Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ СОШ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Работа №64545

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной личности 6
1.1 Коммуникативная личность: сущность и содержание 6
1.2 Мотивационный, когнитивный и функциональный параметры
коммуникативной личности 9
1.3 Теоретические подходы к развитию иноязычной речемыслительной
деятельности в процессе языковой подготовки учащихся СОШ 13
Глава II. Практические аспекты формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в СОШ 17
II. 1 Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе 17
II.2 Дидактические условия формирования коммуникативных умений на уроках французского языка и опытное обучение 45
Заключение 52
Библиография 54
Приложение 61


Одним из требований, предъявляемых современным обществом к представителям социума, является требование свободного ориентирования в мире информации, умение эффективно взаимодействовать с представителями различных национальностей - в том числе и носителями другой языковой культуры.
Однако проблема языковой подготовки учащихся школы как фактора развития коммуникативной личности, по ряду объективных причин, пока ещё находится в стадии исследования. Именно поэтому возникает противоречие между высокой степенью информативности системы образования и использование новых эффективных методов языковой подготовки школьников.
Данное противоречие и обусловливает актуальность темы нашей исследовательской работы, а именно: «Языковая подготовка учащихся средней общеобразовательной школы как фактор развития коммуникативной личности». В этой связи, тема исследования данной работы обусловлены тем, что происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их лингвистической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение французского языка как фактора развития коммуникативной личности учащихся, а также обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями французского языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.
Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы младшей ступени обучения в СОШ. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Поэтому у них нередко проявляется недостаточный уровень владения коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам необходимо время от времени совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков на уроках французского языка.
Объектом нашего исследования является процесс обучения французскому языку в СОШ
Предметом исследования данной работы являются методы и приёмы для развития коммуникативных навыков на уроках французского языка в среднеобразовательной школе.
Целью нашей работы является теоретического обоснование необходимости, возможных путей и способов (приемов и методов) языковой подготовки школьников как основополагающего фактора развития коммуникативной личности
В соответствии с целью данной дипломной работы можно определить следующие задачи:
- Критически изучить и проанализировать литературу по указанной проблеме
- Охарактеризовать параметры коммуникативной личности
- Выявить основные условия формирования языковой компетенции
Методологической основой исследования послужили: психологические теории развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); принципы личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская); принципы полисубъектного. Нами
исследованы также работы: Т.В. Аникеевой, В.В. Виноградова, И.Г. Захаровой , Ю.Н. Караулова , И.В. Крупининой .
Методы исследования:
-Нами исследованы теоретические методы научного познания:
анализ и синтез, обобщение и интерпретация научной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; социальнопедагогический анализ, методы группировки, системный подход.
- эмпирические методы исследования: опытное обучение и опрос при прохождении учебной практики в гимназии № 9 г. Казани, использование количественных показателей говорения как вида речевой деятельности
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в характеристике параметров коммуникативной личности и выявлении основных условий формирования языковой компетенции
Практическая значимость работы заключается в обосновании путей развития языковой личности в школе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались при прохождении научно-практической конференции студентов К(П)ФУ, Казань, 20 марта 2016 по результатам учебной практики в гимназии №9 г. Казани
Структура работы определяется её последовательностью и логикой построения. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенной нами работы были решены поставленные задачи. При решении задачи об обобщении научных данных о структуре коммуникативной компетентности, в работе были приведены различные теории отечественных и зарубежных ученых. Целью обучения французскому языку в российской системе образования является формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входит языковая компетенция. Мы выделили и раскрыли особенности среды, способсвующей становлению и развитию коммуникативной личности школьника, а именно: признак интерсубъектности, признак интерактивности, признак полимодальности, признак поликультурности, возможности проектирования, использования ИКТ. К параметрам коммуникативной личности относится: наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности (общительности, раскованности, желание вступать в контакт, умение взаимодействовать в коллективе). Уроки французского языка обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные умения у младших школьников.
Дидактическими условиями развития коммуникативной личности является: использование игровых технологий, обязательное наличие моделей высказывания, а также наличие современных дидактических опор.
В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания французского языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся и речемыслительной деятельности. Нами было проведено опытное обучение, которое показало эффективность формирования коммуникативных умений в предлагаемых условиях. Таким образом, задачи были решены, цель достигнута. Доказано, что языковая подготовка является фактором развития коммуникативной личности



1. Аникеева Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников. Дисс. канд.пед.наук. - СПб., 2001. - 191 с.
2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. - Дисс. канд.пед.наук. М.: ИЦКПС, 2000. - 157 с.
3. Виноградов В. В. О художественной прозе / В.В. Виноградов // Виноградов В.В. Избр. труды: о языке художественной прозы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.
4. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005.
5. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной
среды высшего учебного заведения: Автореф. дисс. докт.пед. наук. -
Тюмень, 2003. - 46 с.
5. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Педагогика, 1978. 153 с.
6. Лапшова Е. С. Развитие эмпатии студентов гуманитарных факультетов (на
материале англ. яз.): практикум. Самара:
Универс-групп, 2005. 72 с.
7. Плехов А. Н. Психологические условия развития вторичной языковой
личности преподавателя-лингвиста: автореф.
дисс. ... канд. псих. наук. Н. Новгород, 2007. 23 с.
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления
УВП. М.: Изд-в НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
9. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация М.:
Слово/Slovo, 2000. 264 с.
10. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
7. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Ч.1.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.
8. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. 4.II.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.
9. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. 4.III. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.
10. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов. - М.: МНПИ,
1999. - 120 с.
11. Колесникова И.Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб: БЛИЦ, 2001.
12. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - СПб: КАРО, Мн.:Изд-во "Четыре четверти", 2004.
13. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку/ А.В.Конышева. - 3-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2005.- 176 с.
14. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. - М.: АРКТИ, 2002.
15. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1990.
16. Метод проектов при обучении иностранному языку: Учебно-методическое пособие/Под ред. Г.М.Нуриахметова. - Бирск: Бирск.гос.пед.ин-т, 2002. - 164 с.
17. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высшая школа , 1982.
18. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов/ Р.П.Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
19. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990.
20. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр, «Академия», 2008
21. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989.
22. Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. - Уфа: Восточный университет, 2004.
23. Мустафина Ф.Ш., Иванова Т.В. Обучающие игры в преподавании иностранных языков. - Уфа: Восточный университет, 2002.
24. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие/ Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько и др.- Мн.: Высшая школа, 1992.
25. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным
языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010.240 с.
26. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным
языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей. /З.Н.Никитенко, Н.Д.Гальскова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 176 с.
27. Новые государственные стандарты школьного образования по
иностранному языку. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО
"Издательства АСТ", 2004.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
29. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. - Вып.1. - М., 1995. - 110 с.
30. Нуриахметов Г.М. Активизация внеурочной самостоятельной работы школьников по иностранному языку: Учебное пособие по спецкурсу. - Самара, 1993.
31. Нуриахметов Г.М., Салин С.В. Язык и культура в пословицах и поговорках: Учебно-справочное пособие. - Бирск, 2001.
32.Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. - М.: Рус. яз., 1991.
33. Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды // IV Российская конференция по экологической психологии. - М., 2005.
34. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говоребию.
- М.: Просвещение, 1991.
35. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
36. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993.
37. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для студ-ов пед. инст-тов. - М.: Просвещение, 1985.
38. Примерные программы по иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- 2005.- №№ 5,6.
39. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-4 классы. - М.: Просвещение, 2006.
40. Программы общеобразовательных учреждений. Программа учебного курса "Гид-переводчик". Английский язык. 10-11 кл./ Сост. Е.Н.Соловова.
- М.: Просвещение, 2002.
41. Профессиограмма учителя иностранного языка/Сост. С.Ф. Шатилов, К.И. Саломатов, Е.С.Рабунский. - Л., 1985.
42. Риверс М. Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя. В книге: Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17 -1 Х. 89. М.: РЕМА, МГЛУ, 1992, С.99 -118.
43. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа- Пресс, 1994.
44. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2003. - 720 с.
46. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
47. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996.
48. Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 1-4, 5-9, 10-11 классов школ с углубленным изучением ИЯ. - М.: Еврошкола, 1999.
49. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002.
50. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов/ Е.Н. Соловова.- М.: Просвещение, 2004.
51. Соловова Е.Н. Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9 классы. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
52. Соловова Е.Н., Махмурян К.С. Дневник по педагогической практике для студентов факультетов иностранных языков и профессиональной переподготовки. Учебное пособие. - М.: Глосса, 2005.
53. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984.
54. Сухова И.А. Автономное обучение в контексте инновационных технологий обучения ИЯ. - Сб. Многомерность языка и науки о языке. - Бирск: изд-во Бир.ГПИ. - 2001.
55. Тамбовкина Т.Ю О некоторых методах самообучения ИЯ // Иностранные языки в школе. -2001. - №5.
56. Филатов В.М., Уланова Т.А. Семинарские и практические занятия по методике обучения иностранным языкам. Учебно-мет. разработка для ст- тов педколледжей и яз. вузов. - Ростов-на-Дону, 1997.
57. Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008.
58. Хомский, Н. Логические основы лингвистической теории / Н. Хомский // Новое в лингвистике. - М., 1965. - 87 с.
59. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986.
60. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2006.
61. Breakwell G. M. Intergrating paradigms, methodological implications // Breakwell G. M., Canter D.V. (eds.) Empirical approaches to social representations. Oxford: Claredon Press. 1993. P. 180-201.
62. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р. 269-293
63. Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications. In: S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (Eds), Social identity: International perspective. New York, NY: Sage, 1998. p. 44-52.
64. Sherif M. Social Interaction. Process and Products. 1967
65. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.
66. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior// Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986.
67. Trafimow D., Triandis H. C. & Goto S. Some tests of the distinction between private self and collective self. Journal of Personality and Social Psychology 60, 1991.649-655
68. Van Ek, J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol.1: Scope). - Strasbourg: CCC|CE, 1993.
69. http://mybiblioteka.su/tom2/6-30984.html (дата обращения 28.05.16)
70. Сайт Министерства образования и науки URL: http:// минобрнауки.рф (дата обращения: 28.05.2016)
71. http://www.agaryova.ru/fgos-vtorogo-pokoleniya/2012-04-18/obrazovatelnyy- standart-srednego-polnogo-obschego-obrazovaniya-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 19.05.2016)
72. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком:
Изучение, преподавание, оценка URL:
https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php (дата обращения: 19.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ