МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПЛОВЦОВ 10-11 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы исследования проблемы развития 5
специальной выносливости
1.1. Основные виды выносливости в системе подготовки спортсменов 6
1.2. Факторы, определяющие уровень развития специальной выносливо- 9
сти
1.3. Средства и методы развития выносливости у пловцов 12
Глава 2. Методы и организация исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1. Исходный уровень развития специальной выносливости у пловцов 10- 23
11 лет
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 24
Выводы 32
Список использованной литературы 34
Приложения 37
Глава 1. Научно-методические основы исследования проблемы развития 5
специальной выносливости
1.1. Основные виды выносливости в системе подготовки спортсменов 6
1.2. Факторы, определяющие уровень развития специальной выносливо- 9
сти
1.3. Средства и методы развития выносливости у пловцов 12
Глава 2. Методы и организация исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1. Исходный уровень развития специальной выносливости у пловцов 10- 23
11 лет
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 24
Выводы 32
Список использованной литературы 34
Приложения 37
Актуальность исследования. Растущий уровень спортивных достиже-ний, лимит времени у занимающихся спортом требуют поиска более рацио-нальных средств и методов, направленных на совершенствование и повыше¬ние эффективности тренировочного процесса.
Поэтому прогресс спорта высших достижений, в решающей мере, определяется научной обоснованностью системы подготовки спортсменов, ее соответствием современному уровню развития науки и практики.
Анализ спортивных достижений участников Олимпийских игр и других крупных международных соревнований показывает, что, как пра-вило, серьезных успехов в спорте добиваются лишь те спортсмены, кото-рые имеют очень высоко развитую специальную выносливость, в совер-шенстве владеют современной техникой и обладают должной психоло-гической устойчивостью. Этого можно достичь лишь при ранней спортив-ной специализации, в условиях многолетней рациональной тренировки, в процессе которой решаются важнейшие задачи подготовки юных плов¬цов [14; 18; 20; 31].
Качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие соответствующих моделей тренировочной работы отражающих ве¬личину и соотношение ее основных компонентов в различных структурных образованиях тренировочного процесса на конкретных этапах становления спортивного мастерства. Многоцелевая направленность подготовки в плава¬нии обуславливает, в свою очередь, необходимость присутствия в этих мо¬делях оптимального сочетания и рациональной последовательности исполь¬зуемых тренировочных средств [14].
В методике развития специальной выносливости юных пловцов нема-ловажное значение имеет продолжительность интервалов отдыха между отдельными повторениями упражнений. Специалисты в области плавания Д. Каунсилмен [16], С. М. Гордон [9], С. М. Вайцеховский [5] и др., ре-комендуют использовать при развитии специальной выносливости у пловца постоянные интервалы отдыха.
Поэтому в настоящее время актуальной является проблема использова¬ния в интервальной тренировке различных по продолжительности перио¬дов отдыха на развитие специальной выносливости.
Объект исследования: тренировочный процесс подготовки пловцов 10-11 лет направленный на развитие специальной выносливости.
Предмет исследования: процесс развития специальной выносливости у пловцов 10-11 лет.
Цель работы - экспериментально проверить и обосновать методику развития специальной выносливости у пловцов 10-11 лет.
Задача исследования.
1. Выявить в научно-методической литературе современное состояние про-блемы развития специальной выносливости у пловцов спринтеров на современном этапе.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику по развитию специальной выносливости у пловцов 10-11 лет
3. Определить влияние тренировочных нагрузок с различной продолжи-тельностью интервалов отдыха на уровень развития специальной вы-носливости у пловцов 10-11лет.
Гипотеза. В основу гипотезы исследования было положено предполо-жение о том, что восстановление ЧСС до 120 -130 уд /мин. между отдельны¬ми повторениями упражнений позволит повысить уровень специальной вы¬носливости у пловцов 10-11 лет.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы матема-тической статистики.
База исследования — СДЮШОР №3, г. Белгорода
Поэтому прогресс спорта высших достижений, в решающей мере, определяется научной обоснованностью системы подготовки спортсменов, ее соответствием современному уровню развития науки и практики.
Анализ спортивных достижений участников Олимпийских игр и других крупных международных соревнований показывает, что, как пра-вило, серьезных успехов в спорте добиваются лишь те спортсмены, кото-рые имеют очень высоко развитую специальную выносливость, в совер-шенстве владеют современной техникой и обладают должной психоло-гической устойчивостью. Этого можно достичь лишь при ранней спортив-ной специализации, в условиях многолетней рациональной тренировки, в процессе которой решаются важнейшие задачи подготовки юных плов¬цов [14; 18; 20; 31].
Качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие соответствующих моделей тренировочной работы отражающих ве¬личину и соотношение ее основных компонентов в различных структурных образованиях тренировочного процесса на конкретных этапах становления спортивного мастерства. Многоцелевая направленность подготовки в плава¬нии обуславливает, в свою очередь, необходимость присутствия в этих мо¬делях оптимального сочетания и рациональной последовательности исполь¬зуемых тренировочных средств [14].
В методике развития специальной выносливости юных пловцов нема-ловажное значение имеет продолжительность интервалов отдыха между отдельными повторениями упражнений. Специалисты в области плавания Д. Каунсилмен [16], С. М. Гордон [9], С. М. Вайцеховский [5] и др., ре-комендуют использовать при развитии специальной выносливости у пловца постоянные интервалы отдыха.
Поэтому в настоящее время актуальной является проблема использова¬ния в интервальной тренировке различных по продолжительности перио¬дов отдыха на развитие специальной выносливости.
Объект исследования: тренировочный процесс подготовки пловцов 10-11 лет направленный на развитие специальной выносливости.
Предмет исследования: процесс развития специальной выносливости у пловцов 10-11 лет.
Цель работы - экспериментально проверить и обосновать методику развития специальной выносливости у пловцов 10-11 лет.
Задача исследования.
1. Выявить в научно-методической литературе современное состояние про-блемы развития специальной выносливости у пловцов спринтеров на современном этапе.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику по развитию специальной выносливости у пловцов 10-11 лет
3. Определить влияние тренировочных нагрузок с различной продолжи-тельностью интервалов отдыха на уровень развития специальной вы-носливости у пловцов 10-11лет.
Гипотеза. В основу гипотезы исследования было положено предполо-жение о том, что восстановление ЧСС до 120 -130 уд /мин. между отдельны¬ми повторениями упражнений позволит повысить уровень специальной вы¬носливости у пловцов 10-11 лет.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы матема-тической статистики.
База исследования — СДЮШОР №3, г. Белгорода
1. Анализ научно-методической литературы показал, что качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие соответству¬ющих моделей тренировочной работы отражающих величину и соотно¬шение ее основных компонентов в различных структурных образованиях тренировочного процесса на конкретных этапах становления спортивного мастерства. Многоцелевая направленность подготовки в плавании обу¬славливает, в свою очередь, необходимость присутствия в этих моделях оптимального сочетания и рациональной последовательности используе¬мых тренировочных средств.
Применение в интервальной тренировке отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин. позволяет повысить уровень специальной выносливо¬сти, что положительно отразится на динамику спортивных результатах у пловцов в возрасте 10-11 лет специализирующихся на дистанции 100 м в/с.
2. На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами были проведены контрольные испытания среди пловцов в возрасте 10-11 лет специализирующихся на дистанции 100 м в/с: тест заплыв на соревно-вательной дистанции 100 м в/с; индекс специальной выносливости (ИСВ). Полученные результаты, позволяют утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента пловцы контрольной и экспериментальной группы находились в равной степени подготовлен¬ности.
3. Результаты педагогического эксперимента показали положительное влия¬ние тренировочных нагрузок с различным построением интервалов отды¬ха на уровень развития индекса специальной выносливости. Так, у плов¬цов экспериментальной группы которые использовали интервалы отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин., прирост составил 8,1%, а у пловцов контрольной группы, интервалы отдыха которые были посто¬янными, только 5,9%. Данные статистически достоверны ( р< 0,05).
Также было выявлено положительное влияние тренировочных нагрузок с различным построением интервалов отдыха на повышение уровня спор¬тивных результатов. Так, у пловцов экспериментальной группы, которые использовали интервалы отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин., рост спортивных результатов в плавании на дистанции 100 м «в/с» составил 4 %, а у пловцов контрольной группы, у которых интер¬валы отдыха были постоянными, только 2 %. Данные статистически до¬стоверны (р < 0,05).
Таким образом проведенный педагогический эксперимент позволя¬ет сделать вывод о эффективности применение в интервальной тре¬нировке отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин. для повы¬шения уровня специальной выносливости у пловцов спринтеров воз¬расте 10-11 лет.
Применение в интервальной тренировке отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин. позволяет повысить уровень специальной выносливо¬сти, что положительно отразится на динамику спортивных результатах у пловцов в возрасте 10-11 лет специализирующихся на дистанции 100 м в/с.
2. На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами были проведены контрольные испытания среди пловцов в возрасте 10-11 лет специализирующихся на дистанции 100 м в/с: тест заплыв на соревно-вательной дистанции 100 м в/с; индекс специальной выносливости (ИСВ). Полученные результаты, позволяют утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента пловцы контрольной и экспериментальной группы находились в равной степени подготовлен¬ности.
3. Результаты педагогического эксперимента показали положительное влия¬ние тренировочных нагрузок с различным построением интервалов отды¬ха на уровень развития индекса специальной выносливости. Так, у плов¬цов экспериментальной группы которые использовали интервалы отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин., прирост составил 8,1%, а у пловцов контрольной группы, интервалы отдыха которые были посто¬янными, только 5,9%. Данные статистически достоверны ( р< 0,05).
Также было выявлено положительное влияние тренировочных нагрузок с различным построением интервалов отдыха на повышение уровня спор¬тивных результатов. Так, у пловцов экспериментальной группы, которые использовали интервалы отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин., рост спортивных результатов в плавании на дистанции 100 м «в/с» составил 4 %, а у пловцов контрольной группы, у которых интер¬валы отдыха были постоянными, только 2 %. Данные статистически до¬стоверны (р < 0,05).
Таким образом проведенный педагогический эксперимент позволя¬ет сделать вывод о эффективности применение в интервальной тре¬нировке отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин. для повы¬шения уровня специальной выносливости у пловцов спринтеров воз¬расте 10-11 лет.



