Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ

Работа №64478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


нет

Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению связи креативности и особенностей коммуникативной сферы подростков. В исследовании приняли участие 102 подростка, учащиеся 7 классов в возрасте от 12 до 14 лет. Для исследования креативности и коммуникативной сферы были использованы следующие методики: диагностика вербальной креативности С.Медника, самоактуализационный тест Э.Шострома, метод социометрических измерений, методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Было выдвинуто предположение о том, что существует связь между показателями креативности и социометрическим статусом подростка. При анализе данных использовался корреляционный анализ и множественные сравнения средних и однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. В результате исследования обнаружена статистически значимая связь между показателями креативности, самооценкой, социометрическим статусом подростка, а также различия в структуре этих взаимосвязей у подростков из мегаполиса и из небольшого города.

Введение
Креативность - психологический феномен, который в свете стремительных изменений выходит за рамки науки и проникает в повседневную жизнь людей. Для того чтобы успевать за ритмом жизни, необходимо не только быстро справляться с появляющимися задачами, но и находить принципиально новые пути их решения.
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни человека и насыщен большим количеством изменений и новообразований. Литература, посвященная подростковому возрасту, сообщает о том, что подростковый возраст является сензитивным для развития креативности, а также и о том, что ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. Таким образом, нам интересна проблема связи креативности и коммуникативной сферы подростков, поскольку в подростковом возрасте обе сферы претерпевают значительные изменения. Исследований, направленных на изучение взаимосвязи характеристик коммуникативной сферы подростков и креативности, не так уж много. Результаты такого исследования могут быть весьма полезны при понимании и помощи в формировании межличностных отношений подростков.
Целью данной работы является исследование взаимосвязи креативности с особенностями коммуникативной сферы подростка.
Объект исследования составляют подростки в возрасте от 12 до 14 лет. В исследовании приняли участие 102 подростка, учащиеся 7 классов школ Санкт-Петербурга и Свердловской области, средний возраст респондентов 13 лет.
Гипотезы исследования:
1. Креативность подростка взаимосвязана с его социометрическим статусом.
2. Креативность подростка имеет взаимосвязи с его самооценкой.
3. Существуют различия показателей креативности и их взаимосвязи с особенностями коммуникативной сферы у мальчиков и девочек.
4. Показатели креативности и их взаимосвязь с особенностями коммуникативной сферы у подростков, живущих в мегаполисе и в небольшом городе различаются.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Проведенное нами исследование была направлено на поиск взаимосвязи между показателями креативности и особенностями коммуникативной сферы подростка. На основе анализа литературы по темам креативности и коммуникативной сферы подростков нами было выдвинуто предположение о том, что данные параметры связаны друг с другом. Опираясь на полученные эмпирические данные о параметрах креативности, самооценки и социометрического статуса подростка, мы провели сравнительный анализ и анализ взаимосвязей этих показателей. В ходе исследования были подтверждены (полностью или частично) заявленные гипотезы, выполнены все поставленные задачи и сделаны выводы, позволяющие разработать план дальнейших исследований по данной теме.
По результатам выполненной работы мы можем сказать, что характеристики креативности и их связь с особенностями коммуникативной сферы подростков, проживающих в мегаполисе и небольшом городе, различны. Кроме того, существует связь между отдельными показателями креативности и социометрическим статусом подростков.
Полученные нами результаты могут быть использованы:
- при работе с подростками для лучшего понимания природы межличностных взаимоотношений в подростковой среде;
- для помощи подросткам в формировании межличностных отношений;
- при работе с самооценкой подростков.
Поскольку выводы, которые можно сделать, опираясь на полученный результат, достаточно многообразны, а полученные корреляционные связи не очень сильные, следует продолжить исследование данной темы для составления более полной картины взаимосвязи изучаемых параметров и понимания причинно-следственных связей в данной области. Возможно, для этого нужно будет выбрать другие методы для измерения изучаемых показателей и добавить дополнительные параметры, которые позволят более подробно изучить поставленную тему.


Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983.
2. Богоявленская Д.Б. Творчество и одаренность: логика и история. // Психологическая газета. - 1999. - №1 /40.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.:изд-во Знание. - 1979. - С.40.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
6. Буторина О.В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя. //Психология XXI века: материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб., 2003.
7. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. // Психология мышления./ Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965.
8. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - М.:УРАО., 2000.
9. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве //Вопросы психологии. - 1999. - Т. 2. - С. 101-106.
10. Дорфман Л.Я. Креативность и внимание: исследования и проблемы // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. - 2006. - № 1.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М., 1995.
12. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структуры, диагностика, развитие. - М., 2001.
13. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: AcademiA, 2001. 368 с
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.- СПб.:ПИТЕР, 2009.
15. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 25 - 34.
16. Калимуллина Р.И. Исследования проблем общения подростков в отечественной и зарубежной психологической науке // Образование и саморазвитие. - 2010. - №2(18). - С.220.
17. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. АСТ Астрель, 2005.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989..
19. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. - Ч. Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 46 с.
20. Маслоу. А. Мотивация и личность. - СПб.:ПИТЕР, 2008.
21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984
22. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1994. С. 6-13.
23. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. РЖ. Сер. Науковедение. - 1968. - №4.
24. Олехнович М. О. Творческий потенциал интеллектуального уровня ребенка // Ананьев- ские чтения, 1997: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 98-100.
25. Петрова Л. М. Возрастные особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 2008.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., 1983
27. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под. ред. А.А.Крылова. - Л., ЛГУ, 1990.
28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил.
29. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А. А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК - 2003.
30. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2012. — С.816.
31. Роджерс К. Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
32. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.
33. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. - 1982. - №. 3. - С. 53-72.
34. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. - 1999. - 448 с.
35. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957.-328 с.
36. Старченко М. Психофизиология креативности//Наука и инновации. - 2014. - № 12 (42). - С.15-19.
37. Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности» М.: «Когито-Центр». - 2009.
38. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1998, № .
39. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М. - 1981.
40. Тюрмина, Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук / Н. А. Тюрмина. Казань, 2004. - 228 с.
41. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна - издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».
42. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: пер. с фин. - М., 1993. - 112 с
43. Щербинина О.А., Назаренко Е.В., Харькова А.А. Общение как фактор формирования и развития внутренней позиции личности подростка// Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2(36). - С.168.
44. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27.
45. Ahmed M.A. Cramond B. After Six Decades of Systematic Study of Creativity: What Do Teachers Need to Know About What It Is and How It Is Measured?// Roeper review. - 2016. - №39. - С. 9-23.
46. Atchley R. A., Keeney M, Burgees C. Cerebral hemispheric mechanisms linking ambiguous word meaning retrieval and creativity // Brain and Cognition. 1999. V. 40. P 479-499.
47. Bogen J.E., Bogen G.M. Creativity and the corpus callosum // Psychiatr. Clin. North. Am. 1988. V. 11, №3. P 293-301.
48. Burns, R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston, 1986.
49. Chikszenimihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discover and invention. N.Y., 1997.
50. Clifford M. M., «Failure tolerance and academic risk taking in ten- to twelve¬year-old students»//British Journal of Educational Psychology. - 1988. - 58(1). - С.15-27
51. Eysenck, H.J. (1995). Genius: The natural history of creativity. Cambridge UP, Cambridge.
52. Finkelstein Y., Vardi J., Hod I. Impulsive artistic creativity as a presentation of transient cognitive alterations // Behavioral Medicine. 1991. V. 17, №2. P. 91-94.
53. Guilford, J. P Creativity, intelligence, and their educational implications. San Diego, CA: Knapp. - 1968.
54. Martindale, C. Creativity and сonnectionism. In S. Smith, T. Ward, & R. Finke (Eds.), The creative cognition approach. - 1995 - (pp. 249-268). Cambridge: MIT Press.
55. MillerB.L., Cummings J., MishkinF. et al. Emergence of artistic talent in frontotemporal dementia // Neurology. - 1998. - №. 51. P 978-981.
56. Shamay-Tsoory S.G., Adler N., Aharon-Perets J., Perry D., Maysells N.The origin of originality: the neural bases of creative thinking and originality // Neuropsychologia. - 2011. - № 29 - P 178-185.
57. Taylor C.W. Various approaches to and dedfinions of creativity// R.Sternberg, T.Tadif. The nature of creativity. Cambridge: Camb. Press. - 1988. - P 99-126
58. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cloffs. N.Y.; Prentice-Hall. - 1962.
59. Valkenburg, P M., Voort, T. H., «Influence of TV on daydreaming and creative imagination: a review of research», Psychological Bulletin. - 1994. - 116(2). - С. 316-339.
60. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction// Journal of Personality. - 1965. - №33. - P 348-369.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ