ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1. Система управления персоналом: сущность и основные понятия 5
1.2. Характеристика основных элементов системы управления персоналом в современных организациях 9
1.3. Особенности управления персоналом в туристских организациях 16
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В «ЛА МАЛЕТА ТУР» 24
2.1. Общая характеристика деятельности организации 24
2.2. Анализ элементов системы управления персоналом в турорганизации 31
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в турорганизации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Главной задачей системы управления персоналом является обеспечение четкого выполнения персоналом задач и функций, поставленными и определенными в соответствие с целями организации.
В настоящее время особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Поэтому каждый руководитель любой туристской фирмы, независимо от уровня профессиональной подготовки и знаний, ученой степени и практического опыта, должен владеть наукой управления, умением управлять своим персоналом.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в отечественном туристском бизнесе кадровым проблемам традиционно уделялось минимальное внимание. В настоящее время туристские организации ставят перед собой несколько целей:
создание новых продуктов и услуг и эффективное управление человеческими ресурсами,
развитие трудового потенциала каждого сотрудника.
Особую роль в этом играет совершенствование системы управления персоналом. Главная задача системы управления персоналом - содействие развитию бизнеса, подбор высококвалифицированных специалистов, оценка их работы, повышение их квалификации и мотивация к эффективному и качественному труду.
Эта деятельность тесно связана с функционированием всей организации и не может быть рассмотрена как отдельная деятельность. Особенностью деятельности является большая вовлеченность сотрудников турфирмы в бизнес, развитие трудового потенциала каждого работника, благоприятный психологический климат в организации. В современных туристских организациях развивается система взаимодействия линейных руководителей организации разного уровня, которая обеспечивает их необходимой документацией при замещении должностей и перемещении сотрудников с одной должности на другую.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом туристской организации ООО «Ла Малета Тур».
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
– рассмотреть теоретические особенности управления персоналом в турфирме;
– проанализировать элементы системы управления персоналом в турорганизации;
– выявить проблемы функционирования системы управления персоналом в ООО «Ла Малета Тур» и предложить пути их решения.
Объектом исследования в дипломной работе является организация ООО «Ла Малета Тур».
Предмет исследования – система управления персоналом турфирмы.
Методической и методологической основой данной работы являются специализированная литература, а также методические пособия и рекомендации по проведению исследований в сфере управления персоналом.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
При написании выпускной квалификационной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники, данные ООО «Ла Малета Тур».
В выпускной квалификационной работе использовались методы группировки данных, сравнения, статистические методы, методы анализа и обобщения.
Целью дипломной работы явилась разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «Ла Малета Тур». Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: изучались теоретические основы системы управления персоналом, анализировалась система управления персоналом ООО «Ла Малета Тур», разрабатывались мероприятия по ее совершенствованию.
В качестве объекта исследования в дипломной работе было выбрано ООО «Ла Малета Тур», предоставляющее туристские услуги на рынке г. Красноярска.
Общая численность персонала в 2012 году составляла 10 чел., в 2013 году – 11 чел., в 2013 году – 12 чел. Численность мужчин и женщин за рассматриваемый период увеличилась на 1 чел., анализирую возрастную структуру компании стоит отметить, что наибольший удельный вес приходится на молодых специалистов (25-29 лет) – 27-30% от общего количества. Положительным моментом является преобладание специалистов с высшим специальным образованием – 80-83%.
Анализ трудовых ресурсов показал, что доля персонала, имеющих большой стаж составляет 10-17%. Основная доля специалистов имеет стаж работы от 5 до 9 лет (45-50%).
По результатам проведенного анализа, систему управления персоналом туристской фирмы следует оценивать, как достаточно эффективную, направленную на достижение высоких результатов труда. Однако она имеет ряд существенных недостатков, которые значительно влияют на эффективность формирования и использования трудовых ресурсов, в частности:
- оценка персонала проводится в простой форме собеседования при приеме на работу. Специфика деятельности ООО «Ла Малета Тур» требует более тщательной оценки персонала с целью отбора лучших кадров.
- процесс адаптации молодых сотрудников не закреплен ни за одним сотрудником организации, имеющим достаточный опыт в туристском бизнесе. В организации ежегодно увеличиваются объемы работ, имеет место текучесть кадров и возникает необходимость в привлечении новых специалистов.
- поиск персонала осуществляется постоянно заново, начиная от подачи объявлений в СМИ и заканчивая наймом. В компании не формируется база данных по специалистам, претендующим на ту или иную должность. Организация найма и оценки при приеме на работу ведутся традиционными способами: заполнение анкет, собеседование, проверка документов и т.п.
- в настоящее время в ООО турфирме «Ла Малета Тур» имеет место текучесть персонала, необходимость постоянного набора офис-менеджеров, что и обусловило выбор данной темы дипломной работы.
В результате проведенного анализа были разработаны следующие рекомендации.
Для совершенствования процесса найма персонала в ООО турфирме «Ла Малета Тур» предложено разработать Положение «Об оценке персонала», назначить ответственного за его разработку коммерческого директора. В Положении необходимо тщательно прописать различные критерии оценки, процедуру проведения, ответственных за ее проведение лиц и пр.
В данной работе был рассмотрен один из интереснейших и эффективных методов управления персоналом в части подбора персонала. Практическое исследование, проведенное в рамках реальной организации, показало, что деловая игра может эффективно использоваться при подборе специалистов, для которых важно обладать навыками группового взаимодействия, лидерскими качествами, коммуникативными и презентационными способностями.
Для того чтобы построить эффективную систему поиска и подбора кадров, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления персоналом организации. Подбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми остальными задачами управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом и которая забирает все время и все силы специалистов, но не дает при этом должной отдачи.
Таким образом, деловая игра является комплексным методом в управлении персоналом, позволяющим оптимизировать подбор кадров, мотивировать ее участников, дать им почувствовать себя в роли подбираемых специалистов.
Далее в работы был предложен более совершенный процесс адаптации молодых специалистов. Его особенность заключается в том, что автор предлагает внедрить процесс наставничества специалистов со стажем над молодыми специалистами.
Для упрощения процедуры поиска персонала предлагается создание кадрового резерва с целью обращения к нему при необходимости заполнения вакантной должности.
В предстоящем периоде предприятие планирует расширять спектр оказываемых туристских услуг и как следствие ей необходимы будут новые работники.
Мероприятия, реализуемые в комплексе, позволят, на мой взгляд, совершенствовать кадровую политику предприятия, что эффективно отразится на деятельности компании.
1. Адамс. Б. Эффективное управление персоналом / Боб Адамс; пер. с англ. А.Г. Бронской. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 362 с.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2006. - № 1. – С. 50-52.
3. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. - 2004. - № 4. - С. 28-31.
4. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита.- 2007.- № 7. - Прил.: С. 44-47
5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2007. – 368 с.
6. Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 240с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995. – 341с.
8. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2006. – 296 с.
9. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2002.- № 10. - С. 29-31.
10. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1995. – 449 с.
11. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 5. – С. 8-9.
12. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2005.- № 2. - С. 83-88.
13. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 5. – С.10-12.
14. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. – М.: Эксмо. – 2005. – 304с.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов.- СПб. и др.: Питер, 2006.- 508 с.
16. Каверзин Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? // Служба кадров.- 2002.- № 8. - С. 32-37.
17. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М: ИНФРА –М, 2003. – 304с.
18. Кибанов А.Я. Управление персоналом. – М: Экзамен, 2003. – 576с.
19. Кириллов Л. Как заставить сотрудников "гореть" на работе // Управление персоналом.- 2007.- № 6. - С. 26-31.
20. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом.- 2005.- № 1. - С. 38-41.
21. Комаров Е. Фирменный патриотизм или преданность в трудовых отношениях // Управление персоналом.- 2007.- № 5. - С. 63-66.
22. Лукашевич В.В. Управление персоналом. – М: «Деловая литература», ГЕЛАН, 2003. – 253 с.
23. Мазин А. Факторы риска во взаимоотношениях работодателя и работника // Управление персоналом. - № 1. – 2006. – С.60
24. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 428 с.
25. Маслов В.И. Управление персоналом предприятия: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономика и управления / В.М. Маслов. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 159с.
26. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва: «Дело», 2000. – 480с.
27. Моргунов Е. Нарушение этики при подборе персонала.// Управление персоналом, № 3 (80). 2003.
28. Моргунов Е. Отбор, контрактация и увольнение сотрудников.// Управление персоналом, № 7. 2005.
29. Моргунов Е., Ярушена М., Брак «по расчету», или подбор после приема.// Управление персоналом, № 11-12. 2006.
30. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. – М.: Академия, 2003. – 528с.
31. Савченко И. В., Яхонтова Е. С. Общность оценок менеджерами результативности компании как фактор эффективности управления // Материалы 5-й Международной конференции «История управленческой мысли и бизнеса». — М.: МГУ, 2002. - С. 58-66.
32. Самая большая проблема кадров – найти думающих людей. Интервью с О. Доброхваловым // «Управление персоналом». – 2003. - № 4. – с.44
33. Соловьева О.В. Самая большая проблема кадров – найти думающих людей // Управление персоналом. - № 4. - 2005. – С.44
34. Самыгин С.И. Менеджмент персонала. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 480с.
35. Скрипкин К. тестирование и оценка персонала: 13 исходных приемов.// Управление персоналом, № 4. 2000.
36. Смирнов Ю.В. Как в Челябинске находят персонал.// Управление персоналом, № 6 (83). 2003.
37. Соболь Е. Типология российских организаций глазами консультанта-рекрутера.// Управление персоналом, № 7 (84). 2003.
38. Сурков С.А. Обеспечение отбора и найма персонала.// Управление персоналом, № 12 (77). 2002.
39. Сурков С. А. Проблемы перехода в менеджмент и становления начинающего менеджера // Управление персоналом. - 2007. - № 3. - С.34-36.
40. Сурков С.А. Обеспечение отбора и найма персонала // Управление персоналом. - № 12. - 2005. – С.42.
41. Теория системного менеджмента / Под общей редакцией П.В. Журавлева. – М.: Экзамен, 2004. – 512с.
42. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / Минобразование РФ; П.В. Журавлев, С.А. Карташов. – М: ЭКЗАМЕН, 2004. – 576с.
43. Трусова Е.Э. Быстро и качественно решить проблему подбора персонала сегодня – значит, завтра успешно решать кадровые проблемы //«Управление персоналом». - 2003. -№ 8. – С.20
44. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-446с.
45. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес школа», 2004. – 368с.
46. Чернышев Д.А. Глобализационные и интеграционные процессы в управлении предприятиями индустрии туризма // Российское предпринимательство. — 2012. — № 4 Вып. 2 (182). — c. 147-152. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/11814/ (Дата обращения 10.06.2014)