Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению связи креативности и особенностей коммуникативной сферы подростков. В исследовании приняли участие 102 подростка, учащиеся 7 классов в возрасте от 12 до 14 лет. Для исследования креативности и коммуникативной сферы были использованы следующие методики: диагностика вербальной креативности С.Медника, самоактуализационный тест Э.Шострома, метод социометрических измерений, методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Было выдвинуто предположение о том, что существует связь между показателями креативности и социометрическим статусом подростка. При анализе данных использовался корреляционный анализ и множественные сравнения средних и однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. В результате исследования обнаружена статистически значимая связь между показателями креативности, самооценкой, социометрическим статусом подростка, а также различия в структуре этих взаимосвязей у подростков из мегаполиса и из небольшого города.
Введение
Креативность - психологический феномен, который в свете стремительных изменений выходит за рамки науки и проникает в повседневную жизнь людей. Для того чтобы успевать за ритмом жизни, необходимо не только быстро справляться с появляющимися задачами, но и находить принципиально новые пути их решения.
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни человека и насыщен большим количеством изменений и новообразований. Литература, посвященная подростковому возрасту, сообщает о том, что подростковый возраст является сензитивным для развития креативности, а также и о том, что ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. Таким образом, нам интересна проблема связи креативности и коммуникативной сферы подростков, поскольку в подростковом возрасте обе сферы претерпевают значительные изменения. Исследований, направленных на изучение взаимосвязи характеристик коммуникативной сферы подростков и креативности, не так уж много. Результаты такого исследования могут быть весьма полезны при понимании и помощи в формировании межличностных отношений подростков.
Целью данной работы является исследование взаимосвязи креативности с особенностями коммуникативной сферы подростка.
Объект исследования составляют подростки в возрасте от 12 до 14 лет. В исследовании приняли участие 102 подростка, учащиеся 7 классов школ Санкт-Петербурга и Свердловской области, средний возраст респондентов 13 лет.
Гипотезы исследования:
1. Креативность подростка взаимосвязана с его социометрическим статусом.
2. Креативность подростка имеет взаимосвязи с его самооценкой.
3. Существуют различия показателей креативности и их взаимосвязи с особенностями коммуникативной сферы у мальчиков и девочек.
4. Показатели креативности и их взаимосвязь с особенностями коммуникативной сферы у подростков, живущих в мегаполисе и в небольшом городе различаются.
Заключение
Проведенное нами исследование была направлено на поиск взаимосвязи между показателями креативности и особенностями коммуникативной сферы подростка. На основе анализа литературы по темам креативности и коммуникативной сферы подростков нами было выдвинуто предположение о том, что данные параметры связаны друг с другом. Опираясь на полученные эмпирические данные о параметрах креативности, самооценки и социометрического статуса подростка, мы провели сравнительный анализ и анализ взаимосвязей этих показателей. В ходе исследования были подтверждены (полностью или частично) заявленные гипотезы, выполнены все поставленные задачи и сделаны выводы, позволяющие разработать план дальнейших исследований по данной теме.
По результатам выполненной работы мы можем сказать, что характеристики креативности и их связь с особенностями коммуникативной сферы подростков, проживающих в мегаполисе и небольшом городе, различны. Кроме того, существует связь между отдельными показателями креативности и социометрическим статусом подростков.
Полученные нами результаты могут быть использованы:
- при работе с подростками для лучшего понимания природы межличностных взаимоотношений в подростковой среде;
- для помощи подросткам в формировании межличностных отношений;
- при работе с самооценкой подростков.
Поскольку выводы, которые можно сделать, опираясь на полученный результат, достаточно многообразны, а полученные корреляционные связи не очень сильные, следует продолжить исследование данной темы для составления более полной картины взаимосвязи изучаемых параметров и понимания причинно-следственных связей в данной области. Возможно, для этого нужно будет выбрать другие методы для измерения изучаемых показателей и добавить дополнительные параметры, которые позволят более подробно изучить поставленную тему.
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983.
2. Богоявленская Д.Б. Творчество и одаренность: логика и история. // Психологическая газета. - 1999. - №1 /40.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.:изд-во Знание. - 1979. - С.40.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
6. Буторина О.В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя. //Психология XXI века: материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб., 2003.
7. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. // Психология мышления./ Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965.
8. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - М.:УРАО., 2000.
9. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве //Вопросы психологии. - 1999. - Т. 2. - С. 101-106.
10. Дорфман Л.Я. Креативность и внимание: исследования и проблемы // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. - 2006. - № 1.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М., 1995.
12. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структуры, диагностика, развитие. - М., 2001.
13. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: AcademiA, 2001. 368 с
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.- СПб.:ПИТЕР, 2009.
15. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 25 - 34.
16. Калимуллина Р.И. Исследования проблем общения подростков в отечественной и зарубежной психологической науке // Образование и саморазвитие. - 2010. - №2(18). - С.220.
17. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. АСТ Астрель, 2005.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989..
19. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. - Ч. Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 46 с.
20. Маслоу. А. Мотивация и личность. - СПб.:ПИТЕР, 2008.
21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984
22. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1994. С. 6-13.
23. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. РЖ. Сер. Науковедение. - 1968. - №4.
24. Олехнович М. О. Творческий потенциал интеллектуального уровня ребенка // Ананьев- ские чтения, 1997: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 98-100.
25. Петрова Л. М. Возрастные особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 2008.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., 1983
27. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под. ред. А.А.Крылова. - Л., ЛГУ, 1990.
28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил.
29. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А. А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК - 2003.
30. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2012. — С.816.
31. Роджерс К. Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
32. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.
33. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. - 1982. - №. 3. - С. 53-72.
34. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. - 1999. - 448 с.
35. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957.-328 с.
36. Старченко М. Психофизиология креативности//Наука и инновации. - 2014. - № 12 (42). - С.15-19.
37. Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности» М.: «Когито-Центр». - 2009.
38. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1998, № .
39. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М. - 1981.
40. Тюрмина, Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук / Н. А. Тюрмина. Казань, 2004. - 228 с.
41. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна - издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».
42. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: пер. с фин. - М., 1993. - 112 с
43. Щербинина О.А., Назаренко Е.В., Харькова А.А. Общение как фактор формирования и развития внутренней позиции личности подростка// Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2(36). - С.168.
44. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27.
45. Ahmed M.A. Cramond B. After Six Decades of Systematic Study of Creativity: What Do Teachers Need to Know About What It Is and How It Is Measured?// Roeper review. - 2016. - №39. - С. 9-23.
46. Atchley R. A., Keeney M, Burgees C. Cerebral hemispheric mechanisms linking ambiguous word meaning retrieval and creativity // Brain and Cognition. 1999. V. 40. P 479-499.
47. Bogen J.E., Bogen G.M. Creativity and the corpus callosum // Psychiatr. Clin. North. Am. 1988. V. 11, №3. P 293-301.
48. Burns, R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston, 1986.
49. Chikszenimihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discover and invention. N.Y., 1997.
50. Clifford M. M., «Failure tolerance and academic risk taking in ten- to twelve¬year-old students»//British Journal of Educational Psychology. - 1988. - 58(1). - С.15-27
51. Eysenck, H.J. (1995). Genius: The natural history of creativity. Cambridge UP, Cambridge.
52. Finkelstein Y., Vardi J., Hod I. Impulsive artistic creativity as a presentation of transient cognitive alterations // Behavioral Medicine. 1991. V. 17, №2. P. 91-94.
53. Guilford, J. P Creativity, intelligence, and their educational implications. San Diego, CA: Knapp. - 1968.
54. Martindale, C. Creativity and сonnectionism. In S. Smith, T. Ward, & R. Finke (Eds.), The creative cognition approach. - 1995 - (pp. 249-268). Cambridge: MIT Press.
55. MillerB.L., Cummings J., MishkinF. et al. Emergence of artistic talent in frontotemporal dementia // Neurology. - 1998. - №. 51. P 978-981.
56. Shamay-Tsoory S.G., Adler N., Aharon-Perets J., Perry D., Maysells N.The origin of originality: the neural bases of creative thinking and originality // Neuropsychologia. - 2011. - № 29 - P 178-185.
57. Taylor C.W. Various approaches to and dedfinions of creativity// R.Sternberg, T.Tadif. The nature of creativity. Cambridge: Camb. Press. - 1988. - P 99-126
58. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cloffs. N.Y.; Prentice-Hall. - 1962.
59. Valkenburg, P M., Voort, T. H., «Influence of TV on daydreaming and creative imagination: a review of research», Psychological Bulletin. - 1994. - 116(2). - С. 316-339.
60. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction// Journal of Personality. - 1965. - №33. - P 348-369.