Стратегическое планирование в банковской сфере: аспекты экономической безопасности
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ 12
1.1 Эволюция взглядов и классическая модель стратегического
планирования 12
1.2 Стратегическое планирование как механизм повышения конкурентоспособности банка в контексте экономической безопасности 23
ГЛАВА 2 РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР КАК ГАРАНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 33
2.1 Проблемы и перспективы стратегического планирования в
отечественном банковском секторе 33
2.2 Анализ развития реального и банковского секторов экономики в
контексте экономической безопасности 45
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 61
3.1 Риски персонала в системе стратегического планирования банка 61
3.2 Методика оценки готовности персонала к участию в стратегическом
планировании (ГСП) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ 12
1.1 Эволюция взглядов и классическая модель стратегического
планирования 12
1.2 Стратегическое планирование как механизм повышения конкурентоспособности банка в контексте экономической безопасности 23
ГЛАВА 2 РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР КАК ГАРАНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 33
2.1 Проблемы и перспективы стратегического планирования в
отечественном банковском секторе 33
2.2 Анализ развития реального и банковского секторов экономики в
контексте экономической безопасности 45
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 61
3.1 Риски персонала в системе стратегического планирования банка 61
3.2 Методика оценки готовности персонала к участию в стратегическом
планировании (ГСП) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Одной из стратегических задач развития российской экономики на современном этапе является повышение эффективности кредитного рынка, расширение спектра банковских услуг с учетом новых продуктов, повышение их качества и доступности для предприятий и населения. Взаимосвязь стратегического планирования макро- и мезоуровней (кредитных организаций) достаточно тесна, так как в масштабах банковского сектора экономики создается капитал, служащий основой финансирования долгосрочных государственных программ и реализации концептуальных задач по развитию экономики.
В свете новаций в законодательстве РФ пристальное внимание уделяется новой платформе стратегического планирования, реализуемого сквозь призму отдельных звеньев институциональной среды. Вопросы стратегического планирования актуализировались в соответствии с принятием ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», действие которого распространяется на сектор государственных, региональных и муниципальных финансов и устойчивое социально-экономическое развитие России.
В мае 2017 года Указом Президента РФ была утверждена Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года, определившая вызовы и угрозы экономической безопасности государства, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В стратегии была юридически определена «экономическая безопасность» как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных
приоритетов РФ. Юридическое толкование получили также такие понятия как «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные
интересы», «угроза экономической безопасности»,
«вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безопасности», «обеспечение экономической безопасности».
В числе основных вызовов и угроз экономической безопасности страны в финансово-кредитной сфере были названы:
- «усиление структурных дисбалансов в мировой
экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой
реальных активов и производных ценных бумаг»;
- подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры
финансово-банковской системы;
- недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам [1].
В качестве целей государственной политики экономической безопасности определены в числе прочих: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз и обеспечение экономического роста. В числе основных направлений - устойчивое развитие национальной финансовой системы.
Именно финансовая система, обеспечивая каналы экономики финансово-кредитными ресурсами, может обеспечить не только стабильное развитие экономических субъектов, но, прежде всего, сбалансированное пространственное и региональное развитие, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально - экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Перед экономической безопасностью в финансовой сфере ставятся следующие задачи: улучшение инвестиционного климата, оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки, совершенствование бюджетного планирования и повышение эффективности бюджетных расходов.
Особо выделены задачи по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, среди которых первостепенно следует отметить необходимость:
- развития внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики; механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
- совершенствования специализированных инструментов поддержки
кредитования стратегических отраслей экономики,
наукоемких и высокотехнологичных производств; регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс - тестирования.
- снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках; снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции.
Вышеуказанное определило выбор темы исследования «Стратегическое планирование в банковской сфере: аспекты экономической безопасности», которая приобретает особую экономическую важность на текущем этапе - в условиях функционирования переходной экономики в период финансово - экономической нестабильности и санкционных ограничений, введенных против России рядом зарубежных стран.
Цель - предложить практические рекомендации по направлениям стратегического планирования развития региональной банковской системы.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения стратегического планирования в банковской сфере.
2. Дать характеристику состояния стратегического планирования в российском банковском секторе.
3. Провести анализ состояния реального и банковского секторов региональной экономики в контексте экономической безопасности.
4. Разработать пакет практических рекомендаций по формированию
стратегий развития регионального банковского сектора с учетом направлений стратегического развития региона и обеспечения
экономической безопасности.
Объектом исследования являются кредитные организации.
Предметом исследования является стратегическое
планирование в банковской сфере в контексте обеспечения
экономической безопасности региона.
В свете новаций в законодательстве РФ пристальное внимание уделяется новой платформе стратегического планирования, реализуемого сквозь призму отдельных звеньев институциональной среды. Вопросы стратегического планирования актуализировались в соответствии с принятием ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», действие которого распространяется на сектор государственных, региональных и муниципальных финансов и устойчивое социально-экономическое развитие России.
В мае 2017 года Указом Президента РФ была утверждена Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года, определившая вызовы и угрозы экономической безопасности государства, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В стратегии была юридически определена «экономическая безопасность» как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных
приоритетов РФ. Юридическое толкование получили также такие понятия как «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные
интересы», «угроза экономической безопасности»,
«вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безопасности», «обеспечение экономической безопасности».
В числе основных вызовов и угроз экономической безопасности страны в финансово-кредитной сфере были названы:
- «усиление структурных дисбалансов в мировой
экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой
реальных активов и производных ценных бумаг»;
- подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры
финансово-банковской системы;
- недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам [1].
В качестве целей государственной политики экономической безопасности определены в числе прочих: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз и обеспечение экономического роста. В числе основных направлений - устойчивое развитие национальной финансовой системы.
Именно финансовая система, обеспечивая каналы экономики финансово-кредитными ресурсами, может обеспечить не только стабильное развитие экономических субъектов, но, прежде всего, сбалансированное пространственное и региональное развитие, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально - экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Перед экономической безопасностью в финансовой сфере ставятся следующие задачи: улучшение инвестиционного климата, оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки, совершенствование бюджетного планирования и повышение эффективности бюджетных расходов.
Особо выделены задачи по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, среди которых первостепенно следует отметить необходимость:
- развития внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики; механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
- совершенствования специализированных инструментов поддержки
кредитования стратегических отраслей экономики,
наукоемких и высокотехнологичных производств; регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс - тестирования.
- снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках; снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции.
Вышеуказанное определило выбор темы исследования «Стратегическое планирование в банковской сфере: аспекты экономической безопасности», которая приобретает особую экономическую важность на текущем этапе - в условиях функционирования переходной экономики в период финансово - экономической нестабильности и санкционных ограничений, введенных против России рядом зарубежных стран.
Цель - предложить практические рекомендации по направлениям стратегического планирования развития региональной банковской системы.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения стратегического планирования в банковской сфере.
2. Дать характеристику состояния стратегического планирования в российском банковском секторе.
3. Провести анализ состояния реального и банковского секторов региональной экономики в контексте экономической безопасности.
4. Разработать пакет практических рекомендаций по формированию
стратегий развития регионального банковского сектора с учетом направлений стратегического развития региона и обеспечения
экономической безопасности.
Объектом исследования являются кредитные организации.
Предметом исследования является стратегическое
планирование в банковской сфере в контексте обеспечения
экономической безопасности региона.
Систему управления рисками банка целесообразно рассматривать в виде фрактальной матрицы, в которой для каждого уровня иерархии банка (Admin-office, Back-office, Middle-office, Front-office) определены: масштаб риска, уровень компонент, уровни и цели управления; разграничены компетенции и доступ к информации; распределены объекты и субъекты управления риском, их права и ответственность; выявлены «действующие лица» и их интересы; определены взаимосвязи и взаимовлияние рисков и т.д. В этой связи объективно обусловленным становится ее формирование на основе когнитивно - компетентностного подхода, предполагающего высокую интегративную и функциональную обеспеченность профессиональной компетентности банковского специалиста, объединяющего в единое целое соответствующие знания, умения, навыки, личностные и моральные качества, ценностные ориентиры субъекта профессиональной деятельности.
Всесторонний анализ процесса стратегического планирования позволил раскрыть особую роль потенциала персонала кредитных организаций и готовности банковского персонала к стратегическому планированию и работе в условиях динамичной внешней среды и высокой неопределенности. На основе идентификации и выделения основных параметров готовности банковского персонала к стратегическому планированию и работе в условиях динамичной внешней среды и высокой неопределенности по уровням базовой (риск-возможности) и переменной (риск-способности) составляющих, появляется возможность ввести дифференцированный подход, обеспечивающий снижение излишних расходов на подготовку персонала за счет снижения фактора случайности.
Всесторонний анализ процесса стратегического планирования позволил раскрыть особую роль потенциала персонала кредитных организаций и готовности банковского персонала к стратегическому планированию и работе в условиях динамичной внешней среды и высокой неопределенности. На основе идентификации и выделения основных параметров готовности банковского персонала к стратегическому планированию и работе в условиях динамичной внешней среды и высокой неопределенности по уровням базовой (риск-возможности) и переменной (риск-способности) составляющих, появляется возможность ввести дифференцированный подход, обеспечивающий снижение излишних расходов на подготовку персонала за счет снижения фактора случайности.
Подобные работы
- Стратегическое планирование в банковской сфере: аспекты экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Правовая политика в сфере экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение экономической безопасности банковской деятельности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение экономической безопасности банковской деятельности
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



