ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МОНИНО
ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ
ПОСЕЛЕНИИ МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность темы исследования. Совершенствование системы государственного регулирования сферы общего образования как составляющей стратегического развития страны и ее отдельных регионов является актуальной научной и практической проблемой современного развития экономики и социальной сферы России. Образование является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков в целях эффективного их использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства.
Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России с начала 90-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения и систем управления образованием на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Потребность муниципального управления развитием образования как системы приводит к необходимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства,
обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами.
Актуальность заключается и в том, что в последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на региональный, а затем на муниципальный уровень, поскольку именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования. И, именно на муниципальных руководителей возлагается ответственность за развитие образования в регионе: от решения бытовых финансовых до социальной защиты детей, от контроля за финансовой дисциплиной до системы повышения квалификации кадров. Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений.
Степень изученности темы исследования. Проблема управления развитием общего образования в последнее время привлекает к себе все большее внимание.
Так, управлению образованием на муниципальном уровне посвящено пособие М.М. Поташник , Г.З. Харьковская разработала модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования, стратегии управления развитием региональной системы образования уделила внимание З.С. Жирикова , управлению российским образованием посвятил свою работу А.П. Егоршин , современному качеству общего образования посвящена работа В.Н. Кеспикова . Однако тема управления развитием общего образования недостаточно раскрыта и требует дальнейшей разработки.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования управления развитием общего образования и недостаточностью практических рекомендаций по организации деятельности учреждений управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Объектом исследования является управление общим образованием в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Предмет исследования: процесс управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Цель исследования - предложить практические рекомендации по совершенствованию управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы управления общим образованием на муниципальном уровне;
2) проанализировать деятельность управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области;
3) предложить направления совершенствования управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Теоретико-методологические основу исследования составляет концепция и модель оценки качества образования в системе общего образования И.В. Степановой и В.М. Лизинского , стратегии развития образования Е.Н. Орловой . В процессе написания данной работы был использован комплексный подход, который позволил описать управление развитием общего образования. Кроме того, были использованы такие методы научного познания, как теоретический анализ и синтез документов, метод сравнения, а также методы индукции, дедукции и аналогии.
Эмпирическую базу исследования составили следующие нормативно-правовые акты:
1) Конституция РФ ;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
3) Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013г. №594 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» ;
4) Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. №21 (с изменениями от 18 мая 1998 г.) «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» ;
5) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» ;
6) Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №466 «Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» ;
7) Постановление Правительства Московской области от 7 февраля 2014 г. №41/2 (с изм. от 5 октября 2015г.) «Об утверждении положения о Министерстве образования Московской области» ;
8) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ;
9) статистические данные и служебные документы администрации городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области .
Научно-практическая значимость заключается в том, что выводы и практические рекомендации, сформулированные в ходе изучения проблемы исследования, могут быть использованы в практической деятельности муниципальных структур в области управления развитием общего образования. Материалы могут быть полезны муниципальным общеобразовательным учреждениям, работникам образования и администрации, желающим повысить свою квалификацию в образовательном процессе, а также методистам и работникам муниципальных и региональных органов управления образованием, занимающихся вопросами управления общего образования.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На сегодняшний день проблема управления развитием общего образования является достаточно актуальной.
В данной работе на основе изучения и анализа научной, научно-методической литературы раскрыта сущность понятия «образование», «обучение», «полномочия», «управление» и «управление образованием». Описана система общего образования Российской Федерации. Описаны управление системой общего образования на муниципальном уровне. Выявлены основные пути развития общего образования в России. Описана работа Комитета по образованию Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выделены группы выполняемых функций.
Проведен анализ проектов и программ по развитию общего образования, реализуемых на сегодняшний день на территории городского поселения Монино, выделены их цель, задачи, ожидаемые результаты, основные мероприятия.
В ходе анализа практики управления развитием общего образования в городском поселении Монино, анализа документов муниципальных общеобразовательных учреждений, разговора с руководством и педагогами муниципальных общеобразовательных учреждений городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области были выявлены проблемы, решению которых, необходимо уделять внимание, это материально-техническое обеспечение, наличие технически устаревшего оборудования и оснащения в кабинетах, недостаточный уровень информационного обеспечения учащихся и педагогов, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров образовательных учреждений, несоответствие оснащенности учебно-материальной базы образовательных учреждений современным требованиям, медленный процесс обновления педагогических кадров на молодых специалистов, недостаточная вовлеченность родителей в процесс управления общеобразовательным учреждением. Для решения выявленных проблем нами был предложен проект «Оптимизация процесса управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области».
Основная цель внедрения проекта - совершенствование управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Для достижения цели в рамках реализации проекта предполагалось решение следующих ключевых задач: совершенствовать нормативно-правовую базу в части регулирования обновления оборудования в общеобразовательных учреждениях; обновить материально-техническую базу общеобразовательных учреждений; организовать повышение квалификации кадров, работающих в данных общеобразовательных учреждениях; способствовать привлечению молодых специалистов; нематериальное стимулирование работников общеобразовательных учреждений для повышения качества работы; вовлечение родителей в процесс управления общеобразовательных учреждений; создать информационное пространство для популяризации деятельности по реализации проекта, используя средства массовой информации и электронные ресурсы.
В качестве целевой группы участников, заинтересованных в реализации проекта, выступят: учащиеся общеобразовательных учреждений, их родители, педагоги, руководство общеобразовательным учреждением, администрация городского поселения Монино, Комитет по образованию Администрации Щелковского муниципального района Московской области.
По итогам выполнения дипломного проекта можно предложить ряд практических рекомендаций:
— Разработать и утвердить Положение о создании проекта «Оптимизация процесса управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области».
— Создать постоянно действующую рабочую группу для координации деятельности на всех этапах реализации проекта по оптимизации процесса управления развитием общего образования.
— Администрации городского поселения Монино провести обсуждение проекта «Оптимизация процесса управления развитием общего образования в городском поселении Монино Щелковского муниципального района Московской области».
— Учесть и принять к рассмотрению предложенные в проекте мероприятия.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4281
2. Трудовой кодекс российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 10). - Ст. 3.
3. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131 // Российская газета. - 2003. - 8 октября.
5. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 2 марта 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - Ст. 1152.
6. О системе государственного управления образованием в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства РФ от 9 января 1992 г. № 21 (с изменениями от 18 мая 1998 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст] : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 17. - Ст. 2058.
8. Об утверждении положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс] : Постановление правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. Об утверждении положения о Министерстве образования Московской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Московской области от 7 февраля 2014 г. № 41/2 (с изм. от 5 октября 2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. О комитете по образованию администрации Щелковского
муниципального района Московской области [Электронный ресурс] :
Решение Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 9 декабря 2014 г. № 44/8-14-НПА // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. Авраамова, Е. М. Общее образование: мониторинг
эффективности [Текст] / Е. М. Авраамова, Г. С. Токарева. - М. : Дело, 2015. - 468 с.
14. Администрация городского поселения Монино [Электронный ресурс] : // - Режим доступа: http ://www. monino-city. ru.
15. Александрова, О. А. Образование: доступность или качество - последствия выбора [Текст] / О. А. Александрова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2. - С. 83-93.
16. Балашева, И. Н. Государственное управление образованием [Текст] / И. Н. Балашева // Социс. - 2012. - № 3. - С. 8-12.
17. Бочарников, М. А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / М. А. Бочарников, З. Д. Виноградова, А. К. Гаврилина. - М. : Контракт Кнорус, 2015. - 1272 с.
18. Горохов, М. Э. Образование в России [Текст] / М. Э. Горохов // ЭКО. - 2012. - № 8. - С. 17-24.
19. Егоршин, А. П. Управление российским образованием [Текст] / А. П. Егоршин. - Нижний Новгород : Нижполиграф, 2012. - 380 с.
20. Жданов, С. А. Проектирование системы интеллектуальной аналитики в школьном образовании РФ [Текст] / С. А. Жданов, А. П. Сильченко // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. - С. 163-167.
21. Жиркова, З. С. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования [Текст] / З. С. Жиркова. - М. : [б. и.], 2011. - 209 с.
22. Казакова, А. А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / А. А. Казакова. - М. : Просвещение, 2016. - 53 с.
23. Комитет по образованию Администрации Щелковского муниципального района Московской Области [Электронный ресурс] : // - Режим доступа: http://schelkovo-obr.edumsko.ru.
24. Коршунов, М. Г. Наука и образование [Текст] / М. Г. Коршунов // Образование в России. - 2012. - № 9. - С. 47-51.
25. Кеспиков, В. Н. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы их достижения [Текст] / В. Н. Кеспиков. - Челябинск: Каменный пояс, 2013. - 239 с.
26. Лазарев, В. С. Системное развитие школы [Текст] / В. С. Лазарев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Педагогическое общество России,
2011. - 304 с.
27. Лебедев, О. Е. Будущее Российского общего образования [Текст] / О. Е. Лебедев. - СПб. : Питер, 2011. - 258 с.
28. Лунев, А. В. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования [Текст] / А. В. Лунев, Н. Б. Пугачева, Л. З. Стуколова // Концепт. - 2014. - № 3. - С. 31-37.
29. Лыжина, Н. П. Расширение общественного участия в управлении образованием [Текст] / Н. П. Лыжина. - Томск : ОГУ «РЦРО», 2011. - 114 с.
30. Министерство образования Московской области [Электронный
ресурс] : сайт. - Режим доступа:
http: //www. mosobrazovanie. ru/MinobrMO. html.
31. Муниципальная программа Щелковского муниципального района «Образование Щелковского муниципального района в 2014-2018 годах [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://schelkovo- obr.edumsko.ru/images/users-files/schelkovo-obr/doc/poctanovleniya/2016/ 642.docx.
32. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ф.Я. Фалалеева [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://sch1mon-schel.edumsko.ru.
33. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. С.И. Руденко [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://sch2mon-schel.edumsko.ru.
34. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 им. С.А. Красовского [Электронный
ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://sch3mon-schel.edumsko.ru.
35. О готовности системы образования к началу 2015-2016 учебного года. Работа Правительства в цифрах и фактах [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://government.ru/dep news/19334.
36. Орлова, Е. Н. Реализация интеграционных процессов в образовательной деятельности и стратегии развития образования [Текст] / Е. Н. Орлова // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 12-1. - С. 60-63.
37. Пикулькин, А. В. Система государственного управления [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / А. В. Пикулькин. - М. : ЮНИТИ, 2012. - 639 с.
38. Поташник, М. М. Управление образованием на муниципальном уровне [Текст] / М. М. Поташник. - М., 2012. - 480 с.
39. Программа развития муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
1 им. Ф.Я. Фалалеева на 2012-2015 г. [Электронный ресурс] : сайт. - Режим
доступа: http ://sch 1 mon-schel. edumsko. ru/uploads/3000/2068/section/129920/
inie dokume nti/prrazv2012-20153.pdf.
40. Программа развития муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
2 имени С.И. Руденко посёлка Монино Щёлковского муниципального района
Московской области (2010 - 2015 год) [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http ://sch2mon-schel. edumsko. ru/uploads/3000/2069/section/132716/
inie dokumenti/programma razvitiya shkoly 2010-2015.doc.
41. Проект перспективного развития «Отличная школа» (2011-2015)
на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://sch3mon-
schel.edumsko.ru/uploads/3000/2070/section/134476/programma razvitiya/progra mma razvitiya.doc.
42. Прохоренко, С. С. Об образовании [Текст] / С. С. Прохоренко // Образование в России. - 2012. - № 11. - С. 117-122.
43. Рой, О. М. Основы государственного и муниципального управления [Текст] : для бакалавров и специалистов по специальности 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» / О. М. Рой. - СПб. : Питер, 2013. - 397 с.
44. Семенихин, В. В. Кадровый вопрос. Обучение и повышение квалификации персонала [Текст] / В. В. Семенихин. - М. : ГорссМедиа,
2011. - 160 с.
45. Солодова, Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход [Текст] : учебное пособие / Е. А. Солодова. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 344 с.
46. Степанова, И. В. Концепция и модель оценки качества образования в системе общего образования [Текст] / И. В. Степанова, В. М. Лизинский. - М. : [б. и.], 2013. - 96 с.
47. Харьковская, Г. З. Модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования [Текст] / Г. З. Харьковская // Вестник Адыгейского государственного университета. -
2012. - № 2. - С. 25-29.
48. Хуторской, А. В. Инновации в образовании [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос, 2011. - 220 с.
49. Хуторской, А. В. Методология педагогики [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос, 2014. - 171 с.
50. Шкуров, А. Ю. Проблемы организации и оптимизации государственно-общественного управления на уровне общеобразовательного учреждения [Текст] / А. Ю. Шкуров // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 36-41.