Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика интернет-зависимости у студентов вуза с разными типами акцентуации

Работа №64388

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1Теоретические основы проблемы психологических особенностей интернет-зависимых студентов 7
1.1 Зарубежные и отечественные подходы в исследовании
интернет зависимого поведения 7
1.2 Психологические особенности интернет-зависимых
студентов 16
1.3 Модели профилактики интернет - зависимости студентов 26
2Результаты эмпирического исследованияинтернет-
зависимости у студентов вуза с разными типами
акцентуации 36
2.1 Характеристика выборки, организация исследования 36
2.2 Результаты исследования психологических особенностей
студентов вуза в зависимости от отношения к интернету 39
2.3 Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у
студентов вуза с акцентуациями характера 50
Заключение 57
Список литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


На фоне резкого технологического развития особенно в области цифровых технологий, включая создание сети, интернет стала остро проблема увеличение интернет- зависимого поведения. Цифровая революция с быстрым ростом электронных устройств изменила то, как мы общаемся, обучаемся и развлекаемся, а также то, как мы ведем себя как отдельные личности в обществе. В эту эпоху уже взрослое поколение подвержено воздействию цифровых технологий; но молодое поколение в значительной степени.
Главными пользователями сети Интернетв России на сегодняшний день, согласно сведениям многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых студенты. Интернет современные люди рассматривают не как технологию, а как своего рода «среду обитания». Они живут одновременно в двух мирах: реальном и цифровом, виртуальном. С одной стороны разработка новых программ виртуального взаимодействия и общения, увеличивает число пользователей среди молодежи, а так же недостаток комплексных мер психологической профилактики приводит к увеличению числа интернет-зависимых.
Первые сведения о компьютерной зависимости появились в 80-х в исследованиях американских психиатров. И. Голдберг в 1994 году предложил термин «Internet Addiction Disorder», описывая такое состояние потерей самоконтроля и ухода в виртуальную жизнь. В настоящее время интернет-зависимость не относится к серьезным психическим расстройствам. Данная болезнь не указывается ни в МКБ-10(Международная классификация болезней десятого пересмотра), ни DSM IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).
С тех пор как интернет получил высокое распространение став центром жизни людей,
проблематичное использование интернета стало растущей социальной проблемой, которая уже обсуждается во всем мире. Это поведение обсуждалось в различных исследованиях, включая «интернет-зависимость» (Bai, Lin, &Chen, 2001), «патологическое использование Интернета» (Дэвис 2001) и «интернет-зависимость» (Вади-ад-Давасир, 2001). Согласно Ким и Дэвису (2009), интернет-зависимость поглощает, чтобы правильное использование интернета было непреодолимым, и это мешает другим основным аспектам жизни школа, работа, отношения и т. д.
В России интернет-зависимость стали изучать совсем недавно. А. Е. Войскунским были разработаны личные критерии на вид данной зависимости. В. Д. Менделевич выделил классификацию типов интернет-зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета. А. Е. Жичкиной, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, И. В. Чудовой были представлены исследования особенностей личности с интернет-зависимых пользователей.
Широкое распространение интернет-зависимости подтверждает, что существует необходимость изучение индивидуально-психологических особенностей личности. Поскольку существует потребность выявления в разработки эффективных психолого-педагогических профилактических мероприятий.
Проблема исследования: несмотря на большое количество исследований интернет-зависимого поведения у лиц молодого возраста, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, проблема его профилактики у студентов исследована недостаточно.
Объект исследования: интернет-зависимое поведение у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Предмет исследования: профилактика интернет- зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогические мероприятия по исследованию типов акцентуации и их коррекции может способствовать эффективности профилактики интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
Цель исследования: Разработка рекомендаций, направленных на профилактику интернет-зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы систематизировать психолого-педагогические проблемы формирования интернет-зависимости и ее профилактики у студентов.
2. Провести исследование, направленное на оценку склонности к интернет-зависимому поведению у студентов вуза.
3. Проанализировать личностные особенности (акцентуации темперамента и характера), влияющие на формирование интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
4. Разработать рекомендации по профилактике интернет- зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— исследования психологических факторов формирования риска интернет-зависимости в зарубежных и отечественных исследованиях: Войскунский А.Е., Егоров А.Ю., Лоскутова В.А., Д.Г., Чудова Н.В., Caplan S.E., Chen S.- H., Griffiths M., Grohol J., Young K.S., Shapira N.A;
— исследования, появившиеся в области разработки нехимических аддикций: Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Малыгин В.Л., Менделевич В.Д.
Научная новизна заключается в том, что определены типы акцентуации личности студентов вуза, способствующие развитию интернет-зависимости. Выявлены взаимосвязи между Интернет-зависимостью и отдельными типами акцентуации у студентов вуза. Систематизированы психологические факторы детерминации, обусловливающие формирование интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические - изучение и анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: личностный опросник Шмишека (Г. Шмишек, 1970), опросник интернет-зависимого поведения (К.Янг, 1994; В.А. Лоскутова, 2012). Метод математической и статистической обработки результатов корреляционный анализ Спирмена.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Югорского Государственного университета города Ханты-Мансийска. Возрастной диапазон участников составлял от 18 до 23 лет. Общее число человек 53.
Структура работы: данная выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая, эмпирическая), заключения,
библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и экспериментальное исследование работы профилактике интернет-зависимости у студентов вуза с разными типами акцентуации позволило нам заключить следующее:
1) Нет четкого общепринятого понимания и определения интернет-зависимости. В отечественной и зарубежной литературе исследование нехимических зависимостей началось лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что американский психиатр Айвен Голдберг первым предложил термин «интернет - зависимость», на данный момент не существует единого определения данному виду нехимической зависимости, поскольку на сегодняшний день степень изученности проблемы не очень высока.
2) Интернет - зависимость и компьютерная зависимость часто являются взаимозаменяемыми и взаимодополняющими понятиями.
Собственно с чем это связно можно выделить ряд факторов: во-первых, сама проблема интернет - зависимость появились сравнительно недавно в связи с развитием гаджет технологий и сети интернет. Во-вторых, нет общепризнанных конкретных понятий. Часто «компьютерную зависимость» и «интернет-зависимость» объединяют. В-третьих, работы исследователей в научных изданиях в основном посвящены феномену интернет-зависимости, его истории возникновения, обоснованности употребления термина, спорам о вредности данной зависимости требуя внести в международную классификацию болезней. Но, несмотря на все это, 

психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.
3) Отсутствие конкретных и строго ограниченных общих критериев диагностики Интернет-зависимости.
По итогам результатов различных исследований, проводимых во многих странах мира, доказывают, что данный феномен имеет мировую распространенность. Однако существует проблема, указывающая на противоречивость полученных данных, очевидно, это можно связать с разнообразием самих методов и диагностических критериев самого феномена Интернет - зависимости.
Учеными применяются разнообразные шкалы с определенными различными порогами оценки, что и усложняет понимание истиной распространённости данного феномена как проблемное использование сети Интернет. В качестве организации площадки своих исследований и способа сбора информации ученные использовали онлайн - опросы.
Безусловно, преимущество такого подхода велико нельзя не отметить это за короткое время можно охватить максимальное количество участников и собрать огромное количество исследовательского материала. Однако, нельзя и не принять во внимание тот факт, что в процессе отбора испытуемых, участвующих в исследовании не происходит осуществление контроля со стороны исследователя что приводит к тому, что выборку уже изначально составляют категория с более частым и проблемным использованием Интернета, или же те, кто чувствуют, что использование Интернета является для них проблемным.
4) Научные статьи по проблеме интернет - зависимости по большей части носят лишь теоретический характер, не имея четкой системности.
Зарецкая О.В впервые предприняла попытку систематизировать исследования и классифицировать научные подходы к проблеме интернет-зависимости зарубежных и отечественных исследователей.
5) Методы лечения и профилактики от интернета - зависимости разработаны, но не все методы признаются эффективными.
Несмотря на то, что на данный момент есть определенное количество работ, посвященных феномену интернет - зависимости чрезвычайно мало работ, посвященных профилактике и методом возможного лечения. Существующие подходы не всегда оказываются эффективными. Возможно, данная проблема связанна с тем, что пользователи сети и их родственники не понимают рисков, которые могут привести к проблеме устойчивого характера.
6) Психологические характеристики интернет- зависимых пользователей изучены недостаточно.
Несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах психологические характеристики индивидуальных свойств личности с интернет - зависимым поведением у студентов вуза исследованы недостаточно. Нами была сделана попытка проанализировать взаимосвязь акцентуаций и интернет - зависимости у студентов вуза. В ходе проведенного исследования нами было установлено, что у юношей с чрезмерным увлечением Интернета высокие показатели по шкалам застревающего, эмотивного и демонстративного типа. В группе девушек установлено преобладание таких типов акцентуаций как: застревающий, циклотимный, демонстративный, гипертимный, дистимический и экзальтированный. Впоследствии были разработаны рекомендации.
В профилактике интернет-зависимого поведения у студентов вуза в качестве обязательной составляющей должны рассматриваться темы предупреждения формирования нехимической аддикции и личностные особенности, что будет способствовать предупреждению чрезмерным увлечением Интернетом.
Результаты исследования могут являться основой для разработки и внедрения в образовательную среду вузов профилактических программ для студентов с чрезмерным увлечением Интернетом.
Предложенные профилактические мероприятия, направленные на снижение риска формирования интернет- зависимости, могут быть рекомендованы для центров адаптации студентов и служб психологического сопровождения студентов вузов.
Результаты исследований могут быть включены в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих со студентами по вопросам профилактики нехимических аддикций.



1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев. - Текст : непосредственный // Современные психологические проблемы высшей школы. - Ленинград, 1974. - вып. 2. - С. 82-89.
2. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1996. — т. 14, № 4. — С. 14-20.
3. Арестова, О. Н. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Текст : непосредственный / 2¬ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - Москва :Экопсицентр РОСС, 2006. - С. 245-246.
4. Асмолов, А. Г. Психологическая модель интернет- зависимости личности / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков. - Текст : непосредственный // Мир психологии. -
2004. - №1. - С. 179-192.
5. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 2005. - №1. -
С. 89-100.
6. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А. Е. Войскунский. - Текст : непосредственный // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - Москва :Экопсицентр РОСС, 2000. - С.251-253. 

Интернета / А.Е. Войскунский. - Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования в Интернете / под редакцией А.Е. Войскунского. - Москва : Терра-Можайск, 2000. - С. 100¬131.
8. Гриффитс, М. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведением / М. Гриффитс. - Текст : непосредственный // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. - Москва :Акрополь, 2009. - C. 253-256.
9. Гришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертации кандидата психологических наук / А. В. Гришина. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с. - Текст : непосредственный.
10. Дрепа, М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов : специальность 19. 00. 07 «Педагогическая психология» : диссертация кандидата психологических наук / М. И. Дрепа. - Ставрополь, 2010. - 254 с. - Текст : непосредственный.
11. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А. Ю. Егоров. - Текст : непосредственный // Аддиктология. - 2005. - №1. - С. 65-77.
12. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости : современный учебник / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 190 с. - Текст : непосредственный. ISBN 5-9268¬0649-6
13. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. Кузнецова, Е. Петрова. - Текст : непосредственный // Журнал Вопросы психического здоровья детей и подростков. - Москва : Глобус,
2005. - т. 5, № 2. - С. 20-27.
14. Жичкина, А. Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка- пользователя Интернета / А.Е. Жичкина, Е. П. Белинская. - Текст : непосредственный // Образование и информационная культура. Социологические аспекты / под редакцией В. С. Собкина. - Москва : Центр социологии образования РАО, 2000. - С. 431-460.
15. Жичкина, А. Особенности социальной перцепции в Интернете / А. Жичкина. - Текст : непосредственный // Журнал Мир психологии. - Москва : МСПУ, 1999. - № 3 - С. 72-80.
16. Залесский П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской интернет-аудитории / П. Залесский, М. Спектор. - Текст : непосредственный // Журнал Мир Internet. — Москва, Санкт - Петербург : Питер, 1999. - №7-8. - C. 42-44.
17. Землянова, JI. М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов / Л. М. Землянова. - Москва : МГУ, 2004. - 416 с. - Текст непосредственный. ISBN 5-211-04824-5
18. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2008. - 251 с. - Текст : непосредственно. ISBN 978-5-222-14628-6
19. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : специальность 14.00.18 «Психиатрия» : автореферат диссертации кандидата медицинских наук / В. А. Лоскутова. - Новосибирск, 2004. - 23 с. - Текст : непосредственный.
20. Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение. Клиника, проблемы диагностики. Подходы к профилактике и психологической коррекции / В.Л. Малыгин. - Текст : непосредственный // Аддиктивное поведение. Профилактика и реабилитация : Материалы Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием / под редакцией В.В. Барцалкина [и др.]. - Москва : МГППУ, 2011. - С. 143-147 - ISBN 978-5-91383-040-1
21. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике : учебное пособие для студентов / Л. В. Мардахаев. - Москва : Академия, 2002. - 363 с. - Текст : непосредственный. ISBN 5-7695-0882-5
22. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для бакалавров : в 6 изданиях /. Л. В. Мардахаев. - Москва :Юрайт, 2017. - 6 изд. - 817 с. - Текст : непосредственный. ISBN 978-5-9916-2618-7
23. Минаков, A. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности / А. В. Минаков. - Текст : непосредственный // Психология и интернет. - 1999.
24. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебное пособие / Л. Ф. Обухова. - Москва : Педагогическое общество России. - 1999. - 442 с. - Текст : непосредственный. ISBN 5¬86825-014-1
25. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика : в 2 изданиях / А. В. Гоголева. - Москва : МПСУ, 2013. - 2 изд. - 240 с. - Текст : непосредственный. ISBN 5-89502-443-2
26. Пахомова, Т. В. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости / Т. В. Пахомова. - Текст : непосредственный // Журнал Молодой ученый. - Казань : Молодой ученый, 2014. - №15. - С. 236-238. ISSN 2072-0297
27. Пахомова, Т.В. Некоторые психологические проблемы интернет - зависимости / Т.В. Пахомова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - №15. - С. 236¬238.
28. Солдатова, Г.У. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях / Г. У. Солдатова, О. У. Теславская. - Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 12-22. ISSN 2079-6617
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / Пер. с англ. и нем. Под общей редакцией Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева / В. Франкл. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с. - Текст : непосредственный. ISBN 5-01-001606-0
30. Хомерики, Н. С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: специальность 19.00.04 «Медицинская психология» : диссертация кандидата психологических наук / Н. С. Хомерики. - Санкт-Петербург, 2013. - 186 с. - Текст : непосредственный.
31. Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И.В. Чудова. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - Москва : ИП РАН, 2002. - № 1. - С. 113-117.
32. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 250 с. - Текст : непосредственный. ISBN 966-525-697-1
33. Янг, К. С. Диагноз - интернет-зависимость / К. С. Янг. - Текст : непосредственный // Мир Интернет. - 2000. - №2. - С. 24-29.
34. Caplan, S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory based cognitive-behavioral measurement instrument/ S. E. Caplan. - Текст непосредственный // Computers in Human Behavior. - 2002. - №5. - P. 553-575.
35. Davis, S. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / S. A. Davis. - Текст : непосредственный // ComputersinHumanBehavior. - 2001. - №
2. - P. 187-195.
36. Goldberg, I. MD Web Publishing / I. Goldberg. - Текст непосредственный // The New Yorker. - 1997. - P. 28.
37. Griffiths, M. Internet addiction: Faet or fiction? / M. Griffiths. - Текст непосредственный// Psychologist. - Britain, 1999. - №12(5). - С. 246-250.
38. Lanier, J. You are not a Gadget. A Manifesto / J. Lanier. - New York : Alfred A. Knopf, 2010. - 128 p. - Текст :непосредственный.
39. Liu, Q-X. Multi-family group therapy for adolescent
internet addiction: Exploring the underlying mechanisms / Q-X. Liu, X-Y. Fang, N. Yane, Z-K. Zhou, X-J. Yuan, J. Lan, C-Y. Liu. - Текст непосредственный. // pubmed.ncb.nlm.nih.gov : [сайт]. -
2016. - URL :https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25462646/
(датаобращения: 25. 05. 2020)
40. Petry N.M., O’Brien C.P. Internet gaming disorder and the DSM-5. / DSM-5 internet gaming disorder needs a unified approach to assessment. Neuropsychiatry 4: // Addiction. 2013. P. 1-4.// текст: непосредственный
41. Shotton, M. A. Computer Addiction. A Study of Computer Dependency. / M. A Shotton. - London : Taylor & Francis, 1989. - 330 с. - Текст непосредственный.
42. Young, K. S. Caught in the Net. How to Recognize the signs of Internet Addiction — And a Winning strategy for Recovery / K. S. Young. - New York : John Wiley and Sons, Inc., 1998. - С. 55. - Текст непосредственный.
43. Young, K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorders / K. S. Young. - Текст непосредственный // Cyber Psychology and Behavior, 1998. - 1(3). - P. 237-244.
44. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs оf Internet Addiction - and a Winning Strategy for Recovery / K. S. Young. - New-York : John Wiley & Sons, 1998. - 256 p. - Текст: непосредственный.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ