Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы исследования проблемы развития 5
специальной выносливости
1.1. Основные виды выносливости в системе подготовки спортсменов 6
1.2. Факторы, определяющие уровень развития специальной выносливо- 9
сти
1.3. Средства и методы развития выносливости у пловцов 12
Глава 2. Методы и организация исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.3. Организация исследования 20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1. Исходный уровень развития специальной выносливости у пловцов 10- 23
11 лет
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 24
Выводы 32
Список использованной литературы 34
Приложения 37
Актуальность исследования. Растущий уровень спортивных достиже-ний, лимит времени у занимающихся спортом требуют поиска более рацио-нальных средств и методов, направленных на совершенствование и повыше¬ние эффективности тренировочного процесса.
Поэтому прогресс спорта высших достижений, в решающей мере, определяется научной обоснованностью системы подготовки спортсменов, ее соответствием современному уровню развития науки и практики.
Анализ спортивных достижений участников Олимпийских игр и других крупных международных соревнований показывает, что, как пра-вило, серьезных успехов в спорте добиваются лишь те спортсмены, кото-рые имеют очень высоко развитую специальную выносливость, в совер-шенстве владеют современной техникой и обладают должной психоло-гической устойчивостью. Этого можно достичь лишь при ранней спортив-ной специализации, в условиях многолетней рациональной тренировки, в процессе которой решаются важнейшие задачи подготовки юных плов¬цов [14; 18; 20; 31].
Качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие соответствующих моделей тренировочной работы отражающих ве¬личину и соотношение ее основных компонентов в различных структурных образованиях тренировочного процесса на конкретных этапах становления спортивного мастерства. Многоцелевая направленность подготовки в плава¬нии обуславливает, в свою очередь, необходимость присутствия в этих мо¬делях оптимального сочетания и рациональной последовательности исполь¬зуемых тренировочных средств [14].
В методике развития специальной выносливости юных пловцов нема-ловажное значение имеет продолжительность интервалов отдыха между отдельными повторениями упражнений. Специалисты в области плавания Д. Каунсилмен [16], С. М. Гордон [9], С. М. Вайцеховский [5] и др., ре-комендуют использовать при развитии специальной выносливости у пловца постоянные интервалы отдыха.
Поэтому в настоящее время актуальной является проблема использова¬ния в интервальной тренировке различных по продолжительности перио¬дов отдыха на развитие специальной выносливости.
Объект исследования: тренировочный процесс подготовки пловцов 10-11 лет направленный на развитие специальной выносливости.
Предмет исследования: процесс развития специальной выносливости у пловцов 10-11 лет.
Цель работы - экспериментально проверить и обосновать методику развития специальной выносливости у пловцов 10-11 лет.
Задача исследования.
1. Выявить в научно-методической литературе современное состояние про-блемы развития специальной выносливости у пловцов спринтеров на современном этапе.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику по развитию специальной выносливости у пловцов 10-11 лет
3. Определить влияние тренировочных нагрузок с различной продолжи-тельностью интервалов отдыха на уровень развития специальной вы-носливости у пловцов 10-11лет.
Гипотеза. В основу гипотезы исследования было положено предполо-жение о том, что восстановление ЧСС до 120 -130 уд /мин. между отдельны¬ми повторениями упражнений позволит повысить уровень специальной вы¬носливости у пловцов 10-11 лет.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы матема-тической статистики.
База исследования — СДЮШОР №3, г. Белгорода
1. Анализ научно-методической литературы показал, что качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие соответству¬ющих моделей тренировочной работы отражающих величину и соотно¬шение ее основных компонентов в различных структурных образованиях тренировочного процесса на конкретных этапах становления спортивного мастерства. Многоцелевая направленность подготовки в плавании обу¬славливает, в свою очередь, необходимость присутствия в этих моделях оптимального сочетания и рациональной последовательности используе¬мых тренировочных средств.
Применение в интервальной тренировке отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин. позволяет повысить уровень специальной выносливо¬сти, что положительно отразится на динамику спортивных результатах у пловцов в возрасте 10-11 лет специализирующихся на дистанции 100 м в/с.
2. На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами были проведены контрольные испытания среди пловцов в возрасте 10-11 лет специализирующихся на дистанции 100 м в/с: тест заплыв на соревно-вательной дистанции 100 м в/с; индекс специальной выносливости (ИСВ). Полученные результаты, позволяют утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента пловцы контрольной и экспериментальной группы находились в равной степени подготовлен¬ности.
3. Результаты педагогического эксперимента показали положительное влия¬ние тренировочных нагрузок с различным построением интервалов отды¬ха на уровень развития индекса специальной выносливости. Так, у плов¬цов экспериментальной группы которые использовали интервалы отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин., прирост составил 8,1%, а у пловцов контрольной группы, интервалы отдыха которые были посто¬янными, только 5,9%. Данные статистически достоверны ( р< 0,05).
Также было выявлено положительное влияние тренировочных нагрузок с различным построением интервалов отдыха на повышение уровня спор¬тивных результатов. Так, у пловцов экспериментальной группы, которые использовали интервалы отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин., рост спортивных результатов в плавании на дистанции 100 м «в/с» составил 4 %, а у пловцов контрольной группы, у которых интер¬валы отдыха были постоянными, только 2 %. Данные статистически до¬стоверны (р < 0,05).
Таким образом проведенный педагогический эксперимент позволя¬ет сделать вывод о эффективности применение в интервальной тре¬нировке отдыха по восстановлению ЧСС до 120-130 уд./мин. для повы¬шения уровня специальной выносливости у пловцов спринтеров воз¬расте 10-11 лет.
1. Ашмарин, Б.А.. Теория и методика: учебн. для пед. ин-тов [Текст]/ Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 1990.- 286 с.
2. Биологические и педагогические аспекты выносливости: [Текст]/
//Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры, 1972.- № 8, С. 29-33.
3. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебн. для ИФК [Текст]/ / Н.Ж.Булгакова -
М.: 1996.- 425 с.
4. Вайцеховский, С.М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов //Теория и практика физ. культуры [Текст]/ - 1985. - № 3. - С. 5-7.
5. Вайцеховский, С. Н. Подготовка сильнейших пловцов мира [Текст]/ С. Н. Вайцеховский, Ю. В. Головкин, Л. М. Набатникова: Физкультура и спорт, 1972.
6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]/ Ю.В. Верхошанский - М., 1988. - 331 с.
7. Волков, Н.И. Биохимические основы выносливости спортсме- на//Теория и практика физической культуры [Текст]/ Н.И.Волков. - 1967. - №4. - С.19-26.
8. Волков, Н.И. Максимум аэробной и анаэробной работоспособности у пловцов//Теория и практика физической культуры [Текст]/ Н.И.Волков. - 1968. - №10. - С.31.
9. Гордон, С.М. Последовательность и продолжительность развития ос-новных физических качеств в тренировочном цикле пловцов и гребцов //Теория и практика физ. Культуры/. - 1974. — № 2. — С. 10—13.
10. Зациорский, В.М. Воспитание физических качеств: учебн. ТиМФВ для ИФК [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1967.-С. 168-236.
11. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]/ В.М. За-циорский - М.: ФиС, 1970.- 200 с.
12. Зимкин, Н.В. Об общей физиологической характеристике и способах определения выносливости у спортсменов// Физиологическая характе¬ристика и методы определения выносливости в спорте [Текст]/ Н.В. Зимкин - М., 1972.- С. 6-19.
13. Иванченко, Е. И. Двух цикловое планирование спортивной тренировки в течение года [Текст]/ Е.И. Иванюченко - Минск, 1990.- 232 с.
14. Инясевский, К.А. Тренировка квалифицированных пловцов [Текст]/
К.А. Инясевский - М., Физкультура и спорт, 1970. - 186 с.
15. Каунсилмен, Д. Наука о плавании [Текст]/ Д. Каунсилмен - М.: ФиС, 1972.- 432 с.
16. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание [Текст]/ Д. Каунсилмен - М.: ФиС, 1982.- 201 с.
17. Коц, Я.М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физио¬логия: учебн. для ИФК[Текст]/ Я.М. Коц. - 1986.- С. 70-98.
18. Макаренко, П. П. Юный пловец: учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского факультета института физической культуры [Текст]/ П. П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика ФК: учебн. для ИФК [Текст]/ Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991.- 542с.
20. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсме¬нов [Текст]/ М.Я Набатникова - М.: ФиС, 1982. - 280 с.
21. Научное обеспечение подготовки пловцов: педагогические и медико-биологические исследования [Текст]/ Под ред. Т.В. Абсалямова, Т.С. Тимаковой.- М.: ФиС, 1983.- 223 с.
22. Найгоф, Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. [Текст]/ Р.Найгоф- М.: Спорткомитет СССР, 1982.- 31 с.
23. Парфенов, В. А. Тренировка квалифицированных пловцов [Текст]/ В.А. Парфенов - М: физкультура и спорт, 1979.- 123 с.
24. Платонов, В. Н. Специальная физическая подготовка пловцов выс-ших разрядов [Текст]/ В.Н. Платонов - Киев: Здоровья, 1983.- С - 112.
25. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса [Текст]/ В.Н. Платонов - М: физкультура и спорт, 1985.
26. Платонов, В.Н. Теория спорта [Текст]: учебн. для ИФК/ В.Н. Платонов - Киев: Вища школа, 1987.- 423 с.
27. Платонов, В.Н. Сильнейшие пловцы мира (методика спортивной тре-нировки) [Текст]/ В.Н.Платонов. - М.: ФиС, 1990. - 304 с.
28. Смирнов, М.Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения цик-лической нагрузки. - Новосибирск, 1994.- 216 с.
29. Современная система спортивной подготовки [Текст]: /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина.- М.: СААМ, 1995.- 445с.
30. Фарфель, B.C. Физиологические особенности работ различной мощно¬сти //Исследования по физиологии выносливости [Текст]/
В.С.Фарфель- М.: ФиС, 1949.- т. 7, вып. 3, с. 237-257.
31. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст]/ В.П.Филин - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.