Профилактика интернет-зависимости у студентов вуза с разными типами акцентуации
|
Введение 3
1Теоретические основы проблемы психологических особенностей интернет-зависимых студентов 7
1.1 Зарубежные и отечественные подходы в исследовании
интернет зависимого поведения 7
1.2 Психологические особенности интернет-зависимых
студентов 16
1.3 Модели профилактики интернет - зависимости студентов 26
2Результаты эмпирического исследованияинтернет-
зависимости у студентов вуза с разными типами
акцентуации 36
2.1 Характеристика выборки, организация исследования 36
2.2 Результаты исследования психологических особенностей
студентов вуза в зависимости от отношения к интернету 39
2.3 Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у
студентов вуза с акцентуациями характера 50
Заключение 57
Список литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
1Теоретические основы проблемы психологических особенностей интернет-зависимых студентов 7
1.1 Зарубежные и отечественные подходы в исследовании
интернет зависимого поведения 7
1.2 Психологические особенности интернет-зависимых
студентов 16
1.3 Модели профилактики интернет - зависимости студентов 26
2Результаты эмпирического исследованияинтернет-
зависимости у студентов вуза с разными типами
акцентуации 36
2.1 Характеристика выборки, организация исследования 36
2.2 Результаты исследования психологических особенностей
студентов вуза в зависимости от отношения к интернету 39
2.3 Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у
студентов вуза с акцентуациями характера 50
Заключение 57
Список литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
На фоне резкого технологического развития особенно в области цифровых технологий, включая создание сети, интернет стала остро проблема увеличение интернет- зависимого поведения. Цифровая революция с быстрым ростом электронных устройств изменила то, как мы общаемся, обучаемся и развлекаемся, а также то, как мы ведем себя как отдельные личности в обществе. В эту эпоху уже взрослое поколение подвержено воздействию цифровых технологий; но молодое поколение в значительной степени.
Главными пользователями сети Интернетв России на сегодняшний день, согласно сведениям многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых студенты. Интернет современные люди рассматривают не как технологию, а как своего рода «среду обитания». Они живут одновременно в двух мирах: реальном и цифровом, виртуальном. С одной стороны разработка новых программ виртуального взаимодействия и общения, увеличивает число пользователей среди молодежи, а так же недостаток комплексных мер психологической профилактики приводит к увеличению числа интернет-зависимых.
Первые сведения о компьютерной зависимости появились в 80-х в исследованиях американских психиатров. И. Голдберг в 1994 году предложил термин «Internet Addiction Disorder», описывая такое состояние потерей самоконтроля и ухода в виртуальную жизнь. В настоящее время интернет-зависимость не относится к серьезным психическим расстройствам. Данная болезнь не указывается ни в МКБ-10(Международная классификация болезней десятого пересмотра), ни DSM IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).
С тех пор как интернет получил высокое распространение став центром жизни людей,
проблематичное использование интернета стало растущей социальной проблемой, которая уже обсуждается во всем мире. Это поведение обсуждалось в различных исследованиях, включая «интернет-зависимость» (Bai, Lin, &Chen, 2001), «патологическое использование Интернета» (Дэвис 2001) и «интернет-зависимость» (Вади-ад-Давасир, 2001). Согласно Ким и Дэвису (2009), интернет-зависимость поглощает, чтобы правильное использование интернета было непреодолимым, и это мешает другим основным аспектам жизни школа, работа, отношения и т. д.
В России интернет-зависимость стали изучать совсем недавно. А. Е. Войскунским были разработаны личные критерии на вид данной зависимости. В. Д. Менделевич выделил классификацию типов интернет-зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета. А. Е. Жичкиной, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, И. В. Чудовой были представлены исследования особенностей личности с интернет-зависимых пользователей.
Широкое распространение интернет-зависимости подтверждает, что существует необходимость изучение индивидуально-психологических особенностей личности. Поскольку существует потребность выявления в разработки эффективных психолого-педагогических профилактических мероприятий.
Проблема исследования: несмотря на большое количество исследований интернет-зависимого поведения у лиц молодого возраста, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, проблема его профилактики у студентов исследована недостаточно.
Объект исследования: интернет-зависимое поведение у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Предмет исследования: профилактика интернет- зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогические мероприятия по исследованию типов акцентуации и их коррекции может способствовать эффективности профилактики интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
Цель исследования: Разработка рекомендаций, направленных на профилактику интернет-зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы систематизировать психолого-педагогические проблемы формирования интернет-зависимости и ее профилактики у студентов.
2. Провести исследование, направленное на оценку склонности к интернет-зависимому поведению у студентов вуза.
3. Проанализировать личностные особенности (акцентуации темперамента и характера), влияющие на формирование интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
4. Разработать рекомендации по профилактике интернет- зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— исследования психологических факторов формирования риска интернет-зависимости в зарубежных и отечественных исследованиях: Войскунский А.Е., Егоров А.Ю., Лоскутова В.А., Д.Г., Чудова Н.В., Caplan S.E., Chen S.- H., Griffiths M., Grohol J., Young K.S., Shapira N.A;
— исследования, появившиеся в области разработки нехимических аддикций: Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Малыгин В.Л., Менделевич В.Д.
Научная новизна заключается в том, что определены типы акцентуации личности студентов вуза, способствующие развитию интернет-зависимости. Выявлены взаимосвязи между Интернет-зависимостью и отдельными типами акцентуации у студентов вуза. Систематизированы психологические факторы детерминации, обусловливающие формирование интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические - изучение и анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: личностный опросник Шмишека (Г. Шмишек, 1970), опросник интернет-зависимого поведения (К.Янг, 1994; В.А. Лоскутова, 2012). Метод математической и статистической обработки результатов корреляционный анализ Спирмена.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Югорского Государственного университета города Ханты-Мансийска. Возрастной диапазон участников составлял от 18 до 23 лет. Общее число человек 53.
Структура работы: данная выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая, эмпирическая), заключения,
библиографического списка и приложений.
Главными пользователями сети Интернетв России на сегодняшний день, согласно сведениям многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых студенты. Интернет современные люди рассматривают не как технологию, а как своего рода «среду обитания». Они живут одновременно в двух мирах: реальном и цифровом, виртуальном. С одной стороны разработка новых программ виртуального взаимодействия и общения, увеличивает число пользователей среди молодежи, а так же недостаток комплексных мер психологической профилактики приводит к увеличению числа интернет-зависимых.
Первые сведения о компьютерной зависимости появились в 80-х в исследованиях американских психиатров. И. Голдберг в 1994 году предложил термин «Internet Addiction Disorder», описывая такое состояние потерей самоконтроля и ухода в виртуальную жизнь. В настоящее время интернет-зависимость не относится к серьезным психическим расстройствам. Данная болезнь не указывается ни в МКБ-10(Международная классификация болезней десятого пересмотра), ни DSM IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).
С тех пор как интернет получил высокое распространение став центром жизни людей,
проблематичное использование интернета стало растущей социальной проблемой, которая уже обсуждается во всем мире. Это поведение обсуждалось в различных исследованиях, включая «интернет-зависимость» (Bai, Lin, &Chen, 2001), «патологическое использование Интернета» (Дэвис 2001) и «интернет-зависимость» (Вади-ад-Давасир, 2001). Согласно Ким и Дэвису (2009), интернет-зависимость поглощает, чтобы правильное использование интернета было непреодолимым, и это мешает другим основным аспектам жизни школа, работа, отношения и т. д.
В России интернет-зависимость стали изучать совсем недавно. А. Е. Войскунским были разработаны личные критерии на вид данной зависимости. В. Д. Менделевич выделил классификацию типов интернет-зависимых личностей. В. А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета. А. Е. Жичкиной, А. Ю. Егоровым, Н. А. Кузнецовой, Е. А. Петровой, И. В. Чудовой были представлены исследования особенностей личности с интернет-зависимых пользователей.
Широкое распространение интернет-зависимости подтверждает, что существует необходимость изучение индивидуально-психологических особенностей личности. Поскольку существует потребность выявления в разработки эффективных психолого-педагогических профилактических мероприятий.
Проблема исследования: несмотря на большое количество исследований интернет-зависимого поведения у лиц молодого возраста, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, проблема его профилактики у студентов исследована недостаточно.
Объект исследования: интернет-зависимое поведение у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Предмет исследования: профилактика интернет- зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогические мероприятия по исследованию типов акцентуации и их коррекции может способствовать эффективности профилактики интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
Цель исследования: Разработка рекомендаций, направленных на профилактику интернет-зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы систематизировать психолого-педагогические проблемы формирования интернет-зависимости и ее профилактики у студентов.
2. Провести исследование, направленное на оценку склонности к интернет-зависимому поведению у студентов вуза.
3. Проанализировать личностные особенности (акцентуации темперамента и характера), влияющие на формирование интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
4. Разработать рекомендации по профилактике интернет- зависимого поведения у студентов вуза с разными типами акцентуации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— исследования психологических факторов формирования риска интернет-зависимости в зарубежных и отечественных исследованиях: Войскунский А.Е., Егоров А.Ю., Лоскутова В.А., Д.Г., Чудова Н.В., Caplan S.E., Chen S.- H., Griffiths M., Grohol J., Young K.S., Shapira N.A;
— исследования, появившиеся в области разработки нехимических аддикций: Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Малыгин В.Л., Менделевич В.Д.
Научная новизна заключается в том, что определены типы акцентуации личности студентов вуза, способствующие развитию интернет-зависимости. Выявлены взаимосвязи между Интернет-зависимостью и отдельными типами акцентуации у студентов вуза. Систематизированы психологические факторы детерминации, обусловливающие формирование интернет-зависимого поведения у студентов вуза.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические - изучение и анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: личностный опросник Шмишека (Г. Шмишек, 1970), опросник интернет-зависимого поведения (К.Янг, 1994; В.А. Лоскутова, 2012). Метод математической и статистической обработки результатов корреляционный анализ Спирмена.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Югорского Государственного университета города Ханты-Мансийска. Возрастной диапазон участников составлял от 18 до 23 лет. Общее число человек 53.
Структура работы: данная выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая, эмпирическая), заключения,
библиографического списка и приложений.
Теоретическое и экспериментальное исследование работы профилактике интернет-зависимости у студентов вуза с разными типами акцентуации позволило нам заключить следующее:
1) Нет четкого общепринятого понимания и определения интернет-зависимости. В отечественной и зарубежной литературе исследование нехимических зависимостей началось лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что американский психиатр Айвен Голдберг первым предложил термин «интернет - зависимость», на данный момент не существует единого определения данному виду нехимической зависимости, поскольку на сегодняшний день степень изученности проблемы не очень высока.
2) Интернет - зависимость и компьютерная зависимость часто являются взаимозаменяемыми и взаимодополняющими понятиями.
Собственно с чем это связно можно выделить ряд факторов: во-первых, сама проблема интернет - зависимость появились сравнительно недавно в связи с развитием гаджет технологий и сети интернет. Во-вторых, нет общепризнанных конкретных понятий. Часто «компьютерную зависимость» и «интернет-зависимость» объединяют. В-третьих, работы исследователей в научных изданиях в основном посвящены феномену интернет-зависимости, его истории возникновения, обоснованности употребления термина, спорам о вредности данной зависимости требуя внести в международную классификацию болезней. Но, несмотря на все это,
психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.
3) Отсутствие конкретных и строго ограниченных общих критериев диагностики Интернет-зависимости.
По итогам результатов различных исследований, проводимых во многих странах мира, доказывают, что данный феномен имеет мировую распространенность. Однако существует проблема, указывающая на противоречивость полученных данных, очевидно, это можно связать с разнообразием самих методов и диагностических критериев самого феномена Интернет - зависимости.
Учеными применяются разнообразные шкалы с определенными различными порогами оценки, что и усложняет понимание истиной распространённости данного феномена как проблемное использование сети Интернет. В качестве организации площадки своих исследований и способа сбора информации ученные использовали онлайн - опросы.
Безусловно, преимущество такого подхода велико нельзя не отметить это за короткое время можно охватить максимальное количество участников и собрать огромное количество исследовательского материала. Однако, нельзя и не принять во внимание тот факт, что в процессе отбора испытуемых, участвующих в исследовании не происходит осуществление контроля со стороны исследователя что приводит к тому, что выборку уже изначально составляют категория с более частым и проблемным использованием Интернета, или же те, кто чувствуют, что использование Интернета является для них проблемным.
4) Научные статьи по проблеме интернет - зависимости по большей части носят лишь теоретический характер, не имея четкой системности.
Зарецкая О.В впервые предприняла попытку систематизировать исследования и классифицировать научные подходы к проблеме интернет-зависимости зарубежных и отечественных исследователей.
5) Методы лечения и профилактики от интернета - зависимости разработаны, но не все методы признаются эффективными.
Несмотря на то, что на данный момент есть определенное количество работ, посвященных феномену интернет - зависимости чрезвычайно мало работ, посвященных профилактике и методом возможного лечения. Существующие подходы не всегда оказываются эффективными. Возможно, данная проблема связанна с тем, что пользователи сети и их родственники не понимают рисков, которые могут привести к проблеме устойчивого характера.
6) Психологические характеристики интернет- зависимых пользователей изучены недостаточно.
Несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах психологические характеристики индивидуальных свойств личности с интернет - зависимым поведением у студентов вуза исследованы недостаточно. Нами была сделана попытка проанализировать взаимосвязь акцентуаций и интернет - зависимости у студентов вуза. В ходе проведенного исследования нами было установлено, что у юношей с чрезмерным увлечением Интернета высокие показатели по шкалам застревающего, эмотивного и демонстративного типа. В группе девушек установлено преобладание таких типов акцентуаций как: застревающий, циклотимный, демонстративный, гипертимный, дистимический и экзальтированный. Впоследствии были разработаны рекомендации.
В профилактике интернет-зависимого поведения у студентов вуза в качестве обязательной составляющей должны рассматриваться темы предупреждения формирования нехимической аддикции и личностные особенности, что будет способствовать предупреждению чрезмерным увлечением Интернетом.
Результаты исследования могут являться основой для разработки и внедрения в образовательную среду вузов профилактических программ для студентов с чрезмерным увлечением Интернетом.
Предложенные профилактические мероприятия, направленные на снижение риска формирования интернет- зависимости, могут быть рекомендованы для центров адаптации студентов и служб психологического сопровождения студентов вузов.
Результаты исследований могут быть включены в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих со студентами по вопросам профилактики нехимических аддикций.
1) Нет четкого общепринятого понимания и определения интернет-зависимости. В отечественной и зарубежной литературе исследование нехимических зависимостей началось лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что американский психиатр Айвен Голдберг первым предложил термин «интернет - зависимость», на данный момент не существует единого определения данному виду нехимической зависимости, поскольку на сегодняшний день степень изученности проблемы не очень высока.
2) Интернет - зависимость и компьютерная зависимость часто являются взаимозаменяемыми и взаимодополняющими понятиями.
Собственно с чем это связно можно выделить ряд факторов: во-первых, сама проблема интернет - зависимость появились сравнительно недавно в связи с развитием гаджет технологий и сети интернет. Во-вторых, нет общепризнанных конкретных понятий. Часто «компьютерную зависимость» и «интернет-зависимость» объединяют. В-третьих, работы исследователей в научных изданиях в основном посвящены феномену интернет-зависимости, его истории возникновения, обоснованности употребления термина, спорам о вредности данной зависимости требуя внести в международную классификацию болезней. Но, несмотря на все это,
психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.
3) Отсутствие конкретных и строго ограниченных общих критериев диагностики Интернет-зависимости.
По итогам результатов различных исследований, проводимых во многих странах мира, доказывают, что данный феномен имеет мировую распространенность. Однако существует проблема, указывающая на противоречивость полученных данных, очевидно, это можно связать с разнообразием самих методов и диагностических критериев самого феномена Интернет - зависимости.
Учеными применяются разнообразные шкалы с определенными различными порогами оценки, что и усложняет понимание истиной распространённости данного феномена как проблемное использование сети Интернет. В качестве организации площадки своих исследований и способа сбора информации ученные использовали онлайн - опросы.
Безусловно, преимущество такого подхода велико нельзя не отметить это за короткое время можно охватить максимальное количество участников и собрать огромное количество исследовательского материала. Однако, нельзя и не принять во внимание тот факт, что в процессе отбора испытуемых, участвующих в исследовании не происходит осуществление контроля со стороны исследователя что приводит к тому, что выборку уже изначально составляют категория с более частым и проблемным использованием Интернета, или же те, кто чувствуют, что использование Интернета является для них проблемным.
4) Научные статьи по проблеме интернет - зависимости по большей части носят лишь теоретический характер, не имея четкой системности.
Зарецкая О.В впервые предприняла попытку систематизировать исследования и классифицировать научные подходы к проблеме интернет-зависимости зарубежных и отечественных исследователей.
5) Методы лечения и профилактики от интернета - зависимости разработаны, но не все методы признаются эффективными.
Несмотря на то, что на данный момент есть определенное количество работ, посвященных феномену интернет - зависимости чрезвычайно мало работ, посвященных профилактике и методом возможного лечения. Существующие подходы не всегда оказываются эффективными. Возможно, данная проблема связанна с тем, что пользователи сети и их родственники не понимают рисков, которые могут привести к проблеме устойчивого характера.
6) Психологические характеристики интернет- зависимых пользователей изучены недостаточно.
Несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах психологические характеристики индивидуальных свойств личности с интернет - зависимым поведением у студентов вуза исследованы недостаточно. Нами была сделана попытка проанализировать взаимосвязь акцентуаций и интернет - зависимости у студентов вуза. В ходе проведенного исследования нами было установлено, что у юношей с чрезмерным увлечением Интернета высокие показатели по шкалам застревающего, эмотивного и демонстративного типа. В группе девушек установлено преобладание таких типов акцентуаций как: застревающий, циклотимный, демонстративный, гипертимный, дистимический и экзальтированный. Впоследствии были разработаны рекомендации.
В профилактике интернет-зависимого поведения у студентов вуза в качестве обязательной составляющей должны рассматриваться темы предупреждения формирования нехимической аддикции и личностные особенности, что будет способствовать предупреждению чрезмерным увлечением Интернетом.
Результаты исследования могут являться основой для разработки и внедрения в образовательную среду вузов профилактических программ для студентов с чрезмерным увлечением Интернетом.
Предложенные профилактические мероприятия, направленные на снижение риска формирования интернет- зависимости, могут быть рекомендованы для центров адаптации студентов и служб психологического сопровождения студентов вузов.
Результаты исследований могут быть включены в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих со студентами по вопросам профилактики нехимических аддикций.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУДАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОНТЕНТА
ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2024 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование психологических особенностей наркозависимых людей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



