике материалов конференции, ISBN, индекс научного цитирования РИНЦ.
По теме исследования опубликована 1 научная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концептуальные положения в области теории физического воспитания и спортивной тренировки (Ю.Д. Железняка, Ю.Ф. Курамшина, В.Б. Коренберга, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, В.И. Ляха и др.);
- теоретико-методические основы юношеского спорта (Л.В. Волкова, В.П. Филина, Н.А. Фомина, С.Б. Тихвинского, В.Г. Никитушкина и др.);
- теории спортивных способностей (К.К. Платонова, А.В. Родионова, Ю.Ф. Курамшина, В.И. Ляха и др.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками, 10 таблицами. Список использованной литературы включает 81 источник.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы и обобщение практического опыта показали, что на этапе начальной подготовки танцоров 7-8 лет недостаточно уделяется внимания психологической подготовке юных спортсменов по проблемам, связанным с оптимизацией психических состояний, недостаточно используется восстановительных средств, обладающих антистрессовым воздействием.
2. Использование ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров способствует повышению функционального состояния спортсменов-танцоров, произошло достоверное (Р<0,01)
улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, которое привело к совершенствованию адаптации к физическим нагрузкам.
3. Разработанная методика использования ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров, способствует оптимизации их психического состояния, росту спортивно-технических результатов и класса мастерства спортсменов, что повышает эффективность тренировочного процесса в целом. Так, переход танцоров из класса Е (3 юношеский разряд) в класс Д составил 71,4 % - достижение 2 юношеского разряда и 28,6 % - достижение 1 юношеского разряда. В то же время в контрольной группе 85,7 % испытуемых осуществили переход из класса Е в класс Д, т.е. выполнили 2 юношеский разряд, а 14,3 % испытуемых остались в классе Е, подтвердив 3 юношеский разряд.
4. Экспериментально установлено, что для повышения эффективности тренировочного процесса юных танцоров целесообразно проводить после тренировки во время 10-минутного восстановления - ментальный тренинг.
5. Разработаны и внедрены практические рекомендации по использованию ментального тренинга в тренировочном процессе юных танцоров 7-8 лет.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При составлении программ по танцевальной подготовке следует обращать внимание на рассмотрение танцевального образа как особой формы отражения действительности, художественного осознания мира.
2. При проведении занятий с юными танцорами рекомендуется наличие в зале зеркал, для того, чтобы спортсмены-танцоры, отрабатывая движения и следя за своим отражением, могли себя контролировать и исправлять ошибки.
3. Юные танцоры должны не только осваивать танцевальную технику, но и овладевать выразительностью движений, артистичностью.
4. Для оптимизации психического состояния юных танцоров в процессе занятий спортивными танцами рекомендуется после тренировки во время 10-минутного восстановления проводить ментальный тренинг.
5. Возрастной состав групп танцоров-спортсменов должен формироваться в соответствии с требованиями Федерации танцевального спорта России по классам мастерства спортсменов «Е», «Д», «С» и т.д.
6. Физические нагрузки при занятиях спортивными бальными танцами должны соответствовать нормам двигательной активности и физиологическим показателям состояния организма детей 7-8 лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова В.А. Специфические особенности построения макроцикла высококвалифицированных танцоров [Текст] / В.А. Александрова, В.В. Шиян // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2016. - №3. - С. 88-91.
2. Арнольд П.К. Эстетические аспекты спорта [Текст] / П.К. Арнольд // Спорт - духовность -культура. - Вып. 3. - М., 1996. - 156 с.
3. Барабанщикова В.В. Психологическая саморегуляция состояния в спортивных танцах [Текст] / В.В. Барабанщикова // Проблемы развития танцевальных видов спорта: материалы VIII всерос. науч.-практ. конф. / РГУФК; лаб. спорт, танца. - М., 2004. - С. 38-44.
4. Баландин В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки [Текст] / В.И. Баландин, П.В. Бундзен // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 4. - С. 22-26; 39-40.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития человека) [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
6. Ботяев В.Л. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки координационных способностей спортсменов специализирующихся в сложно-координационных видах спорта [Текст] / В.Л. Ботяев, В.В. Апокин,
B.А. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. -
C.71-76.
7. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв / серия «Стильные штучки». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
8. П.В. Бундзен Современные технологии психической подготовки олимпийского резерва [Текст] / П.В. Бундзен, В.И. Баландин, В.В. Загранцев, Л.-Э. Унесталь // Всемирные юношеские игры под патронажем Международного олимпийского комитета: Международный форум «Молодежь - Наука - Олимпизм» под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки (14-18 июля 1998 г., г. Москва): Материалы. М.: Советский спорт, 1998. - С. 66-68.
9. Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник [Текст] / A.Я. Ваганова. - Спб.; М.; - Краснодар, 2007. - 191 с.
10. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - М.: Искусство, 1987. - 380 с.
11. В вихре вальса / Авт. -сост. Д.А. Ермаков. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. - 61 с.
12. Винер-Усманова, И.А. Артистичность в художественной гимнастике: монография / И.А. Винер-Усманова; под общ. ред. проф. Р.Н. Терехиной. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 112 с.
13. Винер И.А. Значение «артистической» подготовки в художественной гимнастике [Текст] / И.А. Винер, А.М. Кабаева // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию основания кафедры физического воспитания в НИИ «БелГУ» и 60-летию проф. А.А. Горелова, 2-3 апреля 2012 г. / НИУ «БелГУ». - Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. - С. 88-90.
14. Винер И.А. Требования правил соревнований к артистичности гимнасток [Текст] / И.А. Винер, Н.И. Кузьмина // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию основания кафедры физического воспитания в НИИ «БелГУ» и 60-летию проф. А.А. Горелова, 2-3 апреля 2012 г. / НИУ «БелГУ». - Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. - С. 90-93.
15. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, B.И. Жолдак. - М.: Советский спорт, 1996. - 592 с.
16. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова и др. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 400 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57604.
17. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.
18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1999. - 222 с.
19. Галлеев, А.А. Двигательные координации в системе подготовки спортсменов-танцоров [Текст] / А.А. Галлеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №10. - С. 14-16.
20. Говард Г. Техника европейских танцев [Текст] / Г. Говард. - М.: Артис, 2003. - 255 с.
21. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и
прогнозирования [Электронный ресурс] / В.П. Губа. - Москва: Советский спорт, 2012. - 384 с. - Режим доступа:
http: //www.studentl ibrary.ru/bo ok/ISBN9785971805779.html.
22. Дьякова С.А. К вопросу о формировании пластичности в спортивных танцах [Текст] / С.А. Дьякова, Е.А. Репникова // Современные проблемы развития танцевального спорта : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос.ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2009. - С. 27-29.
23. Ермолаев Ю.Л. Возрастная психология: учебник - М.: Высшая школа, 1985. - 348 с.
24. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
25. Жеребкина Л.И. Сравнительный анализ некоторых аспектов в спортивных танцах на льду и спортивных бальных танцах: // Спортивные ганцы: Бюллетень. - 1999. - № 3. - С. 45-54.
26. Журавлев Р.С. Структура инновационного процесса в обучении спортивным бальным танцам [Текст] / Р.С. Журавлев // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. - М.: РГУФКСМиТ, 2013. - С. 24-27.
27. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их
преодоления: Монография [Электронный ресурс] / Р.М. Загайнов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 232 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210520&sr=1.
28. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы: популярное руководство [Текст] / Кауль. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
29. Классические танцы: Танго и медленный вальс [Текст] / авт.-сост. О.В. Иванникова. - М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. - 74 с.
30. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: МГИК, 1994. - 318 с.
31. Коваленко А.А. Постановочные композиции в подготовке спортсменов-танцоров [Текст] / А.А. Коваленко // Спортивные танцы: Бюллетень. - 2000. - № 3. - С. 12-19.
32. Коваленко А.А. Программно-методическое обеспечение подготовки в спортивных танцах [Текст] / А.А. Коваленко // Спортивные танцы: Бюллетень. - 2001. - № 6. - C. 8-10.
33. Козлов В.И., Фарбер Д.А. Развитие двигательной функции // Физиология развития ребенка [Текст] / под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей подростков Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - с. 62-89.
34. Коренберг В.Б. Спортивная метрология [Текст] / учебник для вузов физ. культуры / В.Б. Коренберг. - М.: Физическая культура, 2008. - 358 с.
35. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной биомеханике (с элементами кинезиологии) [Текст] / В.Б. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2011. - 204 с.
36. Королева Э. А. Ранние формы танца. - Кишинев: Штиинца, 1977. - 215 с.
37. Котенко Н.В. Особенности хореографической подготовки в танцевальном спорте [Текст] / Н.В. Котенко // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте : Материалы XIII Всероссийской научно¬практической конференции. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - С. 25-29.
38. Латиноамериканские танцы: Румба и ча-ча-ча [Текст] / авт.-сост. О.В. Иванникова. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. - 61 с.
39. Лебедева Е.В. Комплекс специально - подготовительных упражнений для повышения технического мастерства исполнения танца пасодобль [Текст] / Е.В. Лебедева // Спортивные танцы: Бюллетень. - 2001. - № 3. - С. 20-24.
40. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец [Текст] / Т.С. Лисицкая. - М.: Сов. спорт, 1988. - 48 с.
41. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1 -4 классов [Текст]: пособие / Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. - М.: Просвещение, 1997. - 80 с.
42. Лэрд У. Техника латиноамериканских танцев [Текст]: пер. с англ. в 2-х ч. Ч. 1 : Румба, самба. / У. Лэрд. - М.: Артис, 2003. - 180 с.
43. Лэрд У. Техника латиноамериканских танцев [Текст]: пер. с англ. в 2-х ч. Ч. 2 : Пасодобль, ча-ча-ча, джайв / У. Лэрд. - М.: Артис, 2003. - 242 с.
44. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
45. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
46. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: учебное пособие / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
47. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие
основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): [Текст]: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
48. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Электронный ресурс / М-во спорта РФ. - Москва: Советский спорт, 2012. - 144 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210446.
49. Некрасов В.П. Методы контроля и восстановления психической работоспособности спортсменов [Текст]: метод. рекомендации / Некрасов В.П., Государев Н.А., Никифоров Ю.Б., Солнцева Л.С. - М.: ВНИИФК, 1983. - 20 с.
50. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта [Текст]: учебник для вузов / В. Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.
51. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов [Текст] / В. Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 240 с.
52. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст]: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
53. Правила ФТСР о возрастных категориях и классах мастерства спортсменов [Текст]: сб. нормативных документов Представительства ФТСР по ЦФО. - Вып. 3. - 2006. - 272с.
54. Психорегуляция в подготовке спортсменов [Текст]: / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер; Под ред. В. П. Некрасова. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.
55. Путинцева, Е.В. Начальная подготовка в спортивных танцах: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Путинцева, Г.Н. Пшеничникова. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - 148 с.
56. Путинцева Е.В. Формирование психической и тактической готовности юных танцоров к участию в соревнованиях с помощью деловых игр [Текст] / Е.В. Путинцева: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте» (9 февраля 2017 г.) : под. ред. В.А. Александровой. - М.: РГУФКСМиТ , 2017. - С. 60-64.
57. Резникова З.П. Вечный огонь: Танцы для детей. - М.: Сов. Россия, 1971. - 160 с.
58. Родионов А.В. Психологические проявления механизмов адаптации спортсменов к нагрузкам [Текст] / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 78-80.
59. Рубенштейн Н.А. Что нужно знать, чтобы стать первым. Закон
успешной тренировки [Текст] / Н.А. Рубенштейн. Ч 1. - М.:
Издательский дом «Один из лучших». 2002. - 37 с.
60. Сайт Союза танцевального спорта России [Электронный ресурс]. - М.: СТСР, 2013. - Режим доступа : http://www.rusdsu.ru.
61. Семенова И. Е. Преподавание хореографических дисциплин для тренеров и исполнителей спортивных танцев: учеб. пособие - М.: РГАФК, 1999. - 44 с.
62. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для студ. сред. и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
63. Солнцева Л.С., Ставицкий К.Р. Контроль психической работоспособности и нервно-психической напряженности человека[Текст]: метод. рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1989. - 15 с.
64. Сосина В.Ю., Фабиан Э.М. Ритмическая гимнастика [Текст] /: альбом / - Киев.: Рад. шк., 1990, - 225 с.
65. Стрипкова Ю.А. Учебная программа и тематическое планирование для групп начального обучения по спортивным танцам [Текст] / Ю.А. Стрипкова // Спортивные танцы: Бюллетень. - 2000. - № 6. - С. 36¬37.
66. Театральная энциклопедия. - В 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1961 - 1967.
67. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
68. Тихвинский, С.Б. Анатомо-физиологические особенности в периодах развития детей и подростков [Текст] // Детская спортивная медицина / С.Б. Тихвинский. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Медицина, 1991. - С. 44-55.
69. Унесталь Л.-Э. Да, ты можешь! [Текст] / Л.-Э. Унесталь. - СПб., 1995. - 114 с.
70. Унесталь Л.-Э. Ментальный тренинг - путь к пику результативности и здоровью [Текст] / Л.-Э. Унесталь // I Международный научный конгресс «Спорт и здоровье». - Материалы. Том 1. - Россия, СПб., 2003. - С. 102-103.
71. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки: организационная культура личности юного атлета [Электронный ресурс] / Г.А. Кузьменко, К.М. Эссеббар. - Москва: Прометей, 2013. - 140 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785704223283.html.
72. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки атлетов: учебник [Электронный ресурс] / В.Д. Фискалов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 196 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57373.
73. Филин В.П. Основы юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 255 с.
74. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 175 с.
75. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 175 с.
76. Чеккетти Г. Полный учебник классического танца [Текст] / Грациозо Чеккетти; пер. с итал. Е. Лысовой. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 504 с.
77. Чередов М.В. Начальная школа - основа основ [Текст] / М.В. Чередов // Физическая культура в школе. - 1997. - № 2. - С. 35-37.
78. Шапошникова В.И. Оцените свое здоровье сами [Текст] / В.И. Шапошникова, Н.А. Барабаш. - Спб.: Питер, 2003. - 256 с.
79. Шароватова В.А. Методические аспекты уроков классической хореографии для исполнителей спортивных танцев [Текст] / В.А. Шароватова // Спортивные танцы: Бюллетень. - 1999. - № 5. - С. 9-25.
80. Шипилина И.А. Хореография в спорте [Текст]: учебник / И.А. Шипилина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
81. Unestahl L.-E. Integrated Mental Training [Текст] / L.-E. Unestahl. Veje, Sweden, 1996. 236 p.