Автомобильная тематика СМИ как отражение социально-экономической реальности
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС АВТОМОБИЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И МЕ¬
СТО АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА..10
1.1. Автомобильная тематика и автомобильные издания в истории России и
СССР 10
1.2. Специализированная пресса, деловые и универсальные издания 21
ГЛАВА 2. ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ НА АВТОМОБИЛЬНУЮ ТЕМА¬
ТИКУ. ОСОБЕННОСТИ, СПЕЦИФИКА, ЦЕННОСТЬ 32
2.1. Журнал «За рулём» как ведущая площадка для материалов на автотема¬тику 32
2.2. Публикации на автомобильную тематику на сайте деловой газеты «Ведо¬мости» 42
2.3. Материалы на автомобильную тематику в информационном агентстве
REGNUM 50
Заключение 61
Список источников и использованной литературы 65
Приложение
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС АВТОМОБИЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И МЕ¬
СТО АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА..10
1.1. Автомобильная тематика и автомобильные издания в истории России и
СССР 10
1.2. Специализированная пресса, деловые и универсальные издания 21
ГЛАВА 2. ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ НА АВТОМОБИЛЬНУЮ ТЕМА¬
ТИКУ. ОСОБЕННОСТИ, СПЕЦИФИКА, ЦЕННОСТЬ 32
2.1. Журнал «За рулём» как ведущая площадка для материалов на автотема¬тику 32
2.2. Публикации на автомобильную тематику на сайте деловой газеты «Ведо¬мости» 42
2.3. Материалы на автомобильную тематику в информационном агентстве
REGNUM 50
Заключение 61
Список источников и использованной литературы 65
Приложение
С развитием науки и техники и появлением автомобиля закономерным стало возникновение профильных автомобильных изданий. Когда отрасль ав¬томобилестроения встала на новую ступень развития, и автомобиль, который вышел в массы, стал одним из важнейших товаров потребления, формирую¬щих рынок, материалы на автомобильную тематику стали популярны и в де¬ловых, и даже в универсальных изданиях. Напрямую связанная с экономикой и являющаяся её частью, автомобильная промышленность и смежные с ней отрасли нашли своё отражение в прессе, тем самым показывая не просто ход дел в сфере, но и характеризуя положение экономики и общества в целом.
Данная работа посвящена изучению материалов на автомобильную те-матику в специализированной и универсальной прессе с целью выявления значимости данных публикаций. Гипотезой данного исследования является тезис о том, что публикации на автомобильную тематику не просто информи-руют читателей, но и являются отражением социальной и экономической ре-альности.
Актуальность работы обусловлена возросшим значением автомобиль-ной отрасли для России в целом. Российское правительство ведет последова-тельный курс на перевод в Россию крупнейших автомобильных производств. В связи с этим автомобильная тематика оказывается значимой не только для потребителей и профессионалов отрасли, но и проявляет себя как индикатор развития экономики. «Одно рабочее место в автомобильной отрасли создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях и дает импульс научно-техническим разработкам в самых разных сферах» , таким образом, материалы на автомо-бильную тематику в СМИ охватывают не только узкое направление экономи-ки, но и дают видение развития сразу ряда отраслей и непосредственно жиз-ни общества.
Новизна работы обусловлена комплексным подходом к изучению во-проса и предметным изучением автомобильной тематики в аспекте экономи-ческих, социальных и иных реалий.
Объектами данного исследования являются специализированные авто-мобильные издания России и СССР и деловые и общественно-политические СМИ России.
Предметами исследования выступают материалы в СМИ, а также их интенциональная составляющая.
Цель данной работы — выявить социально-экономический смысл мате-риалов на автомобильную тематику. Для достижения поставленной цели не-обходимо выполнить следующие задачи:
— изучить генезис автомобильных изданий в России и автомобильной тематики в российских СМИ,
— изучить типологию СМИ, определить, что такое деловые, обществен-но-политические и профильные автомобильные издания, изучить их особен-ности и различия;
— изучить выбранные издания и их отношение к автомобильной тема-тике;
— проанализировать публикации, представленные в изданиях;
— сделать выводы и выявить, в чем и как находит отражение социальная и экономическая составляющие в текстах на автомобильную тематику.
В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпириче - ских методов для всестороннего изучения. К ним относятся: исторический метод изучения, компаративистский метод, содержательный анализ, про-блемно-тематический анализ, дискурсный анализ, экспертное интервью и другие.
Эмпирической базой исследования выступают такие издания как жур-нал «За рулём», информационное агентство REGNUM и деловая газета «Ве-домости».
Хронологические рамки исследования: 2015-2017 годы. Хронологиче - ские рамки объясняются тем, что в связи с экономическим кризисом 2015-2017 годов и «дизельным скандалом» 2015 года материалы на автомо-бильную тематику оказались особенно актуальны. Из-за сложившейся конъ-юнктуры структура рынка изменилась, и отдельные автомобильные компании и предприятия оказались в проблемном положении, что нашло своё отраже¬ние в СМИ. Более того, учитывая, что журнал «За рулём» был единственным массовым автомобильным журналом в СССР, на его примере также было изучено проявление социальной и экономической основы в материалах жур¬нала в советское время — а именно, в 1988 году, в год шестидесятилетия журнала, когда им был достигнут рекордный тираж в почти пять миллионов экземпляров.
Теоретическая база данного исследования состоит из научных статей, монографий и другой литературы советских и современных российских ис-следователей. Вопрос функционирования автомобильной прессы изучен нау-кой недостаточно. Автомобильная журналистика в публикациях не выделяет-ся в отдельную группу специализированных изданий, а входит в блок научно¬технической специализированной прессы. Однако сама по себе специализи¬рованная пресса и подходы к типологии СМИ изучены достаточно глубоко. В диссертации А. И. Акопова на тему «Методика типологического исследова¬ния периодических изданий (на примере специальных журналов)» автор по¬дробно изучает основные факторы формирования типологических изданий, делит их на разные уровни, говорит о том, какое именно влияние на издание оказывают цель, аудитория и издатель, и предлагает развернутую классифи¬кацию специализированных изданий. Таким образом, А. И. Акопов дает практически наиболее расширенных и комплексный подход к изучению ти¬пологии СМИ и тому, по какому принципу делить издания на различные типы и группы.
Кроме того, вопрос типологии изданий изучил Е. А. Корнилов и его кол¬леги, публиковавшие статьи под редакцией Корнилова, издав несколько книг по данной тематике: «Типология журналистики. Вопросы методологии и ис¬тории» ; «Типология периодических изданий» . В перечисленных публикаци¬ях авторы изучают разделение изданий по типологическому принципу, рас¬сматривая вопрос, взяв в учет исторический фактор формирования типологии средств массовой информации. Данные исследования интересны рассмотре¬нием проблемы с исторической точки зрения, когда для учета формирования профильного СМИ берется конкретная историческая обстановка.
И. П. Лысакова в монографии «Тип газеты и стиль публикации» подхо-дит к изучению специализированных изданий в большей степени как линг-вист. Автор изучает стилистику текстов, делая основной упор на содержа-тельной части издания. Тем не менее, И. П. Лысакова также затрагивает и со-циальное воздействие на СМИ, изучив, как изменились материалы газет с на-чалом перестройки, подчеркивая рост интерактивности и гласности.
Вышеперечисленные научные исследования были написана в период СССР - в 1980-е годы прошлого века. Однако после распада Советского Сою¬за, в связи с изменениями, произошедшими в стране и коснувшимися и сфе¬ры СМИ, и позднее, в 1990-е годы исследователи продолжали изучать типо¬логию печатных изданий, а также радио и телепрограмм. Так, немалый вклад изучение типологии СМИ и специализированных изданий на постсоветском пространстве внес профессор Московского государственного университета Я. Н. Засурский. В 1995 году под его редакцией вышло учебное пособие «Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типоло¬гической структуры современной периодики» , где автор говорит уже в большей степени о том, как изменилась периодика после распада СССР, о том, удовлетворяет ли все потребности информационный рынок того вре-мени. Я. Н. Засурский также дает классификации прессы и говорит о вешнем влиянии политики, экономики и общества на сферу СМИ.
Изучением автомобильных изданий и их особенностей занимается кан-дидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингви-стики Омского государственного университета им Ф. М. Достоевского О. С. Рогалева. Среди исследований данного автора такие как «Журнал TOPGEAR типологические, содержательные и стилистические особенности» , «Лексика автоспорта в современных СМИ: семантика и функционирование» , «Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса» и другие. В последней работе автор рассматривает конкретное издание авто¬мобильной тематики и вписывает его в контекст существующей прессы, рас¬сматривая и выделяя различные характерные особенности. Данная статья ин¬тересна для изучения в рамках данного исследования, так как акцент в ней сделан именно на специфику автомобильного издания.
Журнал «За рулём» не является объектом каких-либо известных медиа-исследований, однако его материалы стали иллюстрацией для статьи по та-кому журналистскому жанру как тест-драйв. О.С Рогалева. в статье «Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса» на примере материалов журнала «За рулём» описывает жанровую специфику такого текста и подчеркивает, что контент журнала в большей степени состоит как раз из материалов такого жанра. Стоит отметить, что исследование базировалось на материалах за 2012 год. Также на базе материалов из журнала «За рулём» данным автором была написана статья «Дискурс автомобильного журнала: коммуникативно-праг¬матические и стилистические особенности (на примере журнала «За рулём» . Автор рассматривает публикации с лингвистической точки зрения, делая акценты на вопросах организации автомобильного дискурса.
О самом журнале «За рулём», о его истории можно узнать только на официальном сайте издания, о стальные сайты с подобной информацией в большинстве ссылаются на данные с официального сайта. К сожалению, ин-формации по истории журнала крайне мало, в частности, не хватает данных о редакции журнала в разные годы, о хронологии работы редакторов и техни¬ческих изменениях журнала.
Газета «Ведомости» нередко упоминается в различной литературе, а именно как одна из ведущих деловых газет России. В 2016 году в сборнике «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процес-сов» была опубликована статья А. М. Щербаковой «Взаимодействие СМИ с интернет-аудиторией (на материале сайта vedomosti.ru)», где подробно рас-сматривались «элементы цифровой стратегии печатного издания, а также ти-пичные ошибки, возникающие при её реализации» .
Информационное агентство REGNUM было изучено в публикации И. Е. Вагнер «Информационные агентства в системе современных массме- диа: тенденции развития». В данной статье на примере различных информа-ционных агентств прослеживаются различные трансформации таких СМИ.
Информационное агентство REGNUM было изучено и с точки зрения ауди-тории. В 2006 году «Компания МАСМИ-Россия в ноябре-декабре провела 11¬е исследование аудитории Рунета «ОнЛайн Монитор» . Согласно данным МАСМИ, аудитория издания — это «руководители, <...> журналисты <...> и представители власти» .
Практическая значимость данной работы состоит в том, что исследо-вание позволит посмотреть на автомобильную тематику в СМИ и на про-фильные автомобильные издания шире — вне рамок отдельных автомобиль-ных жанров (например, тест-драйвов), узкого понимания профиля и ограни-ченного круга аудитории.
Данная работа посвящена изучению материалов на автомобильную те-матику в специализированной и универсальной прессе с целью выявления значимости данных публикаций. Гипотезой данного исследования является тезис о том, что публикации на автомобильную тематику не просто информи-руют читателей, но и являются отражением социальной и экономической ре-альности.
Актуальность работы обусловлена возросшим значением автомобиль-ной отрасли для России в целом. Российское правительство ведет последова-тельный курс на перевод в Россию крупнейших автомобильных производств. В связи с этим автомобильная тематика оказывается значимой не только для потребителей и профессионалов отрасли, но и проявляет себя как индикатор развития экономики. «Одно рабочее место в автомобильной отрасли создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях и дает импульс научно-техническим разработкам в самых разных сферах» , таким образом, материалы на автомо-бильную тематику в СМИ охватывают не только узкое направление экономи-ки, но и дают видение развития сразу ряда отраслей и непосредственно жиз-ни общества.
Новизна работы обусловлена комплексным подходом к изучению во-проса и предметным изучением автомобильной тематики в аспекте экономи-ческих, социальных и иных реалий.
Объектами данного исследования являются специализированные авто-мобильные издания России и СССР и деловые и общественно-политические СМИ России.
Предметами исследования выступают материалы в СМИ, а также их интенциональная составляющая.
Цель данной работы — выявить социально-экономический смысл мате-риалов на автомобильную тематику. Для достижения поставленной цели не-обходимо выполнить следующие задачи:
— изучить генезис автомобильных изданий в России и автомобильной тематики в российских СМИ,
— изучить типологию СМИ, определить, что такое деловые, обществен-но-политические и профильные автомобильные издания, изучить их особен-ности и различия;
— изучить выбранные издания и их отношение к автомобильной тема-тике;
— проанализировать публикации, представленные в изданиях;
— сделать выводы и выявить, в чем и как находит отражение социальная и экономическая составляющие в текстах на автомобильную тематику.
В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпириче - ских методов для всестороннего изучения. К ним относятся: исторический метод изучения, компаративистский метод, содержательный анализ, про-блемно-тематический анализ, дискурсный анализ, экспертное интервью и другие.
Эмпирической базой исследования выступают такие издания как жур-нал «За рулём», информационное агентство REGNUM и деловая газета «Ве-домости».
Хронологические рамки исследования: 2015-2017 годы. Хронологиче - ские рамки объясняются тем, что в связи с экономическим кризисом 2015-2017 годов и «дизельным скандалом» 2015 года материалы на автомо-бильную тематику оказались особенно актуальны. Из-за сложившейся конъ-юнктуры структура рынка изменилась, и отдельные автомобильные компании и предприятия оказались в проблемном положении, что нашло своё отраже¬ние в СМИ. Более того, учитывая, что журнал «За рулём» был единственным массовым автомобильным журналом в СССР, на его примере также было изучено проявление социальной и экономической основы в материалах жур¬нала в советское время — а именно, в 1988 году, в год шестидесятилетия журнала, когда им был достигнут рекордный тираж в почти пять миллионов экземпляров.
Теоретическая база данного исследования состоит из научных статей, монографий и другой литературы советских и современных российских ис-следователей. Вопрос функционирования автомобильной прессы изучен нау-кой недостаточно. Автомобильная журналистика в публикациях не выделяет-ся в отдельную группу специализированных изданий, а входит в блок научно¬технической специализированной прессы. Однако сама по себе специализи¬рованная пресса и подходы к типологии СМИ изучены достаточно глубоко. В диссертации А. И. Акопова на тему «Методика типологического исследова¬ния периодических изданий (на примере специальных журналов)» автор по¬дробно изучает основные факторы формирования типологических изданий, делит их на разные уровни, говорит о том, какое именно влияние на издание оказывают цель, аудитория и издатель, и предлагает развернутую классифи¬кацию специализированных изданий. Таким образом, А. И. Акопов дает практически наиболее расширенных и комплексный подход к изучению ти¬пологии СМИ и тому, по какому принципу делить издания на различные типы и группы.
Кроме того, вопрос типологии изданий изучил Е. А. Корнилов и его кол¬леги, публиковавшие статьи под редакцией Корнилова, издав несколько книг по данной тематике: «Типология журналистики. Вопросы методологии и ис¬тории» ; «Типология периодических изданий» . В перечисленных публикаци¬ях авторы изучают разделение изданий по типологическому принципу, рас¬сматривая вопрос, взяв в учет исторический фактор формирования типологии средств массовой информации. Данные исследования интересны рассмотре¬нием проблемы с исторической точки зрения, когда для учета формирования профильного СМИ берется конкретная историческая обстановка.
И. П. Лысакова в монографии «Тип газеты и стиль публикации» подхо-дит к изучению специализированных изданий в большей степени как линг-вист. Автор изучает стилистику текстов, делая основной упор на содержа-тельной части издания. Тем не менее, И. П. Лысакова также затрагивает и со-циальное воздействие на СМИ, изучив, как изменились материалы газет с на-чалом перестройки, подчеркивая рост интерактивности и гласности.
Вышеперечисленные научные исследования были написана в период СССР - в 1980-е годы прошлого века. Однако после распада Советского Сою¬за, в связи с изменениями, произошедшими в стране и коснувшимися и сфе¬ры СМИ, и позднее, в 1990-е годы исследователи продолжали изучать типо¬логию печатных изданий, а также радио и телепрограмм. Так, немалый вклад изучение типологии СМИ и специализированных изданий на постсоветском пространстве внес профессор Московского государственного университета Я. Н. Засурский. В 1995 году под его редакцией вышло учебное пособие «Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типоло¬гической структуры современной периодики» , где автор говорит уже в большей степени о том, как изменилась периодика после распада СССР, о том, удовлетворяет ли все потребности информационный рынок того вре-мени. Я. Н. Засурский также дает классификации прессы и говорит о вешнем влиянии политики, экономики и общества на сферу СМИ.
Изучением автомобильных изданий и их особенностей занимается кан-дидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингви-стики Омского государственного университета им Ф. М. Достоевского О. С. Рогалева. Среди исследований данного автора такие как «Журнал TOPGEAR типологические, содержательные и стилистические особенности» , «Лексика автоспорта в современных СМИ: семантика и функционирование» , «Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса» и другие. В последней работе автор рассматривает конкретное издание авто¬мобильной тематики и вписывает его в контекст существующей прессы, рас¬сматривая и выделяя различные характерные особенности. Данная статья ин¬тересна для изучения в рамках данного исследования, так как акцент в ней сделан именно на специфику автомобильного издания.
Журнал «За рулём» не является объектом каких-либо известных медиа-исследований, однако его материалы стали иллюстрацией для статьи по та-кому журналистскому жанру как тест-драйв. О.С Рогалева. в статье «Тест-драйв как жанр автомобильного дискурса» на примере материалов журнала «За рулём» описывает жанровую специфику такого текста и подчеркивает, что контент журнала в большей степени состоит как раз из материалов такого жанра. Стоит отметить, что исследование базировалось на материалах за 2012 год. Также на базе материалов из журнала «За рулём» данным автором была написана статья «Дискурс автомобильного журнала: коммуникативно-праг¬матические и стилистические особенности (на примере журнала «За рулём» . Автор рассматривает публикации с лингвистической точки зрения, делая акценты на вопросах организации автомобильного дискурса.
О самом журнале «За рулём», о его истории можно узнать только на официальном сайте издания, о стальные сайты с подобной информацией в большинстве ссылаются на данные с официального сайта. К сожалению, ин-формации по истории журнала крайне мало, в частности, не хватает данных о редакции журнала в разные годы, о хронологии работы редакторов и техни¬ческих изменениях журнала.
Газета «Ведомости» нередко упоминается в различной литературе, а именно как одна из ведущих деловых газет России. В 2016 году в сборнике «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процес-сов» была опубликована статья А. М. Щербаковой «Взаимодействие СМИ с интернет-аудиторией (на материале сайта vedomosti.ru)», где подробно рас-сматривались «элементы цифровой стратегии печатного издания, а также ти-пичные ошибки, возникающие при её реализации» .
Информационное агентство REGNUM было изучено в публикации И. Е. Вагнер «Информационные агентства в системе современных массме- диа: тенденции развития». В данной статье на примере различных информа-ционных агентств прослеживаются различные трансформации таких СМИ.
Информационное агентство REGNUM было изучено и с точки зрения ауди-тории. В 2006 году «Компания МАСМИ-Россия в ноябре-декабре провела 11¬е исследование аудитории Рунета «ОнЛайн Монитор» . Согласно данным МАСМИ, аудитория издания — это «руководители, <...> журналисты <...> и представители власти» .
Практическая значимость данной работы состоит в том, что исследо-вание позволит посмотреть на автомобильную тематику в СМИ и на про-фильные автомобильные издания шире — вне рамок отдельных автомобиль-ных жанров (например, тест-драйвов), узкого понимания профиля и ограни-ченного круга аудитории.
Целью данного исследования было выявить социально-экономический смысл материалов на автомобильную тематику. Для достижения этой цели было необходимо решить некоторые задачи, среди которых: изучение генези¬са автомобильных изданий, типологии СМИ, выбор изданий для изучения, анализ выбранных средств массовой информации, а также публикаций, пред¬ставленных в них и другое. В результате выполнения данных задач было вы¬явлено, что публикации в прессе на автомобильную тематику до статочно по¬пулярны, и различные издания, не только специализированные, освещают со¬бытия автомобильной индустрии.
Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что публикации на автомобильную тематику не просто информируют читателей о событиях автомобильной индустрии, но и являются отражением социальной и эконо-мической реальности. В частности, позволяют проследить основные эконо-мические и социальные тенденции и дают возможность лучше узнать об уровне развития экономических отношений в обществе. Более того, этот ин¬терес зафиксирован сразу в нескольких разнонаправленных изданиях, а также в разные периоды времени («За рулем» во времена СССР).
Однако нельзя не отметить, что каждое из изученных в данной работе средств массовой информации имеет собственный индивидуальный подход к освещению автомобильной тематики. Это проявляется как в отборе инфор¬мационных поводов, так и в аспектах рассмотрения одинаковых новостей, наиболее важных для отрасли, которые нельзя проигнорировать («дизельный скандал», кризис продаж, вывод на рынок новых автомобилей и другое). Так, в журнале «За рулем», который является специализированным автомобиль¬ным изданием, акцент ставится на «потребительской информации» — в жур¬нале и на сайте издания публикуются материалы, нацеленные на пользовате¬лей, владельцев автомобилей. Но несмотря на то, что этот подход достаточно специфичен и имеет узкую направленность, при изучении материалов изда¬ния и журнала в целом можно выявить экономическую и социальную значи¬мость «За рулем». Также по публикациям и даже по структуре всего журнала можно сделать выводы о состоянии страны и жизни общества в тот или иной исторический период, что подтвердило изучение материалов как современно¬го, так и советского периода. Через публикации и рубрики журнала можно узнать о положении экономики, рынка, просвещенности людей в отношении автомобильной техники, а также о глобальных мировых тенденциях.
Газета «Ведомости», освещая автомобильную тематику, концентрирует - ся на экономических вопросах, таких как уровень продаж, инвестиции или их отсутствие, рабочие места и многое другое. Это обусловлено аудиторией из¬дания и особенностями самой газеты. В материалах газеты «Ведомости» на автомобильную тематику всегда встречаются различные количественные по¬казатели, например, объемы производства, продажи, выручка и другое. Нали¬чие такой информации наглядно подтверждает прямую связь материалов на данную тему с экономикой. Именно поэтому в газете «Ведомости» значи¬тельно проще выявить экономический смысл материалов об автомобильной индустрии. Учитывая, что социальная сфера во многом является зависимой от экономических условий, через материалы газеты «Ведомости» также про-слеживается отражение и социальной реальности.
Информационное агентство REGNUM рассматривает отдельные собы-тия в более обширном контексте, а также в тесной связке с экономикой и по¬литикой, что заметно по материалам на автомобильную тематику. Такой под¬ход тоже связан с интересами и целями аудитории данного издания. На сайте агентства материалы, как правило, сопровождаются комментариями экспер¬тов отрасли и позицией самого автора, и именно в этом наиболее наглядно проявляется экономическое и социальное значение информации на автомо¬бильную тематику.
Более того, на примерах этих трех изданий мы можем увидеть, как СМИ модифицируют новости на автомобильную тематику в интересах конкретной аудитории. Именно это позволяет изданиям отличаться от массы других СМИ, которые тоже размещают материалы на автомобильную тематику.
Несмотря на все различия, в материалах всех трех изученных изданий мы находим отражение социально-экономической реальности, и во многом это объясняется спецификой темы. Благодаря ценности автомобильной инду¬стрии в экономике и автомобиля в жизни общества, журналистские матери¬алы на автомобильную тематику несут в себе столь большое значение. Авто¬мобильная отрасль является одним из локомотивом экономики, так как с ней связано множество других отраслей, среди которых различные отрасли про¬мышленности, торговля, сфера услуг, финансы, кредиты, страхование и т.д. Это объясняется тем, что сам автомобиль является продуктом, требующим постоянного обслуживания, товаром, стимулирующим последующий спрос — на топливо, сервисное обслуживание и многое другое. Также это объясня¬ется особенностями реализации такого продукта и спецификой автомобиля с технической точки зрения — потребностью в множестве деталей, следова¬тельно, и в поставщиках — производителях металла, стекол, резины и много¬го другого. Таким образом, автопром имеет мультипликативный эффект, за-пуская потребность в работе множества сфер и организаций.
Однако, несмотря на популярность и значимость тематики, сам факт публикации материалов по данной теме не позволит изданиям добиться необ¬ходимого эффекта (в частности, наращивание ядра аудитории) и привлечь к себе внимание большего числа читателей. В данном случае нужна правиль¬ная подача, адаптированная под имеющуюся аудиторию, свой собственный подход к теме, что и позволит сделать публикации на автомобильную темати¬ку на страницах конкретного издания востребованными и популярными.
Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что публикации на автомобильную тематику не просто информируют читателей о событиях автомобильной индустрии, но и являются отражением социальной и эконо-мической реальности. В частности, позволяют проследить основные эконо-мические и социальные тенденции и дают возможность лучше узнать об уровне развития экономических отношений в обществе. Более того, этот ин¬терес зафиксирован сразу в нескольких разнонаправленных изданиях, а также в разные периоды времени («За рулем» во времена СССР).
Однако нельзя не отметить, что каждое из изученных в данной работе средств массовой информации имеет собственный индивидуальный подход к освещению автомобильной тематики. Это проявляется как в отборе инфор¬мационных поводов, так и в аспектах рассмотрения одинаковых новостей, наиболее важных для отрасли, которые нельзя проигнорировать («дизельный скандал», кризис продаж, вывод на рынок новых автомобилей и другое). Так, в журнале «За рулем», который является специализированным автомобиль¬ным изданием, акцент ставится на «потребительской информации» — в жур¬нале и на сайте издания публикуются материалы, нацеленные на пользовате¬лей, владельцев автомобилей. Но несмотря на то, что этот подход достаточно специфичен и имеет узкую направленность, при изучении материалов изда¬ния и журнала в целом можно выявить экономическую и социальную значи¬мость «За рулем». Также по публикациям и даже по структуре всего журнала можно сделать выводы о состоянии страны и жизни общества в тот или иной исторический период, что подтвердило изучение материалов как современно¬го, так и советского периода. Через публикации и рубрики журнала можно узнать о положении экономики, рынка, просвещенности людей в отношении автомобильной техники, а также о глобальных мировых тенденциях.
Газета «Ведомости», освещая автомобильную тематику, концентрирует - ся на экономических вопросах, таких как уровень продаж, инвестиции или их отсутствие, рабочие места и многое другое. Это обусловлено аудиторией из¬дания и особенностями самой газеты. В материалах газеты «Ведомости» на автомобильную тематику всегда встречаются различные количественные по¬казатели, например, объемы производства, продажи, выручка и другое. Нали¬чие такой информации наглядно подтверждает прямую связь материалов на данную тему с экономикой. Именно поэтому в газете «Ведомости» значи¬тельно проще выявить экономический смысл материалов об автомобильной индустрии. Учитывая, что социальная сфера во многом является зависимой от экономических условий, через материалы газеты «Ведомости» также про-слеживается отражение и социальной реальности.
Информационное агентство REGNUM рассматривает отдельные собы-тия в более обширном контексте, а также в тесной связке с экономикой и по¬литикой, что заметно по материалам на автомобильную тематику. Такой под¬ход тоже связан с интересами и целями аудитории данного издания. На сайте агентства материалы, как правило, сопровождаются комментариями экспер¬тов отрасли и позицией самого автора, и именно в этом наиболее наглядно проявляется экономическое и социальное значение информации на автомо¬бильную тематику.
Более того, на примерах этих трех изданий мы можем увидеть, как СМИ модифицируют новости на автомобильную тематику в интересах конкретной аудитории. Именно это позволяет изданиям отличаться от массы других СМИ, которые тоже размещают материалы на автомобильную тематику.
Несмотря на все различия, в материалах всех трех изученных изданий мы находим отражение социально-экономической реальности, и во многом это объясняется спецификой темы. Благодаря ценности автомобильной инду¬стрии в экономике и автомобиля в жизни общества, журналистские матери¬алы на автомобильную тематику несут в себе столь большое значение. Авто¬мобильная отрасль является одним из локомотивом экономики, так как с ней связано множество других отраслей, среди которых различные отрасли про¬мышленности, торговля, сфера услуг, финансы, кредиты, страхование и т.д. Это объясняется тем, что сам автомобиль является продуктом, требующим постоянного обслуживания, товаром, стимулирующим последующий спрос — на топливо, сервисное обслуживание и многое другое. Также это объясня¬ется особенностями реализации такого продукта и спецификой автомобиля с технической точки зрения — потребностью в множестве деталей, следова¬тельно, и в поставщиках — производителях металла, стекол, резины и много¬го другого. Таким образом, автопром имеет мультипликативный эффект, за-пуская потребность в работе множества сфер и организаций.
Однако, несмотря на популярность и значимость тематики, сам факт публикации материалов по данной теме не позволит изданиям добиться необ¬ходимого эффекта (в частности, наращивание ядра аудитории) и привлечь к себе внимание большего числа читателей. В данном случае нужна правиль¬ная подача, адаптированная под имеющуюся аудиторию, свой собственный подход к теме, что и позволит сделать публикации на автомобильную темати¬ку на страницах конкретного издания востребованными и популярными.



