Введение 3
Глава 1. Малая группа и спортивная команда - объект исследования социальной психологии спорта 6
1.1. Возникновение и формирование межличностных отношений в
спортивной группе 6
1.2. Особенности взаимоотношений в системах «тренер-
спортсмен» и «спортсмен-спортсмен» 11
1.3. Конфликты в межличностных взаимоотношениях в малых
группах 15
1.4. Особенности секундирования тренером спортсменов на
соревнованиях 19
Глава 2. Организация, этапы, методы и методика проведения
исследования 24
2.1. Организация и этапы исследования 24
2.2. Методы и методика измерения показателей 25
Глава 3. Исследование межличностных взаимоотношений в спортивном коллективе 28
3.1. Анализ стиля поведения в конфликте и межличностных
взаимоотношений боксеров 28
3.2. Анализ межличностных взаимоотношений при выступлении
на соревнованиях 29
Глава 4. Результаты педагогического эксперимента 32
4.1. Педагогические основы регуляции межличностных
взаимоотношений 32
4.2. Анализ результатов регуляции межличностных отношений при
удачном выступлении на соревнованиях 36
4.3. Анализ результатов регуляции межличностных отношений при
неудачном выступлении на соревнованиях 39
Выводы 42
Практические рекомендации 43
Литература 44
Приложения 49
Актуальность. Проблема формирования межличностных
взаимоотношений значима для спорта не менее чем для любой другой деятельности. Это обусловливается тем, что для достижения высоких спортивных результатов необходимы взаимопонимание, доброжелательные отношения и благоприятный социально-психологический климат.
Проблемам формирования межличностных взаимоотношений в различных видах спортивной деятельности посвящен ряд исследований отечественных и зарубежных специалистов (Е.П. Ильин, Ю.А. Коломейцев, Д.Б. Кретти, Р. Мартенс, Ю.Л. Ханин, и др.), которые раскрывают особенности разрешения конфликтных ситуаций, регуляции общения в спортивном коллективе, особенности взаимодействия со спортсменами- лидерами и ряд других аспектов.
Однако вне пределов работ исследователей остаются вопросы взаимоотношений в тех видах спортивных дисциплин, которые имеют сравнительно большую историю существования. Одним из таких видов является бокс, который пользуется значительной популярностью в Белгородской области.
Анализ специализированной литературы показал, что проблема взаимоотношений в боксе практически не рассматривается. Остаются открытыми вопросы формирования благоприятных межличностных отношений особенно при удачном и неудачном выступлении на соревнованиях. Этой актуальной проблеме и были посвящены наши исследования.
Объект исследования. Межличностные взаимоотношения в системах «спортсмен-спортсмен» и «тренер-спортсмен».
Предметом исследования. Изменение межличностных
взаимоотношений в системах «спортсмен-спортсмен» и «тренер-спортсмен» при удачном и неудачном выступлении на соревнованиях.
Цель исследования состояла в изучении и коррекции межличностных взаимоотношений в системах «тренер-спортсмен» и «спортсмен-спортсмен» при удачном и неудачном выступлении на соревнованиях боксеров различной квалификации.
Задачи исследования.
1. Выявить особенности взаимоотношений в системе «тренер- спортсмен», «спортсмен-спортсмен» в тренировочном процессе спортсменов различной квалификации.
2. Изучить изменение взаимоотношений между тренером и спортсменами различной квалификации в процессе удачного и неудачного выступления на соревнованиях.
3. Разработать психолого-педагогическую коррекцию и практические рекомендации по формированию благоприятных межличностных взаимоотношений в период подготовки и участия в соревнованиях.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что взаимоотношения в системе «тренер-спортсмен» и «спортсмен-спортсмен» являются динамичной характеристикой, которая может регулироваться при удачном и неудачном выступлении на соревновании.
Практическая значимость. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности тренера для формирования благоприятных межличностных взаимоотношений на занятиях боксом. Возможно использование материалов работы для разрешения противоречий в различных видах единоборств при удачном и неудачном выступлении на соревнованиях.
Элементы научной новизны состоят в том, что изучение взаимоотношений и конфликтности в малых группах и спортивных командах оказывают большое влияние на эффективность учебно-тренировочного процесса и на дальнейшее совершенствование спортивного мастерства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогические наблюдения;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
- анализ и интерпретация полученных данных
Результаты теоретического и практического исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что существуют определенные отличия в оценке тренера начинающими и более опытными спортсменами в тренировочном процессе. Начинающие боксеры значительно выше оценивают тренера как профессионала, личность и особенности его поведения.
2. Установлено, что на начальном этапе педагогического эксперимента при поражении в соревновании происходит снижение оценки тренера по гностическому и поведенческому параметрам в двух группах боксеров. Эмоциональный компонент в данной ситуации снижается у начинающих спортсменов и увеличивается у более квалифицированных боксеров. Успех в соревнованиях обусловливает увеличение всех параметров оценки тренера.
3. Определено, что межличностные отношения в группах боксеров различной квалификации имеют негативные тенденции, выражающиеся в наличии изолированных и отверженных спортсменов. Кроме того, выявлено, что с ростом спортивного мастерства боксеры предпочитают конкуренцию как ведущий стиль поведения в конфликтной ситуации.
4. Установлено, что в группах боксеров необходимо формировать
благоприятные межличностные взаимоотношения, особенно при удачном и неудачном выступлении на соревнованиях. Для этого необходимо использовать: ограничение деструктивного направления деятельности,
регулирование поведения спортсменов, направление деятельности через социальные законы и нормы.
5. Показано, что применение в учебно-тренировочном процессе педагогического воздействия на "проблемные" стороны межличностных отношений позволит: статистически достоверно повысить оценку тренера спортсменами различной квалификации при удачном выступлении на соревнованиях, при неудачном - оставлять ее практически на том же уровне.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведение педагогического эксперимента с боксерами различной квалификации позволяет сделать следующие практические рекомендации. Для оптимизации межличностных отношений необходимо:
• формировать благоприятные отношения в учебно-тренировочном процессе, при удачном и неудачном выступлении на соревнованиях;
• выявлять и целенаправленно воздействовать на изолированных и отверженных спортсменов;
• предупреждать влияние негативных лидеров на боксеров;
• обеспечивать эффективную межличностную коммуникацию и профессиональные взаимодействия;
• формировать педагогическое воздействие на боксеров с учетом стиля поведения в конфликте;
• обеспечивать косвенное воздействие на деструктивные моменты с использованием авторитетных лиц;
• использовать педагогическое воздействие в формальной и неформальной обстановке;
• сформировать благоприятные нормы поведения и общения в группах боксеров.
1. Алимов А. Бокс. Пособие по применению, или путь мирного воина [Текст] /А. Алимов. - Феникс, М., 2008, 177 с.
2. Бабушкин Г. Д. Спортивная психология [Текст] / Г. Д. Бабушкин. - Омск: изд-во СибГУФК, 2012 - 221 с.
3. Братилов М. Л. Защита от эмоционального стресса. Методические рекомендации для тренеров, преподавателей, учителей, студентов [Текст] / М. Л. Братилов, В. С. Старыгин; Алт.гос.техн.ун-т, БТИ. - Бийск: изд-во Алт.гос.тех.ун-та, 2009. - 48 с.
4. Бабушкин Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом [Текст] / Г. Д.Бабушкин. - Омск: изд-во СибГУФК, 2012 - 328 с.
5. Бабушкин Г. Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям [Текст] / Г. Д. Бабушкин. - Омск: изд-во СибГУФК, 2007, - 90 с.
6. Богданова Д. Я. Общение тренера в условиях соревнований по спортивным видам. Вопросы психологии спорта [Текст] / Д. Я. Богданова, Л. К.Доронина. Л., 1975г. с.79-83.
7. Белоусов С. Н. Индивидуальная манера ведения боя и пути ее формирования у боксеров [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С. Н.Белоусов. - Л.: 1976. 24 с.
8. Вайцеховский С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
9. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г. Д. Горбунов. - М.: ФиС, 2006. - 207 с.
10. Горская Г. Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности [Текст] / Г. Б. Горская. - Журнал «Человек. Сообщество. Управление». -2008, № 3, с.106 - 113.
11. Журавлёв Д. В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена [Текст] / Д. В. Журавлёв. - М.: 2009.120 с.
12. Загайнов Р. М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: статьи и интервью [Текст] / Р. М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2006. - 106 стр.
13. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
14. Ильин Е. П. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин.- СПб.: Питер, 2008.-352 с.
15. Ильин Е. П. Психология доверия [Текст] / Е. П. Ильин. Издательство «Питер». 2013. 288 с.
16. Ильин О. А. Психологическое исследование структуры малой группы в юношеском спорте [Текст]: дис. ... канд. пед. наук О. А. Ильин.-М., 1976.
17. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) [Текст] / Е. П. Ильин.- Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2114 "Физ. воспитание". - М.: Просвещение, 1997, 212 с.
18. Киселев В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров [Текст] / В. А. Киселев. - М., изд- во: «Физическая культура». 2006, - 317 с.
19. Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях [Текст] / В. С. Келлер. - Киев: Здоровье, 1977. - 184 с.
20. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде [Текст] / Ю. А. Коломейцев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
21. Коломейцев Ю. А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности [Текст]: дис. . канд. пед. наук / Ю. А. Коломейцев.- М., 1974, 106-111.
22. Конфликты / Шабельникова В. Я, Моева Е. П; ред. Винокурова В. И. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 384 с.
23. Кузнецов А. Х. Многоуровневая подготовка боксеров [Текст] /А. Х. Кузнецов. - СПб.: Астерион, 2013. - 60 с.
24. Кричевский Р. Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р. Л. Кричевский, Е. Н. Дубовская. - М.: Изд-во МГУ. - 207 с.
25. Мартенс Р. Социальная психология и спорт [Текст] / Р. Мартенс. - пер. с немецкого. - М.: ФиС, 1979. - 176 с.
26. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст] / Р. М. Найдифер. - пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. - 224 с.
27. Некрасов В. П. Психорегуляция в подготовке спортсменов [Текст] / В. П. Некрасов. - М.: ФиС, 2005. - 132 с.
28. Никифоров Ю. Б. Чувство дистанции у боксеров [Текст] / Ю.Б.Никифоров. - М.: ФиС, 1971 - с. 25-47.
29. Никифоров Ю. Б. Построение и планирование тренировки в боксе [Текст] / Ю. Б. Никифоров, И. Б. Викторов. - М.: Физкультура и спорт, 1984 - с. 213.
30. Остьянов В. Н. Бокс [Текст] / В. Н. Остьянов, И.И. Гайдамак. - Киев, 2001, 211 с.
31. Огородова Т. В. Психология спорта. Учебное пособие [Текст] / Т. В. Огородова. — Ярославль.: ЯрГУ, 2013. — 120 с.
32. Параносич В. Психодинамика спортивной группы [Текст] / пер. В. М. Полиевктова. - М.: ФиС, 1977. - 119 с.
33. Психология спорта. Под общей редакцией академика В. А. Садовничего. - М.: 2011, 334 с.
34. Речкалова О. Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта. Учебное пособие [Текст] / О. Л. Рачкелова. - Курган: изд-во Курганского государственного университета, 2014. - 84 с.
35. Родионов А. В. Психология физической культуры и спорта [Текст] / Под ред. А. В. Родионова. - Академия, 2010, 278 с.
36. Родионов А. В. Психология спортивного поединка [Текст] /А.В.Родионов. - М.: ФиС, 1968 - с. 29-40.
37. Рыжкин Ю. Е. Экспериментальное исследование внушаемости и внушающих воздействий в экстремальных условиях деятельности (по материалам изучения соревновательной деятельности в спорте) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю. Е. Рыжкин. - Л., 1977, 24 с.
38. Санников В. А. Теоретические и методические основы подготовки боксера [Текст] / В. А. Санников, В. В. Варапаев.- изд-во «Физическая культура. 2006, - 236 с.
39. Синглер Р. Н. Мифы и реальность в психологии спорта [Текст] / Р. Н. Синглер. перев. c английского. - М.: ФиС, 1980. - 152 с.
40. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте [Текст] / В. Ф. Сопов. - М., 2010. - 120 с.
41. Сивицкий В. Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности [Текст] / В. Г. Сивицкий. - Международный гуманитарно-экономический институт, Минск, 2005.
42. Судаков Е. Б. Методика физической подготовки боксеров различной спортивной квалификации и тактических манер ведения поединка [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б.Судаков. - Волгоград, 2008.- 23 с.
43. Филимонов В. И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств) [Текст] / В.И. Филимонов. - М., «ИНСАН», 1999. - 416с.
44. Филимонов В. И. Бокс Педагогические основы обучение и совершенствование [Текст] / В. И. Филимонов. - М., 2001, 112 с.
45. Филимонов В. И. Спортивно-техническая и физическая подготовка [Текст] / В. И. Филимонов. - М., 2000, 109 с.
46. Филимонов В. И. Теория и методика бокса [Текст] / В. И. Филимонов. - М.: ИНСАН. - 2011.- 488с.
47. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте [Текст] / Ю. Л. Ханин- М.,ФиС,1980, с.6.
48. Ханин Ю. Л. Состояние соревнующегося спортсмена при общении с разными секундантами. Теория и практика физической культуры [Текст] / Ю. Л. Ханин, В. С. Копысов. - 1977. - № 11. - с.37-40.
49. Худасов Н. А. Актуальные вопросы подготовки высококвалифицированных боксеров [Текст] / Н. А. Худасов. - М.: 1990 - с. 63-75.
50. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд [Текст] / Ю. В. Щербатых. - Издательство: «Питер». 2013. 256 с.
51. Ширяев А.Г. Бокс: проблемы и решения [Текст] / А.Г.Ширяев, Г. И. Мокеев, Р. М Мулашов. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989 - с. 142-147.