Введение 3
Глава 1. Понятие мировоззренческого конфликта в журналистике как предмет исследования 16
1.1. Мировоззрение и мировоззренческий конфликт: явления, слова и понятия 16
1.2. Мировоззренческий конфликт в отражении философии, науки и журналистики: почему
история теорий? 22
1.3. Конфликт мировоззрений в истории теорий журналистики 26
1.3.1. Общественное сознание, мировоззрение и позиция журналиста в советской теории
журналистики 28
1.3.2. Партийность как основа материалистического мировоззрения журналиста (научная
судьба статьи Н. Г. Чернышевского «Г. Чичерин как публицист») 35
1.3.3. Мировоззренческий конфликт монизма и плюрализма. 42
1.3.4. Журналистская наука в условиях плюрализма: понятийная реакция на дробление
предмета 48
1.3.5. Запрос на мировоззренческий монизм: объективность, субъекты и причины 56
Глава 2. Мировоззренческий конфликт в истории и современности российской журналистики 72
2. 1. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский: полемика о славянском вопросе (1876) как прообраз современности 72
2.2. Понимание мировоззренческого конфликта в журналистике в университетской среде 84
Заключение 108
Литература 111
Актуальность темы исследования. Конфликт мировоззрений в журналистике - это явная или скрытая борьба за преобладание в СМИ определенных ответов на мировоззренческие вопросы: о путях развития страны и ее месте в мире; свободе и правах личности, консолидации общества; перспективах постсекуляризма в России и мн. др. Этот конфликт производный от социальной функции журналистики - познания и самопознания общества - цель здесь не столько победа, сколько смена углов зрения и утверждение мировоззренческих доминант эпохи в общественном сознании.
Мировоззренческий конфликт в журналистике связан с изменением основ социальной жизни, поворотами потоков интерпретаций «предельных убеждений, принципов познания и жизненных норм» . История сталкивается в нем с современностью и будущим, в котором журналистика ищет свое место и роль. Вопрос «с кем вы?» вставал перед журналистами в конфликтах славянофилов и западников, консерваторов и демократов, в классовой и идеологической борьбе. И он встает вновь в связи со становлением «пост- пост-советской» России .
Контуры мировоззренческого конфликта в ответ на запрос практики ищет теория журналистики. С одной стороны, обобщаются подходы , идет
поиск общего блага, общего смысла, сущности журналистики , с другой стороны, разрабатываются субъектность и самодетерминация личности , основы профессионально систематизированного мировоззрения . В этом контексте исследование конфликта мировоззрений - одного из наиболее общих и определяющих понятий в истории, теории и практике журналистики - представляется особенно актуальным.
Основная научная проблема исследования. Понимание конфликта мировоззрений в современной российской журналистике, при явном научно¬практическом запросе на такие обобщения, затруднено отсутствием целостного представления об исторической преемственности и теоретической рефлексии этого понятия. Научный и практический аспекты тесно переплетены: журналистика способна выразить конфликт мировоззрений в широком общественно-историческом смысле, который формирует мировоззрение эпохи и в т. ч. организует мышление и, тем самым, воздействует на деятельность журналистов.
Основная гипотеза исследования. В основе конкретных проявлений конфликта мировоззрений в журналистике лежат противоположные ответы на коренные вопросы общества: что предпочтительнее, глобализация или
самодостаточность страны, светскость или религиозность социальных отношений и т. п. Тематическое многообразие сфокусировано в узловых вопросах журналистики, по сути, философских категориях, веками непосредственно касавшихся профессии: что важнее, частное или общее, плюрализм или монизм. Не окончательная победа одного над другим, а поочередная смена углов зрения на нормативность того или другого - в целом обеспечивает развитие мировоззрения эпохи. Это подчинено социальной функции журналистики - познанию и самопознанию общества.
Степень научной разработанности темы. Конфликт мировоззрений в журналистике протекает на уровнях личности, общества и самой профессии. Соответственно можно говорить о трех блоках литературы, которые соотносятся с типами научных теорий - функционализм, структурализм и феноменология .
Мировоззренческий конфликт на уровне личности журналиста разрабатывается феноменологией - наукой о понимании. Среди теоретиков журналистики назовем Б. Я. Мисонжникова, В. Д. Мансурову и др. В основе конфликта лежит противоречие необходимости подстраиваться под кодовую систему и стереотипы масс, чтобы быть понятым, и свободы личного прорыва к возвышенному художественному или точному научному знанию . Злоупотребление свободой, не приносящее ни возвышенных, ни точных знаний, может обесценить журналистскую правду, связанную с добром и справедливостью, релятивизм множества равнозначных картин мира «обнажает проблему интеллектуальной ответственности журналистов за моральную честность суждения о мире» . Таким образом, на уровне личности журналиста мировоззренческий конфликт, переведенный на уровень абстракций, рассматривается как противоречие между общим и частным, монизмом и плюрализмом (правда одна на всех или у каждого своя?) Монизм признает единство мира , требует поиска истины в науке и правды в журналистике, а плюрализм признает равноценность множества точек зрения.
На уровне общества структуралистская методология отражает этот конфликт в изменениях социальных топологических пространств, формирующих субъектов посредством общей процедуры сборки картины мира, общего дискурсивного психосемантического поля . Концепции этого поля разрабатывает философия - социальные пространства П. Бурдье, модели социальной реальности К. С. Пигрова, коммуникативный универсум И. Э. Клюканова; филология - эпистемы М. Фуко, константы Ю. С. Степанова; теория журналистики - информационно-комуникационный универсум И. М. Дзялошинского, медиакультура Н. Б. Кирилловой, медиасфера В. А. Сидорова, шоу-цивилизация или цивилизация напоказ С. Н. Ильченко, и др. Конфликт мировоззрений в обществе связан с
поворотами потоков интерпретаций этих полей, достигающих неких пределов и меняющих направление, на которое влияет и под влиянием которого оказывается журналистика. Она постоянно демонстрирует социальную детерминированность этой динамики. И если в настоящее время происходит очередная переориентация, в данном случае с плюрализма на монизм, то это позволяет выявить социальную природу и профессиональные формы изменения потоков интерпретаций.
Мировоззренческий конфликт в журналистской профессии относится к описанному функционально - журналистика объективирует интересы и потребности общества. По мнению функционалистов (Е. П. Прохоров, С. Г. Корконосенко, В. В. Тулупов, Л. Г. Свитич и мн. др.), журналистика является институтом, возникшим в «определенных исторических условиях для удовлетворения общественной потребности в публичном общении по социально значимым вопросам» . Функционализм глубоко укоренен в истории отечественной журналистики XIX-XX вв. Влияние материалистической философии на формулирование общественной роли журналистики сближает его родоначальников (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. ) с советскими исследователями (Е. П. Прохоров, Л. Э. Варустин, Р. Г. Бухарцев, П. С. Гуревич и др.), которые дают завершенное выражение этой традиции. С одной стороны, в духе Н. Г. Чернышевского, разрабатывается журналист как личность со сложившимися философскими взглядами . С другой, личные цели и роли журналиста в обществе подчинены его социальному предназначению: в цели сказывается предназначение, в роли - функция, с
глубокого осознания которой начинается мастерство .
Целесообразно изучить, не лежал ли в основе завершенности советской теории монизм, скрывавший мировоззренческий конфликт декларацией априорного взаимопонимания журналистов и читателей: единства интересов (общественное строительство) и ценностей (объективность, научный метод познания). Недаром в начале 1990-х годов С. Г. Корконосенко обнаружил забвение аудитории и сформулировал потребность в социожурналистике как методологии социологического видения мира . Общественный мировоззренческий конфликт влияет и на современный функционализм. Констатация асоциальности журналистики 1990-х гг., профессионального мировоззрения, игнорирующего социум как первопричину функционирования прессы , в 2000-х гг. вновь сменяется поисками монистической сущности, жизнеподобия журналистики. Целесообразно исследовать мировоззренческие основания и конфликтный потенциал этой динамики, особенно в условиях современной познавательной ситуации перехода от постмодернизма к постсекулярности общественного сознания.
Предельный плюрализм мнений и мировоззренческих моделей постмодернизма - социальное соответствие секуляризации сознания. Поэтому можно говорить о снятии постмодерна в постсекулярном движении против рационализации (пропаганда, мессианство, замена права справедливостью), вызванном коллапсом мировоззрения и неверием как последствиями «перегибов» рационализации (через сциентизацию) и социальной дифференциации (через плюрализм) . Этот мировоззренческий конфликт задолго до западных ученых предсказали русские мыслители.
А. С. Хомяков писал, что под охраной государства люди «стали жить не друг с другом, а, так сказать, друг подле друга»; личность в обществе окружает себя крепостью, из нутра которой она вступает в переговоры с другими независимыми властями, пояснял это И. В. Киреевский21 . Поэтому в нашей работе изучение современного эмпирического материала должно венчать историко-теоретический анализ, выделяющий сущность мировоззренческого конфликта среди «сиюминутных характеристик журналистики, которые не проецируются ни в ее прошлое, ни в будущее» .
Цель исследования - определить суть мировоззренческого конфликта в современной российской журналистике.
Задачи:
1) проанализировать научную литературу и определить понятия, выражающие мировоззренческий конфликт в журналистике;
2) изучить исторические примеры мировоззренческих конфликтов в отечественной журналистике и выделить нормативные характеристики профессии;
3) на основе эмпирического исследования структурировать влияние социума на личность журналиста и его роль в мировоззренческом конфликте эпохи.
Объект исследования - журналистская полемика о воссоединении Крыма с Россией (2014) как проявление основных типов мировоззрения эпохи.
Предмет исследования - мировоззренческий конфликт в журналистике, выраженный в понятиях, фиксирующих ответы на коренные вопросы общества и профессии.
Теоретическая база исследования включает в себя ряд проблемно-тематических блоков: профессионально-деонтологические нормативные
теории журналистики (С. Г. Кокроносенко, Е. П. Прохоров, В. В. Тулупов,
В. М. Хруль, Л. Г. Свитич и др.), в том числе представление о жизнеподобии журналистики; учение об аксиологии журналистики и медиасфере как синтез функционализма и структурализма (В. А. Сидоров, К. Р Нигматуллина и др.); работы об истории и историко-теоретическом изучении отечественной журналистики (В. Г. Березина, Л. П. Громова, Г. В. Жирков, Е. В. Зеленина и др.); корпус текстов по гносеологии журналистики (В. Д. Мансурова, Б. Я. Мисонжников и др.); работы по социальной философии и философии культуры (М. М. Прохоров, К. С. Пигров, А. С. Казеннов, Ю. С. Степанов и др.).
Эмпирическая база исследования содержит несколько блоков данных, необходимых для решения поставленных задач:
1) для определения понятий мировоззренческого конфликта в журналистике анализировалась работы: Л. Э. Варустина, Р Г. Бухарцева, П. С. Гуревича, Е. П. Прохорова, А. Ф. Бережного,
С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник и др.;
2) исторические и современные характеристики мировоззренческого конфликта в журналистике изучались на основе произведений Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, В. Г. Короленко, К. М. Симонова,
B. Т. Захарько, А. И. Волкова, С. А. Караганова, А. А. Проханова, М. В. Леонтьева, В. Р Соловьева, П. В. Мультатули, И. Б. Чубайса,
C. В. Степашина, С. Ю. Глазьева, Е. А. Федорова и др.;
3) содержание и структура влияния социума на личность и роль в мировоззренческом конфликте журналиста выявлялись с опорой на качественный анализ 40 медиатекстов, полученных из поисковых систем «Яндекс Новости» и «Яндекс Блоги» 9-13 апреля 2015 г. по запросам «1 год возвращения Крыма в Россию» и «1 год аннексии Крыма Россией»; учитывались результаты опроса 46 студентов- журналистов в МГУ им. М. В. Ломоносова (на молодежной
конференции) и в аудиториях СПбГУ весной и осенью 2015 г., проведенного методом открытой и закрытой сортировки карточек с 20 фрагментами из 40 проанализированных текстов, а также экспертного интервью.
Методы исследования. Методология исследования - функционализм, распространенное и преемственное в отечественной теории журналистики направление, обладающее интегрирующим и преобразующим практику потенциалом. Исследование опирается на общенаучные принципы историзма, единства теоретического и исторического. Использование метода определения понятий, примененного к журналистике С. Г. Корконосенко, позволяет глубоко исследовать теоретический аспект понятия мировоззренческого конфликта в журналистике и отразить в нем «длинную цепь ассоциаций с множеством других явлений и предметов, которые “родственны” данному объекту» . Выявление характеристик исторических и современных мировоззренческих конфликтов в журналистике осуществляется качественным анализом литературы и подчинено принципу историзма, познанию «явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями» , объяснению явлений из внутренних причин . Для типизации этих характеристик привлекается метод аксиологии журналистики - археология ценностей - фиксирующий отклик журналистики на социальный заказ идентичности , связь общественно-исторического и профессионального мировоззренческого конфликта, а также, по М. Фуко, устанавливающий гносеологические условия возможности суждений о мире.
Качественный анализ медиатекстов выявляет влияние мировоззрения эпохи на выражение монизма или плюрализма, не-личного (социальных общностей) или личного мнения. Верификация выводов историко-теоретической и «современной» частей исследования посредством опроса студентов основана на апробированном автором методе понимания . Сначала открытой сортировкой карточек студентам предлагалось классифицировать типичные фрагменты, отражающие противоположные мировоззренческие позиции, по произвольному основанию, сформировать группы и зафиксировать свое понимание конфликта в названиях групп. Затем закрытой сортировкой тех же карточек им предлагалось разделить их на две группы: фрагменты журналистских текстов и блогов. Сопоставление результатов обеих частей опроса и установление связей между произвольными названиями групп и отождествлением этих же фрагментов с журналистикой (в отличие от блогосферы) фиксировало понимание профессионального мировоззренческого конфликта. В опросе приняли участие 26 человек, потом результаты были проверены на опросе еще 20 студентов, как в аудитории, так и посредством специализированных сетевых инструментов. Следует указать, что на всем протяжении исследования под воздействием предмета методика характеризовалась индивидуальным интуитивным поиском и творческим прочтением многослойных мировоззренческих вопросов .
Научная новизна исследования заключается в целостном определении понятия мировоззренческого конфликта в журналистике. В результате историко-теоретического исследования в научный оборот вводятся коренные вопросы журналистики, по поводу которых возникает мировоззренческий конфликт: соотношение общего и частного, монизма и плюрализма. Выявляется социальная предопределенность конфликта мировоззрений в журналистике, ее характеристики и влияние на личность. Верификация выводов проводится с помощью авторского метода понимания в журналистике. Попутно мировоззренческий конфликт отграничивается от смежных понятий: идейных, идеологических конфликтов; он обосновывается
как узловое понятие теории журналистики. Обращение к теоретико-журналистским работам 1960-1990-х гг. выявляет «корни» современной науки о прессе. В целом, работа развивает концепции жизнеподобия, социальной ценности журналистики и медиасферы (Петербургская школа) позволяет говорить о специфическом ответе на вестернизацию науки, в области изучения мировоззрения журналистов, в частности, когда положительно оценивается только плюрализм, права и свободы частных лиц.
Научно-практическая значимость исследования характеризуется двумя аспектами. С одной стороны, внимание научного сообщества и, в первую очередь, молодых ученых привлекается к необходимости выработки единообразного и преемственного понятийного аппарата, а также общих законов социального функционирования СМИ. С другой стороны, конкретные выводы работы могут быть использованы в высшем и дополнительном образовании журналистов, медиаобразовании и ряде смежных дисциплин. Таким образом, в целом исследование может быть полезным для ученых, преподавателей, журналистов по общественно-политической проблематике и обучающихся по гуманитарным направлениям.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Конфликт мировоззрений в журналистике - это явная или скрытая борьба за преобладание в СМИ противоположных ответов на коренные для общества вопросы, тематическое многообразие которых сфокусировано в узловых вопросах журналистики, по сути, философских категориях, веками непосредственно касавшихся профессии. Их столкновение - производный конфликт от социальной функции журналистики - осуществлять познание и самопознание общества; цель - не столько окончательно утверждаемое какое-либо мировоззрение, сколько смена углов зрения на нормативность того или другого, которая в конечном счете и обеспечивает прогрессивное развитие мировоззрения в общественно-историческом плане.
2. Конфликт мировоззрений в журналистике напоминает маятник, достигающий крайней точки и двигающийся вспять, поэтому его важнейшая характеристика - объективная социальная ценность ориентации на ответы по сущностным мировоззренческим вопросам - определяется конкретно-исторической ситуацией общества. История отечественной журналистики, будучи тесно переплетенной с историей страны, обнаруживает ряд соответствующих колебаний. Так, в ее функционировании последний плюралистический пик совпал с разрушением советского общества / страны и становлением новой государственности; в современной России познавательный ресурс плюрализма стремительно исчерпывается или упорно не распознается, все четче обозначается движение к монизму.
3. Предыдущий конфликт мировоззрений в журналистике, принесший плюрализм в советское и российского общество, получил выражение в журналистике (В. Т. Захарько, А. И. Волков, И. Б. Чубайс и др.) и науке (Г. С. Мельник, С. Г. Корконосенко и др.); за счет связи науки с образованием оказал влияние на молодых журналистов, вошедших в профессию в постсоветские годы. Поворот отечественной медиасферы к монизму создает потребность в пересмотре профессионально- систематизированного мировоззрения.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были апробированы в докладе на конференции «Журналистика XXI века. Поиски теоретического обоснования» в рамках международного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге» (СПбГУ, 2015 г.); в докладе модератора подсекции «Конфликт мировоззрений в современной российской журналистике» секции «Журналистика» международной молодежной конференции «Ломоносов - 2016» (МГУ им. М. В. Ломоносова); а также в коротких сообщениях на теоретико-журналистских секциях трех международных научных мероприятий в СПбГУ, где автор был секретарем (форум «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» 2015-2016 гг., семинар «Журналистика XXI века. Культура понимания» в рамках «Дней философии в Санкт-Петербурге» 2014 г.). По теме исследования опубликовано четыре статьи, из которых одна - в журнале, рекомендованном ВАК, две в российских журналах индексируемых в базе РИНЦ, одна - в украинском издании; тезисы .
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Конфликт мировоззрений в журналистике - это явная или скрытая борьба за преобладание в СМИ определенных ответов на мировоззренческие вопросы, встающие перед людьми и обществом. Он тесно связан с общественным развитием, преломляется в политике и экономике (борьба идеологий), науке (конкуренция методологий в самом широком смысле), в отношениях вокруг религии и церкви (столкновение религиозного и атеистического мировоззрений), в повседневности и, конечно, в медиасфере как «среде обитания» значимой и привлекательной для общества мысли, частью которой является журналистика. Конфликт мировоззрений отражает современное состояние и перспективы развития этих сфер общественной жизни. Человечество переживает постоянный «переходный возраст», избавляется от одних стереотипов и принимает другие. Любое переустройство общества связано с заинтересованностью одних и готовностью, зрелостью других принять какие-либо социокультурные изменения (или наоборот, незрелостью, неготовностью). Все эти интенции в конечном счете выражаются в мировоззренческих установках членов общества, конфликтующих между собой и находящих в СМИ пространство для разрешения этих конфликтов. Изучение конфликта мировоззрений позволяет определить наиболее общие, универсальные векторы развития, позволяет спрогнозировать и снизить остроту реальных социальных конфликтов на этом пути.
Сейчас Россия сталкивается с внешними и внутренними вызовами: что предпочтительнее, глобализация или самодостаточность страны; как сбалансировать рыночные отношения и социальную справедливость; к чему придет общество, культивируя светскость или религиозность социальных отношений и т. п. Тематическое многообразие всех этих и многих других вопросов в мировоззренческом конфликте в журналистике сфокусировано в узловых вопросах, философских категориях, определяющих бытие этой профессии: что важнее, частное или общее, плюрализм или монизм? Политическая консолидация и экономическая мобилизация происходят или позиционируются происходящими в интересах всего общества. В сфере журналистики можно говорить о соответствии этим процессам как движении к монизму. Познавательный ресурс плюрализма объективно и стремительно исчерпывается или упорно не распознается, все четче обозначается движение от плюрализма к монизму. Однако не окончательная победа одного над другим, а поочередная смена углов зрения на нормативность того или другого обеспечивает формирование мировоззренческих доминант в общественном сознании. Этот процесс отражает важнейшую социальную функцию журналистики - быть инструментом познания и самопознания общества.
Предыдущий мировоззренческий конфликт советского материалистического монизма и западного плюрализма вылился в масштабные социальные трансформации, трансформировал даже геополитическое устройство мира. Тогда и философия и наука и журналистика уделяли большое внимание мировоззренческой проблематике, но не смогли «управлять» конфликтом мировоззрений в обществе. Аналогичная работа в современности гораздо более тихая, но она тем более необходима, чтобы в жизненной ситуации дробления отношений, знаний, ценностей соединить целостные представления об обществе с потребностями самого социума, к которым безусловно относится и свобода слова и права личности. Также следует отметить, что вырабатываемое в профессиональной журналистике мировоззрение интегрирует в себе адаптацию и к условиям плюрализма, и подцензурным. Причем в последних журналистика может находить и распространять не меньшую правду о жизни, чем при неограниченной свободе. Журналистика жизнеподобна, поэтому осуществляя поочередно ориентацию на частное либо на общее, журналистика призвана неизменно служить целям развития общества.
Основные выводы исследования:
1. Конфликт мировоззрений в журналистике - это борьба за преобладание в СМИ противоположных ответов на коренные для общества вопросы, многообразие которых сфокусировано в узловых вопросах журналистики. Их столкновение - производный конфликт от социальной функции журналистики - осуществлять познание и самопознание общества; цель - не столько окончательно утверждаемое какое-либо мировоззрение, сколько смена углов зрения на нормативность того или другого, которая в конечном счете и обеспечивает прогрессивное развитие мировоззрения в общественно¬историческом плане.
2. Конфликт мировоззрений в журналистике - объективная социальная ценность ориентации на ответы по сущностным мировоззренческим вопросам - определяется конкретно-исторической ситуацией общества. История отечественной журналистики, будучи тесно переплетенной с историей страны, обнаруживает ряд соответствующих колебаний.
3. Предыдущий конфликт мировоззрений в журналистике, принесший плюрализм в советское и российское общество, получил выражение в журналистике и науке, оказал влияние на молодых журналистов, вошедших в профессию в постсоветские годы. В настоящее время поворот отечественной медиасферы к монизму создает потребность в пересмотре профессионально-систематизированного мировоззрения.
4. Журналистская полемика вокруг событий в России и на Украине (2014¬2015) демонстрирует ориентацию журналистики на события скорее общественного порядка, нежели на чувства и переживания отдельного человека или автора произведения.
Дальнейшая исследовательская работа может вестись по двум направлениям.
Во-первых, изучение социокультурных параметров и проявлений соответствий мировоззренческих конфликтов в журналистике мировоззренческим конфликтам в обществе.
Во-вторых, анализ индивидуальных моделей понимания в журналистском творчестве как условия, формы и метода участия журналистов в мировоззренческих конфликтах эпохи.
1. Адуло Т. И. Синтез естественнонаучного знания и социального опыта: ноосферный проект В. И. Вернадского // Русская философия в духовно-культурном пространстве Беларуси: история и современность: Материалы международного круглого стола (г. Минск, 20 сент. 2013 г.) / Ин-т философии НАН Беларуси ; науч. ред. Т. И. Адуло. - Минск : Медисонт, 2013. С. 125-140.
2. Багатурия Г. А. Манифест коммунистической партии // Фи-лософский энциклопедический словарь. М., 1983. http://dic.academic.ru
3. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., 2013;
4. Блохин И. Н. Структура социологического знания: отечественная специфика и ее влияние на теории журналистики // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Междунар. науч. форума 21-22 апреля 2016 г. / отв. ред. В. В. Васильева. - СПб.: Институт «Высш. шк. журн. и масс. комм.» СПбГУ, 2016. Электронный сборник. Режим доступа: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6094.html (дата обращения: 01.06.2016).
5. БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
6. Будущее России: стратегии философского осмысления: Сб. ст. / Ред. кол.: Ю. Н. Солонин (пред.) и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 458 с.
7. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. - М., 2002. — 160 с.
8. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. - М., 1985.
9. Быков А. Ю. Проблемы методологии исследования журналистики в России // Методы понимания в журналистике и массовых коммуникациях: мат-лы науч.-методич. семинара «Методы и методики понимания в журналистике и массовых коммуникациях» / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Своё издательство, 2015. С. 28-43. Режим доступа: http://jf.spbu.ru/abouE825-10183.html (дата обращения: 01.06.2016).
10. Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. - 367 с.
11. Виноградова С. М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - электронный ре-сурс. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/60.htm
12. Витковская И. Н. Философско-мировоззренческие ориентиры современного образовательного процесса // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. - Минск, 2010. С. 73.
13. Волков А. И. Роль прессы в становлении демократии в России. URL: http://www.evartist.narod.ru/stat/0001.htm
14. Громова Л. П. А. И. Герцен и русская журналистика его времени: Автореф. докт. дис. СПб., 1997.
15. Громова Л. П. Проблемы современной журналистики в контексте исторического развития // Изв. Южного федер. ун-та. Филол. науки. 2013. № 3.
16. Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе: Учеб. пособие для вузов. - М., 1987.
17. Давыдова Г. А. Историзм // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.С. 223.
18. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. К вопросу о понятийном аппарате медиаисследований // Медиаскоп. 2014. № 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1658 (дата обращения: 01.06.2016).
19. Журналистика и социология’97. Журналист: личность, должность и долг: Материалы научно-практического семинара, 24 ноября 1997 г. / Редкол.: С. Г. Корконосенко (ред.-сост.), В. В. Ворошилов, В. И. Кузин. СПб.: СПбГУ, 1998. - 154 с.
20. Захарько В. Т. Звездные часы и драмы «Известий»: За кулисами знаменитой газеты. - М.:Время, 2014. - 544 с.
21. Ильин В., Разумов А. Догматизм теории - дефицит ответственности: Философия и некоторые уроки прошлого // Коммунист. 1988. №12. С. 60¬72.
22. Ильченко С. Н. Шоу-цивилизация: конец реальности?: монография / С. Н. Ильченко. СПб.: ИВЭСЭП, 2014. - 198 с. Режим доступа: ivesep.spb.ru/files/docs/Ильченко-монография.pdf (дата обращения: 01.06.2016).
23. Казеннов А. С. Понятие как средство и цель понимания // Век информации. Журналистика XXI века: куль-тура понимания: матер. семинара всерос. форума с междунар. участием «Дни философии в Петербурге-2014». № 2 (S2) / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб., 2015. С. 79.
24. Караганов С. А. Переломный год: предварительные итоги. Шанс для кардинального обновления // Внешняя политика / оборона. URL: http://www.hse.ru/mirror/pubs/share/151910137
25. Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С.109-120.
26. Кириллова Н. АМедиасреда российской модернизации. - М.:
Академический Проект, 2005. - 400 с.
http://www.ifap.ru/library/book381.pdf
27. Киселева К. А. Городские вывески послевоенного Луганска как имиджевый ресурс // Медиа в со-временном мире. Молодые исследователи. Материалы 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года) / Под ред. М. А. Бережной; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. С. 451-453.
28. Клюканов И. Э. Коммуникативный универсум — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
29. Ковалев В. А. и др. Очерк истории русской советской литературы. М., 1955. http://www.biografia.ru/arhiv/ochlit38.html
30. Колодиев Н. Н. Журналистика в диссертационных исследованиях 2005-2010 гг. // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Междунар. науч. форума 21-22 апреля 2016 г. / отв. ред. В.В. Васильева. СПб: Институт «Высш. шк. журн. и масс. комм.» СПбГУ, 2016. [Электронный ресурс].URL:http://jf.spbu.ru/conference/6081/6094.html (дата обращения: 01.06.2016).
31. Корконосенко С. Г. Социализация журналиста и социальность журналистики // Журналистика и социология’97. Журналист: личность, должность и долг: материалы научно-практического семинара, 24 ноября 1997 г. / Редкол.: С. Г. Корконосенко (ред.-сост.), В. В. Ворошилов,
B. И. Кузин. - СПб.:СПбГУ, 1998. - 154 с.
32. Корконосенко С. Г. Социожурналистика: понятие, методика, образование // Социальное функционирование журналистики / Под ред.
C. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во «Час пик», 1994. 181 с. С. 4-22.
33. Корконосенко С. Г. Метод определения понятий в понимании журналистики // Методы понимания в журналистике и массовых коммуникациях: мат-лы научно-методич. семинара «Методы и методики понимания в журналистике и массовых коммуникациях» / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Своё издательство, 2015. С. 60-72. Режим доступа: http://jf.spbu.ru/about/825-10183.html (дата обращения: 01.06.2016).
34. Костомаров В. Г. Рассуждение о формах текста в общении. М., 2008.
35. Кузнецов К. Т. Возникновение научного коммунизма.М.: Высшая школа, 1968. С. 214. 376 с.
36. Левин Г. Д. Монизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. М., 2010. - URL: iph.ras.ru
37. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул, 2002.
38. Мансурова В. Д. Множественная субъектность журналиста в пространстве современной коммуникации // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Междунар. науч. форума 21-22 апреля 2016 г. / отв. ред. В. В. Васильева. - СПб.: Институт «Высш. шк. журн. и масс. комм.» СПбГУ, 2016. [Электронный ресурс].иКБ:(дата обращения: 01.06.2016).
39. Мансурова В. Д. Плюрализм картин мира и релятивизм «личностного знания» // Век информации. Журналистика XXI века: культура понимания: мат-лы семинара всероссийского форума с междунар. участием «Дни философии в Петербурге - 2014». No 2 (S2) / ред.-сост. И. Н. Блохин, С.Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. С. 90-96. [Электронный ресурс].URL:http://jf.spbu.ru/about/825-9416.html (дата обращения: 01.06.2016).
40. Медиа накануне постсекулярного мира. Коллективная монография / Под ред. В. А. Сидорова. - СПб.: ИД «Петрополис», 2014. - 176 с.
41. Мельник Г. С. Идеология - Общественная психология - Пропаганда. Учебное пособие [по теме курса «Теория пропаганды», читаемого на 5 курсе за-очного отделения факультета журналистики ЛГУ. В пособии частично использован теоретический и иллю-стративный материал лекций В. Г. Комарова]. Л.: ЛГУ, 1990. 48 с.
42. Мисонжников Б. Я. Художественный мир: гнозис и праксис в творчестве публициста // Публицистика в современном обществе: матер. научно- практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (трагедия публицистики в информационном обществе)» (14 ноября 2013 года, Санкт-Петербург) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2014. С. 181.
43. Нигматуллина К. Р. Трансформация политических идеалов на российском телеэкране: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2009. - 25 с. Режим доступа: http://jf.spbu.ru/upload/files/file 1357745033 9141.pdf (дата обращения: 01.06.2016).
44. Овчинников В. Одержимость, помноженная на мастерство // Правдист. 1978. 1 мая. Цит. по указ. соч. Л. Э. Варустина. С. 27.
45. Основы курса истории России: учебник / А. С. Орлов, А. Ю. Полуянов, Ю. Я. Терещенко. М.: Проспект, 2013. С. 306.
46. Пигров К. С. Социальная философия: Учебник. - СПб.: СПбГУ, 2005. - 296 с.
47. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М., 1965. С. 256.
48. Прохоров Е. П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. 104 с.
49. Публицистика в современном обществе: матер. научно-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (трагедия публицистики в информационном обществе)» (14 ноября 2013 года, Санкт-Петербург) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2014. С. 7, 12.
50. Ребров В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск, 1971.
51. С чего начинается личность / под общ ред. Р И. Косолапова. М.: Политиздат, 1984.
52. Севрилова Н. С.Психосемантический подход к исследованию медиадискурса // Человек. Коммуникация. Культура VI (Восток-Запад: поиски культурной идентичности на постсоветском пространстве). Материалы Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2014 года Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. - СПб: СПбГУКиТ, 2014. С. 185-190.
53. Сидоров В. А. Аксиология журналистики: учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2016. - 204 с.
54. Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: Учебное пособие. - СПб., 2010.
55. Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В. А. Сидорова. СПб.: Роза мира, 2009. - 174 с.
56. Синелина Ю. Ю. Концепция секуляризации в социологической теории. - М.: ИСПИ РАН, 2009.
57. Сметанина С. И. Варианты понимания мира и человека в политическом медиадискурсе // Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения: тезисы междунар. науч. форума 23-24 апреля 2015 г. / отв. ред. В. В. Васильева. СПб., 2015. URL: http://jf.spbu.ru/conference/5385/5389.html.
58. Сметанина С. И. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. Дисс. ... д-ра филол. наук. СПб., 2002.
59. Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., 1980.
60. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012. - 324 с. Режим доступа: http://jf.spbu.ru/about/825-4258.html (дата обращения: 01.06.2016).
61. Соколов Б. Г.Монтаж современной реальности // Будущее России: стратегии философского осмысления:Сб. ст. / Ред. кол.: Ю. Н. Солонин (пред.) и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.
62. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т. 1-2 / отв. ред. И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М., 1988.
63. Солонин Ю. Н. Журналист и его сознание: в защиту профессионализма (к феноменологии профессио-нального мышления) // Журналист. Пресса. Аудитория: межвуз. сб. Вып. 4 / под ред. И. П. Лысаковой, Ю. Н. Солонина. Л., 1991.
64. Социальное функционирование журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во «Час пик», 1994. 181 с.
65. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. — 824 с.
66. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 272 с.
67. Тулупов В. В. Журналистика как социальный институт // Медиа-дискурс. Екатеринбург. 2006. №1.
68. Фролов И. Т. Предисловие // Введение в философию: Учеб. пособие для
вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. - 623 с. [Электронный
ресурс] .URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/st000.sht т1(дата обращения: 01.06.2016).
69. Хомяков А. С. О старом и новом // Соч. Т. 1. С. 359-377.
70. Хруль В. М. Стремление к общему благу как системообразующий принцип нормативной модели социально ориентированной журналистики // Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения. URL: http://jf.spbu.ru/conference/5385/5389.htm1.
71. Хруль В. М. Телеология журналистики: от анализа целей - к пониманию эффектов // Медиаскоп. 2014. №2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1545ff18 (дата обращения: 01.06.2016).
72. Цветова Н. С. Журналистика как средство преодоления «культурного империализма» // Человек. Коммуникация. Культура VI. СПб, 2014. С. 261-266.
73. Чернышевский Н. Г . Г. Чичерин как публицист. Очерки Англии и Франции, Б. Чичерина. Москва, 1858. // Чернышевский Н. Г. Сочинения в 2-х т. T. I. М.: Мысль, 1986. (Философское наследие). Электронный ресурс: http://az.lib.ru/c/chernyshewskij _n_g/text_1859_chicherin.shtml
74. Чубайс И. Б. От Русской идеи - к идеи Новой России. Как нам преодолеть идейный кризис. - М.: Изд-во «ГИТИС», 1996. - 104 с.
75. Шубин А. В.Конспирологи о причинах февральской революции // Историческая экспертиза. 2014. № 1. С. 75-99.