Введение 3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 9
ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ КАК ДИСКУРСИВНЫЙ ФЕНОМЕН В ЗАПАДНОЙ
ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКАХ 23
2.1 Память - характеристика длительности как целостности (А. Бергсон) . 23
2.2 Память - ощущение вневременности (М. Пруст) 31
2.3 Память - условие целостности экзистенции (быть самим собой как собой)
(М. Хайдеггер) 39
2.4 Память - активная способность помнить прошлое (П. Рикёр) 49
ГЛАВА 3. ПАМЯТЬ КАК СЛОЖНЫЙ ФЕНОМЕН В НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ
ПАМЯТИ 61
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Жизнь человека можно уподобить взаимосвязанным фрагментам, одним из которых является память. В течение своей жизни человек мучительно ищет ответы на экзистенциально важные вопросы. Как мы можем помнить то, чего уже нет? Как воспоминания влияют на целостность нашей жизни? Почему человек не может существовать в настоящем без прошлого? Будет ли будущее у того, кто потерял прошлое? Такая постановка проблемы показывает, что тема памяти является важной и животрепещущей. Данная проблематика напрямую связана с человеком.
Феномен памяти проблематизируется в античной философии, где такие видные философы как Платон и Аристотель внесли фундаментальный вклад в становление классической теории познания, которая в дальнейшем будет развиваться и трансформироваться в другие теории. На стыке XIX-XX веков происходит переосмысление принципиальной роли памяти в человеческой жизни. Начинается активная научная взаимообогащающая полемика между психологами и философами, где каждый отстаивал легитимность своих заключений. Именно эти дискурсы повлияли на представление о памяти как философском объекте не только в данный временной промежуток, но и в современном её понимании. В настоящем исследовании внимание акцентируется на второй половине XIX и XX веке, поскольку осмысление обозреваемой проблемы философами конца XIX века, в XX привели к новому её восприятию.
Изучаемый XIX век является периодом развития экспериментального метода исследования памяти в психологической науке. Переосмысление памяти - это следствие критического анализа, предложенного механистической концепцией. В то же время философы начинают понимать роль и значение памяти через призму временного концепта, что в свою очередь найдет отражение в работах XX века. Исходя из вышеперечисленного, в нашем исследовании был проанализирован именно этот актуальный временной отрезок.
Указанные исторические промежутки также оказали существенное влияние на культурное и ценностное самосознание человечества. Происходит переоценка всех концептов классической философии, которая теперь не выступает главным ориентиром для человека. В неклассической философии человек как объект исследования был выдвинут на первое место по причине военных, политических и социально-экономических потрясений. На этом основании проблема памяти становится важнейшей и значимой. Многие области науки начали изучение и анализ феномена памяти в контексте своих методических исследований. Философия не являлась исключением,
использовав другой подход, по сравнению с экспериментальной психологией, ей удалось установить в том числе и взаимосвязь памяти и времени.
Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в обилии научной литературы, трудно выявить и однозначно очертить достаточно полное определение памяти. Однако философы и специалисты в других дисциплинах согласны с тем, что память является неотъемлемой частью человеческого существования и его фундаментальной характеристикой.
Цель настоящей исследовательской работы состоит в выявлении основных дискурсов о проблеме памяти в западной философии в XIX- XX веках. Следовательно, объектом исследования является память как сложный и неоднозначный феномен человеческого существования, а предметом - главные дискурсы о проблеме памяти в западной философии в период XIX¬XX веков.
Для достижения поставленной цели в нашем исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть и проанализировать проблему памяти в историко-философском и культурно-историческом (на примере художественных произведений) аспектах. На основании проведенного анализа показать память и время как фундаментальные характеристики человеческого существования.
2. Рассмотреть память как дискурсивный феномен в западной философии XIX-XX веках. Обратиться к философии А. Бергсона, М. Пруста, М. Хайдеггера и П. Рикёра.
3. Выявить принципиальные особенности памяти в философских трудах А. Бергсона.
4. Определить философское понимание памяти в творчестве М. Пруста.
5. Раскрыть экзистенциальную трактовку памяти в онтологии М. Хайдеггера.
6. Осветить проблему определения памяти в философии П. Рикёра.
7. Описать память как сложный феномен в научной психологии. Указать основные виды памяти в рамках научной психологии и связанные проблемы в исследовании.
Степень разработанности проблемы памяти. В настоящее время существует множество философских и научных теорий, рассматривающих проблему памяти, однако единой концепции до сих пор не существует. Безусловно, изучение такого неоднозначного аспекта как память на сегодняшний день является важным. В нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, биохимии, биологии, истории и во всех научных областях память является актуальной проблемой. Выводы, сделанные в данных областях, представляются релевантными только для их исследований. Память, на первый взгляд, кажется такой простой, но при анализе и изучении ученые сталкиваются с огромным количеством вопросов, поскольку память уникальна и специфична как для отдельных культур, народов и цивилизаций, так и для каждого отдельно взятого человека. В философии память также важна, а степень её разработанности в период XIX-XX веков достигла высокого уровня. Можно предположить, что спектр интересов данного периода времени обусловлен военными событиями, которые повлекли серьезные изменения сознания европейского человека, и кризисом классической философии.
Обзор литературы. На сегодняшний день существует необозримое количество литературы, посвящённой теме памяти. Помимо философских источников можно выделить художественную и научную литературу, раскрывающую основные тезисы и концепты авторов, исследующих феномен памяти.
В первой главе исследования мы обратимся к таким представителям историко-философского изучения памяти, как Августин , В. Дильтей , Ж. Лакан , которые являются знаковыми для темы нашей работы. Для освящения культурного аспекта выбрана писательница В. Вулф . Особое место в работе также отведено неврологу О. Саксу , который применил экзистенциальный подход в одной из своих клинических практик. Выбор данных авторов обусловлен необходимостью целостного анализа проблемы памяти в исследуемом временном периоде.
Вторая глава определят память как дискурсивный феномен в западной философии XIX-XX веках. Исходя из этого, необходимо обратиться к произведениям А. Бергсона «Творческая эволюция» и «Материя и память» , М. Пруста «В поисках утраченного времени» , М. Хайдеггера «Бытие и время» , П. Рикёра «Память, история, забвение» , а также иным работам указанных авторов. Стоит также отметить, что в исследовании использованы и другие важные источники такие, как русскоязычная второстепенная литература (И.И. Блауберг , П. П. Гайденко , М. Мамардашвили , И. С. Вдовина ), иностранная литература (S. Radstine, B. Schwarz , R. Bartsch , K. Simms ) и фрагменты переписки М. Пруста с А. Бибеско .
Третья часть работы концентрируется на проблеме памяти в психологической научной деятельности XIX-XX веков. Исходя из этого, одним из основных источников по данной главе являются работы А.Р. Лурии , раскрывающие роль памяти в области психологии. Также необходимо обратиться к современной литературе, в которой формулируются главные виды памяти. Например, Т. П. Зинченко , Н.Б Нуркова и В.В. Березанская .
В данной работе основными методами исследования являются историко¬философский, герменевтический, историко-сравнительный и
феноменологический подходы. Необходимо подходить рационально и критически к выбору главной литературы. Гармоничное применение теоретических методов станет способом в решении поставленных задач в данном исследовании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Память и время суть взаимосвязанные феномены, в которых человеческое существование раскрывает себя как самодостаточное, целостное и динамичное.
2. Недостаточность и неаргументированность механистического подхода в исследовании памяти, в сравнении с философским.
3. Преимущества и полнота философского исследования памяти в работах А. Бергсона, М. Пруста, М. Хайдеггера и П. Рикёра являются значимыми.
Научно-практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования выводы и результаты можно использовать в дальнейшем при изучении проблемы памяти. Выявлена и по-новому сформулирована в сравнительном историко-философском анализе проблема памяти в философии А. Бергсона, М. Пруста, М. Хайдеггера и П. Рикёра.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из оглавления, введения, трех глав и заключения. Объем работы - 80 страниц.
В подведении итогов нашей исследовательской работы стоит обозначить, что указанная цель была достигнута.
Первая глава данного исследования «Память и время как фундаментальные характеристики человеческого существования» иллюстрирует взаимосвязь таких феноменов, как память и время. Проанализированные концепты философов являются достаточно важными в теме памяти. Время и память - фундаментальные характеристики человеческого существования. Философский подход к исследованию и осмыслению памяти даёт крепкую основу для многих практических решений.
В ходе рассмотрения были сделаны следующие выводы по второй главе «Память как дискурсивный феномен в западной философии XIX-XX веках»:
Во-первых, в философии А. Бергсона память раскрывается как сложная форма, которая является связующим элементом прошлого и настоящего. Благодаря памяти длительность приобретает непрерывность и неделимость. Принципиальная особенность памяти в философии А. Бергсона состоит в том, что исследуемый феномен выступает в качестве скрепляющего элемента, с целью сохранения неразрывности процесса взаимопроникновения. Таким образом, память - характеристика длительности как целостности.
Во-вторых, проблема памяти является одной из важных тем в творчестве М. Пруста. Его произведение «В поисках утраченного времени» наполнено философскими осмыслениями, которые становятся актуальными в западной философии XX века. Именно благодаря непроизвольной памяти человек имеет возможность обрести настоящую жизнь, наполненную смыслом. Философское понимание памяти М. Пруста заключается в том, что память не является архивом или складом воспоминаний, напротив, это и есть сама жизнь.
На этом основании можно заключить, что память вневременности.
В-третьих, экзистенциальную трактовку памяти в онтологии М. Хайдеггера можно сформулировать так: память - это условие целостности экзистенции, быть самим собой как собой. Экзистенция должна обладать знанием, таким образом помнить о данной подлинной возможности. Память - это путь, воспоминание об истории бытия. Прошлое время не может рассматриваться как регресс, поскольку оно выступает как динамический прогресс. Память раскрывается через самопонимание Dasein, то есть принятие своей конечности. Исследуемый феномен выступает для Dasein источником возможностей, как путь в подлинное будущее.
В-четвертых, память в философии П. Рикёра - это активная способность помнить прошлое. Изучаемый феномен тесно связан с прошлым, отличным от настоящего и будущего. Время является неотъемлемой характеристикой памяти, поскольку через темпоральность можно целостно раскрыть структуру. С данной темой связана история, которая выступает связующим элементом прошлого, настоящего и будущего. П. Рикёр, как философ диалога, не проявляет критического отношения к другим философским теориям памяти, поскольку каждая из них имеет значение для развития и становления проблемы памяти.
В третьей главе «Память как сложный феномен в научной психологии: основные виды и проблемы в исследовании памяти» было выявлено, что механистическая концепция ассоцианизма, которая развивалась в XIX веке, не в полной мере отражает память как ощущение человеком целостной жизни. Экспериментальная психология использует жесткие методы в анализе, поэтому её заключения не всегда могут найти отголоски. Именно философия рассматривает память в непосредственной взаимосвязи с временем, что в свою очередь раскрывает память как уникальный феномен.
На основании этого происходили различные разногласия и противоречия в исследовании памяти. Память является междисциплинарным феноменом, поэтому не следует проводить жесткое обособление последней посредствам какой-либо отдельной научной области. Все проводимые исследования представляются важными в изучении проблемы памяти. Память - это сложный и неоднозначный феномен, поэтому она является интересным объектом анализа.
Данная исследовательская работа раскрывает основные дискурсы о проблеме памяти в западной философии в XIX-XX веках. Были выявлены и сформулированы по-новому ключевые определения памяти в философии А. Бергсона, М. Пруста, М. Хайдеггера и П. Рикёра. Доказана значимость памяти в жизнедеятельности человека. Память и время суть взаимосвязанные феномены и такой подход к раскрытию темы памяти является актуальным. Проведенное исследование можно рассматривать как крепкую основу для дальнейших междисциплинарных изучений проблематики феномена памяти.
На русском языке:
1. Августин, А. Исповедь / пер. с лат. М. Е. Сергеенко, вступ. ст. А. А. Столярова. - М.: «Ренессанс», 1991. - 488с.
2. Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон, А. Собрание соч. в 4-х. т. Т.1. / пер. с франц. - М.: «Московский клуб»,
1992. - С.50-81.
3. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / пер. с фр. - Мн.: Харвест, 1999. - 1408 с.
4. Бергсон, А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. А. Флеровой, вступ. ст. И. И. Блауберг. - М.: ТЕРРА- Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 384 с.
5. Березанская, Н. Б, Нуркова, В.В. Психология. - М.: Юрайт - Издат, 2004.
- 484 с.
6. Блауберг, И. И. Анри Бергсон. -М.: Прогресс-традиция, 2003. - 672 с.
7. Блауберг, И. И. О памяти и забвении: П. Рикёр и А. Бергсон // Поль Рикёр
- философ диалога [Тексты] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. Отв. ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008. - С.60-75.
8. Боднар, А. М. Психология памяти: курс лекций: [учеб. пособие] / А.М. Боднар. - Екатеринбург: Изд.-во Урал. ун-та, 2014. - 100 с.
9. Вдовина, И. С. Поль Рикёр // Философы двадцатого века. Книга первая.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Искусство XXI века», 2004. - С.87 - 94.
10. Вдовина, И. С. Поль Рикёр: герменевтический подход к истории философии // Поль Рикёр - философ диалога [Тексты] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. Отв. ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008. - С.24¬59.
11. Вдовина, И. С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки) / И. С. Вдовина. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация»,2009. - 400 с.
12. Вулф, В. Дневник писательницы / Вирджиния Вулф. пер с англ. Л. И. Володарской, предисл. Е. Ю. Гениевой. - М.: Центр книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2009. - 480 с.
13. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988.
- 704 с.
14. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997. - 495 с.
15. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.
16. Гарин, И. И. Век Джойса. - М.: ТЕРРА, 2002. - 848 с.
17. Делез, Ж. Марсель Пруст и знаки / пер. с фр., ред. и пред. Е. Г. Соколова
- СПб: Алетейя, 1999. - 190 с.
18. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. / пер. с франц. и посл. Я. И. Свирский- М.: ПЕР СЭ, 2001. - 480 с.
19. Дильтей, В. Описательная психология. - СПб.: «Алетейя», 1996. - 160с.
20. Дильтей, В. Введение в науки о духе / пер. с нем. под. ред. В. С. Малахова // Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 т. Под. ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова Т.1. - М.: Дои интеллектуальной книги, 2000. - 762 с.
21. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы. пер. с нем. под. ред. В.В. Бибихина и Н. С. Плотникова. // Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 т. Под ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т.4. - М.: Дои интеллектуальной книги, 2001. - 531 с.
22. Дильтей, В. Построение исторического мира в науках о духе / пер. с нем. под. ред. В. А. Куренного // Дильтей, В. Собрание сочинений: в 6 т. Под ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т.3. - М.: Три квадрата, 2004. - 419 с.
23. Дьяков, А. В. Жак Лакан. Фигура философа. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 560 с.
24. Жане, П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова - М.: Изд-во Моск., ун-та, 1979. - С.85-92.
25. Женетт, Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 1-2. - М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. - 944 с.
26. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной
психологии. - СПб: Питер, 2002. - 320 с.
27. Кандель, Э. Р. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике -М.: Corpus, 2012 - 269 с.
28. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т.3. Феноменология познания. М.; СПб: Университетская книга, 2002. - 398 с.
29. Кронер, Р. Философия «Творческой эволюции» (А. Бергсон) // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. / под ред. С. И. Гессена. Книга I. - М.: Книгоиздательство «Мусагет», 1910. - С.86 - 117.
30. Лакан, Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда / пер. с фр. А. К. Черноглазова, М. А. Титовой. - М.: «Логос», 1997. - 184 с.
31. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. / пер. с фр. А. К. Черноглазова. - М.: Издательство «Гнозис», 1995. - 192 с.
32. Лакан, Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа / пер. с фр. М. Титовой, А. Черноглазова // Семинары, Книга 1. - М.: «Логос», 1998. - 432 с.
33. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1968. - 89 с.
34. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
35. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) - М.: Ad Marginem, 1995. - 548 с.
36. Марков, Б. В. Знаки и люди: антропология межличностной
коммуникации. - СПб.: Наука,2011. - 665 с.
37. Михайлов, А. Д. Поэтика Пруста / Изд. подгот. Т. М. Николаевой. - М.: Языки славянской культуры, 2012. - 504 с.
38. Михайлов, И. А. Вильгельм Дильтей //Философы двадцатого века. Книга первая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Искусство XXI века», 2004. - С.24-30.
39. Моруа, А. В поисках Марселя Пруста. - СПб.: Лимбус Пресс, 2000. - 236 с.
40. Платон, Собрание сочинений в 4 т. Т.2. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А. Ф. Лосева и А.А. Тахо-го ди; пер. с древнегреч. - М.: Мысль,1993. - 528 с.
41. Рикёр, П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ. - М., СПб.: Университетская книга, 1998. - 313 с.
42. Рикёр, П. Время и рассказ. Т.2. Конфигурация в вымышленном рассказе. - М., СПб.: Университетская книга, 2000. - 224 с.
43. Рикёр, П. Память, история, забвение / пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
45. Сакс, О. «Человек, который принял жену за шляпу» и другие истории из врачебной практики / пер. с англ. Г. Хасин, Ю. Численко - СПб: Science Press, 2006. - 395 с.
46. Сакс, О. Нога как точка опоры / пер. с англ. А. В. Александровой. - М.: AST Publishers,2014. - 240 с.
47. Сакс, О. Река сознания: [Сборник] / пер. с англ. А. Анваера. - М.: AST Publishers,2018. - С.78.
48. Философия: Учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 673 с.
49. Хайдеггер, М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 461 с.
50. Хайдеггер, М. Введение к: «Что такое метафизика?» / пер. с нем. В.В. Бибихина. // Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.- С. 27-36.
51. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / пер. с нем. В.В. Бибихина. // Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика,
1993. - С.192-220.
52. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / пер. с нем. В.В. Бибихина. // Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.- С. 221-258.
53. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / пер. с нем. А. Г. Чернякова. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446с.
54. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? / пер. Э. Сагетдинова. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 320 с.
55. Харман, Г. Четверояркий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с анг. А. Морозов и О. Мышкин. - Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 152с.
56. Херрман, Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / пер. с нем. И. Инишева - Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с.
57. Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / пер. с англ. группы авторов под ред. М. Лебедева, О. Никифорова. Ч.3 - М.: «Логос», 2002. - 680 с.
На иностранном языке:
58. Bartsch, R. Memory and Understanding: Concept formation in Proust’s A la recherche du temps perdu / Renate Bartsch. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2005.
59. Beistegui, M. De Proust as philosopher: the art of metaphor / Translated Dorothee Sparks and Miguel de Beistegui by Bonnigal Katz, with Simon. London; Ney York: Routledge Taylor and Francis Group, 2012.
60. Bernecker, S. The Metaphysics of memory. New York: Springer, 2008.
61. Bernecker, S., Kourken, M. The Routledge handbook of philosophy of memory. London: Routledge, 2017.
62. Bibesco, A. Letters of Marcel Proust to Antoine Bibesco / Translated and inroduced by Gerard Hopkins. London: Thames and Hudson, 1953.
63. Bogousslavsky, J., Walusinski, O. Marcel Proust and Paul Sollier: the involuntary memory connection. Schweiz, Arch Neurol Psychiatr, 2009.
64. Carter, W. C. Marcel Proust: A Life. London, Yale University Press, 2013.
65. Dreyfus, H. Being-in-the-world: a commentary on Heidegger’s Being and Time, Division I. Cambridge, Massachusetts London, England: The MIT Press, 1990.
66. Edelman, G. M. Bright air, brilliant fire: On the matter of the mind. New York: BasicBooks, 1992.
67. Evans, D. An introduction dictionary of Lacanian psychoanalysis. Landon, Ney York: Routledge, 1996.
68. Guerlac, S. Thinking in time: an introduction to Henri Bergson. London, Cornell University Press, 2017.
69. Hakim, A. Historical introduction to philosophy / Albert B. Hakim. - 3rd ed., New Jersey: Prentice Hall, 1997.
70. Heidegger, M. Kant and the problem of metaphysics / Trans. by James S. Churchill, forew. by Thomas Langan. Bloomigton: Indiana University Press, 1962.
71. Radstine, S. and Schwarz, B. Memory: Histories, Theories, Debates. New York: Fordham University Press, 2010.
72. Ricoeur, P. Simbolism of evil / trans. fr. the French by Emerson Buchanan. Boston: Beacon Press, 1967.
73. Sheehan, T. Heidegger: the man and the thinker. Chicago: Precedent Publishing, 1981.
74. Simms, K. Paul Ricoeur. London, New York: Taylor & Francis Group, 2002.
75. Treanor, B., Venema, H.I.A passion for possible: Thinking with Paul Ricoeur. New York: Fordhan University Press, 2010.
Электронные ресурсы:
76. Jason B. Jonas. The time of interpretation: psychoanalysis and the past /
Central Connecticut State University, 2004 // [Электронный ресурс] URL: http: //pmc. iath.virginia.edu/text-only/issue.504/14.3j ones.txt (Дата
обращения: 06.05.2020)
77. Бердяев, Н. Время и вечность / печат. по публ.: Вестник РХД, 1998 -
С.135 // [Электронный ресурс] URL:
http: //www.chronos. msu.ru/old/RREPORT S/berdyaev vechnost.htm (Дата обращения: 21.04.2020)
78. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления / Логос, 2000.
№4 (25), - С. 63-77 // [Электронный ресурс] URL:
http: //www.ruthenia.ru/logos/number/2000 4/10. htm (Дата обращения:
06.05.2020)
79. Пруст, М. В поисках утраченного времени: Обретенное время / пер. с
франц. А. Смирнова. 1990 // [Электронный ресурс] URL:
https: //librebook.me/obretennoe vremia/vol 1/1 (Дата обращения:
15.04.2020)
80. Пруст, М. В поисках утраченного времени: В сторону Свана / пер. А.А.
Франковского - СПб.: Сов. писателей, 1992. // [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/p/prust m/text 0030.shtml (Дата обращения:
15.04.202)